Организация учебной деятельности неслышащих школьников со сложной структурой дефекта в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
статья (1, 2, 3 класс) по теме

Санникова Людмила Александровна

Статья об организации учебной деятельности неслышащих школьников со сложной структурой дефекта в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. В данной статье рассмотрены варианты обучения по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1.3, 1.4) для глухих школьников с дополнительными интеллектуальными нарушениями. Данный материал представляет собой обобщенное систематизированное описание примерных АООП по данным вариантам, представленное в краткой форме.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебной деятельности неслышащих школьников со сложной структурой дефекта в условиях реализации ФГОС (на примере АООП начального образования глухих обучающихся)

Автор: Санникова Людмила Александровна

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 с сентября 2016 года по всей территории РФ вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с умственной отсталостью (интеллектуальным и нарушениями), который устанавливает требования к структуре и объёму образовательных программ, условиям их реализации,  итоговым достижениям детей к моменту завершения школьного образования.

ФГОС НОО гарантирует каждому ребёнку с ОВЗ реализацию права на образование, вне зависимости от степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения и региона проживания.

Новый ФГОС НОО глухих обучающихся разделяет глухих учащихся на 4 группы (варианта обучения):

1.1 глухие обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого к возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками и могут, при специальной помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки;

1.2 глухие обучающиеся, не имеющие дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым достижениям с образованием слышащих сверстников, но в пролонгированные сроки, обучаясь по варианту АООП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям;

1.3 глухие обучающиеся с дополнительными ограничениями здоровья (с умственной отсталостью), которые могут получить образование на основе АООП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с результатами глухих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, а также реализуется в пролонгированные календарные сроки;

1.4 глухие обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой, глубокой), тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии), получающие образование на основе варианта АООП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям, которое осуществляется в пролонгированные сроки, по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с результатами глухих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений здоровья.

К началу школьного обучения глухой ребенок может достичь уровня развития, который позволит ему получать образование на основе АООП НОО (вариант 2.2). В случае готовности глухого ребенка к получению образования на основе АООП НОО (вариант 2.2). ПМПК может рекомендовать обучение по данной образовательной программе.

Говоря о глухих, имеющих дополнительные ограничения здоровья, мы, соответственно, рассмотрим варианты обучения 1.3 и 1.4. При реализации АООП НОО данных вариантов обучения, срок освоения программы составляет 6 лет (1-6 классы)

Вариант 1.3 предназначен для детей, имеющих, помимо глухоты, легкую степень интеллектуальной недостаточности или задержку психического развития (ЗПР) церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость ЦНС

АООП НОО для глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. В основу разработки АООП НОО для глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью заложены дифференцированный и личностно-деятельностный подходы.

Вариант 1.3 АООП может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (на основании части 4 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ).

АООП НОО реализуется на основе учебного плана, состоящего из обязательной части (70%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (30%). Обязательная часть включает учебные предметы обязательных предметных областей; часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию специфических образовательных потребностей, характерных для обучающихся, а также их индивидуальных потребностей. Неотъемлемой частью образовательно - коррекционного процесса является внеурочная деятельность, которая организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию обучающихся. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление, которому в процессе образования данной категории обучающихся придается важное значение. К занятиям этого направления относятся:

  • формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия);
  • развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия);
  • музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия);
  • развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи (фронтальные занятия);
  • социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия).

При сложной структуре дефекта обучение ребенка носит компенсирующий характер, определяя приоритет «жизненных» (социальных) компетенций над «академическими». В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, а не предметным, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения ими социокультурным опытом.  

Предметные результаты освоения АООП НОО включает освоенные знания и умения по образовательным областям. Авторы стандарта обращают особое внимание на то, что предметные знания обучающихся по данному варианту (1.3) являются базой для овладения личностными результатами и не рассматриваются как критерии продолжения образования.

К образовательным областям ступени начального образования относятся следующие:

  1. Филология (язык и речевая практика), включающая следующие учебные предметы: «Развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Письмо», «Предметно-практическое обучение»;
  2. Математика и информатика, включающая учебный предмет «Математика»;
  3. Обществознание и естествознание, представленная учебным предметом «Окружающий мир (Человек, природа, общество)»;
  4. Искусство, представленная предметом «Изобразительное искусство (ИЗО)»;
  5. Физическая культура;
  6. Технологии.

Личностные результаты глухих обучающихся с особенностями интеллектуального развития не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении жизненными компетенциями. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися жизненными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной группы (педагоги, медицинские работники, родители (законные представители)). Результаты анализа должны быть представлены в форме условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Но образовательная организация может разработать собственную программу оценки личностных результатов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам (начиная со 2 класса). При оценке итоговых предметных результатов обучения используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале.

Вариант 1.4 предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами  аутистического  спектра (РАС),  эмоционально-волевой сферы и быть выражена в различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. Уровень психофизического развития обучающихся данной группы не соотносится с возрастными нормами и уровнем развития глухих детей, не имеющих дополнительных нарушений. Для обучающихся данной группы оказывается недоступным овладение требованиями других вариантов образования глухих учащихся (1.1, 1.2, 1.3). Данная образовательная программа может быть рекомендована также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, имеющих умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития при реализации с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей .

Адаптированная основная образовательная программа для глухих обучающихся (вариант 1.4) направлена на развитие у них необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.4) содержит обязательную часть (инвариативную) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативную). На сегодняшний момент можно констатировать тот факт, что образовательные организации самостоятельно разрабатывают содержательную часть обучения глухих учащихся со сложной структурой дефекта, «нащупывают» направления внеурочной деятельности, наиболее актуальные для обучающихся.

Особое внимание авторы уделяют необходимости разработки специальной индивидуальной программы развития для глухих обучающихся (вариант 1.4). Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и нацелена на образование глухих детей с учетом их уровня психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.

СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год), который определяется решением ПМПк образовательного учреждения. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.

Говоря о формах обучения, авторы подчёркивают, что вариант 1.4.АООП может быть реализован как в формах, сходных с вариантом 1.3 (совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или отдельных образовательных организациях), так и на условиях индивидуального, в отдельных случаях – надомного обучения. Срок освоения программы – 6 лет, но он может быть изменен на основании решения ПМПК. Учебная неделя определена авторами ФГОС в виде пятидневной для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Реализация АООП НОО по варианту 1.4 осуществляется на основе следующих образовательных областей и учебных предметов, которые их составляют:

  1. Язык и речевая практика, представленная учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация» (Жестовый язык, Русский язык);
  2. Математика, представленная предметом «Математические представления»;
  3. Естествознание («Окружающий природный мир»);
  4. Человек и общество, представленная следующими предметами: «Человек», «Домоводство», «Окружающий и социальный мир»;
  5. Искусство («Изобразительная деятельность»);
  6. Физическая культура («Адаптивная физкультура»);
  7. Технологии («Предметно-практические действия», «Профильный труд»).

Коррекционно-развивающая область, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя следующие курсы:

  • Формирование слухового восприятия и обучение устной речи (индивидуальные занятия);
  • Музыкально-ритмические занятия;
  • Двигательное развитие;
  • Познавательное развитие (индивидуальные занятия).

В программу обучения глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью входит также область нравственного воспитания. Для всех обучающихся по варианту 1.4 предусмотрена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Итоговые достижения обучающихся по варианту 1.4 определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции (накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность). Авторы особо выделяют то, что применительно к варианту 1.4. АООП результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося на основе динамики развития его жизненной компетенции. Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка возможно использовать метод экспертной группы (все заинтересованные участники образовательного процесса, родители).

Ещё одной важной особенностью новых ФГОС НОО (вариант 1.4) является наличие чётких требований к педагогическим кадрам образовательной организации. Авторы говорят о том, что образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками с профессиональными компетенциями в области коррекционной педагогики по направлению «олигофренопедагогика». Это говорит о необходимости расширения состава педагогических работников, либо проведении дополнительного обучения кадров образовательных организаций.

Также внимание следует обратить также на необходимость создания доступной среды для обучающихся с множественными нарушениями развития: оборудование здания и площадок пандусами, лифтами, беспороговыми дверными проёмами, поручнями, тактильными сигналами, использование специальной мебели и технических средств передвижения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.

Таким образом, ФГОС НОО для глухих обучающихся, имеющих дополнительные ограничения здоровья представлены в виде вариантов 1.3. и 1.4. Разделение обучающихся по данным вариантам происходит на основе степени выраженности интеллектуального нарушения и наличия других сопутствующих отклонений в сенсорном, психическом и физическом развитии. Главной особенность данных вариантов обучения является приоритетность учёта освоения личностных результатов обучения над предметными. Главной задачей является формирование жизненных компетенций и представление возможности глухим обучающимся максимально реализовать свои возможности для последующей самостоятельной или поддерживаемой жизни в обществе. Вариант 1.4. чаще реализуется в виде специальной индивидуальной программы развития, которая осваивается обучающимися с тяжёлой, умеренной и глубокой умственной отсталостью и ТМНР в форме индивидуального и надомного обучения. ФГОС также чётко регламентирует кадровое обеспечение реализации АООП НОО, подчёркивая не только необходимость профессионального образования и знаний педагогов, но и их личностные качества, необходимые для работы с данной категорией детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием   здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС  Выполнение творческих проектов...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.

Статья по  развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....

Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.

Статья по развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС...

Организация внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления по программе плавание в условиях реализации ФГОС НОО

Внеурочная деятельность удовлетворяющая потребности учащихся в содержательном досуге, участие в общественно -полезной деятельности, развитие своих интересов на основе свободного выбора....

Методическая тема: Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную деятельность незрячих младших школьников со сложной структурой дефекта.

Работа над познавательной деятельностью у незрячих младших школьников со сложной структурой дефекта....