Эссе "Я - учитель!"
статья по теме

Польская Людмила Николаевна

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем.

    Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Учительский труд – это каждодневная работа со своими удачами и неудачами, победами и поражениями. 

 Педагоги  - счастливые люди, потому что, общаясь с детьми и делясь с ними своими знаниями , они черпают от юных слушателей энергию радости, чистоты и мира.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Ведь «учитель» – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа – это призвание, это жизнь. Для меня быть учителем – это и значит жить.

                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Но с детства я мечтала об одном:

Как сделать лучше мир, где мы живём.

Решила, что важней всего на свете,

Дороже и ценнее –это  ДЕТИ!!!!

 « Я – УЧИТЕЛЬ!»

Передо мной чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух.

Учитель…  Это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остается востребованной и по сей день. Учитель – человек, призванный передавать опыт, накопленный человечеством. Но задача истинного педагога заключается не в передаче суммы знаний. Учитель - это еще и воспитатель, потому что он всегда является примером для своих учеников. Именно с него они во многом «считывают» важную жизненную информацию: как нужно относиться к людям, к своей работе, к себе, к окружающему миру. В связи с этим, учитель, на мой взгляд, это очень ответственное «звание», требующее постоянного самосовершенствования, внутреннего роста и развития.

Настоящий учитель живет тем, чтобы научить, помочь найти себя в этом сложном мире каждому ученику. Учитель должен быть умным, добрым и строгим, открытым и понимающим. Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант.

Почему я стала учителем? Уже ни один раз я задавала себе этот вопрос. Мысленно возвращаюсь в детство, пытаюсь вспомнить тот момент, когда же я всё-таки решила стать учителем.

Будучи ещё ученицей 1 класса, мне уже нравилась эта профессия. С восторгом я наблюдала за своими первыми учителями, отслеживала их манеры, взгляды, умение красиво говорить…    Так получилось в жизни, что в 1 класс я пошла в райцентре, в ту школу, в которой работаю сейчас. В 1 «А» классе нас было 43 человека. Но проучилась я там недолго, ровно три четверти.  А с самого начала 4 четверти я попала  в сельскую малокомплектную школу. До сих пор помню то чувство, которое меня посетило в тот момент. Войдя в классную комнату, передо мной сидело 7 человек, и это ТРИ класса! И на всех одна учительница. Я была очень удивлена.  Почему я это вспоминаю? Да потому, что я видела работу учителя начальных классов с большим, но одним коллективом и работу педагога с маленькими, но тремя классами. И в том и другом случае требовалась большая подготовительная  работа, умение удерживать внимание, профессионализм.

В школе я была скромной и очень стеснительной. Но учительница, звали её Евдокия Ивановна, окружала нас заботой и теплом. Я вспоминаю её взгляд,

улыбку, умение как-то по-особенному объяснять, так просто и доступно. Мы сидели  и слушали, раскрыв рты. Она была доброй и в то же время строгой. В ней в нужной степени сочетались качества порядочного  человека.

Всегда вспоминаю, как  Евдокия Ивановна читала нам книгу Л. Воронковой « Девочка из города» .В день по одной главе, а нам первоклассникам так хотелось   узнать, что же будет дальше. Так наша учительница прививала нам интерес к чтению. В своей работе я тоже стараюсь использовать этот приём.  Потом были другие учителя, на которых хотелось быть похожей: Екатерина Макарьевна,  Мария Александровна, Тамара Васильевна и другие. В конце 9 класса я точно для себя решила – я буду учителем. В 1990 году я поступила в Зубово-Полянское педагогическое училище. Это учебное заведение было кузницей педагогов, наша  Альма-Матер. Как здесь прочно давали знания! Прежде чем провести урок, мы с нашими методистами очень подробно, скрупулёзно разбирали каждый этап урока. А после проведения подробно анализировали. До сих пор помнится этот анализ.

После педучилища в моей жизни был пединститут, пять с половиной лет я училась заочно. За плечами почти 22 года педагогической деятельности. Много это или мало? Да это, пожалуй,  не важно. Самое важное, я считаю, что я для себя вынесла, определила в жизни. А я для себя решила,  что  работа учителя очень важна и любима мною, что я без неё не могу и больше нигде не смогу работать, ведь я  училась на УЧИТЕЛЯ!

Я часто размышляю над важностью выбранной мною профессии. Возникает вопрос: что же является главным в работе учителя? Моя задача помочь детям не заблудится в этом трудном лабиринте школьной жизни, научить их всегда в любой ситуации оставаться человеком. Помочь им найти свой путь в жизни, своё место в современном обществе, и, как бы громко это не звучало, быть полезным своей стране. Ну и, конечно же, любовь к детям, хотя, трудно представить себе учителя , не любившего детей. Однозначно, дать хорошие прочные знания , которые пригодились бы детям в жизни. Не менее значимым в своей работе считаю научить детей верить в себя, развивать пытливость ума, воспитать честного, доброго, порядочного человека. Я стараюсь быть моим малышам интересным собеседником, пытаюсь добраться до самых укромных уголков маленькой души, чтобы развивать в нём творческую личность. У каждого из них свой мир, свои мечты, мнение, радости и огорчения. Проникая в души детей, я сама учусь, и готова учиться всю жизнь. Только в этом случае я обретаю право учить.

В своей работе использую те формы и методы, которым нас так хорошо обучали, опираюсь на принципы педагогики, вспоминаю труды Сухомлинского, Ушинского, Макаренко. Время не стоит на месте. Пришли в жизнь инновационные технологии, ФГОС. Приходится самосовершенствоваться. Курсы, семинары, вебинары. Всё это очень помогает в современной работе учителя. Ежедневно использую информационные технологии. Давно забыты бумажные таблицы, плакаты, от руки написанные перфокарты. Всё на экране ярко, красиво, интересно. Вот он принцип наглядности в педагогике! Особенно важно его использование в начальной школе.

Работа с первоклассниками очень не простая, но интересная. Часто бывает так, что  выкладываешься по максимуму, а отдачи нет. У деток не сразу появляется мотив к учению. Как доказательство есть одна смешная история. Шёл октябрь месяц, я помню, как подробно объясняла детям – чем буква отличается от звука. На что получила неожиданный вопрос от  мальчика первоклассника. Он, зевнув, посмотрел на мою обувь и спросил: « А ты сапоги, где купила?»  Вот и сложность, и интерес в нашей работе всегда рядом…

Работа с детьми младшего звена отличается тем, что детей этого возраста можно заинтересовать, увлечь, убедить, переоценить свои поступки и направить в нужное русло. Но достичь этого можно только при систематической работе педагога, вкладывая частичку своей души. Наши воспитанники очень хорошо чувствуют искренность и добрые намерения. Если дети любят своего учителя, то наперебой хотят с ним поделиться мыслями, эмоциями, переживаниями или радостью.

В работе учителя непозволительно работать «спустя рукава» - надо гореть. Ведь «Ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь. »  

Учитель  в постоянном контакте с родителями – собрания, консультации, беседы,  ежедневная связь по телефону. Да это не случайно,  ведь родители доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей! И я должна ежедневно давать пищу уму и сердцу своих учеников.

Дети по своей природе склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. В школе невозможно никакое педагогическое притворство. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках – об этом нам надо знать и помнить.

Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в своё призвание и при этом проявлять глубокое смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика.

Учителя и воспитателя часто сравнивают со скульптором. Но ребенок не глина, из которой можно вылепить все что угодно. Задача учителя – увидеть в маленьком человеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому ученику. Профессия учителя привлекает своей гуманностью и благородством.  Чтобы стать учителем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть учителем. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Быть учителем – значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией, человеком, постоянно стремящимся к контакту с учениками.

Отношения между учителем и учеником никогда не бывают равными – сказываются и возрастные различия, и разный жизненный опыт. Но в одном отношении равенство между ними обязательно – в степени искренности. Ребенок ищет в учителе старшего друга и наставника. Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя. Личный пример педагога в общении с окружающими, в манере поведения, в сдержанности, в умении разрешить правильно и справедливо какую-либо ситуацию, в искренности и доброжелательности накладывает отпечаток на его воспитанников.

Педагог в какой-то мере является актером. Он не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания. Учителю «положено» всегда входить в класс со светлой душой, улыбкой, что бы ни случилось, какие бы ни встретились трудности в жизни. Не каждый человек может быть учителем, так как эта профессия требует колоссального труда, большого опыта работы, огромного терпения, любви к детям, интереса к своей профессии. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Следовательно, профессия учителя – это и труд, и призвание.

Педагоги  - счастливые люди, потому что, общаясь с детьми и делясь с ними своими знаниями , они черпают от юных слушателей энергию радости, чистоты и мира.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Ведь «учитель» – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа – это призвание, это жизнь. Для меня быть учителем – это и значит жить.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...