Использование инновационных методов, способствующих формированию познавательной деятельности младших школьников.
статья на тему

СОЛОВЬЕВА  МАРИНА ПАВЛОВНА

       В современной   начальной школе ребенка  недостаточно  обучить    только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями.  Это    универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная  мотивация к обучению,   самоорганизация и саморазвитие.

В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю.  Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока  и  форму его проведения.Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способов получения информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mbou_gimnaziya_6.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных методов, способствующих формированию познавательной деятельности младших школьников. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

“Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса”.
В.Г. Белинский

    Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать обычный урок необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? И это не случайно.  Новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к школе.

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний.       

       В современной   начальной школе ребенка  недостаточно  обучить    только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями.  Это    универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная  мотивация к обучению,   самоорганизация и саморазвитие.

В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю.  Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока  и  форму его проведения.Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способов получения информации. При обучении ученик усваивает:

-10% прочитанного,

-20% услышанного,

-30% увиденного,

-90-100% того, что сделал сам.

Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьезные затруднения в восприятии и изучении учебного материала по всем школьным предметам. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании познавательной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через письмо и чтение.

Китайская пословица гласит: «Не дай голодному рыбу – дай ему удочку». Умение добывать нужную информацию, подходить к ней критически, фиксировать её различными способами, понимать информацию, представленную в разных формах: и изобразительных, и схематически и переводить эту информацию в словесную форму. А также проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение – это познавательные универсальные  учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании технологии критического мышления.

 Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов.

Технология критического мышления  представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии «вызова»,  «осмысления», «рефлексии».

Каждый этап включает в себя огромное количество различных приемов, среди которых всегда можно найти свои, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.

Этапы технологии ЧПКМ

Задачи

Приемы

Вызов

(Приемы  на этой стадии направлены на активизацию ранее

полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и

определение целей изучения предстоящего материала.

)

  • Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • Пробудить к ней интерес;
  • Активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать,  выражая свои мысли собственными словами;
  • Структурировать последующий процесс изучения материала

  • Парная мозговая атака
  • Групповая мозговая атака
  • Ключевые термины
  • Перепутанные логические цепи
  • Свободное письменное задание
  • Разбивка на кластеры
  • Знаем /Хотим узнать/ Узнали

Осмысление

  • Получить новую информацию;
  • Ее осмысление;
  • Соотнести новую информацию с новыми знаниями;
  • Поддержать активность, интереса и инерции движения, созданной во время стадии вызова

  • Система маркировки текста I.N.S.E.R.T.
  • Взаимоопрос
  • Взаимообучение
  • Разработка для самостоятельных занятий
  • Двойные дневники

Размышление (рефлексия)

  • Выражение новых идей и информации собственными словами;
  • Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • Анализ всего процесса изучения материала;
  • Выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация

  • Парная мозговая атака/Парное подведение итогов
  • Возвращение к ключевым терминам
  • Возвращение к перепутанным логическим цепям
  • Возвращение к кластерам
  • Возвращение к “Знаем /Хотим узнать/ Узнали(З-Х-У)”
  • Маркировочная таблица
  • Возвращение к разработкам для самостоятельных занятий
  • Думай самостоятельно/в парах/на аудиторию
  • Техника проведения дискуссий
  • “Оставьте за мной последнее слово”
  • Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания
  • Пятиминутное эссе

Использование на уроках приёмов развития критического мышления способствует развитию у школьников следующих умений:

  • понимать прочитанное и услышанное;
  • анализировать текст совместно с другими людьми;
  • писать, чтобы учиться;
  • вести исследовательскую работу в группе;
  • доступно передавать информацию другому человеку;
  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
  • использовать полученные знания в жизни.

Рассмотрим, как можно использовать приёмы технологии критического мышления на уроках окружающего мира

Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Как составляется кластер? В центре листа записывается ключевое понятие. От него в разные стороны расходятся стрелки – лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи могут ветвиться дальше и дальше. Кластер используется нами на разных этапах урока.

1.Приём «Синквейн»   Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Правила написания синквейна: Первая строчка-тема одним словом (существительное). Вторая строчка-описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строчка- описание действия (три глагола). Пятая строчка-ассоциация, синоним темы (обычно существительное). Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.

             Иван 4

грозный жестокий

правил, строил, казнил

истребил много людей  

        тиран                                                                                

2. Тема «Стояние на Угре», 3 класс учебник  Н.Я. Дмитриева,  А.Н.Казаков Приём «Верю – не верю» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

  1. Верно ли, что  Дмитрий вступил на московский престол в 12 лет?
  2. Верно ли, что в 1385 году огромное ордынское войско двинулось на Русь?
  3. Верно ли, что на военном совете было решено перейти Дон и принять бой на Куликовском поле?
  4. Верно ли, что битва началась единоборством Дмитрия и ордынского  воина?
  5. Верно ли, что  рядом со своим войском  бился и Дмитрий Донской?
  6. Верно ли, что  тактика Дмитрия  Донского помогла одержать победу над войсками Мамая?
  7. Верно ли, что страшное зрелище представляло собой Куликовское поле после битвы?
  8. Верно ли, что Куликовская битва имела громадное значение для всего русского народа?
  9. Верно ли, что Дмитрия прозвали Донским, как и отца?
  10. Верно ли, что освобождение Руси произошло в 1480 после «стояния на реке Угре»?

Следующей инновационной  технологией позволяющей добиться позитивных результатов в формировании познавательной деятельности младших школьников можно назвать   развивающий канон.

       Развивающий канон – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача,  состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам. Его можно применять для тренинга памяти, аналитических способностей, творческого воображения. Развивающий канон  может иметь различные формы:  

                                               табличную:

тяжелый

?

широкий

узкий

высокий

?

Андерсен

?

?

Дениска

сказка

?

Можно и усложнить табличный канон, в котором необходимо не только вставить недостающее звено вместо знака вопроса, но и   увидеть закономерность в одном из столбцов таблицы.                          

пальто

а

?

о

песок

?

                   

ступенчатую:

человек

рука

пальцы

?

глаз

зрачок

           

 Каноны могут объединяться в так называемый каскад. Это уже комплекс вопросов, для решения которых необходимо привлекать знания из различных предметных областей и дисциплин. Например:

одуванчик

?

колокольчик

желтый

?

фиолетовый

?

земляника

?

фрукт

?

овощ

?

лес

?

В каскаде каждые две соседние строчки - это канон, который решается в сопоставлении с соседними.

Использование Развивающего канона как формы представления учебных заданий   позволяет развивать у ученика начальной школы систему качеств, необходимых для успешной учебной деятельности,  позволяет наиболее полно им самораскрываться. Думаем, что использование развивающего канона в образовательном процессе  отвечает требованиям  времени, а также запросам и потребностям учителей начальной школы, а поэтому будет актуальным в эпоху различных образовательных нововведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

\'\'Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС\'\'

Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС...

Значение практических работ для формирования познавательной деятельности младших школьников

Ведение наблюдений за предметами природы - постановка с ними опытов в связи с изучением окружающего мира вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, поставленных перед совре...

Психолого-педагогические аспекты формирования познавательной деятельности младшего школьника

Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерно-информационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности – человека, свободно строящего взаим...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников на самоподготовке".

1.Актуальность опыта.2.Концептуальность опыта.3.Теоретическая база опыта.4.Ведущая педагогическая идея.5.Оптимальность и эффективность средств.6.Результативность опыта.7.Приложение....

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"

Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...