Выступление на тему «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов начальной школы», 2014г.
материал на тему

Михайлишина Светлана Анатольевна
Выступление на тему «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов начальной школы», 2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Районный семинар на тему:

«Системно – деятельностный подход

в преподавании учебных предметов

 в начальной школе»

Дата проведения: 20.02.2014

                           

Выступление приготовила:

учитель 1 категории

Гладкова С. А.

                                       

1 слайд

Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

2 слайд

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.               Системно – деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования.

3 слайд

Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

4 слайд   

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

5 слайд 

Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

6 слайд

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает  знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется    системно -  деятельностным. 

 

7 слайд 

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

8 слайд

Системно-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе следующих технологий:

  • проблемно-диалогическая технология;
  • технология оценивания;
  • технология продуктивного чтения;
  • коллективные способы обучения  (КСО);
  • технология развития критического мышления;
  • информационные технологии;
  • технология проектного обучения.

Чтобы плыть с попутным ветром, нам нужно владеть этими  технологиями и быть мобильными.

9 слайд

построение урока в аспекте системно-деятельностного подхода

Обновление урока за счет:

  • Формулировки и решения на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
  • Комплексного подхода к планированию результатов урока.
  • Изменения роли учителя и ученика на уроке.
  • Обновления форм организации учебных занятий.
  • Смещения приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.
  • Систематического использования технологий.

в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Многое, если не все, зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на уроке. Поэтому нам, учителям основной школы, необходимо овладевать новыми образовательными технологиями, с помощью которых было бы

Литература.

1. Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2005 г.

2. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.

3. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2004 г.

4. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс четырёхлетней начальной школы/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.

5. Беседы с учителем: 3 класс: книга для учителя/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007 г.

6. Учебники и пособия по УМК «Начальная школа XXI века», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007-2009 г.

7. «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».

8. . Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

9. 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

10. 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

11. 4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школеhttp://festival.1september.ru/articles/527236/

12. Интернет-ресурсы:

1. www. vgf.ru

2. http://www.festival.1septembr.ru

3. http://www.shkola.edu.ru

4. http://www.pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов «Русский язык» и «Литература».

Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании предметов «Русский язык» и «Литература»....

Выступление на педсовете по теме "Системно-деятельностный подход"

Выступление на педсовете по теме "Системно-деятельностный подход"...

Выступление на тему " Системно - деятельностный подход в обучении"

Теоретический материал, раскрывающий суть подхода, называющий компоненты овладения знанием, систему дидактических принципов, лежащит в основе подхода....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Выступление на семинаре по теме "Системно-деятельностный подход как основа организации на уроках математики в начальной школе"

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные уме...

Выступление на семинаре по теме "Системно-деятельностный подход как основа организации в начальной школе"

Рассмотрено одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с неск...

Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...