Экологический КВН
методическая разработка (4 класс) на тему

Дмитриева Елена Вячеславовна

Экологический КВН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kvn.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический КВН.

(3 год обучения)

Цели: 

  1. Способствовать расширению кругозора,  их знания по окружающему миру; познавательных интересов и речи учащихся;
  2. Проверить умения учащихся выполнять задания в условиях соревнования;
  3. Научить работать в группах, сплотить коллектив.
  4. - воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Ход соревнования

I. Вступление:

. Сегодня мы проведём  экологический КВН, и победит та команда, которая заработает больше баллов. Все вы знаете, что КВН – это игра весёлых и находчивых. Сегодня  мы узнаем, насколько  хорошо вы знаете природу,   её богатства.

 Для начала каждой команде надо придумать название и выбрать капитана.

-Участникам понадобится любознательность, фантазия, знания о природе и умение работать в команде.

В игре участвуют две команды: «Экологи», «Хозяева планеты».

1-й конкурс «Представление» команды.

«Экологи»

Девиз:

Береги свою планету,

Ведь другой на свете  нет!

«Хозяева планеты».

Девиз:

Мы не хотим стоять в стороне.

Мы – за порядок на нашей земле!

Посмотрим,   чья команда выиграет, т. е правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей.

  Не лишним будет напомнить о дисциплине во время КВН. Обсуждаем вместе, не выкрикиваем. За нарушение дисциплины, за выкрики  с команды снимаются очки.

II. Конкурсы:

  1. 2-й конкурс «Разминка».

-Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию. Каждая команда должна  ответить на вопросы по очереди  в течение 5 секунд. Если  команда не сможет ответить, то можно другой команде дать ответ.

1-я команда:

1) Наука о связях живых существ с окружающей средой и бережном отношении к природе. (Экология)

2) Охраняемые  государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав. (Заповедник)

3) Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений? (Красная книга)

4) Ближайшая к нам звезда. (Солнце)

5) Его выделяют растения. (Кислород)

6) Назовите третий месяц осени. (Ноябрь)

7) Назовите последний месяц зимы. (Февраль)

8) Сколько цветов у радуги? (7)

9) Какой предмет может сказать о себе:

«Со мной пойдешь,

 Дорогу обратно найдешь!»? (Компас)

 10)В какое время года бывает листопад?   (Осенью)

2-я команда:

11)В какое время года у зайчат появляются зайчата – «листопаднички»?  (осенью)

12)В какое время года бывает ледоход?   (весной)

13)Какие жуки носят название того месяца, в котором они появляются?    (майские)

14)Красавица русского леса.    (береза)

15)Какой гриб носит название лесного хищного зверя?    (лисичка)

16)Как называются птицы, которые улетают на юг?  (перелетные)

17)Углубление в дереве, где живет белка.   (дупло)

18)Кто круглый год серый?   (волк)

19)Зеленый покров земли.   (трава)

20)Какое дерево единственное в мире имеет белую кору?    (береза)

3-й конкурс «Составь пословицу». (Пословица представлена разорванной, команде нужно её восстановить).

Земля                            заботу любит.

Много снега               -  много хлеба.

Без хозяина земля     -  круглая сирота.

 Много воды                  - много травы.

3. Игра со зрителями

“Загадки о природе”.

  1. Расцветает он весной, 
    Только снег сойдет лесной,
    И на каждом стебле в ряд 
    Словно лампочки висят. 
    (Ландыш.)
     
  2. По весне к нам с юга мчится
    Черная, как ворон, птица.
    Для деревьев наших врач, 
    Насекомых ест всех ... 
    (Грач.)
     
  3. Тлю с ветвей она съедает 
    И в саду нам помогает.
    На листок уселась ловко.
    Это ... 
    (Божья коровка.)
     
  4. Он не птицей называется, 
    Хоть откладывает яйца, 
    У него утиный нос, 
    Зверь не страшный ... 
    (Утконос.)
     
  5. Поставив солнышку бочок, 
    Лежит на грядке. 
    (Кабачок.)
     
  6. Он соло пел среди ветвей, 
    Его назвали ... 
    (Соловей.) 
     
  7. Если бы он причесался хоть раз, 
    Не звали б его ...
     (Дикобраз.)
     
  8. Он совсем не хрупкий,
    Спрятался в скорлупке. 
    (Орех.)
     
  9. Насекомых он гроза, 
    Смотрит – в сторону глаза, 
    С липким длинным языком, 
    Очень мало нам знаком.
    Кожи цвет меняет он, 
    То ползет – ….
    (Хамелеон.) 
     
  10. Небольшая пестрая птица 
    Не боится зимой простудиться.
    Угощение наше ей снится, 
    Прилетает к нам часто ...
    (Синица.)
     
  11. Как это скучно – 100 лет без движенья.
    В воду глядеть на свое отраженье.
    Свесила гибкие ветви с обрыва 
    Нежная, тихая, грустная… 
    (Ива.)
     
  12. Как зовут меня скажи – 
    Часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок, 
    Синеглазый … 
    (Василек.)

4. Конкурс капитанов “Правда ли это?”

(Вопросы записаны на цветных карточках. Капитаны сами выбирают карточку.)

Красная карточка

  1. Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются “бревном”? (Нет. Они маскируются, чтобы подкрасться поближе к жертве.)
  2. Большие черепахи плачут. (Да. На берегу они роняют слезы, для того чтобы избавиться от песчинок, попавших в глаза.)
  3. Кобра танцует под музыку факира. (Нет. Она не слышит музыку. Все её действия это подготовка к нападению.)
  4. Стрижи могут спать на лету. (Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и парят во сне, а на рассвете спускаются ближе к земле.)
  5. У австралийских страусов Эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает птенчиков. (Да.)
  6. Пингвины могут плавать со скоростью 40 км /час, обгоняя катера. (Да.)

Синяя карточка.

  1. Одинокие волки воют на луну от тоски. (Нет. Воем они предупреждают волков из других стай, чтобы те не заходили на чужую территорию.)
  2. После купания шотландские скворцы вытирают перья об овец. (Да. Были замечены на овцах, о шкуры которых вытирались, словно о полотенце.)
  3. На зебрах водятся полосатые блохи. (Нет.)
  4. Отправляясь на обед, самка бегемота находит “няньку” для малыша. (Да. В каждом стаде есть “детский сад”, где пасутся самки и детёныши.)
  5. Весной пингвины могут взлететь на высоту двух метров. (Нет. Они не летают.)
  6. Клесты выводят птенцов зимой. (Да.)
  7.   7-й конкурс. Экологические задачи. (читает учитель)

Командам предлагается обсудить и решить экологические задачи.

1задача

- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер,- предложил Алик.

Зачем здесь? Идемте вот под дерево, там уютнее, - возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда девочки  показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

            Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

2 задача

 Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего- либо подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак.

       - Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он. – Брось её в воду – и дело с концом.

                 Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

3 задача

Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.

                  Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно. Объясните.

  1. Конкурс “Зоологический кроссворд”

По горизонтали:

  1. Крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами. (Медведь.)
  2. У какой птицы самый красивый хвост? (Павлин.)
  3. Животное – символ Индии? (Кобра.)
  4. Самая крупная змея в мире? (Анаконда.)
  5. Самая маленькая птица? (Колибри.)

По вертикали:

  1. Самое быстрое животное суши, преодолевающее короткие расстояния? (Леопард.)
  2. Самая большая ящерица. (Варан.)
  3. Кто быстрее всех летает? (Сокол.)
  4. Какое животное быстрее всех преодолевает большие расстояния? (Антилопа.)
  5. Хищная птица с коротким клювом и длинными острыми когтями. (Ястреб.)

http://festival.1september.ru/articles/596723/img1.gif

6. Игра “Подробности”.

1. Может ли лягушка съесть свою кожу? (Да.)

Зачем? (Она меняет кожу 4 раза в год и каждый раз съедает её для пополнения своего организма кожными пигментами.)

2. У кого самое большое сердце? (У жирафа.) Почему? (Чтобы кровь поднималась к голове. Масса сердца 9 кг, длина – 60 см)

3. Чем отличаются лягушки от жаб? (Жабы крупнее, у них сухая бугристая кожа; у лягушек – гладкая, покрыта слизью. Лапы жаб короче, чем у лягушек, поэтому они медлительнее.)

4. Зачем животным хвосты? (“Мухобойка”, индикатор настроения, средство передвижения, заметают следы, согревает и т.д.)

5. Почему насекомые ползут по травинке вверх? (Верхушки трав и полевых цветов мягче, вкуснее, полезнее.)

6. Назовите основное средство защиты зайцев от врагов. (Быстрый бег. Скорость его 80 км /час.)

7. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи, закупоривают входы в муравейник.)

8. Чем отличаются сталактиты от сталагмитов? (Сталактиты растут сверху вниз, а сталагмиты – наоборот.)

7. Конкурс “Большие гонки”

Зелёная карточка (растения).

  1. Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)
  2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
  3. Какую траву и слепой знает? (Крапива.)
  4. Какое дерево в России цветёт последним в году? (Липа.)
  5. Это растение замачивают, мнут, режут, бьют. (Лён.)
  6. Целебный цветок – предок всех роз. (Шиповник.)
  7. Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник.)
  8. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат.)
  9. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)
  10. Самое высокое дерево в мире. (Эвкалипт. 100–110 м.)
  11. Какое растение считают “Царицей цветов”? (Роза.)

Красная карточка (животный мир).

  1. Какая рыба названа человеческим именем. (Карп.)
  2. У какой птицы всего два пальца? (Страус.)
  3. Как называется лошадиное молоко? (Кумыс.)
  4. Какие ноги у жирафа длиннее? (Одинаковые.)
  5. Бывают ли у животных молочные зубы? (Да. У львов, лошадей.)
  6. У кого каждый день растут зубы? (У бобров и зайцев.)
  7. Каких животных называют “санитарами леса”? (Волков.)
  8. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
  9. Какая птица является символом мира? (Голубь.)
  10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
  11. Кто ни на шаг не отходит от собственного дома? (Улитка.)
  12. Как называется наука, которая занимается изучением собак? (Кинология.)
  13. Какие животные спят с открытыми глазами? (Зайцы, т. к. у них короткие веки.)
  14. Их называют “слугами” земли. (Черви.)
  15. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пингвины.)

Синяя карточка (география).

  1. На каком материке нет рек? (Антарктида.)
  2. Родина бадминтона. (Япония.)
  3. Родина волейбола? (США.)
  4. Земля – что это звезда, планета или комета? (Планета.)
  5. Что есть Солнце? (Звезда.
  6. С помощью чего люди наблюдают за звездами? (Телескоп.)
  7. Назовите крупнейший материк Земли. (Евразия.)
  8. Самое глубокое озеро? (Байкал.)
  9. По каким горам проходит граница между Европой и Азией? (Уральские горы.)
  10. Какую реку в России называют “Матушкой – рекой”? (Волгу.)
  11. Как называется прибор для определения сторон света? (Компас.)
  12. Уменьшенная модель Земли? (Глобус.)
  13. Воображаемая точка на земной поверхности, через которую проходит земная ось? (Полюс.)
  14. Место, из которого вытекает река? (Исток.)
  15. Место, впадения реки. (Устье.)

III. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педа­гогам дополнительного образования, педагогам-организа­торам, учителям экологии, биологии, воспитателям детс­кого сада, занимающихся ...

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...