" Образовательная робототехника" "ИКТ- компетенции младших школьников"
рабочая программа (1 класс) на тему

smileyДополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon robotehnika_2016-2017.zip116.93 КБ
Файл kruzhok_ikt_1_klass.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы курса  «LEGO Education WeDo» составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Курс «LEGO Education WeDo» является межпредметным модулем, где дети комплексно используют свои знания. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям:

1. конструирование;

2. программирование;

3. моделирование физических процессов и явлений.

В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «LEGO Education WeDo» соответствует требованиям ФГОС.

Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.

С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.

Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.

Составлено из расчёта 1 час в неделю, 33 недели, всего 33 часа.

Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков, обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Основные учебные цели

Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчётов, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся. Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе LEGO открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. В программе содержатся ссылки на учебные цели по каждому предмету, но у каждого задания Комплекта есть основной учебный предмет, находящийся в фокусе деятельности учащихся.

Естественные науки

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.

Технология. Проектирование

Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.

Технология. Реализация проекта

Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.

Математика

Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Развитие речи

Общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.

Задачи:

- расширить знания обучающихся об окружающем мире, о мире техники;

- учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;

- учиться программировать простые действия и реакции механизмов;

- обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;

- развивать коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.

Обоснование выбора данной примерной программы.

В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, обучающиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.

Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи.

Комплект заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:

  • творческое мышление при создании действующих моделей;
  • развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
  • установление причинно-следственных связей;
  • анализ результатов и поиск новых решений;
  • коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
  • экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
  • проведение систематических наблюдений и измерений;
  • использование таблиц для отображения и анализа данных;
  • написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
  • развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.

Содержание программы курса внеурочной деятельности «LEGO Education WeDo».

В программе курса не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу учитель решает сам, с учетом условий образовательного учреждения и возрастом учащихся.

Учащиеся, работая по инстукциям и заданиям учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию учащихся.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

Основой данного курса является следующие конструкторы LEGO:

  • LEGO Education 9580 с книгой для учителя;
  • LEGO Education 9585 с дополнительными моделями.

Способы организации занятий.

Есть множество способов организовать занятия с материалами LEGO Education WeDo Каждое занятие может занять один урок, а может и больше – все зависит от того, сколько будет затрачено времени на обсуждение, сборку модели, освоение компьютера, экспериментирование. На занятиях учащиеся могут работать как индивидуально, так и небольшими группами, или в командах – это зависит от доступного количества компьютеров и наборов 9580 WeDo.

Способ A: Сначала «Первые шаги», затем задание Комплекта:

Предварительное знакомство с основными идеями построения и программирования моделей помогает учащимся освоиться с конструктором и программным обеспечением. Затем переходим к выполнению задания Комплекта. Предлагаем ученикам выбрать одно из трёх заданий каждого раздела Комплекта. Отдельные группы учеников могут работать быстрее остальных и выполнить все три задания, в то время как другие успеют завершить только одно или два, этим учащимся предлагаются дополнительные задания. Иногда, для поощрения сотрудничества, предлагается использовать модели из других проектов. По завершении работы над проектами проходит выставка моделей.

Способ B: Сосредоточиться на заданиях Комплекта Занятия сразу начинаются с Комплектом заданий, уделяя больше времени проектам, чтобы пробудить интерес к экспериментированию. Ученикам предлагается постараться выполнить все задания или, если времени недостаточно – на выбор одно задание по каждому разделу Комплекта.

Обучение с LEGO Education всегда состоит из 4 этапов:

  • Установление взаимосвязей,
  • Конструирование,
  • Рефлексия,
  • Развитие.

Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.

Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.

Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Программное обеспечение конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo Software) предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора. Раздел «Первые шаги» программного обеспечения WeDo знакомит с принципами создания и программирования LEGO-моделей 2009580 ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект содержит 12 заданий. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями.

Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом, курс может заинтересовать большой круг любителей Лего, в первую очередь, младших школьников ценителей TECHICS. Он ориентирован на учащихся 1-4 классов.

Подготовка учебного кабинета для проведения занятий по курсу внеурочной деятельности «LEGO Education».

На компьютерах установлено программное обеспечение 2000095 LEGO Education WeDo.

Элементы каждого конструктора 9580 WeDo. Сложены в контейнер.

Для каждого учащегося или группы организовано рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей.

Имеется комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, а также бумага для таблицы данных.

Каждый набор WeDo Construction Set пронумерован. Это позволяет закрепить за каждым учащимся или командой конкретный набор и следить за его сохранностью.

Оборудован отдельный шкаф для хранения наборов.

Незавершённые модели хранятся в контейнерах или на отдельных полках.

Предусмотрено место, где можно разместить дополнительные материалы: книги, фотографии, карты – всё, что относится к изучаемой теме.

Результаты работы фиксируются в виде фотографий, видео клипов, презентаций и т.д.

Разделы комплекта заданий

Комплект включает 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела, по три задания в каждом.

В каждом разделе учащиеся занимаются технологией, сборкой и программированием, а также упражняются во всех четырех предметных областях. Однако каждый раздел имеет свою основную предметную область, на которой фокусируется деятельность учащихся.

Забавные механизмы

В разделе «Забавные механизмы» основной предметной областью является физика. На занятии «Танцующие птицы» учащиеся знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. На занятии «Умная вертушка» ученики исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка.

Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Учащиеся изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью.

Звери

В разделе «Звери» основной предметной областью является технология, понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятии «Голодный аллигатор» учащиеся программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» ученики программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.

Футбол

Раздел Футбол сфокусирован на математике. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь» ученики подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» ученики используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.

Приключения

Раздел «Приключения» сфокусирован на развитии речи, модель используется для драматургического эффекта. На занятии «Спасение самолёта» осваивают важнейшие вопросы любого интервью Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как? и описывают приключения пилота – фигурки Макса. На занятии «Спасение от великана» ученики исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса. На занятии «Непотопляемый парусник» учащиеся последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макс.

Основными формами учебного процесса являются:

  • групповые учебно-практические и теоретические занятия;
  • работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
  • участие в соревнованиях между группами;
  • комбинированные занятия.

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:

1. Устный.

2. Проблемный.

3. Частично-поисковый.

4. Исследовательский.

5. Проектный.

6. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).

7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).

8. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).

9. Создание ситуаций творческого поиска.

10. Стимулирование (поощрение).

Формы подведения итога реализации программы

  • защита итоговых проектов;
  • участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
  • участие в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ).

Ожидаемые результаты изучения курса

Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:

В области воспитания:

  • адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • приобретение уверенности в себе;
  • формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.

В области конструирования, моделирования и программирования:

  • знание основных принципов механической передачи движения;
  • умение работать по предложенным инструкциям;
  • умения творчески подходить к решению задачи;
  • умения довести решение задачи до работающей модели;
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • ·умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Ученик или ученица научится:

  • понимать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • понимать область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • понимать основные источники информации;
  • понимать виды информации и способы её представления;
  • понимать основные информационные объекты и действия над ними;
  • понимать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
  • понимать правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • создавать и запускать программы для забавных механизмов;
  • основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.

Выпускник получит возможность научиться:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
  • использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
  • соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов по теме

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)

Дата проведения

Предметные результаты

Метапредметные результаты (УУД)

Роботы вокруг нас.

Инструктаж по ТБ и ПБ.

1

Знание  основных принципов механики

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. пространственно-графическое моделирование

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Среда конструирования

1

Знакомство с основами программирования

Л. Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

П. пространственно-графическое моделирование

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Конструкции: понятие, элементы.

1

Знакомство с основами программирования

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Установление отношений между данными и вопросом

Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Основные свойства конструкции

1

Знание  основных принципов механики

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Установление отношений между данными и вопросом

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Включаться  в   групповую   работу

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

1

Знание  основных принципов механики

Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

П. Установление отношений между данными и вопросом

Р. сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

К. Включаться  в   групповую   работу

Проверочная работа по теме «Конструкции».

1

Знание  основных принципов механики .Знакомство с основами программирования

Л. Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

П. Установление отношений между данными и вопросом

Р. сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Рычаги: понятие, виды, применение.

1

Знание  основных принципов механики. Знакомство с основами программирования

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Установление отношений между данными и вопросом

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Блоки: понятие, виды, применение.

1

Передача движения внутри конструкции.

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

Р. сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Конструирование сложных моделей.

1

Понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности

Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

П. Составление плана решения

Р.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

К. Включаться  в   групповую   работу

Самостоятельная творческая работа.

1

Конструирование через создание простейших моделей

Л. развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности

П. Осуществление плана решения

Р.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Проект «Голодный аллигатор»

1

Понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности

Л.Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

П. Применять  изученные способы учебной работы

Р.Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Проект «Голодный аллигатор»

1

Прикидки результата и его оценки

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии

К. Включаться  в   групповую   работу

Проект «Голодный аллигатор»

1

Управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ

Л. развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности

П. Осуществление плана решения

Р.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Проект «Обезьянка – барабанщица»

1

Конструирование через создание простейших моделей

Л. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

П. пространственно-графическое моделирование

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Проект «Обезьянка – барабанщица»

1

Умение работать по предложенным инструкциям по сборке моделей

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Составление плана решения

Р. сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

К. Включаться  в   групповую   работу

Проект «Обезьянка – барабанщица»

1

Управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ

Л. развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности

П. Осуществление плана решения

Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Проект «Шлагбаум»

1

Умение классифицировать материал для создания модели

Л. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

П. Составление плана решения

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Проект «Шлагбаум»

1

Конструирование через создание простейших моделей

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Включаться  в   групповую   работу

Проект «Шлагбаум»

1

Управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ

Л. развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности

П. Осуществление плана решения

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Проект «Непотопляемый парусник »

1

Умение классифицировать материал для создания модели

Л. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

П. Составление плана решения

Р.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Проект «Непотопляемый парусник »

1

Конструирование через создание простейших моделей

Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

П. Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

Р.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

Включаться  в   групповую   работу

Проект «Непотопляемый парусник »

1

Управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ

Л. развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности

П. Осуществление плана решения

Р. сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Проект «Голодный лев»

1

Умение классифицировать материал для создания модели

Л. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

П. Применять  изученные способы учебной работы

Р.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Проект «Голодный лев»

1

Конструирование через создание простейших моделей

Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

П. Применять  изученные способы учебной работы

Р.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

К. Включаться  в   групповую   работу

Проект «Голодный лев»

1

Управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ

Л. развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности

П. Применять  изученные способы учебной работы

Р. . Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Проект «Порхающая птица»

1

Умение классифицировать материал для создания модели

Л. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

П. Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

Р. сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Проект «Порхающая птица»

1

Конструирование через создание простейших моделей

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Применять  изученные способы учебной работы

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Включаться  в   групповую   работу

Проект «Порхающая птица»

1

Управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Применять  изученные способы учебной работы

Р. сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Проект «Мельница»

1

Умение классифицировать материал для создания модели

Л. развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Составление плана решения

Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Проект «Мельница»

1

Конструирование через создание простейших моделей

Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

П. Составление плана решения

Р. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

К. Включаться  в   групповую   работу

Проект «Мельница»

1

Управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ

Л. развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности

П. Осуществление плана решения

Р. сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Я создаю собственный проект

1

Умение классифицировать материал для создания модели

Л.развитие   любознательности,   сообразительности  

П. Применять  изученные способы учебной работы

Р.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

К. Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения

Я создаю собственный проект

1

Конструирование через создание простейших моделей

Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

П. Применять  изученные способы учебной работы

Р. . Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Я создаю собственный проект

1

Управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ

Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

П. Применять  изученные способы учебной работы

Р. . Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

К. Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Список литературы

Для учителя

Для обучающихся

1

Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO ® WeDo™ (LEGO Education WeDo)

Средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор, экран)

2

  1. Интернет – ресурсы:

Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo)

Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

«Рассмотрено»

 на методическом объединении

Протокол № ___  

от  ________г.

«Рассмотрено»

 на методическом совете

Протокол № ___

от _________г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ___________ г.

____________ Казанцева Н.В.

«Утверждаю»

Директор школы

Куклина И.В.

Приказ №  ____

от _________г.

Программа кружка

«Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников»

1»Б» класс

2016 – 2017 учебный год

Составитель : Боревич С.В.

Учитель начальных классов

Пояснительная записка

            Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, т.е. умением управлять компьютером, вести с ним информационный диалог, использовать его как средство в своей повседневной бытовой и производственной деятельности. Но можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, умение планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии. В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации.                    

         Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление осмотрительной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства. Программа кружка «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников» направлена на развитие знания школьников в области информационно-коммуникационных технологий, на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Однако сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Программа разработана с учётом особенностей  возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения.

          Программа кружка «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников» рассчитана на 1 год.

         Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего – 33 часа.

 Цель программы: формирование умений и навыков при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

 Задачи программы:

- начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);

- освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

- создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

- ознакомление со способами организации и поиска информации;

- расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;

- воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

 Программа кружка ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах:

-демонстрационная - работу на компьютере выполняет учитель, а обучающие наблюдают.

-фронтальная - недлительная, но синхронная работа  обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

- самостоятельная - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой  обучающихся.

- творческий проект – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

 В основу представляемой программы кружка «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников» положены такие принципы как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых).

3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирование всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

 Предполагается, что на занятиях кружка «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников» у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:

-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

-умение применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

-умение применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

-овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

-поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;

-выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам;

-знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Учебно-тематический план

Раздел

часы

теории

практики

всего

I

Вводное занятие

1

1

1

II

Компьютер и его устройства. Технологии.

6

2

4

6

III

Редактор Power Point.

Итоговое занятие.

26

6

20

26

Содержание программы

1. Вводное занятие (1 ч). Компьютер, его история, роль в жизни человека. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке. Компьютер и безопасность: правили поведения и техники безопасности при работе на компьютере, рабочее пространство, осанка.

2.Компьютер и его устройства (3 ч). Основные устройства компьютера (системный блок, монитор, мышь, клавиатура). Устройство «мышь»: назначение кнопки мышь, раскраска с помощью контекстного меню, операция перетаскивания. Устройство «клавиатура»: группа клавиш и их назначение, положение рук на клавиатуре, блок клавиш управления курсором, функциональные клавиши, вспомогательные клавиши, клавиша контекстного меню.

3. Технологии (3 ч) Приемы выделения вспомогательными клавишами Ctrl и Shift, копирование и перемещение, приемы работы с текстом, изображение на компьютере, редактирование изображения, представление звука в компьютере.

4. Знакомство с программой PowerPoint (25 ч). Основные возможности программы PowerPoint. Составление простейшей презентации. Создание фона в презентации, замена фона, шаблона оформления. Добавление в презентацию картинок, текстов. Добавление эффектов анимации в презентацию. Составление презентации с вложениями. Встраивание в презентацию звуковых, видео, флеш-файлов. Гипперсылки. Гиперссылки в презентации. Создание игрового поля. Изменение цвета гиперссылок. Триггеры в презентации. Применение. Создание слайда с триггерами. Поиск информации для презентации в Интернет. Проекты: « Это я», «Моя семья», «Мой класс», «Занимательный урок», «Этот удивительный мир». .

5. Итоговое занятие (2ч). Презентация лучших проектов.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол – во

часов

Вводное занятие 1 ч

1

Компьютер, его история, роль в жизни человека. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке. Компьютер и безопасность: правили поведения и техники безопасности при работе на компьютере, рабочее пространство, осанка.

1

Компьютер и его устройства 6 ч

2

Основные устройства компьютера (системный блок, монитор, мышь, клавиатура).

1

3

Устройство «мышь»

1

4

Устройство «клавиатура»

1

5

Технологии. Приемы выделения вспомогательными клавишами Ctrl и Shift, копирование и перемещение. Приемы работы с текстом.

1

6

Изображение на компьютере, редактирование изображения.

1

7

Представление звука в компьютере.

1

Знакомство с программой PowerPoint  26 ч

8

Основные возможности программы PowerPoint. Создание фона в презентации, замена фона, шаблона оформления.

1

9

Добавление в презентацию картинок, текстов

1

10

Составление простейшей презентации.

1

11

Творческий проект «Это я».

1

12

Добавление эффектов анимации в презентацию

1

13-

16

Творческий проект «Моя семья».

4

17

Составление презентации с вложениями.

1

18

Встраивание в презентацию звуковых, видео, флеш-файлов.

1

19-22

Творческий проект «Мой класс»

4

23

Анимированный кроссворд.

1

24

Триггеры в презентации. Применение.

1

25

Создание слайда с триггерами.

1

26 -

29

Проект « Занимательный урок».

4

30

Поиск информации для презентации в Интернет.

1

31-

32

Проект «Этот удивительный мир»

2

33-34

Итоговое занятие. Презентация лучших проектов.

1

Условия для реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Наличие индивидуальных  компьютеров (а еще лучше ноутбуки) для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
  2. Программа PowerPoint
  3. Возможность выхода в Интернет.
  4. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Методическое обеспечение

 Сайты:

- Nachalka.com;

- office.microsoft.com›;

- http://informatikaiikt.narod.ru;

- http://wintech.net.ru;

- http://prezentacii.com;

- http://pedsovet

  1. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html 
  2. Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2010. — С. 142.
  3. Организация проектной деятельности школьников  в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2012 – с.55-56.
  4. Проектно-исследовательская  деятельность  школьников  с  использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2011): Материалы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через интегрированное обучение в процессе внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов

Компетенции – совокупность необходимых знаний, умений и нравственных установок, обеспечивающая способность осуществлять результативную деятельность в определённой области. Ключевые компетентност...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

2013 год.«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и на...

Проект образовательного события для развития метапредметных компетенций младших школьников

Проект образовательного события для развития метапредметных компетенций младших школьников...