ПК 4.4. Педагогические разработки
статья по теме

Аксарина Светлана Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие изобразительных способностей младших школьников средствами графики на занятиях кружка.

Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности имеет свое специфическое воздействие на ребенка.

Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей школьного возраста.

Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств, психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в школьном возрасте, т.к. установлено, что учащиеся способны в процессе предметно-чувственной деятельности, в том числе и рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и графическим рисованием. Занятия графикой способствуют развитию изобразительных способностей.

Р.С. Немов считает, что изобразительные способности – это система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Они могут проявляться в достаточно раннем возрасте.

В младшем школьном возрасте у учеников проявляются способности к какой-либо деятельности, в том числе и изобразительной. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности ребёнка, так и подрастающего поколения в целом.

Важным условием развития изобразительных способностей является использование педагогами специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским.

Наглядные пособия призваны реализовывать один из важнейших принципов педагогики и дидактики – принцип наглядности.

Благодаря использованию различных наглядных пособий по графике активизируется внимание школьников, повышается их степень успеваемости. Принятая в настоящее время система обучения отводит значительное место использованию кружковой работы.

В настоящее время большое значение в деле эстетического воспитания приобретает внеклассная работа с детьми, в частности в кружках изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства. При организации занятий педагог должен стремиться к тому, чтобы дети в кружке имели возможность удовлетворить свои склонности к любимой работе. На уроке у ребенка зарождается интерес к той или иной творческой работе. В кружке этот интерес можно развить и углубить, добиться более полного и всестороннего усвоения учебного материала.

По мнению ученого – педагога Н.Н. Ростовцева, кружковая работа призвана углублять и расширять знания учащихся. Поэтому следует начинать ее проведение уже на начальном этапе обучения и продолжить в старших классах. Она повышает интерес к предмету, помогает раздвинуть рамки урока, достичь более значимых результатов, развивает способности учащихся и является способом проявления личностных качеств. В работах многих педагогов уделялось внимание проблеме использования кружковой работы в учебно-воспитательном процессе.

Никонова Н.К., Подласый И.П., Щуркова Н.Е. говорят о единстве урочной и внеурочной деятельности и об особом значении кружковой работы.

Наблюдения педагогической практики в начальной школе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в начальной школе не уделяется должного внимания занятиям рисованием, не хватает наглядных пособий и в этом случае обучение затруднено.

Внеурочная деятельность не является обязательной. Однако значимость внеурочных занятий преувеличить сложно. «Практика подтверждает, - пишет
И.П. Подласый, - что кружки играют благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению». Поэтому именно организация педагогом кружка напрямую отражается в ее результативности.

На практике нами было апробировано 6 занятий в 4 классе по темам: «Вводное занятие. Графика», «Изображение натюрморта в графике», «Изображение пейзажа в графике», «Изображение птиц в графике», «Изображение животных в графике», «Обобщающее занятие. Подведение итогов».

 На первом занятии было проведено тестирование с целью выявления у обучающихся уровня знаний по графике и диагностика «5 рисунков» (Л.А. Лепская) для выявления уровня развития изобразительных способностей.

Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что 40% школьников имеют знания о графике на высоком уровне. У 50% учеников знания о графике находятся на среднем уровне. 10% учеников имеют низкий уровень знаний о графике.

Изобразительные способности у 40% развиты на высоком уровне, у 30% на среднем и у 30% на низком.

Таким образом, обобщив полученные результаты, мы выявили, что высокий уровень знаний и умений у обучающихся составил – 40%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 20%. В целом, большинство обучающихся (более 50%) продемонстрировало свои знания о графике и уровень развития изобразительных способностей на среднем и высоком уровнях.

Рисунок 1. Результаты тестирования и диагностики

Далее, на занятиях кружка по изобразительному искусству, с учетом полученных результатов, школьникам была предоставлена возможность представить себя художниками и, в соответствии с темами занятий, познакомиться с видами, свойствами и жанрами графики, научиться изображать графически натюрморт, пейзаж, животных и птиц. Перед практической частью ознакомились с толкованием элементов изображения и их этапами рисования. Учителем был организован педагогический показ выполнения работ, что, несомненно, помогло учащимся при самостоятельном выполнении графических работ. На каждое занятие были подготовлены наглядные пособия, демонстрирующие поэтапность выполнения работы. При выполнении работ мы столкнулись с трудностями в нанесении тональной растяжки, т.к. у большинства детей были простые карандаши, не совсем подходящие для графических работ.

На последнем занятии мы оформили выставку всех сделанных работ.

Мы считаем, что каждое занятие достигло своей цели. У учащихся сформировалось представление о графике, они научились правильно изображать графические работы в разных жанрах.

В ходе теоретического анализа исследуемой темы мы выявили, что влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. На практике нами было выявлено, что технология изображения графических работ достаточно проста и доступна для младших школьников. На основании вышеизложенного можно сделать вывод:

Графическое рисование - одно из самых интересных для детей видов изобразительного творчества. Ведь не случайно, ребенок стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для художественного воспитания и всестороннего развития детей.

Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования.

Список используемой литературы:

  1. Аксенов К. Цвет и линия. - М., 1996г.
  2. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. - М. 2008.
  3. Денисова Н.В. Образовательное пространство учреждения дополнительного образования / Н.В. Денисова // Искусство в школе. – 2015.
  4. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. / Н.Н. Ростовцев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239с., ил.
  5. Чернилевская О.Н. Организация внеурочной художественной деятельности младших школьников / О.Н. Чернилевская // Начальная школа. – 2015. - №9. – С. 75-78


Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение - МАОУ «СОШ № 108 г. Челябинска»

2. Структура методической службы в образовательном учреждении:

Методическая служба нашей школы включает следующие отделы:

  • Информационно-ресурсный, где рассматриваются вопросы программного обеспечения, нормативно-правовой базы, организации методического банка данных.
  • Консультативный отдел – это диагностика педагогических затруднений, возможностей, потребностей; а также наставничество.
  • Методический отдел рассматривает вопросы самообразования учителей, повышения квалификации, курсовой подготовки.
  • Опытно-экспериментальный отдел – инновационная деятельность, обобщение опыта.
  • Аттестационный отдел отвечает за профессиональный рост педагога.

3. Основные направления деятельности методической службы - работа с молодыми специалистами, повышение степени обученности, формы внутришкольного контроля регионального мониторинга, подготовка к итоговой аттестации, повышение методического уровня педагогов.

4. Формы методической работы в образовательном учреждении - семинар, конференция, круглый стол, презентация успешного опыта работы, мастер-класс.

5. Условия эффективности организации методической работы учителя - участие в семинарах школьного, районного и городского уровня, курсы повышения квалифкации, самообразование (вебинары, мастер-классы, изучение современных образовательных технологий), система аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...