Рабочая Программа«Юные экологи» (социальное направление)
рабочая программа на тему

Костромина Анастасия Евгеньевна

Пояснительная записка.

Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе:

•Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

•Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;

«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании  которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира,  основные  методы  и  пути  его  познания,  развиваются  эстетическое  восприятие  и художественно-образное  мышление  младших  школьников.  Изучение  данного  курса  создаёт условия   для   формирования   ценностного   отношения   младших  школьников   к   природе, воспитание  основ  экологической ответственности  как  важнейшего  компонента  экологической культуры.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области  

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

«Согласовано»                                                                                  «Утверждено»

Заместитель директора школы по ВР                        __________________________

________________________                                        Приказ №_____________

 От «____»__________2016 г.                                                     От «____»__________2016 г.

Рабочая Программа«Юные экологи»

(социальное   направление)

Возраст: 9-10 лет.

Сроки реализации программы:  2 года.

Составители:

Челябинск, 2016 г.

Пояснительная записка.

Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе:

•Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

•Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;

«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании  которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира,  основные  методы  и  пути  его  познания,  развиваются  эстетическое  восприятие  и художественно-образное  мышление  младших  школьников.  Изучение  данного  курса  создаёт условия   для   формирования   ценностного   отношения   младших  школьников   к   природе, воспитание  основ  экологической ответственности  как  важнейшего  компонента  экологической культуры.  

Актуальность программы

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой,рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель программы:  формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  • Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 2 года.

В 3-  классе 29 часов в год.  В 4 классе – 27 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по  по 45 минут

Ценностные ориентиры программы:

  1. формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.
  2. развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы.
  3. развитие  у  учащихся  эстетического  восприятия  окружающего мира.

Форма и режим занятий:Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие.

Формы организации  разнообразны: индивидуальная, групповая,  кружковая. Одним из основных методов обучения являются  наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы  картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение индивидуальных тетрадей «Дневник эколога».Средствами  усвоения программы  являются творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов,  экскурсии и прогулки в природу, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной недели экологии, помощь в озеленении холлов, классных комнат.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразия природы.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность.
  • Действовать в соответствие с заданными правилами.

Предметные:

  • в  ценностно-ориентационной  сфере: сформированность  представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимодействий между природой и человеком.
  • в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами.
  • в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека.

Учебно-тематический план. 3 класс.

«Дом,  в  котором я живу»29часов.

Тема занятия.

Раздел 1 « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

Кол-во часов:

кол-во часов:

Содержание курса

Дата

Теор.

Практ.

1

Введение. Что такое Экология?

Игра «Поле чудес»

1

0,5

0,5

Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ и экскурсий.

Практическая работа (0,5ч) « Путешествие в мир животных (игра «Поле чудес»).

2

Какие качества необходимы юному исследователю

1

0,5

0,5

Четыре основных кач., необходимые каждому во время проведения  исследований  в лесу:  терпение, внимательность,  точность,  сотрудничество.

3

Игра «Давайте познакомимся»

1

1

Игра проводится с использованием «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если

возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление   от   имени   этого   животного,   представляя   его   наиболее интересным образом.

4

Как мы воспринимаем окружающий мир

1

1

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.

5

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

1

1

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

6

Учимся наблюдать

1

1

Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Четыре вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

7

Тренируем наблюдательность

1

1

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

8

Учимся планировать наблюдение

1

1

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.

9

Готовимся наблюдать и изучать

1

1

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая и неживая природа), умение сравнивать предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.                                                                                                

10

Раздел 2. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.

Дом,  в  котором я живу: человек и  окружающая

его среда

1

1

формирование  элементарных  представлений  об экологии жилища;

формирование  понятия  о  доме  в  его  прямом  и переносном значении;

приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды, знать что такое браконьерство.

11

Экология и мы

1

0,5

0,5

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

12

Дикие животные

1

1

чтение стихов о животных, игра «Угадай по описанию», «Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные».

13

Пернатые жители.

1

1

КВН - крылатая компания.

14

«Лесной доктор» - дятел

1

1

Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Практич.(0,5ч): отгадываем загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами.

15

Десять заповедей друзей леса

1

1

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

16

Осень в лесу (экскурсия)

1

1

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

17

Экскурсия в городской парк культуры и отдыха

1

1

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

18

Осенние работы в поле

1

0,5

0,5

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев.

19

О    городах    и горожанах        

человек  в

городе.

1

1

рассказывать о возникновении первых поселений;                                                      

называть         какие         происходят изменения природной среды в городе;

знать экологические проблемы города;

указывать,  как  город  влияет  на  образ  жизни человека;

оформлять  выполненные наблюдения  в  виде сообщения, проекта

20

Там, где ступала нога человека

1

1

Систематизируются представления школьников о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: разрушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды.

21

Солнце – источник тепла и света

1

1

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.

22

Берегите воду!

1

1

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

23

Вода, её признаки и свойства

1

1

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,круговорот воды.

24

Экскурсия. Заповедные места родного края.

1

1

25

Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы».

1

1

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

26

Погода. Климат.

1

0,5

0,5

Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

27

Размножение комнатных растений

1

0,5

0,5

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

28

Кто живёт рядом с нами?

1

1

В ходе занятия учащиеся устанавливают, почему город является экосистемой.  Устанавливаются основные компоненты городских экосистем. Основные понятия: животный мир городов.

29

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

1

1

Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка

Учебно-тематический план 4 класс.

«Познавательная экология». 27 часов

Тема занятия

Кол-во часов

Кол-во часов:

Содерж.курса

Дата

Теор.

Практ.

1

Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Введение. Жизнь на Земле

1

1

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе.Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

2

Времена года на Земле

1

1

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

3

экскурсия

1

1

Практическое занятие: «Осень на пришкольном участке».

4

Условия жизни растений

1

1

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

5

Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

1

1

Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу Югры».

6

Динозавры – вымерший вид животных

1

1

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

7

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

1

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

8

Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА »

Лес — кормилец и врачеватель

1

1

Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

9

Реки и озера

1

1

Пресная вода. Осадки.

10

Получение кислорода под водой

1

1

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

11

Жизнь у рек и озер

1

1

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

12

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

1

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

13

Жизнь среди людей

1

0,5

0,5

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

14

Зависимость города от окружающей его среды.

1

1

Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек.

15

Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем.

1

1

Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.

16

Что происходит с отходами, которые производят люди?

1

1

Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.

17

Будь достойным жителем Земли

1

1

В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля.  Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.

18

Экскурсия. Заповедные места родного края.

1

1

19

Пути решения экологических проблем

1

1

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

20

Охраняемые природные территории и объекты

1

1

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

21

Жизнь среди людей

1

1

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

22

Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ »

Домашние животные

1

0,5

0,5

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

1

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак»

24

Уход за домашними животными

1

1

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

25

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

1

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

26

Люди и паразиты

1

1

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

0,5

0,5

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Литература для учителя

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004
  2. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. - Волгоград: Учитель, 2004
  3. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008

Литература для учеников

Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов 2011

  1. Рязанцева Л.М. Тайны и загадки природы: Экологическая игра/ Л.М.Рязанцева// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. Сборник сценариев для библиотек.-2005.-№4.-С.94-98.
  2. Некрасов И.Б. Ура, мы на природе!: Методическая разработка/ И.Б.Некрасов// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№8.-С.86-98.

               Урок-поход. Подготовка детей и проведение.

  1. Молодова Л. Как вести себя на природе: Сценарий и методические материалы для проведения экологического праздника для детей 6-11 лет/ Л.Молодова// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ.-2003.-№5.-С.32-35.

ТСО, компьютер, CD,проектор, экран, дидактический материал

Специфическое  сопровождение (оборудование):

- Глобус, компас, микроскоп.

- Модели форм поверхности Земли.

- Модели систем органов организма человека.

- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).

Электронно-программное обеспечение:

Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Юный эколог"

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа "Юный эколог"

Рабочая программа по курсу "Юный эколог" - интеллектуальное направление...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" (социальное направление)

Рабочая программа, календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Моя первая экология"...

Рабочая программа «Юный эколог»

     Программа «Юный эколог»  имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией, составлена в соответст...

Программа по внеурочной деятельности кружок «Моя первая экология» (социальное направление)

Программа по внеурочной деятельности. Кружок «Моя первая экология». (социальное направление)...