«Использование проектной деятельности в работе учителя-дефектолога по развитию речи неслышащих учащихся во внеурочное время»
статья на тему

Лапина Елена Васильевна

Данна статья даёт представление об использовании проектной деятельности во внеурочное время несколькими педагогами, работающими на классе. Приведён пример конкретного мероприятия и работы всех педагогов, вовлечённых в проект. Проектная деятельность объединяет не только детей одного класса, а целого коллектива - участников проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-2.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проектной деятельности

в работе учителя-дефектолога по развитию речи

неслышащих учащихся во внеурочное время»

         Важнейшей задачей коррекционно-педагогической работы в школе для детей с нарушением слуха является формирование у них правильной речи и развитие речевого слуха.

        Известно, что потребность в словесном общении развивается по мере формирования определенного словесно-речевого запаса и создания благоприятных условий для широкой речевой практики. Принцип интенсификации  речевого общения предполагает развитие характерных для процесса общения речевых форм и преобладание в обучении видов работ, непосредственно направленных на коммуникацию. Это связано с тем, что у неслышащих учащихся устная речь не формируется без специального обучения. Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения.

          Принципу интенсификации речевого общения подчиняется и работа по развитию речи во внеклассное время, осуществляемая в разнообразных коммуникативных условиях в педагогически организованной среде. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навык словесного общения глухих учащихся с окружающими людьми. Одним из путей эффективной реализации принципа интенсификации речевого общения является создание единого речевого режима в школе, единство требований к речи учащихся со стороны педагогического коллектива, обеспечение условий содержательного общения учащихся.

      Одним из видов внеклассной работы, способствующих активизации речевого общения глухих детей, являются слухо-речевые праздники.

Под  слухо-речевыми праздниками подразумеваются не только  слухо-речевые конференции, которые проводятся один раз в конце каждого учебного года, но и другие внеклассные мероприятия, инициированные учителями-дефектологами.

          В основу разработки подобных праздников легли следующие положения:

  • создание условий для реализации детьми своих  произносительных навыков в непринуждённой обстановке, спонтанно;
  • закрепление положительного отношения учащихся к процессу развития речевого слуха в единстве с развитием произносительной стороны устной речи;
  • формирование потребности в общении;
  • формирование мотивации к использованию самостоятельных высказываний;
  • проявление речевой активности не только во время своего выступления, но и в ходе всего мероприятия;
  • осознание значимости устной речи как надёжного средства коммуникации.

         Ежегодно учителя-дефектологи организуют и проводят речевые праздники, которые  следует рассматривать как одну из форм целенаправленного развития речевого поведения глухих школьников. Подобные мероприятия существенно отличаются от традиционных школьных праздников наличием иначе расставленных акцентов при целеполагании. Основной задачей, реализуемой на речевых праздниках, является использование знаний, умений и навыков, полученных на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи.

Темы и формы подобных внеклассных мероприятий определяются на расширенном заседании методического объединения учителей-дефектологов (приглашаются председатели методических объединений учителей начальных классов и учителей словесности) при планировании работы на учебный год.

          Так в этом учебном году, в октябре, в нашей школе  состоялся слухо-речевой праздник для 1 – 4 классов «Вежливые слова». Подготовка к празднику проходила в несколько этапов. Сначала авторы-разработчики составили сценарий мероприятия. Он включал диалог ведущих и учащихся, драматизацию, работу с красочным иллюстративным материалом и наборным полотном, смоделированные ситуации поведения, игровую деятельность, восприятие на слух  музыки и использование танцевальных движений, а также аудиозапись речи педагога, чтение отрывков стихотворений, развивающие задания («Дополни предложение»). Затем учащиеся 1 – 4 классов получили творческие задания для мини сценок («Приветствие», «Извинение», «Просьба + благодарность», «Прощание») и вместе с воспитателями их подготовили. Учащиеся 10 «а» класса выступали в роли соведущих, исполняя роль Бабок Ёжек.  Весь речевой материал был представлен в виде презентации. Праздник получился интересным, красочным, наглядным, поучительным.

           В январе прошёл речевой праздник «В гостях у Щелкунчика» для 1 – 4 речевых классов.

           Широкие возможности для развития речевой и познавательной активности неслышащих школьников предоставляет использование проектной деятельности. Это связано с тем, что проектная деятельность направлена на сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой и позволяет сочетать все режимы работы (индивидуальный, парный, групповой, коллективный). При этом учитель последовательно и целенаправленно выдвигает перед учащимися познавательные проблемы, решая которые дети, под руководством учителя, усваивают новые знания. Необходимый для усвоения учащимися речевой материал тоже планирует учитель. Он создаёт условия для самостоятельного поиска  информации. Проектный метод – это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной). В проектной деятельности у школьников развиваются общеучебные умения, которые в настоящее время получили название универсальных учебных действий.

Составными частями учебного проекта могут стать: конкурс чтецов, конкурс рассказчиков, конкурс стенгазет или информационного листка, конкурс рисунков,  речевая викторина, организация и проведение экскурсий к объекту исследования, речевой КВН, дидактические игры, конкурс информационных презентаций, конкурс живых картин, мастер-класс, пантомима, спектакль и даже спортивные мероприятия. Выбор того или иного содержания будет зависеть от творчества участников учебного проекта и его задач. При разработке учебного проекта необходимо помнить, что все его элементы являются способом достижения результата проекта.

          Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы, всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

         С января по март 2015 года в нашей школе проходил внутришкольный  учебный проект «У войны не детское лицо», инициированный МО учителей-дефектологов совместно с МО учителей словесности.

Педагоги ставили и решали следующие задачи:

  • Обеспечение конструктивного разновозрастного взаимодействия детей средних и старших классов образовательного учреждения;
  • Создание благоприятных условий для формирования личности глухого  ребёнка;
  • Расширение круга знаний об исторических событиях, текущей политической обстановке в стране и мире;
  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Формирование интереса к изучению истории;
  • Воспитание патриотических чувств;
  • Воспитание обоюдной толерантности.

        В ходе проведения школьного проекта учителями были разработаны следующие материалы:

  • Мультимедийные презентации мероприятий
  • Фотоотчёты
  • Сценарий праздника «27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
  • Сценарий литературной композиции «У войны не детское лицо»
  • Выставка рисунков
  • Конспект беседы «Право на защиту»

            Репетиционный период позволяет учителям индивидуальных занятий закреплять отработанные произносительные навыки учащихся (изменение силы и высоты голоса, изменение интонации, соблюдение норм орфоэпии, воспроизведение речевого материала эмоционально и выразительно), контролировать речь. Работа над инсценировкой помогает закрепить умение сочетать речь и действие. Репетиции выступлений позволяют ребятам закрепить знакомый по урокам речевой материал в новой для них ситуации (вне слуховой кабины или класса), пополнить их активный словарь, расширить знания по теме.

            В ходе работы над проектом ученики, под руководством педагогов, реализовывали личные и групповые проекты, оценивали выставочные работы участников конкурса рисунков, обменивались впечатлениями, учились добывать информацию самостоятельно, с помощью учителя и родителей, презентовали продукт своей деятельности. Авторы рисунков, получившие наибольшее количество голосов, были отмечены грамотами.

            Сценарии слухо-речевых мероприятий являются результатом творческого сотрудничества учителей-дефектологов, учителей-предметников, воспитателей.

            Основная проблема неслышащих учащихся – это тяжёлое недоразвитие речи (в составе общего комплекса проблем). Вследствие этого происходит недостаточность осведомлённости об исторических событиях, о событиях, происходящих в стране. Поэтому наиболее важной задачей сурдопедагогов является создание оптимальных условий для использования учащимися устной речи как надёжного средства коммуникации. Совместная деятельность предоставляет возможность реализовать эти задачи.

            Результатом успешной реализации принципа интенсификации речевого общения и применения проектной деятельности является формирование у глухих учащихся положительной установки на речевое общение с окружающими.

            Словесные средства постепенно приобретают всё большую роль не только в учебной, но и во внеурочной  деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»

Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Интеллектуальные витаминки» предназначен для обучающихся 1-2 классов, с учётом реализации её учителями начальных кл...

Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога

Опыт работы учителя-дефектолога, представленный на РМО учителей-дефектологов...