Развитие творческого мышления
материал на тему

Зубкова Наталья Анатольевна

Реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие творческого мышления99.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

                Реферат

                                      на тему:                                      

     «Развитие творческого мышления детей»

Учитель начальных классов

                                                                            Большевязёмской гимназии

                                                                  Одинцовского района

                                                                Московской области

                                                   Зубкова Н.А.

                                                       

                                                   Введение

Каждому на земле известны имена титанов мира. Одни из них – с детства, другие – с юных лет лишили себя покоя, чтобы добиться успеха в своём деле. Среди них Лоенардо да Винчи, Паганини, Эдисон, Моцарт, Чайковский, Достоевский, Лев Толстой. Наступило новое тысячелетие, и мы узнаём другие имена, других великих людей.

Их окружало и окружает сегодня человечество. Большинство жителей Земли строит свою судьбу иначе, нежели те, кого называют титанами. Они довольствуются малым. Но их нельзя назвать бездарными. Любой человек талантлив. Только одни бояться рисковать, боятся принимать решения, и выбирают для себя место поскромнее. Другие на всю жизнь сохраняют юношеский заряд творчества и разумного риска. Если вы сами себя считаете никому не нужным, обыкновенным, бездарным, то таким, скорее всего, и будете всегда. Это жёсткое правило жизни действует постоянно. Нельзя быть излишне самонадеянным, но нельзя быть и излишне скромным. Чарли Чаплин однажды сказал, что скромность – этот прямой путь к безвестности. Излишняя скромность также верна, как и излишняя самонадеянность.

Множество учёных из разных стран, говорящих на разных языках, бьются над проблемой таланта, биологи пытаются выделить ген гениальности, психологи и социологи изобретают тысячи тестов для определения ярких способностей с малых лет.  И всё же пока остаётся тайной ответ на вопрос – почему одному человеку удаётся многое, а другой попадает в разряд аутсайдера.  

Сегодня России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, обучение в современной школе часто сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Дети лишаются радости открытия.

Перед современными педагогами ставится цель- формирование у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. В решении нестандартных ситуаций важную роль играет помощь взрослых.

I. Что такое творческое мышление.

Учёные давно пытаются разгадать загадку творчества. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: длительные размышления над изучаемыми фактами, явлениями и короткое озарение с интуитивно принятыми решениями.

Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».

Психологическими составляющими творческой деятельности являются: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение. Психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекаю последовательно. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии творческого мышления: наглядно-действенное, причинное, эвристическое.

II. Стадии творческого мышления.

Наглядно-действенное мышление.

Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребёнок решает различные мыслительные задачи. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования  выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления.

Выделение отдельного компонента образа позволяет ребёнку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. В психологии эту способность называют фантазией. Фантазия ребёнка на первой стадии развития творческого мышления очень ограниченна. Ребёнок мыслит слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Одним из направлений развития творчества на данном этапе является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далёкие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное мышление.

Предметы и явления в действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, пространственных и т.д.

Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить, надо отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрения её в более широком контексте.

Изучение по познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая и наблюдая за различными явлениями жизни,  начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельной мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребёнок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций, выдвинутых гипотез. Эти способности являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря знанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения  сужают возможности появления новых, оригинальных идей.

Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используют различные методы и приёмы.

Вот некоторые из них:

- приём образного сравнения (аналогии), когда какой, то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот приём используется при составлении загадок, поговорок, пословиц.

- метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн, предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведётся в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.

- метод комбинационного анализа. В основе его лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов). Например, при изучении речи ребёнок может сочетать понятия, относящиеся к частям речи и членам предложения. При этом он отвечает на вопрос: «Какой частью речи может выражаться тот или иной член предложения?» Каждая ячейка матрицы представляет сочетание, какого то члена предложения, и какой то части речи. Ребёнок может придумать предложение с таким сочетанием либо сказать, что такое сочетание невозможно.

Эвристическое мышление.

Когда дети взрослеют, они сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину событий. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов.

Причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращённым, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерий избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределённые, проблемные ситуации, называют эвристическим. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам.

При творческом подходе к проблеме, решающий, помимо известных, общепринятых подходов, может выбрать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно это важно в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях сама проблема не всегда чётко определена и поэтому нуждается в формулировании. И от решающего требуется умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, расставить предметы и объекты по степени важности.

Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении - это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

     Развивая наглядно-действенное мышление, воспитатели и педагоги должны ставить перед собой задачу развивать следующие умения:

- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули, облака) различные знакомые предметы;

- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

- находить в двух и более объектов общие и различные признаки;

- узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

- переносить действия, применяемые к одному предмету,  на другой;

- составлять сюжетный рассказ, про какой либо объект;

- использовать мерку при сравнении предметов  по величине, весу;

- располагать предмету по порядку убывания или возрастания, какого либо свойства и делать отсюда выводы;

- находить действия противоположные по значению (увеличивать – уменьшать, разрезать-соединять, ломать-строить).

 Для развития причинного мышления необходимо сформировать следующие умения:

- предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;

- устанавливать логику причинно-следственных отношений;

- уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;

- понимать и применять приемы образного сравнения, проводить аналогии;

- использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, использовать мозговой штурм, комбинационный анализ и т.д.)

Большое внимание необходимо уделять развитию речевых умений. Научные исследования и опыт педагогов показывают, что неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов может существенно затормозить процесс творчества школьника.

Для развития эвристического мышления необходимо сформировать умения:

- строить проблемные ситуации;

- определять вероятность разных исходов взаимодействия;

- выдвигать альтернативные гипотезы и решения проблемных ситуаций;

- уметь разрешать противоречия;

- сравнивать эффективность разных стратегий, разрешения проблемных ситуаций.

Ребёнка необходимо ориентировать на выдвижение как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество. Любой ребёнок нуждается в поощрении и поддержке. Внимание и доброжелательное отношение взрослых позволяет поддержать и развить интерес к творческим мыслительным заданиям.

III. С чего начать?

       Развивая творческое мышление, нужно непросто развивать фантазию ребёнка, а учить его мыслить системно, с пониманием происходящих событий, необходимо научить его, верно общаться в окружающем мире. И не только общаться, но и обращаться с людьми.

Прежде всего, важен стиль общения родителей и всех взрослых в семье. Вот несколько советов, правил, выполнение которых поможет наладить верное общение с сыном или дочкой:

  1. Всегда говорите детям правду даже когда вам это невыгодно.
  2. Не добивайтесь успеха силой.
  3. Будьте всегда доброжелательны.
  4. Будьте великодушны – умейте прощать.
  5. Не забывайте хвалить детей.
  6. Замечайте и отмечайте малейшие успехи ваших детей.
  7. Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
  8. Найдите ключ к вашему ребёнку.
  9. Не с букваря начинайте общение, а с радости.
  10.  Когда говорите с ребёнком, смотрите ему в глаза.
  11.  Не убивайте в детях сказку.
  12.  Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
  13.  Лучшее воспитание – приглашение ребёнка к размышлению.
  14.  Только приблизив к себе ребёнка, можно влиять на развитие его духовного мира.
  15.  Дети не должны уходить от вас побеждёнными.
  16.  Признавайте права детей на их ошибки.
  17.  До тех пор, пока есть вера в добро, в человека, есть воспитание.
  18.  Ребёнок относится к себе так, как к нему относятся взрослые.
  19.  Не говорите о детях, что они «мало способны», говорите «способности ещё не раскрыты».
  20.  Нельзя говорить детям только про их недостатки.

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития детей, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы. К пяти годам у детей должны быть сформированы следующие умения:

- умение слушать и слышать другого;

- умение участвовать в свободной беседе;

- умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

- умение понимать чувства и настроение другого;

- умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

Детям необходимо открыть «секреты  общения»:

  1. Называй товарища по имени, и он будет обращаться к тебе также.
  2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.
  3. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.
  4. Умей внимательно слушать, и ты сможешь узнать много нового.

IV. Решение проблемы.

Для того чтобы ребёнок овладел не только определённой суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать, надо его приобщить к решению нестандартных задач.

В 1945 году Г.С. Альтшуллер начал придумывать и составлять свою систему теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эта теория применялась в развитии многих технологических систем, с 1987 года ТРИЗ стал применяться в детских дошкольных учреждениях. В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий. Она идёт от ребёнка -  пусть гением будет ребенок, лишенный стереотипов в своём понимании мира. ТРИЗовцы считают, что если в детстве малыш 5-6 лет придумывает, как спасти колобка от лисы то, будучи взрослым, всегда будет изобретательным, умеющим найти выход из любого положения.

Учить детей общению.

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития детей, для становления ребёнка как личности, развитие его самооценки. Ребёнок должен научиться уметь слышать и слушать другого, участвовать в свободной беседе, быть внимательным к самому себе и окружающим, понимать чувства и настроение других, осмысливать свои и чужие поступки.

Вот несколько игр для понимания общения.

Лица.

Нарисовать на листочке лица с различным выражением: весёлое, плачущее, хмурое, хитрое, удивлённое, испуганное и т.д. Вместе с детьми определить, что выражают эти лица. Объяснить детям, что выражение лица называется мимикой.

Маски.

        Ребёнку дается задание выразит с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление. Другие дети определяют, удалось ли изобразить «маску».

Жесты.

         Объяснить ребятам, что разговаривать можно с помощью жестов. Вспомнить, какие жесты используют люди, чтобы остановить машину, поздороваться, попрощаться, попросить о чём-то.

Опиши друга.

        Два ребёнка становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого. Выигрывает тот, оказался точнее при описании.

Слушаем тишину.

       Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине.

Интонация.

       Вместе с детьми повторить предложение «Брат уехал» с разной интонацией. (Радостно, равнодушно, зло, весело, грустно…)

Сравнения.

Взрослый предлагает сравнить друзей и себя с каким-то цветком, деревом, зверем и т.д.

Хороший поступок.

       Можно прочитать рассказ Осеевой «Просто старушка», а можно поиграть в  воображаемую ситуацию «лужа»: «Прошел сильный дождь. Девочка шла-шла и вдруг оказалась посреди большой лужи. Сама она выбраться не может. Поможем ей (перекинуть брёвнышко, подать руку, маленькую дощечку и т.д.)».

Так будет справедливо.

     Прочитать детям рассказ: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегали вокруг стола, то кидались подушками. Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший продолжал подбрасывать подушку и разбил люстру. Мама рассердилась и поставила его в угол. Старший брат поднялся с дивана и стал рядом. «Почему ты так поступил?» - спросила мама. «Так будет справедливо», - ответил мальчик.

      Необходимо поговорить с детьми о мальчиках и их поступках.

      Вопросы-шутки, способствующие развитию смекалки и сообразительности.

 

  1. Как бросить предмет по прямой линии, чтобы он вернулся в туже точку сам? ( Подбросить вверх – он сам упадёт).
  2. Есть две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монета? (Пять и десять копеек).
  3. Человек живет на 25 этаже небоскреба, Каждое утро он спускается в лифте, а возвращаясь с работы вечером, доезжает до 24 этажа, а затем пешком ещё на один этаж. Почему? (Он карлик и не достает до кнопки 25 этажа).
  4. Если собачью ногу считать хвостом то, сколько ног будет у собаки? (Четыре).
  5. Банан над потолком. Профессор расставляет по комнате ящики. Обезьяна достала банан, не воспользовавшись ящиками. Как она это сделала? (Забралась на профессора).
  6. Человек лег спать в девять вечера, с намерением встать в десять утра. Он завёл будильник на десять часов и уснул через 20 минут. Сколько он проспал до звонка будильника? (40 минут).
  7. Женщина остановила такси и попросила отвезти её домой. По дороге она без умолку болтала. Шофер, которому это надоело, сказал её, что он глухой. Дама смолкла, но когда вышла из такси у своего дома, вдруг сообразила. Что шофер не был глухим. Как она догадалась? (Он услышал её домашний адрес).
  8. Человек выключил свет и успел добраться до постели, прежде. Чем комната погрузилась в темноту. Как ему это удалось? (Он лёг спать днём).
  9. Девушка уронила золотое кольцо в кофе, Но хотя чашка была полной. Она достала его, не намочив пальцев. Как? ( Чашка была с сухим кофе).
  10. Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у него не было, спрятаться было негде. Когда он добрался до дома, вода с него лилась ручьем, но ни один волос не промок. Почему? (Он был лысый).
  11.  Знаменитый фокусник утверждает, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в неё. Как ему это удается? (Вползти в комнату может каждый).
  12. У одного шофера не было с собой водительских прав. Он не остановился на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулся в обратном направлении и остановился, лишь миновав три квартала. Всё это происходило на глазах у полицейского, но то  его не остановил. Почему? (Шофер шел пешком).
  13.  Темным дождливым вечером из ворот тюрьмы выехала машина с тремя преступниками. Какой номер был у машины? (Мокрый, так как шел дождь).
  14.   К вам пришли гости, а у вас в холодильнике лимонад и томатный сок. Что вы откроете в первую очередь? (Холодильник).
  15.  Человека спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня шесть сыновей, а у каждого сына по одной родной сестре». Сколько у этого человек детей? (Семеро).

Находим общее, выделяем существенное.

   Ниже записано 20 горизонтальных рядов слов. Для каждого нужно найти по два слова, которые по смыслу ближе к первому обобщающему слову в строке. Время  выполнения 30-60 секунд.

  1. Сад – растение, садовник, собака, забор, земля.
  2. Река – рыболов, берег, рыба, тина, вода.
  3. Город – автомобиль, здание, толпа, улица, цветы.
  4. Сарай – сеновал, лошадь, крыша, стены, скот.
  5. Магазин – колбаса, покупатель, молоко, продавец, картина.
  6. Деление – карандаш, делитель, бумага, делимое, класс.
  7. Школа – сад, журнал, учитель, дневник, ученик.
  8. Чтение – картина, текст, глаза, книга, слово.
  9. Газета – телеграмма, приложение, редактор, бумага, правда.
  10.  Игра – наказание, правила, штрафы, игроки, карта.
  11.  Война – аэроплан, сражение, солдаты, пушки, ружьё.
  12.  Книга – рисунки, бумага, любовь, война, текст.
  13.  Пение – искусство, мелодия, овации, голос, звон.
  14.  Землетрясение – колебания, смерть, пожар, беда, шум.
  15.  Библиотека – читатели, лекция, музыка, город, книги.
  16.  Лес – охотник, яблоня, дерево, лист, зверь.
  17.  Спорт – состязание, оркестр, медаль, стадион, спортсмены.
  18.  Больница – помещение, больные, радио, сад, врач.
  19.  Трамвай – рельсы, вагон, город, улица, пассажиры.
  20.  Повар – кухня, продукты, посуда, фартук, стол.

Оценка результатов: Если задание выполнено в объеме 17 рядов, можно говорить об очень высоком уровне обобщения; 14-17 – высокий уровень; 10-13 – средний уровень; менее 10 – низкий уровень.

Ниже написано 20 горизонтальных рядов слов. В каждом ряду пять слов, четыре из них объединены общим понятием, а одно не подходит для этой группы. Нужно определить это слово и записать его в тетрадь. На работу отводится 10 минут.

  1. Леонид, Виктор, Валерий, Петров, Пётр.
  2. Изношенный, маленький, дряхлый, старый, ветхий.
  3. Постепенно, торопливо, поспешно, скоро, быстро.
  4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.
  5. Ненавидеть, возмущаться, негодовать, презирать, понимать.
  6. Высокий, рослый, длинный, умный долговязый.
  7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
  8. Темнота, мрак, тьма, сторож, мгла.
  9. Несчастье, беда, ночь, горе, бедствие.
  10.  Землетрясение, нападение, грабёж, кража, поджог.
  11.  Простокваша, молоко, сметана, сыр, сало.
  12.  Ласковы, добрый, красивый, нежный, приветливый.
  13.  Хата, печь, дом, хлев, будка.
  14.  Берёза, сирень, сосна, дуб, ель.
  15.  Секунда, вечер, неделя, час, год.
  16.  Решительный, отважный, храбрый, смелый, злой.
  17.  Кисточка, фломастер, карандаш, чернила, ручка.
  18.  Баскетбол, бадминтон, гандбол, футбол, хоккей.
  19.  Днепр, Обь, Печора, Лена, Волга.
  20.  Бабушка, старушка, бабуся, глухая, старуха.

Хороший ответ: 15 и более; от 14 до 9 средний; 8 и меньше правильных ответов говорит о том, что надо совершенствовать способности к обобщению.

                                           Заключение

Дети – это наше будущее. Человечество приближается к высокой организации общества, где каждая личность необходима. В каждой личности заключена Вселенная, любая личность – единственна и неповторима во всей истории Земли. Поэтому жизнь людей уже сегодня надо представлять не как беспорядочную толпу людей, устремившуюся к вершине и спихивающую друг друга с каждой ступеньки вниз, в пропасть, а как единую команду, протягивающую отстающему руку помощи. Человечеству необходимо осознать, что места на вершине хватит всем. Успех человеческого разума,  его неограниченные возможности – это, прежде всего, возможности коллективного разума, опирающегося на могущество современной и будущей техники. Самые сложные задачи в науке решаются, в основном, коллективно. Задачи педагогов – формировать творческий коллектив единомышленников, где каждой личности отводится своя важная роль.

Литература:

  1. Виноградова Н., Куликова Т., Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение, 1993.
  2. Воскобойников В. Как определить и развить способности ребёнка. Санкт-Петербург: «Респекс», 1996.
  3. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей.- Санкт-Петербург, 1994.
  4. Дьяченко О. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986,стр.30-36.
  5. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. //Вопросы психологии, 1990, №-6 стр. 86-92.
  6. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. //Вопросы психологии, 1993, №-2.
  7. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль «Академия развития», 1996.
  8. Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. Харьков «Фолио», Санкт-Петербург  

    «Кристал», 1996.

Содержание

Введение.

2

I.    Что такое творческое мышление.

3

II.   Три стадии творческого мышления.

3

Наглядно-действенное мышление

Причинное мышление

Эвристическое мышление

III.  С чего начать?

7

IV.  Решение проблемы.

9

Заключение.

13

Литература.

14

                                                                               

                                                       

                                                                         

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления при работе со словарными словами

В статье я показала развитие  различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно....

Постановка экспериментов - один из способов развития творческого мышления.

Статья о роли эксперимента в развитии творческого мышления младших школьников....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТДМ

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...