Использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе
материал на тему

Ракитина Наталия Леонидовна

Обобщение опыта об  использовании учебно - лабораторного оборудования в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_uchebno.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе.

В современном образовании происходит формирование новой информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения.

Учителя начальных классов, начиная обучение детей в 1 классе, всегда сталкиваются с такой проблемой:

нужно быстро научить ребят ориентироваться на страницах учебника, в печатных, рабочих тетрадях – находить верхнюю и нижнюю рабочую строки, отступать определённое количество строчек и клеток, даже ориентироваться в самой клетке. Особо работать в тетрадях на печатной основе. Где начинать? Какое задание выполнять? Куда вписывать ответ?  До появления учебно-лабораторного, я «ходила» по классу, «указывала» каждому в тетради.  

В связи с переходом на новый ФГОС наша школа получила новейшее цифровое оборудование для начальных классов. Администрация школы позаботилась о том, чтобы его быстро установить и запустить в работу.

Сейчас планируя свою урочную и внеурочную деятельность, я включаю в работу современное учебно-лабораторное оборудование такое, как ноутбук. Его   я использую  для поиска, сбора, обработки и хранения данных, при работе с системой контроля и мониторинга  качества знаний. Это и разработки уроков, и презентации к урокам, и иллюстративный материал, материалы для проведения классных часов.

С появлением Документ – камеры  уже можно показывать книги, картинки, наглядные опыты, использовать её в качестве цифрового фотоаппарата,  видеокамеры и сканера, причём получать объёмные изображения предметов.

Теперь достаточно положить под объектив документ – камеры пропись и можно писать электронными чернилами на доске, показывать образец на экране интерактивной доски,  обучать вышиванию, нанесению штриховки, рисованию сложных узоров. А также сделать снимок рассматриваемого объекта или сделать видео. Большую экономию времени даёт проверка решения  домашних заданий, выполняемых в домашних тетрадях. Методика проверки очень проста. Ученик выходит с домашней тетрадью, помещает её в поле зрения объектива камеры и объясняет решение. При этом все учащиеся класса принимают участие в обсуждении оформления задания, и, даже могут предложить учителю поставить автору решения ту или иную отметку.

Незаменимой в моей работе является Интерактивная доска –это доска огромных возможностей. Ребятам нравится работать с  интерактивными тренажёрами, используя электромагнитный маркер. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает  огромный интерес, экономит время на уроке. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и знаний. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы.        Интерактивная доска также позволяет  мне показывать слайды, видео, даёт возможность работать с рисунком, схемой, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла.

 Интерактивная доска даёт мне возможность сохранять в памяти ноутбука все изменения, появившиеся в процессе работы с материалом урока.  И в дальнейшем отредактировать разработанный материал, сохранить работы обучающихся, передать в электронном или печатном формате родителям.

Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности.

Используя модульную систему экспериментов PROlog, которая  учит младших школьников наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его, помогает найти ответ на многие детские «почему?».

Например, при изучении тем «Температура», «Сезонные изменения в природе», выполняя исследовательскую работу, используя цифровой измерительный модуль «Температура», дети узнают: Почему лёд тает, а вода закипает? Где теплее - в классе или на улице? Почему жидкость в термосе долго остается горячей? Почему тепло в варежках?

Изучить мир звуков, понять, что такое шум, узнать, почему тише в лесу, а не рядом с дорогой, поможет модуль «Звук». На внеурочной деятельности «Школа этикета» по теме «Влияние шума на здоровье человека» дети измеряли и анализировали  уровень шума на уроке и во время перемены. При сравнении результатов измерения учащиеся выявили, что уровень шума на перемене равен уровню шума на концерте или дискотеке. Этот эксперимент заставил детей задуматься над тем, какой вред своему здоровью они сами себе могут причинить.

Преимущества системы в том, что цифровые модули системы PROLog могут работать в двух режимах (эксперимент в прямом или автономном режиме). Это позволяет проводить эксперименты не только в классной комнате, но и на природе. Система позволяет настраивать работу модулей на измерение различных параметров окружающей среды, чтобы получить более полную картину проводимого эксперимента. Например, можно одновременно измерить температуру воздуха на улице, и в помещении.

Результаты измерений наглядно представляются в виде таблиц и графиков, что позволяет научить ребят  работать с информацией в соответствии с требованиями ФГОС. Эти результаты можно распечатать и использовать на уроках математики при решении задач или при развитии вычислительных навыков, поддерживая межпредметные связи.

Интересна и результативна Система контроля и мониторинга качества знаний. Ученикам  раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы учителя. В ходе занятия учитель задает вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и обучающиеся отвечают на них простым нажатием  кнопки. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.

Все ученики могут отвечать на вопрос учителя. При этом даже те учащиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили, так как  при правильном ответе на пульте загорается зеленая лампочка, при неправильном красная.

Информации для проведения уроков в помощь учителю в Интернете огромное количество. Серия учебных пособий «Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе», которые поступили – это одновременно и настольная книга для учителя, и медианавигатор! Работая с этими пособиями, я нахожу электронный адрес к цифровому образовательному ресурсу практически к каждой теме урока любого предмета.

Так же использую программно-методические комплексы «Академия младшего школьника», «Мир музыки», «Фантазёры», «Учимся изучать историю».

Программы предназначены для использования в начальной школе по основным учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир. Они включают в себя обширный набор интерактивных дидактических игр, вариативных и разноуровневых, для повторения и закрепления полученных знаний.

Специальный инструмент – Конструктор урока позволяет педагогу самостоятельно определять содержание занятия как для всего класса, так и для отдельного ученика, создавать нужные наборы заданий, определяя их последовательность, а также влиять на их содержание. Итоги урока фиксируются в виртуальном журнале, учитель и учащиеся имеют возможность прослеживать статистику результатов.

Используя современное учебно–лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мой урок становится более ярким,  насыщенным, интересным, разнообразным. У меня, как учителя появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках в начальной школе"

В материале говорится об эффективном использовании УЛО на уроках в начальной школе....

Использование учебно-лабораторного оборудования для работы с учащимися начальных классов.

В статье дано описаниепрактического применения мобильного класса в условиях работы с младшими школьниками....

" Эффективность использования учебно-лабораторного оборудования в учебно-воспитательном процессе в начальных классах в рамках реализации ФГОС"

Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...

" Организация деятельности учащихся на уроке с использованием учебно-лабораторного оборудования в начальных классах в рамках реализации ФГОС"

Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...

Доклад "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках в начальной школе."

Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информац...

Эффективное использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе

Использование нового оборудования обогащает процесс подготовки к занятиям. Образовательный процесс становится более гибким. Каждый ребёнок начальной школы при использовании оборудования получил возмож...