педагогические конфликты
материал на тему

Охохонина Надежда Викторовна

реферат на тему "Педагогические конфликты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогические конфликты37.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кафедра педагогики и методики начального образования

Реферат по дисциплине

 « Педагогическая конфликтология»

Тема

«Особенности педагогических конфликтов»

 

                                                                                               Выполнил: Охохонина Н.В.

студентка 4 курса ЗФО(СПО)

Проверил: Миндибекова Л.А.

канд.пед.наук, профессор

Абакан 2016

Оглавление  

Введение ....................................................................................................................3

1. Правила решения конфликтных ситуаций................................................3

2. Управление конфликтной ситуацией........................................................7

3. Характеристика особенностей педагогических конфликтов..................8

4. Стили взаимодействия педагога в конфликте с учащимися...................10

5. Решение конфликтных ситуаций, воздействие на личность школьника в конфликтной ситуации.............................................................................................13

Заключение.................................................................................................................16

Введение

Умение избежать конфликта – одна и составных

частей педагогической мудрости учителя.

В.А.Сухомлинский

 Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными - явление обычное.

1. Правила решения конфликтных ситуаций.

Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Конфликтные отношения между педагогами и учащимися – серьезное переживание для обеих сторон. Попытки воздействия со стороны учителя - сопротивление со стороны ученика. Тут уже не до учебного процесса: выяснение отношений, предъявление обид и претензий, привлечение третьих лиц (директора, психолога, родителей)… Подросток обвиняет учителя в несправедливости и предвзятости, а то и в некомпетентности; педагог объявляет своего ученика двоечником, лентяем, хулиганом - в общем, трудновоспитуемым. На ком лежит ответственность за возникновение конфликтов и ухудшение отношений между педагогами и учениками? Есть ли тут правые и виноватые? Что может сделать школьный учитель для разрешения ситуации?

        Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости” учеников. Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

Конструктивные  стороны  конфликта:

  • конфликт помогает увидеть скрытые отношения;
  • конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • конфликт - это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычные;
  • способствует сплочению коллектива в противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:  

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины (ухудшение социально - психологического климата в коллективе);
  • ухудшение качества работы; сложное восстановление деловых отношений;
  • временные потери (на 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний).

Конфликтные ситуации возникают как у молодых, так и у опытных учителей. Они отражают глубинные психологические процессы в школьной среде. Важно помнить, что,  если ученик - по отношению к учителю бросил вызов, значит, у него есть на это потребность (правда, пока непонятно для нас и чаще всего не относящаяся напрямую к личности  учителя).  Но каждая конфликтная ситуация - это сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива, на который необходимо отреагировать. Причем всякое негуманное действие учителя вызовет только противодействие.

Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт. Если конфликт разрешается деструктивно, его последствиями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, отрицание, уход, эскалация, поляризация. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность.

По взаимодействию педагога с разными возрастными группами учащихся педагогические конфликты существенно отличаются. В начальной школе - конфликты этики, связанные с нарушениями учителем педагогического такта или вызванные неадекватной оценкой неуспеваемости. В средней школе – конфликты, связанные с нарушением дидактического взаимодействия и низким профессионализмом учителя   (излишнее дисциплинирование, методические ошибки, нарушение этики, конфликтное поведение учителя).

Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три группы:

1) мотивационные конфликты, обусловленные слабой мотивацией учебной деятельности;

2) конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе;

3) конфликты взаимодействия – учитель-ученик, учитель-директор, учитель – родители.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.

Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности.

Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения.

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер.

В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит противоречие. Противоречие – это двигатель пpогpесса, pазвития. Преодолевая разногласия, различия позиций или взглядов, мы поднимаемся на качественно более высокий уровень развития индивидуальности.

На следующем этапе конфликта происходит осознание ситуации. Если налицо объективное противоречие и объект конфликта, то вы оцениваете ситуацию как конфликтную конструктивную и переходите к конфликтному поведению.

Конфликтное поведение целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника, которое представляет собой pазpаботанные и реализованные известные стили поведения в ситуации разногласия. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на школьника, зависит от правильно оцененного учителем пpотивоpечия и от оптимально выбранного стиля поведения.

Таким образом, педагогический конфликтэто объективное пpотивоpечие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (pазpешение) которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального развития.

2. Управление конфликтной ситуацией.

Под управлением конфликтной ситуацией понимается: 

1) предупреждение инцидента разрешением конфликтной ситуации;

2) перевод ее в педагогическую задачу;

3) моделирование познавательных конфликтных ситуаций в учебно-воспитательных целях.

Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. Оно характеризуется, с одной стороны, неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, – разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным, деловым) конфликтам. Разрешение такого конфликта приводит к развитию явления, несовершенство которого вскрывает конфликтное противоречие, которое, как и любое другое противоречие, является источником развития.

Конфликты несут в себе не только отрицательный, но и положительный эмоциональный заряды. В них есть и состояния, связанные с предвкушением борьбы, воодушевлением, живым интересом к оппоненту, надеждой на успех в своем деле, удовольствием от точно найденной и принятой соперником аргументации.

Не существует общих приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией, поскольку ее участники преследуют, как правило, взаимоисключающие цели. Можно лишь предложить способы поведения, направленные на то, чтобы сделать его максимально рациональным; способы, которые призваны сдержать перерастание конфликтных отношений в глобальную конфронтацию:

-действия, направленные на предотвращение инцидента; 

-действия, связанные с подавлением конфликта;

-действия, дающие отсрочку;

-действия, ведущие к разрешению конфликта.

Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:

- учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;

- постараться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;

- осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;

- при разрешении конфликтов профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации лежит на учителе;

- различно понимание участниками событий и их причин, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

3. Характеристика особенностей педагогических конфликтов

Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение конфликта обусловлена тем, что школа является моделью общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Педагогические конфликты характеризуются следующими особенностями:

-участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

-разница в возрасте и жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки, различное понимание событий и их причин - конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному;

-присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл. 

Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастание, реализация и затухание. Успешная блокировка конфликта возможна лишь на первой стадии. На стадии реализации подавить конфликт невозможно. Воспитательная коррекция наиболее эффективна на третьей стадии, когда произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».

Конфликт легче предупредить, чем разрешить. Наилучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика. Профилактикой конфликтного поведения является развитие рефлексивности поведения, эмпатии, сенситивности и креативности. Психологу необходимо развивать у педагогов умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определить личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, умение выбирать адекватные способы общения и реализовать их в процессе взаимодействия.

 Социально-психологическая компетентность - это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Формированию социально-коммуникативной компетентности способствуют следующие методы:

-метод интроспекции - педагог ставит себя на место ученика, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот ученик испытывает в данной ситуации;

-метод эмпатии - основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека; метод логического анализа – рационализация психической жизни;

-метод творчества - превращение проблемы в задачу позволяет извлечь из нее максимальную выгоду, научиться чему-либо;

-метод позитивного самоутверждения - путем «Я-высказываний», отражающих суть события, потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию, исключая при этом нападения, поиски виновника, формулировки требований;

-метод совместной власти - основан на партнерских отношениях и позволяет добиться наиболее желательных для личности результатов, одновременно создавая ценности для другого человека;

-метод управления эмоциями - основан на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их передать другому, умении безопасной разрядки эмоций и выработке стремления к улучшению отношений;

-метод анализа конфликтных ситуаций - с помощью рефлексивного способа позволяет находить разнообразные варианты решения проблемы;

-метод социально-психологического тренинга - позволяет развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия;

-метод интуиции - решения в сложных ситуациях принимаются исходя не столько из профессиональных знаний, сколько из личного опыта, интуиции человека;

-метод воображения - помогает развивать социальную рефлексию, прогнозировать варианты поведения партнера по общению и свои собственные реакции.

4. Стили взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.

 Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного pешения пpоблемы необходимо выбpать  опpеделенный стиль поведения, учитывая пpи этом ваш собственный стиль, стиль дpугих вовлеченных в конфликт людей, а также пpиpоду самого конфликта.  
Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися?
Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка – согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) – оправдано. Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

 Всего стилей поведения в ситуациях разногласий, по мнению ученых (У. Томас, Р. Кильмен ), пять: сотрудничество - оптимально почти всегда; компромисс - вполне приемлем в ряде случаев; избегание (уход) - рекомендован в случае неспровоцированных партнером “пожаров”; приспособление - возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав; соперничество (конкуренция) - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно он имеет приоритетные, закрепившиеся жизненными обстоятельствами стили. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух и более сторон.

Стиль конкуренции (соперничества). Формы проявления стиля конкуренции – стремление доказать, что другой человек не прав; стремление пеpекpичать другого; применение физического насилия; непринятие явного отказа; требование безоговорочного послушания; стремление пеpехитpить другого; обращение за помощью и поддержкой к союзникам; требование, чтобы оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

Стиль уклонения (ухода). Формы проявления стиля уклонения – молчание, демонстративное удаление, обиженный уход, затаенный гнев, депрессия, игноpиpование обидчика, едкие замечания по его поводу за его спиной, переход на чисто деловые отношения, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

Стиль приспособления. Ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы; вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; вы понимаете, что правда не на вашей стороне; у вас мало власти и шансов победить; эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете. Вывод: уступая, или соглашаясь, жертвуя своими интересами, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.

Стиль сотрудничества рекомендуется использовать в следующих ситуациях: решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраниться; тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; вы располагаете достаточным временем, чтобы поработать над проблемой; вы и ваш паpтнеp готовы и способны обсуждать суть своих и чужих интересов. Этот стиль требует определенных условий: достаточное количество времени у обеих сторон, они должны уметь выражать свои желания, свои нужны, уметь выслушать друг друга и затем выработать альтернативы для решения проблемы.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо. Акценты делаются не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться». В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным. И тогда вам может помочь только компромисс.

Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

5. Решение конфликтных ситуаций, воздействие на личность школьника в конфликтной ситуации.

Как правило, конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение противостояния ученика и учителя. Процесс противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся.

При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует учитель в конфликте, это, прежде всего - само учение как основная деятельность ученика и такие нормы, как дисциплинированность и ответственность. Как ни парадоксально, дети склонны к восприятию противоположных норм. Ученик, участвующий в конфликте, своим поведением  вводит такие отрицательные нормы, как развязность, лень, безделье. Это часто осуществляется при молчаливой поддержке класса.

Очень важно для учителя выйти из  конфликтной ситуации с достоинством. Чтобы выиграть противоборство, учителю целесообразно использовать некоторые правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:  

Правило 1

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Например:

«Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» — оценочное высказывание, представляет угрозу для самооценки ученика, не содержит информации о том, что именно он делает не так, а, следовательно, не знает, что нужно изменить.

«Мне не нравится, что ты бросил тетрадь на пол» — высказывание содержит описание поведения, сообщает информацию ученику, что именно не нравится учителю и что школьнику нужно изменить в своем поведении.

Правило 2

Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.

Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.


Правило3 Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

— чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;

— резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;

— повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы…»;

— решительное установление границ разговора: «Всѐ, хватит. Сейчас же прекрати!»

— угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».

Правило 4

Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всѐ подробно обсудить».

Правило 5

Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».

Правило 6

Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях. Таким образом, задача учителя – это предупреждение (профилактика) школьного конфликта. Ведь дети в школьном возрасте   ввиду возрастных особенностей не конфликтны, а учитель для них является первым авторитетным человеком.  

Заключение :


Первостепенная задача учителя – не стремиться подогнать личность ребёнка под заранее определённые кем-то свойства, а помочь каждому ученику познать себя и по возможности самореализоваться, т.е. другими словами, помочь ребёнку ответить на вопросы: «Каков я?» «Что я хочу и могу?» Если ответ получен – создать условия, в которых ребёнок смог бы реализовать то, что он хочет и может.

Именно поэтому от педагогического такта учителя, умения вовремя разглядеть проблему (в учёбе, воспитании, общении и т.д.), найти нужное слово, увидеть личность в каждом ребёнке, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями учащихся. Хотя избежать недопонимания в школе практически невозможно, а значит взаимодействие «учитель - ученик - родители» изначально обречено на возникновение противоречий, но неизбежность школьных конфликтов не означает неотвратимость потерь в результате их возникновения. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является, на наш взгляд, бесспорное утверждение мудрого Спинозы: «Понимание - начало согласия».

Источники:

1. О.С.Гребенюк Педагогическая конфликтология. Курс лекций /http://zavantag.com

2. Данилова М.Н. Особенности педагогических конфликтов/http://yandex.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные противоречия как причина педагогических конфликтов.

Статья по психологии. Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаим...

Педагогические конфликты и пути их разрешения.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовате...

Педагогические конфликты в сфере "учитель - ученик". Причины и способы их устранения

Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других и самого себя....

Особенности педагогических конфликтов

Особенности педагогических конфликтов...

Педагогические конфликты

Педагогические конфликты...

Статья "Педагогические конфликты и пути их решения"

Типы конфликтов, причины конфликтов между учениками, психологические приёмы разрешения конфликтов....

Статья на тему :"Урегулирование педагогических конфликтов."

Существует проблема, связанная с культурой общения. Подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса. Урегулирование и решение проблем зависи...