Хлеб - наше богатство. Берегите хлеб!
методическая разработка на тему

Горяева Татьяна Владимировна
Дети познакомятся с профессиями, связанных с хлебом, выведут правила бережного обращения с хлебом, выучат стихи, сценку, повторят пословицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_-_nashe_bogatstvo.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 410

Клубный час в группе продленного дня

"Хлеб -  наше богатство.  Берегите хлеб!»

(Конспект + презентация)

                                                                                          Работу выполнила:

                                                                                          воспитатель ГПД

                                                                                          Горяева

                                                                                          Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург, Пушкин

2016

Данное мероприятие целесообразно проводить накануне праздника 9 мая.

Дети вспоминают о ветеранах Вов, о кусочке блокадного хлеба, познакомятся с профессиями, связанных с хлебом, выведут правила бережного обращения с хлебом,

выучат стихи, сценку, повторят пословицы.

Цели занятия:

-воспитание бережного отношения к хлебу;                                          

-уважительного отношения, любви к труду хлебороба, хлебопёка

-трудовое  эстетическое воспитание учащихся

Наглядные пособия:

- музыка Я.Френкеля "Русское поле",

- картина И.И.Шишкина "Рожь".

- плакаты, пословицы о хлебе, изделия из муки,

-презентация о хлебе,

-рисунки детей.

                                                               Ход занятия

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.

- Что это? (хлеб)

Определим цель сегодняшнего занятия:

-Как вы думаете, почему я выбрала клубный час про хлеб?

- узнаем, кто производит хлеб (ответ детей), и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу.

А когда мы можем сказать: много хлеба? Хлеб - наше богатство?

(СЛАЙД 1)

-Правильно: на полях…

 (СЛАЙД 2)    

«Рожь» И.И.Шишкин.

Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал замечательный русский художник И.И.Шишкин.

Рожь, рожь, дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Рожь, рожь до свода голубого

Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб.

 А почему золотые? – богатство?

 (СЛАЙД 3)

 Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью. Мы сегодня тоже встретили своих гостей хлебом, очень хорошо постарались мамы, бабушки и сами дети. Мне бы хотелось обратить внимание на то, как заботливо накрыты эти столы, сколько умения и фантазии выразили ваши мамы и бабушки при выпечке угощений.

Учитель:

Вот, он –
Хлебушко душистый.
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл

 В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло!

Воспитатель:  Мы    каждый день  едим  хлеб и  никому     не  приходит мысль    о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью (эти угощения мы попробуем после нашего праздника.)

-А что такое рушник?

 (СЛАЙД 3)

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

(СЛАЙД 4, 5, 6)

Ведущий: Как пришёл ты к людям, хлеб?

(Выбегают несколько  ребят с колосками в руках и танцуют «Колоски»)

Театрализация

1 колос: Было это давным-давно. Так давно, что не было на свете ни наших дедушек, ни бабушек, ни даже пробабушек.  Людям жилось тогда очень  трудно.У них не было домашних животных, они не умели выращивать растения и, чтобы не умереть с голоду бродили по дремучим лесам и искали съедобные корни, плоды. На это уходило много сил, и голод постоянно мучил человека. И вот однажды…

Появляются   первобытные  люди, идут устало, понурив головы. Вдруг один наклонился, вырывает траву, жуёт семена, улыбается и кричит : -О-О-О! Другие  подбегают,  жуют радостно,  танцуют и в ладонях уносят зёрнышко.

Ведущий: -Чудо, какими вкусными показались эти семена людям!

Учёные считают, что это был  ЯЧМЕНЬ.

2 колос: -А  я хочу подарить Вам сказку.Но эта сказка не простая.

-Жили были СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯ и ТРУД. Дружно они жили, но откуда ни возьмись…

БЕЗДЕЛИЦА:  -Ох,  люблю я бездельничать. Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Уговаривала человека побездельничать, а он  вот хлеб посеял и всходы появились. Ух, позову-ка я Мороза. Эй, вы, морозы, на помощь!

(Встают  Морозы с посохами. Они    направляются  к всходам)

Ведущий: -Ребята, беда может случиться! Скорее в круг!   (Дети окружают всходы)

БЕЗДЕЛИЦА:  -Ох  и бездельники эти морозы. А у меня ещё  в запасе ветры-суховеи. Ветры, появитесь! –Ну  суши!

Ведущий :-Нашим всходам нужна влага. В воде их спасенье. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше воды. Но ветры – суховеи постараются завладеть водой.

Игра  «Не  пролей  воду» (на середине комнаты  миска с  водой -озеро. Надо зачерпнуть ложкой воду и перенести в стакан, который стоит у всходов. То же делают суховеи, но они носят воду в другую  сторону. В чьём же стакане окажется воды больше?           Конечно у ребят. Ветры улетают.

БЕЗДЕЛИЦА: Горе, горе мне. Ухожу я от вас. Фу, какая противная ваша сказка.

3 колос :-Хороша твоя сказка, братец Колосок. Но я хочу,  чтоб ребята знали, что суховеи, бураны, засухи бывают не только в сказках. Они страшны на больших полях Кубани, Сибири.

Ведущий:- Борьба за хлеб продолжается и сейчас. Не зря взрослые говорят:

                                Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

                                 Видишь, пробивается  хлебный  стебелёк.

                                Сколько в это зёрнышко вложено труда,

                                Знает только солнышко, ветер и вода.

Ведущий:  Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово! В самом деле –вдумайтесь, словом хлеб называют не похожие друг на друга  растение, зерно, муку, изделия из муки.

Поэтесса   Ирина  Токмакова  спрашивает нас «Что такое хлеб?»

1.Только снег сошёл в апреле,

    Так поля зазеленели.

     Мы говорим «Хлеб!»

2.Золотой простор бескрайний

    Там работают комбайны.

     Мы говорим   «Хлеб!»

3.Вот зерно течёт рекой

  Чтобы сделаться мукой.

    Мы говорим «Хлеб!»

4.Тесто крутится в квашне,

    Запекается в огне.

    Мы говорим «Хлеб!»

5.Ешь его, расти и помни:

    В мире нет труда огромней,

     Чтоб на стол к тебе явился

     Свежий хлеб!  

       

Говорят:  Хлеб — всему голова.  Он — источник белка, углеводов, минеральных веществ, витаминов  и  клетчатки, которая  улучшает  пищеварение  и   «прочищает»  кишечник. В хлебе много полезных для человеческого организма веществ: фосфора, калия, магния, серы (что вовсе не означает, что их можно есть в чистом виде). Хлеб питателен, вкусен, недорог, легко усваивается сам и помогает усваивать другие продукты.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая.

(СЛАЙД 7)

Каравай

Каравай пекли в печи, вот такой формы по специальному рецепту с зажаристой  коркой.  –кто видел каравай? –Где?

СЛАЙД 8 )

Тяжёл и безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Не случайно поэтому в народных сказках всегда присутствуют или скатертъ-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

- А как хлеб на стол пришёл? Этот путь  хлеба сейчас расскажут дети.

1 .- Что стучите,
Мастера,
Золотые руки?
- Чиним, чиним
Трактора
- Точим, точим плуги.
Агроном в халате белом,
Чем он занят?
- Важным делом!
Проверяю семена.

2.   На дворе весна у нас,
Агроном сказал: - Пора!
Заводите трактора!
Трактора выходят в поле,
Тянут плуги на прицепе.
Режьте, плуги,
Как ножом,
Сочный, жирный чернозем!
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку!

3. Сеял сеятель старинный,
Из лукошка –  решета.
Нынче сеялка –  машина-
Этим делом занята.
Роет борозды проворно,
В них закладывает зерна,
Сыплет белый порошок…
Черепашке – это худо
Урожай поспел у нас

4.  Подползают черепашки –
Ох, и вредные букашки!
Погрызут росток они…
Самолет  над полем кружит.
Летчик сверху
Всюду-всюду.      
(поливает посаженное)

5. Урожаю – хорошо!
Выплывают  в степь  
комбайны, 
Словно в море корабли.
Ох,  машинища какая!
Ну,  комбайнер, покажи,
Ходят острые ножи.

Вот  шофер услышал,
Мчится,
Вот гудит:
“Иду-у! … Иду-у!”
Лейся, теплая пшеница
Прямо в кузов,  на ходу.

 (СЛАЙДЫ   9, 10,11, 12, 13, 14.)

Ученик 6. И везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Там хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там  где мелят зерна, перетирают машины. Получается мука.

Ученик 7.     На хлебозаводы, на кондитерские и макаронные фабрики её доставляют в огромных грузовиках – муковозах. На баках написано “Мука”. Если подать свежий воздух, мука вместе с воздухом потечет по трубам на склад. А домой приносим муку в пакетах из магазина.

Ученик 8.      На хлебозаводе все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Затем делительная машина отхватывает от теста ровные куски и они попадают в круглый желоб. Там он крутится, как на карусели, получается шарик из теста. Дальше – печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.

Молодцы, ребята.

 

 Вывод. Воспитатель

- Какой большой и трудный путь прошел хлеб от поля к нашему столу.

-Как думаете, сколько людей принимало в производстве хлеба? (ответы детей)

- Да, сотни тысяч людей разных (120) профессий принимали участие в производстве хлеба. Прочитайте список профессий. (Дети читают вместе с учителем вслух названия профессий.)

- А теперь давайте составим цепочку, проследим путь хлеба по рассказам наших экскурсоводов. (Ученик у доски собирает цепочку и обобщает.)

ПОЛЕ --- ЭЛЕВАТОР --- МЕЛЬЗАВОД --- ХЛЕБОЗАВОД--- МАГАЗИН

- Мы узнали, что хлеб достаётся дорогой ценой.

- А сейчас ПОСЛУШАЙТЕ РАССКАЗ «Хлеб святой» и сделаете вывод, как хлеб называют, как вы в дальнейшем будете относиться к хлебу.

“Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: - Фу, какой плохой хлеб Бабушка рассердилась и стала поучать внучку: - Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…  - А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю.    Потом с Петей стали его футболить. - Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.   - Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой. Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:  - Я больше никогда не буду говорить про хлеб.    И разбрасывать не буду.   Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь  меня… .   Бабушка  погладила  внучку  по  головке и ласково обняла её.

Ученик.

 Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающих лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове
Народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:

 “Если ты хлеб ценить перестал,

 Ты человеком быть перестал”.

Вывод. Воспитатель:

- Как бабушка называет хлеб? (святой).

   Хлеб святой. Хлеб – это жизнь. (На доске записано).

- Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей).

- Что делают с хлебом, который мы не съедаем, работники столовой ? (сухарики сушат и подают к супам).

- Если каждый школьник в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, то в день мы будем выбрасывать 30?500= 15000 г=15 кг хлеба. Вроде кусочек маленький, а это 15 булок хлеба.

- Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.

Викторина. – А сейчас проведем небольшую викторину, вспомним, о чем мы сегодня говорили.

- Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

- Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

- Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

- Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

- Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

- Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

- Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).

На  столе  лежат  карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко,  дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.

- Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.

(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).

Проверяем! Что лишнее? Чего не наклеили? (перец, лук)

- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.

Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – наша радость, им не сори!

Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!

Жалеть надо хлебную крошку.

- Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный.

 В чем дело?

(Белый  хлеб  пекут  из пшеничной муки, черный - из ржаной).

Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО ХЛЕБ ПЕКЛИ НЕ ВСЕГДА   ИЗ  ТАКИХ ИНГРИДИЕНТОВ! Другой блокадный хлеб пекли в годы войны из травы лебеды, из опилок, жмыха.

 (СЛАЙД 15)      

Показать кусок  в 125  граммов

Ученик:

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помнил мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

В блокадном Ленинграде в страшную зиму 1942 года выдавали на день маленький кусочек хлеба:

Ученик:

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, тот никогда не забудет!

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если мы с вами будем в С.-Петербурге, то обязательно сходим в музей истории города и увидим маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.

(СЛАЙД 15)

И труд, и хлеб - не случайные встречные.

Их судьбы сплетает единый узор.

Ведь труд без хлеба - трагедия вечная.

А хлеб без труда - это вечный позор.

Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

1. Положить в целлофановый пакет на батарею,

2. Приготовить панировочные сухари.

3. Посушить гренки для супа.

4. Поджарить гренки к чаю.

5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

Я  читаю одну часть а вы другую  часть.

1. Хлеб - всей жизни …….      голова

2. Худ обед,………….. коли хлеба нет.

3. Хлеб в закромах -………….. счастье в домах.

4. Не красна изба углами, …………..красна пирогами.

5. Сердить, бранись за хлебом – солью………. сходись.

6. Не тот хлеб, что в полях, ………….а тот, что в закромах

7. Нашей пшеницей солнце гордится, …………вечер настанет, не хочет садиться.

А знаете ли вы значение пословицы.

Хлеб не ешь - откуда сила?

 Потому что хлеб очень сильный. В гостях на столе мы видим различные вкусные блюда, а хлеб стоит в стороне, нарезанный тонкими ломтиками, накрыт салфеткой и хозяин обносит гостей, предлагая хлеб. Хлеб не обижается на то, что его не ставят в центр стола, потому что он очень сильный, а сила не обижается. "С хлебом сила приходит". "Хлеб - всей жизни голова?"

 А теперь вернемся к началу нашего урока.

Давайте сформулируем вместе 2 часть темы нашего классного часа

1. Хлеб - наше богатство (начало)………………

                   БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!!! (концовка)

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается

2. Не оставляй недоеденных кусков

3. Никогда не бросай хлеб.

4. Продли жизнь хлебу.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то,  что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается,  заставит вас по- новому относиться к хлебу.    Приглашаем  всех разделить с нами хлеб-соль.

( Чаепитие с испеченными пирогами, караваем, печеньем, кексами, хлебом и т.д.)

Использованная литература:

«Наш хлеб» В.Кармазин (документальное повествование о хлебе);

- картинки из Интернета;

-  Ирина  Токмакова  «Что такое хлеб?»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие « Хлеб- наше богатство»

Воспитание бережного отношения к хлебу и уважения к труду  хлеборобов; расширение кругозора обучающихся....

"Хлеб - наше богатство, хлеб - наша сила"

Тематический классный час о хлебе...

конспект и презентация классного часа "Хлеб - наша жизнь" для начальной школы

В представлен исторический и занимательный материал о хлебе....

Кроссворд в картинках "Хлеб- наше золото"

По картинкам необходимо определить зашифрованное слово...

Кроссворд в картинках "Хлеб- наше золото"

По картинкам необходимо определить зашифрованное слово...

Утренник для начальных классов на тему "Хлеб-наше богатство".

Утренник  "Хлеб-наше богатство" содержит стихи о хлебе, хлеборобах,  родной земле. Кроме стихов здесь находятся сообщения о  "хлебном дереве" , блокадном хлебе Ленинграда, ответ на вопр...

Конспект классного часа «Хлеб - наше богатство, хлеб - наша сила!»

Цели: 1.Расширение знаний о пользе хлеба и о его ценности. 2.Воспитание у учащихся бережного отношения и уважения к хлебу и людям, вырастившим его.Оборудование: презентация, раздаточный материал....