Конспекты по внеурочной деятельности
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Голоднюк Елена Прокофьевна

Конспекты по внеурочной деятельности для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятий внеурочной деятельности по изобразительному искусству

«Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы.

ЦЕЛЬ:

продолжать знакомить с изобразительным искусством (правилами работы с  кисточкой и  красками);

развивать желание рисовать;

формировать интерес к занятиям;

прививать бережное отношение к материалам.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:  фигурки карандаша и кисточки; два домика, два гномика; альбомные листы и бумага разной плотности, цвета, размера; простые карандаши и наборы карандашей в коробках; гуашь и акварель; кисти для рисования, баночки с водой, салфетки.

Содержание

Методические указания

I Основная часть. Объяснение нового материала.

Ребята, вы снова пришли в ИЗО – студию

Посмотрите на доску.

Что вы на ней видите?

Правильно, это наши с вами друзья два гномика.

Сегодня, к нам в гости пришла… Узнаете отгадав загадку.

Свою косичку без опаски она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке.

+ Кисточка

К нам пришла в гости подруга карандаша, кисточка.

Но она пришла не одна, а со своими сестрицами. А кто они узнаете, отгадав загадку.

Разноцветные сестрицы,

Писаные красавицы,

В коробке лежат,

Рисовать скорей хотят.

+ Краски

Как называются эти краски?

+ Акварельные

А вот эти в баночках?

+ Гуашь

Мы в своих работах будем пользоваться гуашью.

Кто знает, как правильно держать кисть? Покажи.

Нужно держать кисточку  за палку у металлического наконечника большим и средним пальцем, придерживая сверху указательным. Предварительно кисть надо смочить в воде (лишнюю воду снять о край баночки) обмакнуть в краску всем ворсом.

Возьмите, ребята, кисточки правильно, так, чтобы было удобно и вам, и кисточкам рисовать все то красивое, что окружает нас.

У Бима есть любимая дорожка, а у Бома нет. Кисточка и краски решили помочь гному.

II. Практическая часть.

У кисточки тоже есть свои  правила рисования.

1. При рисовании любых линий кисть прикладывается к бумаге плотно, всем ворсом, вести линию неотрывно так чтобы «хвостик бежал за палочкой».

2. Для широких линий - кисть прикладывается к бумаге плашмя «опираясь на пяточку» палочку держать наклонно к бумаге.

Нарисуем дорожку коричневой краской.

Какая у нас получилась дорожка?

+ Дорожка получилась широкая.

Правильно, дорожка получилась широкая. Её хорошо видно, потому, что кисточка оставляет широкий след.

Теперь у Бома тоже есть своя дорожка.

3. Сейчас, промойте кисть, не опуская ее в воду ниже железного наконечника.

4. Промывайте без шума.

Я предлагаю вам вдоль дорожек нарисовать траву. Кисточка может оставлять и узкий след.

5. Для узких линий - кисть касается бумаги концом ворса, палочка концом смотрит на потолок.

6. Снова промываем кисть, не опуская ее в воду ниже железного наконечника.

7. Промываем без шума.

8. Вымытую кисть осушаем легким прикладываниями ворса к салфетке.

9. Вымытую и осушенную кисть по окончанию работы нужно поставить в стакан ворсом вверх.

Сейчас со своими рисунками выйдите к мольберту. Какие красивые получились рисунки, покажите друг другу.

III.  Итог занятия.

Какой след оставляет кисточка?

+ Кисточка оставляет широкий и узкий  след.

Вспомните какой след оставляет карандаш?

+ Карандаш оставляет тонкий след.

Вот так карандаш и кисточка помогли гномикам, и стали они ходить друг к другу в гости. Так же они и нам будут помогать рисовать волшебные, красивые узоры.

 

 

 

 

Демонстрирую детям приемы держания кисточки.

 

 

Повтор детьми.

 

 

 

 

 

Правила кисточки.

 

 

 

 

Рисуем широкую линию – дорожку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуем узкие линии - траву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают из-за столов с рисунками..

Дети становятся

«Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок.

Цель: Воспитывать интерес к изо. Искусству. Закреплять знания о главных цветах, смешивании красок. Развивать навыки работы акварельными красками, осознано применять цвета в своих рисунках.

Материалы: Акварельные краски, кисти, рисунки для раскрашивания, листы для смешивания красок, баночки с водой.

I. Вступительные слова педагога: Сегодня я расскажу вам сказку о «Белом городе». Вы узнаете почему его так назвали и что случилось потом. С героями этой сказки вы вспомните всё, что знаете о красках. Слушайте внимательно- это поможет вам справиться с заданиями.

II. Чтение сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели замечать красоту в природе. Голубое небо и белые облака, первая зелень и даже серебристый дождик- всё радовало их. Королева Радуга вселяла в души людей чувство прекрасного и доброту.

Но однажды случилась беда. Злой-презлой волшебник, пролетая над счастливым царством-государством, решил отнять у людей радость. И задумал он самое страшное; закрыл своим волшебным плащом небо и держал плащ так долго, что все краски стали блёкнуть и сереть. Но и этого оказалось мало злому волшебнику. Он заставил всех людей позабыть, что мир был разноцветным. Волшебник ликовал: вот теперь-то скука и злость придут в это царство- государство.

Так всё и случилось. После долгой ночи наступило утро. Люди стали заниматься своими делами. Бесцветный мир не привлекал их внимания. Скучающие взгляду ни на чём не задерживались. К тому же они стали чащу раздражаться и ссориться. Но как не старался злой волшебник стереть воспоминания о красочном мире, детские нежные души почувствовали сразу, что они лишились чего-то прекрасного. И вот один мальчик отправился в дорогу. Стал он ходить по царству-государству и расспрашивать, не знает ли кто, отчего все стали жить скучно и безрадостно. Но люди только плечами пожимали в ответ.

Однажды мальчик набрёл на старую хижину, где жил слепой одинокий старик.

III. Сценка:

Дедушка: - Слушай, сынок, я расскажу тебе, как люди жили раньше и что случилось потом. В те времена я был помоложе. Я был придворным маляром. Красил замки, дома в красивые цвета. И очень любил своё дело, потому что приносил людям радость. Меня даже пригласил один заморский король для росписи своего замка. А когда я вернулся домой, то чуть не умер от горя; труд всей моей жизни, все дома да и всё вокруг стало серым, а люди- люди стали как- будто чужими. Сам я поседел, моя кожа посерела от старости, глаза выцвели и ослепли от слёз. Самое дорогое, что у меня осталось,- это три краски, привезённые издалека.

Мальчик: - Дедушка, покажи мне их, пожалуйста!

(Старичок нащупал узелок и достал дощечку с красками).

Дедушка: - Я знал, что тебе понравятся эти краски. Из этих красок можно делать любой цвет. Бери их. И ты сможешь вернуть людям радость.

(дедушка сказал это и ушёл).

IV. Задание: - Прежде чем я продолжу сказку, скажите какие три краски дал дедушка мальчику? Подскажу это были три основных цвета. (Красная, синяя, жёлтая) А сейчас у себя на листочках закрасьте этими цветами три больших кружочка акварельными красками.

V. Словарная работа: Аква- вода, основные- главные.

VI. Продолжение сказки: «Мальчик не мог оторвать взгляда от ярких нарядных красок. Старик рассказал ему какие краски бывают ещё и какого цвета всё было вокруг. Но вот беда: старичок рассказал , каким и красками всё раскрасить, а как смешать их показать не успел.

Мальчик совсем не умел обращаться с красками и поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, он отправился на необитаемый остров. «Здесь- то я и потренируюсь»- подумал он. ( На доске вит рисунок для раскрашивания «Необитаемый остров»)

На солнышко он брызнул жёлтой краской, как и учил старичок. Солнышко заулыбалось.( Педагог читает, мальчик закрашивает). Песку тоже достался жёлтый цвет. Он тут же потеплел от удовольствия. В море он капнул синей краски, и оно ожило. Теперь осталось дерево с апельсинами, одиноко стоящее на острове. «Что делать, как получить оранжевый цвет для апельсинов?»

Задание: - Ребята, давайте поможем мальчику. Как получить оранжевый цвет?(смешать жёлтый с красным)

-Давайте сделаем то же и закрасим маленький кружок между жёлтым и красным оранжевой краской, которую получим при смешивании красок на палитре.

Выкрасив апельсины мальчик стал смотреть на листья деревьев. Тут он легко догадался и смешал две краски.

-Какие две краски смешал мальчик? (Синюю и жёлтую)

(Дети у себя смешивают краски и помещают кружок зелёного цвета между жёлтым и синим.)

Затем мальчик нечаянно капнул синей краской в красную, они смешались. «Ничего- решил мальчик,- этот цвет я использую себе на брюки.»

- Ребята, давайте и мы смешаем красную и синюю краски.

- Какой цвет получился? ( фиолетовый)

-Поместим кружочек этого цвета между синим и красным.

Потом мальчик решил смешать все три краски: красный, синий и жёлтый. И покрасил стволы деревьев.

-Сейчас и мы смешаем эти три краски и поместим этот кружок в середине.

-Какой цвет получился?(коричневый)

Юный художник уже хотел покинуть остров, но увидел, что небо сталось безжизненно- белым.

-Какое бывает небо? (голубое)

-Как получить голубой цвет?(добавить больше воды)

VII. Самостоятельная работа:- А сейчас ребята поможем мальчику раскрасить его царство. (Раздать листы с рисунками города, природы для раскрашивания).

VIII. Итог: - Какой была страна?

- Какие были люди?

- Какая страна стала?

- Как изменилось настроение людей?

- Какие три главных цвета дал старик мальчику?

- Как получить оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый?

(Выставка работ.)



Предварительный просмотр:

Конспект занятий внеурочной деятельности по литературному чтению

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

Цель:

- Познакомить с основными элементами книги.

- Учить  находить основные элементы книги.

-Учить «ремонтировать» книгу.

-Учить бережному отношению к книге.

-Формировать умение работать с книгой. 

-Развивать  формы сотрудничества друг с другом.

-Развивать эмоциональную отзывчивость, мыслительные операции

- Работать над расширением словарного запаса детей

Этапы

Ход

1.  Разминка.

Актуализация знаний.

2. Знакомство с основными элементами книги.

Работа по ремонту книг.

3. Составление правил обращения с книгой.

4. Подведение итогов.  

Организационный момент урока

 Отгадайте загадку: 

Не  куст,  а с листочками, Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает?

-Правильно, это книга.

Книга – это умный друг.
Обо всём она расскажет,
И расширит знаний круг,
Она верный путь укажет.
С книгой можно отдохнуть, 
С ней короче длинный путь.
Книга жизнь нам осветила.
В книгах – знание.
Знание – сила!

Посмотрите на наш рабочий стол. Что вы видите?  Вас ничего не удивляет? (На столе лежат старые, рваные, исписанные книги) Сегодня утром в класс пришло письмо от заболевших книг.

 Письмо от «заболевших» книг: 

«Уважаемые ребята! Мы живем в библиотеке школы . Уже много лет школьники берут нас с полки почитать. И от этого мы постарели, а когда-то мы были молодыми, красивыми, новенькими, просто загляденье! А сейчас что с нами стало? Вы только посмотрите!  Мы стали некрасивыми, старыми, рваными… Нам очень хочется быть прежними, мы мечтаем о том,  чтобы дети любили нас и обращались с нами аккуратно. Надеемся, что найдутся хорошие ученики, которые смогут нас «вылечить» и привести в порядок.

С  уважением к вам – Книги».

- Что мы ответим книжкам?

-Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся? Но для того, чтобы стать «доктором» для наших больных книжек, надо поставить диагноз, понять, что у них болит. Какая часть книги больна? Как надо обращаться с книгой, чтобы она не болела.

У нас, ребята, в классе
Для порванных книжек открыта больница.
Мы всех их в порядок должны привести,
От гибели бедные книжки спасти.
Представьте, что с вами мы стали врачами,
Одна лишь задача стоит перед нами:
Больных исцелить, чтоб здоровыми стали,
Чтоб добрые люди их долго  читали.              

Но для того, чтобы лечить больные книжки, нужно знать, что у них болит. Поэтому вам необходимо познакомиться с тем, как устроена книга. Хороший читатель непременно должен знать, как называются части книги.

Работа в группах.  Знакомство с элементами книги.

-На столах лежат таблички, на которых написаны основные  элементы  книг.

 ( обложка, титульный лист, страницы, иллюстрации, корешок, содержание, форзац)

Прочитайте названия частей книги и отберите в одну группу карточки со словами, которые вам знакомы, а в другую сторону карточки с незнакомыми словами. Соотнесите знакомые понятия с частями книги. Покажите эти части друг другу.

Какие части книги вы не смогли объяснить и показать? (Каждая группа представляет свои проблемные вопросы, в ходе обсуждения остальные группы помогают их решить и отвечают на них)

Давайте подведём итог первого этапа работы. Посмотрим слайды. Каждый слайд отобразит какой-то элемент книги. Назовите его.

А теперь пришла пора отремонтировать наши книжки, поставив им «диагноз». Установление диагнозов и выбор метода «лечения»: стереть надписи, подклеить страницы, отремонтировать обложку и т.д.

Выбор инструментов и «лекарств»: клей, скотч, бумага, ластик и т.д.

 Ребята работают в группах. Каждой группе необходимо отремонтировать корешок книги, наклеив полоску бумаги, стереть надписи карандашом на страницах, скотчем соединить части рваных страниц.

 (Ребята рассматривают книги, делают вывод, какая часть книги требует ремонта. Предлагают варианты ремонта книг.

Практическая часть. Ремонт книг.

Если книжка «заболела», выпали страницы,

Ее вылечит всегда «Книжкина больница»:

Аккуратно «доктора» — добрые детишки —

Странички склеят без следа!

Будь здорова, книжка!»

Выставка отремонтированных книг.

Именно выставка отремонтированных книг является доказательством пользы работы «Книжкиной больницы». Все детские работы – живое свидетельство пользы данной работы.

 А как же сделать так, чтобы книги оставались здоровыми? (высказывания ребят)

Формулирование правил.  Все ли правила были вам знакомы? Что нового вы узнали? 

  • Оберни книгу.
  • Пользуйся закладкой
  • Читай книгу, сидя за столом.
  • Не вырывай страницы из книги, не пиши в книгах.
  • Не читай во время еды. На книге могут остаться пятна.
  • Бери книгу только чистыми руками.
  • Не перегибай книгу. Это приведёт к разрыву.
  • После чтения положи книгу на место. Не бросай книгу.

Вспомните, что мы планировали сделать на занятии. Все ли пункты выполнили? Чему научились? Что показалось вам самым интересным? Оцените свою работу в дневнике. Спасибо за работу. 

«Клуб почемучек»

Цель: учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами «почему», «отчего», «когда», «сколько», «что», «где», соблюдать интонационную выразительность; знакомить детей со способами словообразования.

Ход занятия

- Ребята, хотите, я расскажу вам историю, которую я наблюдала в парке?

Гуляют бабушка с внучкой. Внучка с восторгом смотрит вокруг, прыгает, радуется и задает вопросы:

Почему деревья большие? Откуда приходит дождик? Кто рисует радугу на небе? Почему мячик прыгает? Где спят муравьи? Почему летом не идет снег?

Бабушка ответила на один вопрос, потом на другой, потом на третий... на пятый... десятый...

А вопросы у внучки не кончаются. Тогда бабушка остановилась, рассмеялась и сказала: «Ты у меня не внучка, а Почемучка!»

- Ребята, а вы сможете ответить на вопросы внучки-Почемучки? (Ответы детей).

- А как вы думаете, хорошо или плохо быть Почемучкой? (Ответы детей).

- Конечно же, Почемучкой быть очень хорошо. Почемучка все хочет жать, он любознательный, наблюдательный. А еще он умеет задавать много разных вопросов. А вы хотите быть Почемучками? (Хотим.)

- Сначала давайте вспомним все слова, с которых начинаются вопросы. (Сколько, почему, отчего, зачем, что, где, кто, когда, куда и т. д.)

- Затем необходимо выбрать тему, которая вас интересует. Вопросы можно задавать обо всем на свете. О чем? (О животных, о птицах, о солнце, об одежде, о временах года, о сказках, о транспорте и т. д.)

- Ребята, посмотрите, как много у нас разных картинок. Выберите себе |>, которая вам понравилась. Рассмотрите ее и придумайте к ней несколько вопросов.

Дети придумывают вопросы, задают их всем присутствующим детям, коллективно стараются ответить на них. Варианты ответов могут быть разными. Каждый ребенок входит в роль Почемучки, стоит в центре круга.

- Сегодня вы познакомились с внучкой Почемучкой. А не хотите ли ушить про пана Трулялинского? Сейчас я прочитаю очень веселое стихотворение Юлиана Тувима. Можно не просто слушать это стихотворение, но играть в слова.

Учитель читает стихотворение, делая паузы перед некоторыми словами. Эти слова говорят дети (можно хором).

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тётка - Трулялетка,

И дочурка - Трулялюрка,

И сынишка - Трулялишка,

И собачка - Трулялячка.

Есть еще у них котенок

По прозванью... Труляленок

И вдобавок попугай

-Развеселый Труляляй.

На заре они встают,

Чаю наскоро попьют,

И встречает вся компания

Звонкой песней утро раннее.

Палочку-трулялялочку

Поднимет дирижер -

И сразу по приказу

Зальется дружный хор:

«Тру-ля-ля да тру-ля-ля!

Тру-ля-ля да тра-ля-ля!

Честь и слава Тралиславу,

Трулялинскому хвала!»

Трулялинский чуть не пляшет,

Дирижерской палкой машет.

И, усами шевеля,

Подпевает: «Тру-ля-ля!»

«Тру-ля-ля» звучит уже

На дворе и в гараже,

И прохожий пешеход

Ту же песенку поет.

Все шоферы - трулялеры,

Почтальоны - труляльоны,

Футболисты - трулялисты,

Продавщица - трулялица,

Музыканты - трулялянты

И студенты - труляленты.

Сам учитель - трулялитель,

И ребята - трулялята,

Даже мышки, даже мушки

Распевают: «Трулялюшки».

В Припевайске весь народ

Припеваючи живет.



Предварительный просмотр:

Конспект занятий внеурочной деятельности по математике

Математика – Царица наук.

Цели: Формировать умения решать числовые выражения при помощи натурального ряда чисел; при помощи таблицы сложения;

Развивать умение использовать исследовательский метод познания; развивать математическую речь учащихся, мышление; мыслительные операции речи, творческие способности обучающихся;

Воспитывать интерес к знаниям, опираясь на занимательный игровой материал;

Оборудование: рабочая тетрадь.

Ход занятия

1.Организационный момент

Арифметика каменного века

Числа и действия с ними не были придуманы каким-то одним человеком. Ещё в самые отдалённые времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засевать поля, начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары. Однако первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки - по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько было кружков, он спокойно шёл спать. Но в стаде у первобытных людей были не только овцы — они пасли и коров, и коз, и ослов. Поэтому пришлось делать из глины и другие фигурки. А земледельцы с помощью глиняных фигурок, камушков, за бок вели учёт собранного урожая. Они отмечали, сколько мешков зерна положено в амбар, сколько кувшинов масла выжато из оливок, сколько соткано кусков льняного полотна. Складывая и вычитая множества предметов, они решали простейшие задачи на сложение и вычитание. Так, ещё не умея считать, древние люди занимались арифметикой.

Числа начинают получать имена

Перекладывать камушки и глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием. Но прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел. О том, как появились имена у чисел, учёные узнают, изучая языки различных племён и народов. Например, оказалось, что у нивхов, живущих на Сахалине, числительные зависят от того, какие предметы считают. Важную роль играет форма предмета, так что по-нивхски в сочетаниях «два яйца», «два камня», «два глаза» и т. д. числительные различны. Одному и тому же русскому слову «два» у них соответствует несколько десятков различных слов. Нечто подобное было и у древних людей.

И должно было пройти много столетий, а может быть и тысячелетий, прежде чем одни и те же числительные стали применять к предметам любого вида. Вот тогда и появились общие названия для чисел.

Сначала названия получили только числа 1 и 2. Название для числа «один» связывалось обычно со словом «солнце», а название для числа «два» - с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами и т. д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями «я» и «ты». А были языки, где «один» звучало так же, как «мужчина», а «два» - как «женщина».

У некоторых племён ещё совсем недавно не было других числительных, кроме «один» и «два». А всё, что шло после двух, называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. Ведь и собак у охотника, и стрел у него, и овец у пастуха может быть больше, чем две. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек.

Операции над числами

С операциями сложения и вычитания люди имели дело задолго до того, как числа получили имена. Когда несколько групп сборщиков кореньев или рыболовов складывали в одно место свою добычу, они выполняли операцию сложения. Правда, при этом складывались не числа, а множества предметов, но операция сложения чисел как раз и описывает сложение множества предметов. А когда из собранных орехов часть шла в пищу, люди выполняли вычитание - запас орехов уменьшался.

Сами названия этих операций показывают, с какими действиями над предметами они связаны. Но должны были пройти тысячелетия, пока люди поняли, что складывать и вычитать можно не сами множества, а числа. Они поняли, что каждый раз, когда кладут рядом два ореха и два ореха, получается 4 ореха, и что это верно и при сложении двух пальм с двумя пальмами, и двух рыб с двумя рыбами. Так люди узнали, что «два плюс два равно четырём». Постепенно, накапливая такие знания, они обучались выполнять действия над всё большими и большими числами. Таким путём возникло учение о числах, необходимое для решения самых разнообразных практических задач.

2.«Поспевай не зевай»

а) Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 6 хвостиков? (6)
б) Из-за куста торчат 8 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков? (4)
в) У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, две – сзади. Сколько ног у этого животного? (4)
г) В аквариуме 6 рыбок. Сколько нужно купить ещё аквариумов, чтобы в каждом было по 2 рыбки? (2)
д) Волк пригласил на свой День рождения трёх поросят, семь козлят и Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил Волк на свой День рождения? (11)

Из каких сказок были герои?

Какая сказка лишняя и почему?

3. «Хочу все знать»

* “Математические игры”.

Определить точнее?

- Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно сумеет определить толщину доски или бруска, диаметр болта, гайки, трубы, длину плиты и т.д. А как натренирован глаз у Вас? Определить на глаз:

- сколько стаканов воды войдёт в эту банку;

- сколько в этой вазе конфет;

- сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола?

(Ответы фиксируются).

* “Пословицы и поговорки”.

Расставить слова и слоги в определённом порядке (1-8), прочитать пословицу:

от

Семь

раз

один

раз

 

от

 

 

мерь,

 

режь!

1 2 34 5 6 78

Семь раз отмерь один раз отрежь

Какие знаете пословицы и поговорки, где употребляются числа.

* “Цена минуты”! Минута пролетает так быстро, что многое можно не заметить, не успеть. Что же можно сделать за 1 минуту?

Задание: Кто за 1 минуту больше:

а) Напишет аккуратно одну и ту же букву “б”;

б) Напишет подряд числа, начиная с 1;

в) Сплетёт косичку из трёх шнурков (ленточек)?

4. «Дорога знаний»

* “Развиваем глазомер”

На доске мелком пометить , рост своего одноклассника (от пола) и размах рук.

* “Кто быстрее”, расшифровать названия чисел, убрав по одной лишней букве:

  • Кросто (40);
  • Сьядите (10);
  • Цевадьтда (20).

5.Итог. Какие занимательные задания выполняли?

 «Как люди учились считать?»

Цели: 1. Познакомить с тем, как люди научились считать. Расширить познания об истории математики.

2. Воспитывать гибкость математического мышления, умение рассуждать. Развивать внимание, память, воображение, логику мышления.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

– Что толкнуло человека к счету предметов?

– Как раньше назывались числа?

III. Знакомство с новым материалом.

– Сегодня, ребята, вы узнаете о том, как люди учились считать. Сотни тысяч лет назад люди жили скудной голодной жизнью в пещерах. Древние люди очень зависели друг от друга. Жили они небольшими группами. Всем нужны были ягоды, корешки и зерна. Их собирали женщины. Нужно было и мясо. Его добывали мужчины. Итак, первые сотни тысяч своей жизни на земле люди охотились на диких животных, собирали орехи, ягоды и съедобные корни.

Часто люди пользовались жестами (учитель показывает несколько жестов, чтобы детям было понятно, о чем идет речь). Например, у некоторых племен в Австралии была примета, что слова, сказанные вслух, вредят охоте. Поэтому люди показывали руками, на пальцах: сколько поймано или убито зверей, сколько человек должно укрыться в засаде на тигра, а, сколько его будут окружать. Вспомните, наверняка, на рыбалке с папой вы объяснялись иногда и жестами, чтобы не спугнуть рыбу. Чтобы сфотографировать птичку или зверька в лесу, тоже объясняются на пальцах. Ну, совсем, как древние люди!

– В те далекие времена люди постоянно перебирались с места на место в поисках дичи, ягод, корней и семян. Переходя с одной стоянки на другую, они не в силах были тащить с собой много поклажи. Но даже, если бы они зимой и летом, год за годом сидели в одной и той же пещере, у них все равно не набралось бы много вещей. Но раз вещей у древнего охотника было мало, то ему и считать было почти нечего. Он обходился двумя-тремя числами.

– В некоторых очень далеких уголках земли и сейчас живут племена людей, у которых почти нет слов для счета. Некоторые обходятся словами «один» и «много». Другие – словами «один» и «два». А если хотят сказать «три», то говорят так: «один-два», «четыре» – «два-два». В Африке есть племя готтентотов, у которых своеобразный счет. Они, если видят одну корову, то говорят: «корова», если две коровы – «корова-корова», если коров больше двух, говорят: «много корова».

– Постепенно люди перешли от охоты к скотоводству, земледелию. Жили они, конечно, уже не в пещерах, а в домах. И вещи стали накапливаться и накапливаться. Им нужны были теперь числа больше, чем 1, 2, 3 и т.д. Вот они и начали считать при помощи того, что всегда было при себе – на собственных пальцах.

– Сосчитав все пальцы на одной руке, переходили на другую. А когда кончались пальцы на руках, переходили на ноги. Как вы думаете ребята? Сосчитав пальцы на одной руке, что они говорили? Пять? Ошибаетесь – они говорили: «рука», а вместо современных «десять» – «две руки», «двадцать» – весь человек, т.е. 2 руки и 2 ноги.

– Как выдумаете, много ли можно было показать на пальцах? Совершенно верно, только небольшие количества предметов. Так, постепенно, у людей появилась необходимость в записи чисел, а не в показе их на руках.

– Записывали поначалу совсем просто: делали зарубки на куске дерева или кости.

– Когда понадобилось записывать большие числа, то для пятерок или десяток стали придумывать новые знаки. Со временем понадобились знаки для десятка и так далее. Очень наглядной была система таких знаков у древних египтян:

Единица (мерная палка).

Десять (путы для стреноживания коров).

Сто (мерительная веревка – каждая такая веревка была длиною в сто локтей).

Тысяча (цветок лотоса – этот цветок был распространен в Египте).

Вот как египтяне записывали число 3246:

– Несмотря на свою громоздкость, такая запись чисел была довольно удобной. Однако у нее был недостаток. Например, попробуйте умножить или разделить два числа, записанные древнеегипетским способом.

– Запись чисел, похожую на египетскую использовали и древние римляне. Только цифры у них были другими и обозначались ими не только десятки, но и пятерки, например:

I – Единица.

V- Пять (считают, что этот знак произошел от рисунка руки ).

X – Десять (две руки).

Например, число 36 записывали так: ХХХVI.

– Римскими цифрами пользуются и сегодня. Однако вычислять римскими числами не удобно также как и с помощью египетских.

– Казалось бы, удобные цифры должны были изобрести древние греки, которые создавали математику как науку. Однако вычислениями греки не увлекались, и поэтому просто тем, что обозначили числа буквами своего алфавита. Так же, буквами обозначили числа и в Древней Руси.

– Те, очень удобные числа, которыми мы пользуемся сегодня, изобрели индийцы. Индийцы догадались, что значение цифры может зависеть от ее места в записи числа. В Европу эти цифры попали благодаря арабам, поэтому цифры называют арабскими.

IV. Решение задач.

Найди три числа. В каждом упражнении под символами подразумеваются три разных числа.

Используя цифровой ключ, данный в каждом примере, попытайтесь найти эти числа.

1) + = 12

2) + + = 15

+ = 10 - = 4

+ = 11 - = 1

V. Подведение итогов.

– Когда пользуются римскими цифрами?

– Кто изобрел цифры, которыми мы пользуемся сегодня?

– Почему их называют арабскими?



Предварительный просмотр:

Конспект занятий внеурочной деятельности по русскому языку

«В мире безмолвия и неведомых звуков».

Цель: - познакомить учащихся с происхождением человеческой речи; показать богатство русского языка; совершенствовать навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития школьников;

-развивать речь, память, мышление, внимание, любознательность;

-прививать интерес к русскому языку;

- воспитывать любовь к словесности, к родной речи, истории своей Родины.

Оборудование: дидактические игры «Разыграй-ка», «Полслова за вами», «Добавки», «Головоломка», «Знаешь сам – расскажи нам», карточки с буквами, мяч.

Ход занятия.

1. Актуализация знаний, умений, навыков.

а) Приветствие.

б) Установление дисциплины.

в) Сообщение темы и цели занятия.

2. Повторительно-обучающая работа.

- Наверное, многие из вас задавали себе вопросы: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова?»

О происхождении человеческой речи существуют только догадки. Чтобы нам легче было представить мир безмолвия, давайте перенесемся в древние времена, в каменный век, и посмотрим, как общались первобытные люди.

Представьте людей, которые не умеют говорить. Им необходимо объясняться, потому что нельзя жить вместе, не понимая друг друга. Предлагаю вам разыграть немые сцены, объясняясь друг с другом с помощью жестов и звуков.

Задание №1.

Игра «Разыграй-ка».

Сцена №1. Двое вышли на охоту, потеряли друг друга в лесу и заблудились. Они ищут дорогу и хотят встретиться, чтобы охотиться вместе. Им очень плохо и страшно…

Сцена №2. Охотники с разных сторон вышли на опушку леса, они рады встрече и решают вместе продолжить путь.

Сцена №3. Охотники пробираются сквозь чащу. Вдруг один из них замечает следы мамонта, показывает их спутнику. Возникает спор: один готов сейчас же броситься в погоню за зверем, другой – боится. На поляне появляются люди. Охотники жестами объясняют им, что произошло, призывая всех идти на охоту вместе.

- Как видите, можно и без слов столковаться, хотя понять друг друга не так просто. Но достаточно ли такого общения? Ведь выкрики, жесты могут выразить лишь отдельные чувства, желания. А как, например, объяснить, что ребенок хочет есть и пить? Или что у него что-нибудь болит?

Ученые считают, что речь возникла очень давно. Очевидно, это произошло еще в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия труда и придумывать им название. Со временем количество орудий труда увеличивалось, увеличивалось и количество новых слов. Так орудия и язык развивались вместе, помогая друг другу. Таким образом, на Земле возникло удивительное множество языков! Специалисты насчитывают их около 3000.

Вот и мы с вами сегодня узнали немало интересного только благодаря языку. А теперь, давайте в игре покажем, что мы отлично владеем человеческой речью.

Задание №2.

Игра «Полслова за вами».

- Станем в круг, я буду посередине с мячом. Внимательно слушайте меня. Я буду громко произносить начало слова, бросая кому-нибудь мяч. А тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. При этом будем называть только предметы, например, ло-шадь, ло-пата, ло-дка и т.д. Кто не сумеет закончить слово или уронит мяч, выходит из круга.

Задание №3.

Игра «Добавки».

- Я буду показывать вам таблички со словами. А вы должны добавить к ним по одной букве слева так, чтобы получилось новое слово. Например, Анна – ванна. Итак, начали!

Рот -…, ель - …, вал - …, игры - …, том - …, лень -…, ров -…, кол - …, овцы - … .

Задание №4.

Игра «Головоломка».

- В таблице 12 слов, которые читаются сверху вниз. Мы должны заменить в каждом слове первую букву так, чтобы из этих букв получилось предложение. Предложение короткое и состоит из 3 слов. Попробуем вначале разгадать спрятанные слова, а потом из начальных букв составим волшебную фразу, которая представляет собой начало известной скороговорки.

Задание №5.

Игра «Знаешь сам – расскажи нам».

- Ребята, я вижу, что среди вас есть мастера скороговорок. Объявляю новую игру: «Знаешь сам – расскажи нам». Вспомните еще какие-нибудь скороговорки и расскажите их нам.

  1. На дворе трава. На траве дрова. Не руби дрова посреди двора.
  2. Чищу щучке чешую.
  3. Желтый жирный жадный жук прятал денежки в сундук.
  4. Еж с ежихой жили дружно, их ежонок был послушный.
  5. Мышек сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубки сразу все сломали.
  6. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку – цап!

3. Подведение итогов занятия.

- Итак, наше первое путешествие подходит к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши далекие предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал наш язык. Он появился потому, что люди без языка не могут совместно работать. Язык - величайшее достижение в развитии человеческого общества. Язык достался нам в наследие от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Язык обогащали и украшали лучшие мыслители и поэты. Язык оберегали от порчи и засорения писатели и педагоги. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он мог хорошо служить людям: чтобы в нем были все нужные слова, чтобы на нем было легко выразить любую мысль. И наш язык стал богатым, точным, выразительным. Русский язык по богатству не уступает самым замечательным языкам мира. Он по праву стоит в числе первых. Давайте же и мы не растеряем его богатства! Овладеем его секретами, изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров"

 Даный конспект урока даст возможность учителю на внеклассном мероприятии  продолжить знакомство над составными частями «Здорового образа  жизни»; развивать внимание у учащихся, ...

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия внеурочной деятельности.

Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.

Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...

Конспект занятия внеурочной деятельности по математике "Выбери маршрут"

На занятии отрабатывается материал по теме "Единицы длины". На материале краеведения дети учатся высчитывать расстояние между городами, учатся работать в парах. группах. узнают сведения о работе резид...