РОЛЬ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (3 класс) на тему

Прохорская Елена Николавевна

РОЛЬ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostina_irina_alekseevna_statya_2017_pechat.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

РОЛЬСЕМЬИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Костина Ирина Алексеевна

Учитель начальной школы МАОУ СОШ №30 г.Тамбова

e-mail:irina-kostina3010@mail.ru

Тамбов – 2016

И.А.Костина

Роль семьи в образовании детей младшего школьного возраста.

         Семья, ребенок, школа…Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача воспитания и обучения младшего школьника. Воспитание детей в семье и воспитание детей в школе – это неразрывный процесс. Семья – это место духовного рождения человека. Чувства, на которых стоит она, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными.

Роль семьи велика. Быть отцом или матерью – не профессия  и даже не обязанность в привычном понимании слова. Это великая ответственность. Быть настоящими родителями очень трудно, потому что жизнь сразу же наполняется тысячами разных проблем, решения которых никто не подскажет. Опыт каждой семьи неповторим, семейные ситуации могут быть уникальными. Чувствовать свою ответственность, представлять круг своих обязанностей могут многие, но не всем, однако, удается желаемое воплотить в действительность.

Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Важно, что бы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе, чтобы каждый из родителей понял всю сложность, всю многогранность своих обязанностей, упорно овладевал родительской педагогикой и был оптимистом!

 Единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания. Там, где учитель и родители действуют согласованно, ребенок испытывает меньше трудностей в процессе  овладения нравственными нормами поведения, правилами общения с окружающими детьми и взрослыми[1]. Ребенок не рождается трудным. Он им становится. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят: «Он из хорошей семьи», - это значит, что человек этот доброжелателен, трудолюбив, на него можно положиться. Такой человек приятен в общении.[2]

В воспитании детей не бывает каникул. Родители – главные воспитатели. Помочь им осознать свою ответственность за воспитание детей  - одна из главных задач педагогического коллектива школы. Одно из направлений в работе учителя с родителями младших школьников  - это разностороннее педагогическое просвещение (лекции, конференции, консультации для родителей); знакомство и распространение лучшего опыта семейного воспитания; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Именно родители стоят у истоков патриотического воспитания. Знакомство с героическим прошлым нашей страны, с ее традициями, праздниками, трудовыми свершениями в первую очередь происходит в семье[3]. Уровень нравственности родителей, их идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. В процессе общения с близкими, ребенок начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой плохим.

Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль принадлежит семье – воспитывается эстетический вкус. Первые восприятия красоты, которые человек получает в семье, часто определяют эстетические вкусы на многие годы, а иногда и на всю жизнь.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению кругозора. В семье ребенок получает новую информацию, учиться наблюдать и сравнивать, задает и разрешает интересующие их вопросы. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. С поступлением ребенка в школу задачи умственного воспитания усложняются.

Почему же семья является таким мощным фактором воздействия на человека? Одна из причин влияния семьи на детей – в устойчивости первых впечатлений ребенка от окружающей жизни. Их ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Сила влияния и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Ребенок живет в семье. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них избавиться. Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Проживая в семье, по словам В. А. Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта, он увереннее определяет свою дорогу в жизни.

Содействуя семье в воспитании ребенка, учитель должен развивать у родителей и детей положительное отношение к школе, учению; своевременно корректировать процесс семейного воспитания.

Список литературы

1.Деманова, И.А. Педагог в пространстве детства. Народное образование, 2007. №6.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.,

3.Селевко Г.К. Воспитание технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

4. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М. Просвещение,  2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в воспитании детей младшего школьного возраста.

Классификация русских-народных сказок. Их роль в образовательном процессе у детей младшего школьного возраста....

Роль семьи в обучении детей младшего школьного возраста

Семья и школа. Проблемы взаимодействия. Основные способы ее решения....

Статья "Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста"

Статья предназначена для проведения школьных родительских  собраний. Может быть полезна для выступления на  семинаре по теме: "Проектирование и организация работы с родителями в условия...

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста

laquo;Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья -колыбель духовного рождения человека, важный и во многом...

Роль игры в воспитании детей младшего школьного возраста

Современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с...

Доклад "Роль конкурсов в воспитании детей младшего школьного возраста" 2020-2021 уч. год

         Любой из учащихся, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает опыт, получает возможность реализовать свои способности.          ...

«Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста»

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно...