разноуровневые задания и упражнения
учебно-методический материал на тему

Егорова Галина Семёновна

Разноуровневые задания на уроках помогают развивать познавательную активность младшего школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 класс. Алфавит (на работу 5-10 минут).

1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.

2 уровень. Продолжи алфавит: л, .., … ... ц

3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.

и, а, с, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е

Для проверки прочности закрепления изученного материала на втором этапе предлагаются более сложные задания.

Работа 2.

3 класс. Русский язык

1 уровень. Разбери предложение: по членам предложения (опираясь на памятку), памятка прилагается.

2 уровень. Найди предложение, относящееся к схеме.

(Дается 2-3 предложения) П ↔ С

Какая? Где?

3 уровень. Составьте самостоятельно предложение к заданной схеме.

П ↔ С С ↔П

Какой? Когда? Какая?

Работа 3.

Математика. 2 класс «Однозначные и двузначные числа».

Проведение проверочной работы не более 5-10 минут. Такие работы позволяют быстро получить сведения о сформированности каких-либо умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения материала.

1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3

Раздели их на группы.

2 уровень. Даны цифры 5, 9, 02. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.

3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67, 77, 17

Математика. 3 класс «Умножение числа на 1 и 0. деление числа на 1».

1 уровень. Выполни действия.

1:1 7:1 0*9 10*1 0:1 17*0 10:1 1*1

Раздели выражения на группы.

2 уровень. Определи значения выражений. Найди «ловушку».

Ψ*1 λ:1 Λ*1 λ:λ 0*Ω Σ*0 0:Λ 1*λ

3 уровень. Какое число надо написать в рамке, чтобы равенства стали верными?

7 * … = 0 7 * … = 7

- Чему равно значение произведения чисел 1 * 2 * 3 * 4 * 0 ?

- Сколько получится, если число 1 уменьшить 99 раз само на себя?

Русский язык. 3 класс «Обобщение знаний об имени существительном».

1 уровень.

1. Подчеркните только имена существительные.

Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.

2. Определи род имени существительного.

Берег, яблоня, море, еж, яблоко, дверь, сон.

3. Вставь пропущенное существительное.

Вчера мы ходили в ________. Вечером ребята играли на ________.

4. Подчеркни имена собственные.

Река Волга, город Нальчик, мальчик Гена, гора Эльбрус.

2 уровень.

1. Образуй существительные и определи род.

храбрый мудрый бедный

2. Подбери к данным существительным антонимы.

радость плач добро друг

3. Подбери к данным существительным подходящие по смыслу существительные.

кусок конец килограмм обложка

4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные.

Буренка, на, паслась, корова, лугу.

Петров, живет, Миша, деревне, у, в.

3 уровень.

1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.

Правда ночь шум доброта

2. Подбери к данным словам синонимы.

врач неправда булка

3. Укажи род и число нарицательных существительных.

Россия – огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России реки, моря, горы, озера. В горах – металл, руда, уголь, газ.

4. Подбери подходящие по смыслу существительные.

душный субботний стая красное

Уровневые задания по теме: «Сложение и вычитание в случаях 26 +30 и 56 и 30 »

1 уровень

1. Разложи числа на суммы разрядных слагаемых 56, 86, 96, 36, 46, 76

2. Реши 53 + 40 63 + 20 48 – 20 75 + 20 46 + 30 53 – 30 82 + 10 96 – 30 91 – 50

2 уровень

1. Реши уравнения 10 + х = 23 х – 50 == 33

2. Реши задачу Пульс у человека 60 ударов в минуту, а у лягушки на 30 ударов в минуту меньше. Какой пульс у лягушки?

3 уровень

1. Найди значение выражений ( 53 + 20) – 30 (35 + 20) – 40 82 – (10 + 20) 64 – (44 – 40)

4 уровень

Ответь на вопрос: Сколько раз нужно отрезать, чтобы веревку длиной в 10 м разрезать на части по 2 м каждая?



Предварительный просмотр:

 «Педагогические технологии для повышения эффективности обучения

 младших школьников».

C:\Documents and Settings\Майерле Виталий\Мои документы\Картинки к 1 сентября\звонок.jpeg

   С сентября 2013 года  работаю над проблемой «Повышение эффективности обучения младших школьников». Выбор данной проблемы обусловлен рядом причин.

     - Во-первых, использование эффективных форм и методов обучения позволяет развивать и совершенствовать способности ребёнка, его мышление, память, интеллект.

     - Во-вторых, системная работа в данном направлении помогает на раннем этапе выявить пробелы, ошибки, неправильные представления и спланировать дальнейшие шаги по их ликвидации.

     - В-третьих, обеспечивает положительный результат, ситуацию успеха всем ученикам, развитие познавательных способностей школьников.

     За истекший период можно выделить следующие этапы работы по реализуемой проблеме:

     - выявление исходного уровня познавательных способностей учащихся;

     - изучение и использование передовых педагогических технологий;

     - создание материально-технических, учебно-методических условий реализации проблемы;

     - создание банка заданий, отвечающих требованиям личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников;

     - определение форм взаимодействия ученика, учителя и родителей;

     - диагностика (анализ) результатов качества и уровня обученности;

     - корректировка заданий, форм и методов преподавания;

     - обмен опытом с коллегами.

     Обеспечиваю системный целостный подход в преподавании, включающий реализацию познавательных, воспитательных и практических задач.

     Важнейшим элементом эффективности обучения считаю мотивацию учебной деятельности. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь

- заранее предусмотреть, что в сообщаем материале можно использовать, опираясь на субъективный опыт ученика,

- вызвать «детские версии» изучаемого,

- делать акцент на достижениях обучаемых.

     Добиваюсь понимания цели обучения каждым учеником через следующие приёмы: провокацию (вызов реакции несогласия), делегирование возможностей принимать решения, сопоставление всех «за» и «против».

     В процессе преподавания использую передовые педагогические технологии.

     

1. Рефлексивные технологии обучения закладывают осознанное направление мыслительной деятельности учащихся, способствуют повышению эффективности познавательной деятельности учащихся (регуляция собственных действий, умение оценить, осмыслить).

     Использую следующие приёмы рефлексивных технологий:

- «Верно-неверно» - на стадии закрепления пройденного материала;

- «Затруднение» - при изучении  тем «Безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные», решении обратных задач и др.;

- «Знание о незнании» - при изучении материала с опорой на вопросы: кто? что? когда? где? если? почему?

- «Гипотеза» помогает установить общие и существенные свойства предметов и явлений;

- «Таблица» - при составлении обобщающих таблиц, например, «Части речи», «Компоненты чисел», «Гласная после шипящих» и др.;

- «Составление памятки» учит отбирать важную информацию, учит лаконичности и чёткости формулировок.

   

  2. Информационные технологии способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Иллюстративный материал компакт-дисков использую на уроках русского языка, математики, чтения, окружающего мира, музыки.

     Демонстрационно-тренировочный модуль позволяет подвести учащихся к пониманию изучаемого материала и выполнению практических заданий. Контрольно-тренировочный модуль содержит различные варианты упражнений, направленных на отработку навыков по применению изученных орфограмм, правил, алгоритмов. Тестирующий модуль позволяет проверить и оценить знания, умения и навыки учащихся по изученной теме. Пакет программ содержит занимательный дидактический материал, обучающие упражнения, сюжетные игровые задания, что соответствует возрастным особенностям младших школьников.

     При отборе и приобретении мультимедийных изданий руководствуюсь следующими аспектами:

- психологическим – как повлияет данное издание на мотивацию учения, на отношение к предмету;

- педагогическим – насколько издание отвечает общей направленности школьного курса;

- методическим – способствует ли издание лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых заданий учащимся;

- национально-региональным – включение в электронное издание возможностей дополнительного знакомства с особенностями края.

     

3. Проблемно-поисковые технологии, являясь вариантом технологии проблемного обучения, включают в себя поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск, творчески применяют и добывают знания. Особенно эффективно использование данных технологий при формировании геометрических представлений, в проектной деятельности школьников.

     4. Технология опережающего обучения способствует осмысленному освоению обязательного материала ещё на этапе пропедевтики, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности. Активно использую элементы данной технологии на уроках математики (пропедевтика решения задач, выполнение геометрических заданий, умножение и деление чисел), русского языка (составление текста, определение частей речи, главных членов предложения, знакомство с однокоренными словами и др.).

     

5. Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока. Благодаря использованию дидактических игр и занимательных заданий на уроках добиваюсь более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Во время игр  «Лабиринт», «Кто быстрее», «Собери числа», «Лото», «Собери грибы», «Помоги Незнайке» и др. учащимся предоставляется возможность  быстро видеть результаты своего труда, развиваются мышление, сообразительность, внимание, познавательный интерес к предмету, возрастает активность на уроке.

 

  6.  Наглядные методы обучения способствуют формированию вычислительных навыков учащихся, умений в составлении задач и выражений, делают процесс обучения эстетически привлекательным и интересным. Слабые учащиеся активно включаются в процесс обучения.

Баргузин 2014 год.



Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ (ЗПР)

Проблема психического развития и становления человеческой личности на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей и теоретического, и практического направлений. Исследователи обращают внимание на формирование и развитие личности. Они изучают различные стороны протекания психических процессов, их формы, особенности, функции, основные изменения, которые происходят с познавательными процессами в развитии личности и многие другие вопросы.  Развитие познавательных процессов - это развитие таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Поэтому нужно знать информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особенности этих психических процессов у детей младшего школьного возраста, уметь оценить уровень сформированности познавательных способностей у детей и с помощью игр, занятий, упражнений можно их развивать.

ВОСПРИЯТИЕ

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.
В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды деятельности и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относится восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, форм предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим образом:

  1. выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;
  2. поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;
  3. последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста.

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, в среднем звене восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3-4-м классах это требуется в меньшой степени.

В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятие сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины.

Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос “Что на картинке?”, то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос, “Какие события изображены на картинке?”, то требуется более высокое восприятие, объяснения, толкование.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребенка младшего школьного возраста наблюдение носит схематический, целостный характер. (Упражнения для развития восприятия: Приложение 1)

ПАМЯТЬ

Особенно большое значение имеет такой познавательный процесс как память. Тема актуальна потому, что сознание человека не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые воздействия реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.

Память младших школьников  более сознательна и организована, однако в ней имеются недостатки. К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах даётся очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.

Но в начальной школе  необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

Следует также отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмыслению учебного материала.

И всё же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.

У младших школьников в первое время недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней стороны (повторили ли они материал столько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке.

Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто “зазубривать”. Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен.

Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку.

Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысления материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.

Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.

Для детей с ЗПР характерно - медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
(Упражнения для развития памяти: Приложение 2)

ВНИМАНИЕ

Преобладающим видом внимания младшего школьника остаётся непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте всё ещё сильная реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся всё своё внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

Непроизвольное внимание в период обучения ребёнка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.

В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. У детей с различной успеваемостью внимание на протяжении с 1 по 4 классы развивается по-разному. У средне - и хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников - хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в 1-м и 2-м классах примерно одинаковы, и лишь к 3-му классу наблюдается небольшой рост.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

Объём внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.

У учащихся 1-х классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранить в течение 30-35 минут. А вот уч-ся 3-х классов могут сохранять внимание в течение всего урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило переутомление.

Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних - леность мысли, у других - отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих - повышенная возбудимость центральной нервной системы и др. (Упражнение на развитие внимания: Приложение 3.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача учителя и родителей заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания упражнения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Упражнение для развития восприятия у детей младшего школьного возраста.
Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы.<Рисунок 1>

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210501/img1.gif

Задания школьнику:
Постарайся как можно быстрее сосчитать:
1.сколько раз встречается круг?
2. сколько раз встречается квадрат?
3. сколько раз встречается треугольник?
4. сколько раз встречается ромб?
5. сколько раз встречается прямоугольник?
Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера.
Точность восприятия можно определить по формуле:


                 N   Х  100 %

n - количество фигур данного вида по результатам исследования;
N - истинное количество фигур данного вида.
Таблица может быть с набором букв, геометрических фигур разного размера, графическими изображениями.

2. Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов.
На рисунке изображены треугольники <Рисунок 2>

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210501/img2.gif

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?(32)
Рисунки могут быть с разными геометрическими фигурами.

3. На развитие восприятия форм и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее между геометрическими фигурами?» <Рисунок 3>

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210501/img3.gif

Ответы:
А, Д, Е -состоят из трех элементов.
В, Б, Г, Е - построены из прямых линий.
А, Б, Е - прямоугольники.
А, Д - пересекающиеся
В, Г - по одному предмету.
В, Д - округлые.
В, Г, Е - заштрихованные.

4. Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие практические задания:

• составьте из 12 палочек 5 квадратов.

Далее задание ребенку:

•  убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;

и т.д.

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов.

Игра «Измеряем на глазок»
Данная игра развивает восприятие величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.
Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.
По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.
Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.
За почти точное воспроизведение - 5 баллов.
За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.
Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каж-дая команда получает 3 балла.

Игра «Делим на части»
Все участники игры делятся на две команды. Каждому участнику игры дается полоска бе-лой бумаги. Ведущий дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части ручкой.
При помощи сгибания ведущий проверяет правильность разделения полоски на части на глаз. Те участники у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.

Игра «Развиваем наблюдательность»
Эту игру можно проводить во время экскурсии, а также в обычном помещении.
Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течении 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы.
Ведущий дает задание:
Составьте списки предметов:
1. красного цвета,
2. черного цвета,
3.  зеленого цвета,
4.  круглых,
5.  прямоугольных,
6.  деревянных,
7. металлических,
8.  каменных,
9.  начинающихся с буквы К,
10. начинающихся с буквы М?
За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется по 5 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.
Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.
Игра «Слова»
Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.
Инструкция ребёнку: Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) осень, 4) этика и др.
На каждую тему даётся 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, пред-лагая для работы школьникам по 2-3 слова.

2. Можно развивать слуховую память детей, используя методику 10 слов.(если 6 слов написали, память хорошо развита)
«Воспроизведение рассказа» также можно использовать для развития памяти у младших школьников.
Инструкция: Вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем в течении 3 минут запишите основное содержание рассказа.
Для развития логической, или смысловой памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:
Прочитать уч-ся три слова, объединённых по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес-медведь-берлога
Затем учитель читает вслух следующие 6 строк, по три слова в каждой. Прочитав вслух 6 строк, учитель предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребёнок должен дописать 2 3 слова в строке.

Игра «Запоминаем, рисуя»
Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для за-поминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста.
«Найди отличия».
а) Сравни картинки между собой и назови отличия. Найди 10 отличий на этих картинках;<Рисунок 4>

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210501/img4.gif

Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.

Игра «Числа»
Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры»
Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра «Часы»
В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Игра «Поём вместе»
Дети удобно устраиваются на своих местах.
Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. НАПРИМЕР, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь. Два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один — хлопок — снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.
Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «Кто внимательней и наблюдательней?»
Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение.
Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания.
Каждый играющий должен побывать в роли ведущего.

Игра «Самый внимательный»
Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.
На месте ведущего должны побывать все игроки.
Все, кто не ошибся, считаются победителями.

«Играем в считалки»
Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А.

Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А. В своей практике использую методику "Интеллектуального развития младших школь...

Разноуровневые задания по русскому языку по теме" Склонение имен существительных" 4 класс

Самостоятельная работа - одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса...

Разноуровневые задания по русскому языку.

Использование разноуровневых заданий для проверки знаний, умений, навыков по русскому языку по темам: " Состав слова", "Имя существительное", Имя прилагательное", "Глагол", "Предложение"...

Разноуровневые задания по русскому языку.

При изучении раздела "Состав слова" выполняем разноуровневые хадания. Это - карточки на "5", на "4", на "3". Слабый ученик берет сначала карточку на "3", если с ней справляетс...

разноуровневые задания по русскому языку

принцип вариативности использует через разноуровневые задания...

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Данное пособоие содержит разноуровневые самомтоятельные работы, которые можно применять как на уроке, так и во внеурочной деятельности, как дополнительный материал....

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...