Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»
статья на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе» был представлен на методическом объединение учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_tehnologiya_v_ramkah_realizatsii_fgos.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Анжеро-Судженского городского округа

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 18  I–II видов»

«Применение игровых технологий

на уроках

как средство реализации

системно-деятельностного  подхода  

в начальной школе»

Составитель:

Бондарева О.Л.,

учитель начальных классов

2015

«Применение игровых технологий на уроках
как средство реализации 
системно-деятельностного  подхода  в начальной школе»

( Слайд №1) В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. 

( Слайд № 2)        Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность  обучающихся. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

( Слайд № 3) Наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес к обучению у младшего школьника  является игровая технология,  особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

Игровые формы обучения на уроках создают возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

  • в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
  • в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
  • игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
  • игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. 

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

( Слайд №4)

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр  по классификации Олега Семеновича  Газмана:

• подвижные;    • сюжетно-ролевые;   • компьютерные;  • дидактические.

Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребенка не просто времяпровождение. Она для него учеба, труд, серьезная форма воспитания, передача накопленного опыта.

Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми педагогами. 

Дидактические игры кратковременны (10-15 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

По возможности  надо стремиться, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в игре. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

 ( Слайд №5)  Предлагаю познакомиться с классификацией игр по характеру познавательной деятельности обучающихся  Татьяны Константиновны      Жикалкиной.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.  

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, овладевают пространственными представлениями. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

 (Слайд №6)

  • Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся большая группа  игр, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданным заданием, дети перечисляют возможные варианты решения,  записывают ответы.  В конце игры наиболее активные дети поощряются. Можно провести игру в виде соревнования, для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся. Данные игры не только систематизирует знания учеников,  но и активизируют внимание обучающихся.

( Слайд №7)

  • Игры, требующие от детей преобразующей и поисковой деятельности.

Это игры, с помощью которых дети  изменяют задания в другие, логически связанные с ними.  Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию, сравнивать, анализировать, находить общее и различия, вести  поиск недостающего. Данная группа игр позволяет систематизировать и обобщать знания  обучающихся по различным разделам программы. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.

( Слайд №8)

  • Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр», «Арифметический бег», «Проверь  Угадайку»,  в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета  и красного  цвета) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети выполняют задание в ходе игры, обучающиеся, сидящие за столом показывают либо разные цифры (ответ), либо сигнальную карточку (зеленый цвет - с ответом согласны, красный - нет).

Более подробно с данными  играми  вы  сможете ознакомиться в сборнике дидактических игр по основным предметам начальной школы, изготовленный мной для вас, который вы сможете использовать в своей педагогической деятельности.

( Слайд №9)    

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровые приемы активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.

Хочется отметить, что игровая деятельность используется в следующих случаях:

•        В начале урока  цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

В середине урока  - игра должна решать задачу усвоения темы.

В конце урока игра может носить поисковый характер.

Как технологии внеклассной работы, при обобщении и повторении блока изученных тем.

В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми знаниями.

 ( Слайд №10)

«Хорошая игра похожа на хорошую работу…. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал Лев Семенович  Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны занимать прочное место и в процессе обучения, и в воспитательной работе.

Во внеурочной деятельности  применение игровых технологий должно стать основным средством воспитания младших школьников. Особенно игра важна в  школе – интернате, так как ученики проводят целый день в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности. Игры и развивающие упражнения можно использовать как на уроке, так и  в не урочное время (коррекционно-развивающие занятия, классные часы, внеклассные мероприятия, развлечения).

 (Слайд №11)

Я считаю, что  использование игровой технологии на уроках в начальной школе, позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения дальше, переходу на новую ступень.  С помощью игровой технологии  на уроке учитель решает различные образовательные, воспитательные и практические задачи обучения. Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций  т.е. реализации связи  между “знанием – умением” и ситуацией.

(Слайд №12) Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

Доклад на ШМО по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы в начальной школе»

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы  в начальной школеИгровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра ос...

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе».

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе»

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе»...

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Применение игровых технологий на уроках способствуют повышению эмоционального настроя и работоспособности.Игровые технологии создают эмоциональный настрой, повышают работоспособность учащихся на разны...

Педагогический опыт. Тема"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"

В презентации представлены: концепция опыта, актуальность и направления здоровьесбережения на уроках и во внеурочное время....

Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"

Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"...