Методы и приемы ТРИЗ
статья на тему

Егорова Дарья Дмитриевна

Данная статья предназначена не только для учителей начальных классов. Представленные приемы можно использовать на всех уроках в любом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_triz.docx169.12 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы ТРИЗ не просто делают занятия более разнообразными, не только стимулируют интерес к изучаемому предмету. На основе ТРИЗ можно формировать единую научную, системную, диалектически развивающуюся картину мира. ТРИЗ полна разнообразными играми, методами и приемами. Эти методы и приемы помогают совершенствовать речевые навыки по автоматизации звуков в речи, пополнять активный словарь и формировать содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей. Одновременно повышается интерес к занятию, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творчеству каждого ребенка, совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение. В работе мы рассмотрим некоторые из них.

  1. Метод выявления противоречий (игра «Хорошо-плохо»)

Все ТРИЗовские игры и задания учат вначале выявлять противоречивые свойства предметов, явлений объектов, а затем добиваться решения противоречий. Ведь наша жизнь сплошь состоит из ежеминутных противоречий, которые являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними работать – важнейшая составляющая творческого мышления.

Именно с этого метода начинается разбор любой проблемной задачи. Основа — диалектическое направление. Диалектический метод учит смотреть на проблему с разных точек зрения.

Цель игры: развитие адекватной оценочной деятельности учащихся, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные стороны, анализировать их.

Существует два варианта этой игры.

1 вариант.

Для игры выбирается объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, не порождающий специфических (положительных или отрицательных) эмоций. Ребенку предлагается назвать, что в данном объекте «хорошо», а что – «плохо», что нравится, а что не нравится, что удобно, а что неудобно. Ребенок может характеризовать любые свойства и качества объекта.

Например: Утюг

«хорошо»

«плохо»

что можно гладить

что можно сжечь вещи

что горячий, хорошо гладить

что горячий, можно обжечься

что работает от сети, это удобно

что работает от сети – могут отключить свет

2 вариант.

Для игры выбирается объект, вызывающий у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, имеющий конкретную и вполне определенную социальную значимость. Это часто приводит к его однозначной оценке (или только «хорошо», или только «плохо»). Сначала учащиеся выделяют явные свойства объекта, вызывающие эту оценку, затем находят свойства, вызывающую противоположную оценку.

Пример: Коньки (вызывают стойкую положительную ассоциацию).

Это «хорошо», потому

  •  что можно покататься;
  •  что красиво сидят на ноге;
  •  что можно весело проводить время;
  •  что лезвия острые, легко скользят.

Но это «плохо», потому

  •  что можно подвернуть ногу;
  •  что летом не покатаешься;
  •  что в них нельзя ходить в другие мест (например, в театр);
  •  что когда на шнурках узел, трудно развязать.
    2. Метод фокальных объектов.

Это важный метод активизации мыслительной деятельности. Основными приемами являются аналогии. Ведется поиск связи между словами, обычно не употребляющимися рядом. Например: «часы - страж неуловимого», «шкала — великая рутина». Другой прием - кратко и образно дать определение, выразить суть предмета или явления (обычно в двух словах). Например: «корабль — конь морей», «море - поле кораблей».

В работе с младшими школьниками этот метод можно использовать на уроках по развитию речи, при подготовке всевозможных классных мероприятии. Например, составление сказок можно проводить на уроках по развитию речи (занятия по интересам) [9, с. 265]

План действий

  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Например: совершенствуемый объект – фонарик; случайные объекты – очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки случайных объектов:
1.Очки: солнечные, защитные, модные.

2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания:

1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи:

1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

  1. Модель Морфологический ящик (копилка)

Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:

  • на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
  • на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
  • на окружающем мире – копилки различных видов животных и растений;
  • на литературном чтении – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. 
  1. Модель “Создай паспорт” 

Данная модель служит для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:

  • на литературном чтении – героев литературных произведений;
  • на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
  • на математике – геометрических фигур, математических величин;
  • на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.

Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками.

Например: произведение А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»:

Имя – Страшила Мудрый

Создатель – А. Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты

Где впервые встречается – шест у голубой изгороди

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый

Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным

 

Имя – Железный Дровосек

Создатель – А. Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – человек, целиком сделанный из железа

Где впервые встречается – у надрубленного дерева в чаще леса

Личные качества – сильный, ловкий

Заветное желание – сердце

 

Имя – Трусливый Лев

Создатель – А. Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – огромный, громадный лев

Где впервые встречается – в лесу на дороге

Личные качества – при первой встрече, чтобы скрыть свою трусость, страшно ревел и нападал на маленьких и слабых

Заветное желание – смелость

  1. Метод составления загадок, метафор и лимериков.

При составлении загадок используется модель: Какой? Кто такой же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляется между правыми и левыми столбцами «как» или «но не».

Модели составления загадок могут быть разными:

1.Какой? Что такое же?

2. Что делает? Что делает так же?

3. На что похож? Чем отличается?

План работы с загадкой:

1) Выделение признаков предмета

Запись на доске:

красные            зеленые            круглые          сочные

помидоры

вкусные                       крупные                     сладкие

2) Сравнение с другими предметами

мячик    шарик    « глаз» светофора

помидоры

яблоко    воздушный шарик    колобок

3) Действия предмета (помидора)

растет     зеленеет     зреет

помидор

краснеет           наливается

4) Подбор рифмы.

Зеленеют–краснеют–зреют
Круглые–крупные
На грядке – ребятки

5)Составление загадки
Сочные да крупные,
Как мячики круглые,
Летом зеленеют, 
К осени краснеют. (Помидоры)

Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
  6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Лимерики - это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться.

Модель:

1.  Жил-был (объект)

2.  Какой?

3.  Что делал?

4.  С кем общался?

5.  Вывод (утверждение или мораль)

Например:

Жил-был старичок меж ульями.

От пчёл отбивался он стульями.

Но не учёл

Числа этих пчёл

И пал смертью храбрых меж ульями.

Жила-была теория,

Нет, не филология!

Называлась странно: ТРИЗ.

В ней задания – на любой каприз!

Эта теория развивает мышление детей.

  1. Моделирование сказок

Цель метода: учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения своих собственных историй и сказок; развитие речи посредством художественной литературы.

Сказка способствует развитию ребёнка в трёх направлениях:

  • речь (артикуляция, лексика, синтаксис);
  • мышление (логическое, образное);
  • эмоции (эмпатия).

Следует учитывать также в своей работе такие моменты:

  • сказка способствует активизации познавательной деятельности у младших школьников (формирование мотивации и активной жизненной позиции);
  • разнообразные приёмы работы над сказкой предоставляют возможность для самовыражения каждому ребёнку в классе (развитие эмпатии, приобретение опыта эмоциональных ощущений и коммуникативных качеств);
  • анализ прочитанных сказок и сочинение собственных  позволяют научить ребёнка рефлексии собственной деятельности (формирование оценочных суждений);
  • метод  сказкотерапии (изучение личности ребёнка, коррекция поведения, создание условий для формирования социальной компетенции).

Вначале необходимо обучить младших школьников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные изображения, картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Например: обучение пересказу рассказа «Белка».

Это было летом. Маша с дедушкой встали рано и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький с большим пушистым хвостом. Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы.

  1. Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма – пожалуй, самый известный из всех методов.

Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Участников можно разбить на группы, выдвинув в каждой лидера, либо работать со всем классом. После постановки вопроса для начала все участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет  оценивание проблемы. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее).

Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.

На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются.  На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.

После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.

В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

Положительные стороны:

  • все учащиеся участвуют на равных позициях;
  • возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;
  • создаются условия для развития познавательного интереса.

Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

Недостатки:

  • при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;
  • возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.

Например, задача: вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:

- Добавить холодную воду, заварку или молоко.

- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

- Добавить много варенья или сахара.

- Переливать через воронку.

- Погружать холодные ложки.

- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

В данном параграфе мы рассмотрели не все методы и приемы ТРИЗ, но самые основные, которые помогут учителю в его работе. В результате  их использования:

  • у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
  • ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
  • ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе. Цели и задачи. Практические задания к урокам....

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

Использование приемов ТРИЗ на различных уроках в начальной школе...

Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в детских творческих объединениях

Современная традиционная система образования требует серьезной перестройки, т.к. носит информационно-репродутивный характер, формирует человека-исполнителя, а обществу в современных условиях нужна тво...

Методы и приемы ТРИЗ технологии.

Методы и приемы ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся....

Методы и приемы ТРИЗ технологии

Методы и приемы ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся....

Изучение и внедрение методов и приемов ТРИЗ через реализацию программы технической направленности

Изучение и внедрение методов и приемов развития творческого воображения и изобретательства через реализацию дополнительной общеобразовательной программы технической направленности...