Золотые ручки
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Внеурочная деятельность для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность42.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Программа внеурочной деятельности «Золотые ручки» разработана на основе документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (утвержден приказом  Минобрнауки  России  от  6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России  22 декабря  2009г. регистрационный номер 17785);

- СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного  врача  Российской Федерации  от 29 декабря 2010 г.  № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г.,  регистрационный номер 19993);

- Письмо  Минобрнауки РФ от 12.05.2011  № 03-296  «Об организации внеурочной деятельности  при введении федерального государственного  образовательного стандарта»;

- Положение о разработке и утверждении рабочей программы внеурочной деятельности.

      Программа разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.                                       

Предназначена для 3 класса и рассчитана на 34 часа в соответствии с годовым календарным графиком на 2016-2017 учебный год.

     Предметные результаты освоения программы факультатива

      В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к  творчеству.

Специфическая цель курса – максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда. Движение к этой цели подразумевает решение ряда конкретных задач, это:

  • расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества, о технологиях и способах обработки материалов;
  • совершенствование имеющихся навыков практической работы;
  • овладение новыми приемами прикладного творчества;
  • развитие изобретательности, воображения, образного мышления;
  • дальнейшее знакомство с видами пластических искусств, народными промыслами и культурными традициями;
  • возможность проявлять и развивать в процессе индивидуальной и коллективной деятельности личностные качества;
  • достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития за счет возможности работать в персональном темпе.

Требования к уровню подготовки обучающихся  к концу обучения

Обучающиеся должны иметь представление:

– о возможности выполнения аппликации, мозаики, плетения из разных материалов;

– об одинаковых свойствах разных материалов;

– о различных свойствах каждого из встречающихся в программе материалов;

 Овладеть  общеучебными умениями:

– анализировать объекты труда, наблюдая, сравнивая, выделяя сходное и различное с целью определения существенных для выполнения работы характеристик;

– решать творческие задачи по заданным условиям;

– самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему;

– контролировать свою деятельность на всех этапах работы;

– сотрудничать при выполнении коллективных работ;

Должны знать и понимать:

– термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;

– свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику, оригами;

– названия инструментов, приспособлений и правила ра боты с ними;

– разные приемы разметки деталей из бумаги;

– приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей;

– способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения;

различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки;

Должны  уметь:

– лепить разными способами;

– вырезать из бумаги детали прямоугольные, в форме круга, овала, вырезать симметрично;

– складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования;

– плести пряди из различных материалов;

– выполнять швы по прямой линии;

– экономно размечать детали на бумаге;

– соединять детали разными способами;

– самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;

– самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;

– самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий в работе по образцу;

– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Обучающийся научится:

- называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;

-выявлять особенности рукотворных предметов с точки

зрения их соответствия окружающей обстановке;

-использовать отдельные правила создания предметов

рукотворного мира в практической деятельности;

-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- соблюдать гигиенические нормы пользования  инструментами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать особенности проектной деятельности;

- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел,

искать пути его реализации, воплощать его в продукте,

организовывать защиту проекта.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

- узнавать и называть освоенные и новые материалы, их

свойства, происхождение, применение в жизни;

-подбирать материалы по их свойствам в соответствии

с поставленной задачей;

-называть новые технологические приемы ручной обработки материалов;

- экономно расходовать используемые материалы;

-применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими

(ножницы), колющими (игла);

-изготавливать плоскостные и объемные изделия по

простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять символические действия моделирования под

руководством учителя;

- прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

- изменять способы соединения деталей конструкции;

- выделять детали изделия, называть их форму, взаимное

расположение, виды и способы соединения деталей;

- изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

- анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;

- размечать развертку заданной конструкции по рисунку,

чертежу;

- изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.

Обучающийся получит возможность научиться:

-соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- самостоятельно определять цели своего обучения;

-комбинировать известные алгоритмы технического и технологического творчества;

-отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- организовывать и выполнять различные творческие работы по  созданию изделий и продуктов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно формировать и устанавливать для себя новые задачи в учёбе и в познавательной деятельности;

-поиску новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

-формированию и развитию компетентности в области использования ИКТ.

Основанием для разработки программы курса «Золотые ручки» явились пособия:

Проснякова Т.Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 1- 4 кл. Самара :

 Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».

 Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Творческая мастерская» для 1- 4 кл. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».

 Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества, серия книг «Любимый образ»: «Собачки», «Кошечки», «Цветы», «Бабочки», «Деревья»  Самара : Издательство.

Содержание курса «Золотые ручки »по внеурочной деятельности

3 класс (34 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые

компетенции. Основы культуры труда.

Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним.

Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность).

Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы.

Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

2.1. Многообразие материалов.

Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.

Свойства материалов:

-бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоев, объемное плетение из двух полосок;

- ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани;

- нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.

2.2. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.

Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина.

Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием. Подбор материалов для изделий по их декоративно художественным и конструктивным свойствам.

Виды художественной техники

Лепка

Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах.

Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).

Аппликация

Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж).

Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).

Мозаика

Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок.

Коллаж

Соединение в одной работе разных материалов и предметов.

Художественное вырезание

Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.

Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.

Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).

Художественное складывание

Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами. Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием.

Плетение

Объемное плетение из бумаги. Плетение на картоне с помощью иголки

и нитки.

Шитье и вышивание

Знакомство с различным применением

швов «строчка», «через край», «петельный».

Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.

Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой,

линейкой, циркулем).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка).

Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических изображений. Изго товление изделий по рисунку, простейшему

чертежу, эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Конструкция изделия. Детали, их форма,

взаимное расположение, виды соединения

деталей.

Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу. Простейшие задачи конструктивного характера на изменение свойств конструкции.

Плоскостное конструирование

и моделирование

Мозаика из элементов круга и овала.

Игрушки из картона с подвижными деталями.

Головоломки из картона и шнура.

Объемное конструирование

и моделирование из бумаги

Объемные изделия с разными способами соединения. Технические модели, изготовленные по чертежу.

Конструирование и моделирование из ткани

Объёмные  игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом. Объёмные игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.

Практика работы на компьютере

Значение компьютера в жизни человека.

Понятие информации.  Возможности компьютера для хранения и передачи информации. Основные устройства компьютера. Включение и выключение компьютера, перевод в режим ожидания.

Открывание файлов и запуск программы. Сохранение вводимой информации.

Интернет: понятие, назначение, программы-обозреватели. Компьютер как средство

поиска и воспроизведения необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение безопасных и рациональных приемов работы на компьютере.

Учебный   план  «Золотые ручки»

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Солёное тесто

4

3

Работа с картоном и бумагой

7

4

Торцевание

3

5

Оригами

6

6

Квилинг

4

7

Шитьё. Мягкая игрушка

4

8

Работа с нитками

4

9

Резерв

1

Итого

34

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения курса «Золотые ручки»

Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса направлена на обеспечение качества образования.

Инструментом  для оценки динамики  образовательных достижений по курсу «Золотые ручки» является портфолио ученика, конкурсы, фестивали

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Планируемые сроки

Скорректированные

сроки

1

Вводное занятие.

05.09-09.09

2

Изготовление звёздочки.

12.09-16.09

3

Изготовление краба.

19.09-23.09

4

Изготовление закладки для книг.

26.09-30.09

5

Изготовление подарочной коробочки.

03.10-07.10

6

Изготовление «Шар»

10.10-14.10

7

Изготовление  подарочной корзинки

17.10-21.10

8

Изготовление изделия в технике симметричного вырезания.

24.10-28.10

9

Прорезная аппликация.

07.11-11.11

10

Изготовление подвижной игрушки  «Клоун»

14.11-18.11

11

Изготовление  машины «Грузовичок»

21.11-25.11

12

Изготовление самолёта «Истребитель»

28.11-02.12

13

Изготовление панно из одноразовых тарелок.

05.12-09.12

14

Изготовление аппликации из сжатой ткани.

12.12-16.12

15

Изготовление панно в технике торцевания.

19.12-23.12

16

Изготовление панно в технике торцевания.

26.12-29.12

17

Изготовление панно в технике торцевания.

09.01-13.01

18

Изготовление основных фигур в технике квилинг.

16.01-20.01

19

Изготовление  бабочки в технике квилинг.

23.01-27.01

20

Изготовление  сказочной птицы в технике квилинг.

30.01-03.02

21

Изготовление цветка в технике квилинг.

06.02-10.02

22

Изготовление поздравительной открытки в технике квилинг.

13.02-17.02

23

Основные приёмы выполнения рисунков в технике  ниткография.

27.02-03.03

24

Изготовление изделия

 « Цветок» в технике ниткография.

06.03-10.03

25

Изготовление изделия

 « Петушок» в технике ниткография

13.03-17.03

26

Изготовление изделия « Космос»  в технике ниткография

27.03-31.03

27

Выбор изделия. Раскрой игрушки.

03.04-07.04

28

Обработка деталей игрушки.

10.04-14.04

29

Соединение деталей игрушки.

17.04-21.04

30

Отделка деталей изделия.

24.04-28.04

31

Лепка из солёного теста

«Подкова счастья ».

02.05-05.05

32

Лепка из солёного теста

«Подкова счастья ».

10.05-12.05

33

Лепка из солёного теста

«Золотая рыбка».

15.05-19.05

34

Резерв

22.05-26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий ко дню Учителя "Фестиваль Золотая ручка"

Каждый год традиционно в школе проходит праздник День учителя. Обычной формой поздравления является праздничный концерт. В данном сценарии формой поздравления стал фестиваль, где все работники школы б...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

Золотые ручки.

Развитие творческих способностей....

внеурочная деятельность "Золотые ручки"

Собрана с разных внеурочек (пластилин, оригами, изонить)...

Программа внеурочной деятельности "Золотые ручки" для 1-2 классов ФГОС.

Программа курса внеурочной деятельности «Золотые ручки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также о...

рабочая программа "Золотые ручки"

Программа "Золотые ручкаи" для внеурочных занятий с учщимися 1-4 классов. Цель: гармоничное развитие учащимся средствами художественного творчества....