Технологии развития слухового восприятия текстами у неслышащих и слабослышащих школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Соколкова Мария Николаевна

В данной статье отражены теория и практика развития слухового восприятия текстами у неслышащих и слабослышащих школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_rsv_tekstami_u_nesl_i_sl-sl.docx295.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развития слухового восприятия текстами у неслышащих и слабослышащих школьников

Одной из задач обучения неслышащих и слабослышащих школьников является развитие слухового восприятия.

Содержанием занятий по развитию слухового восприятия
являются неречевые звуки и речь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи. Наиболее трудным является речь в виде текстов.

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Особое место занимает различение предложенных текстов и восприятие заданий к ним. Так как материал текстов является наиболее трудным для восприятия, то к этой работе нужно готовить учащихся постепенно.

Исследованиями доказано, что целесообразнее начинать с различения на слух слов, т. к. они несут определенную информацию, которая запоминается и соотносится с объектом, обозначаемым словом; это достаточно короткая речевая единица (одно-, двух-, трехсложное слово), легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением, нет той абстракции, которая соответствует изолированному звуку. После различения слов переходят к предложению, а затем к тексту. Предложения и текст – более сложные речевые единицы как по информации, заложенной в них, так и для восприятия на слух, т. к. каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст – из нескольких предложений.

Подобранные тексты должны соответствовать речевому развитию учеников, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. При необходимости учитель может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого материала. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые, значение которых объясняется контекстом.

В старших классах при обучении восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся. Тексты должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам), сложные тексты после предварительной работы над словарем. Проводится работа по определению основного содержания или основной мысли текста. На занятиях используются различные виды деятельности (выполнение поручений, схематических зарисовок по содержанию текста, работа с деформированным текстом, проведение слуховых диктантов, использование иллюстраций), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух и поддержанию у учащихся интереса к занятиям. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятию текста в аудиозаписи с компьютера. Могут быть предложены художественные произведения и стихотворные.

Речевой материал по развитию слухового восприятия распределяется на виды:

а)         Различение текста целиком /без названия/.

б)         Ответы на вопросы:

  • О чём (о ком?) рассказ?
  • Какие слова ты услышал?

в)         Вторичное различение текста (если ребёнок ничего не сказал).

г) Различение текста по предложениям.

б)        Выборочное различение трудных фраз, словосочетаний, слов, плохо
воспринятых с первого раза.

г) Выполнение заданий по тексту.

д) различение речевого материала из текста без ЗУА

Речевой материал, предназначенный для различения на слух, необходимо предъявлять на рабочем расстоянии /для каждого ученика индивидуально/, постепенно увеличивая его до резервного. Необходимо, чтобы ребенок понял фразу, предъявляемую на слух. Если ребенок затрудняется при воспроизведении фразы, необходимо:

- уменьшить расстояние

- расчленить фразу на словосочетания, слова

- задать наводящий вопрос

Восприятие заданий по тексту разговорной громкости без индивидуальных слуховых аппаратов отводится не более одной трети времени, выделяемого на занятии на слуховую тренировку. Наряду с этим учащиеся, которым доступно восприятие шепотной речи, на занятии в течение 2-3 минут тренируются в восприятии слов и фраз, произносимых шепотом.

Очень сложным для восприятия является стихотворный текст. Самый
распространенный недостаток чтения стихотворных текстов детьми -
пренебрежительное отношение к паузам, к ритму, рифме и строфической организации стихотворения. Дети с нарушением слуха читают стихотворения как прозу, монотонно, проглатывая начало или конец слов, заменяют одни звуки другими, иногда объединяют слова в одно целое или же отделяют предлоги от слов. Стихотворная речь произносится тускло, прерывается частым дыханием.

На занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения в работе над текстом стихотворения уделяется особое место.

Использование остаточного слуха слабослышащих учащихся в работе над ритмом стихотворений строится в определенной последовательности:

  1. Нотирование стихотворного текста, что предполагает:

а)        расстановку словесного ударения;

б)        пауз;

в)        орфоэпических надстрочных знаков.

  1. Работа        над ритмом стихотворения (условное изображение ритма стихотворения,
    отработка темпа чтения).
  2. Индивидуальная работа над чтением стихотворения.

Стихотворение записывается без каких-либо надстрочных знаков. Учитель с помощью звукоусиливающей аппаратуры дает учащимся правильный образец чтения. После этого начинается поэтапная работа над текстом.

Педагог читает текст стихотворения вместе с ребенком вслух по фразам, объясняя содержание каждой фразы. Затем вновь прочитывают стихотворение.

После восприятия учеником текста стихотворения для отработки берется одна строфа (четверостишие). Прикрыв экраном лицо, учитель зачитывает целую строчку, ученик на слух различают ударение в словах.

После такой работы над текстом стихотворения, оно дается ребенку для
заучивания наизусть. Читая наизусть отобранные стихотворения, учащиеся
демонстрируют свои достижения в технике речи.

Особое внимание уделяет контролю за правильным дыханием детей.

Работа над стихотворением предусматривает полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения и его смысл.

Крайне важно учить детей вести диалоги и слушать такие тексты. Собеседником вначале может выступать и учитель, однако более ценно занятие с двумя учениками, ведущими беседу. Виды работы: переводить в диалоги уже знакомые ученикам тексты описательно-повествовательного характера, использование фигурок – двустороннее изображение различных «героев», детей и взрослых, они и будут «беседовать» между собой, превращая пересказ в драматизацию, сначала одним из участников беседы является учитель, затем диалоги ведут двое учеников, «рассыпной» текст.

Успех восприятия речи детьми с нарушениями слуха зависит от ряда факторов: уровня развития речи, состояния произносительной стороны речи, встречной речевой активности, умения моделировать высказывание по отдельным опорным признакам, сложности структуры речевого высказывания, контекста, догадки, ситуации.

Пример работы над текстами

Текст 1

  1. Читается обычный текст

Сегодня ребята убирали класс. Марат и Галя вытирали парты и стол. Асем, Серик и Ринат мыли доску, стены и дверь. Сережа и Коля поливали цветы. Таня аккуратно сложила в шкафу книги и тетради. Наташа взяла тряпку и вытирала пол, а потом она открыла форточку и проветрила класс. В классе стало чисто.  

  1.  Затем вместо некоторых слов вставляются картинки, ребенок должен прочитать, заменяя картинки словами с правильными окончаниями.

Сегодня ребята убирали . Марат и Галя вытирали и . Асем, Серик и Ринат мыли ,  и . Сережа и Коля поливали . Таня аккуратно сложила в шкафу  и . Наташа взяла и вытирала , а потом она открыла  и проветрила . В  стало чисто.  

  1.  Затем дается задание подобрать картинки к предложениям.

                       

  1. Ответить на вопросы по тексту:

- Что делали ребята сегодня?

- Кто складывал тетради и книги в шкафу?

- Что делали Марат и Галя?

- Что делала Наташа?

- Каким стал класс после уборки?

- Кто мыл доску, стены и дверь?

- Кто поливал цветы?

5.  Работа с разрезными предложениями (составление по порядку) и разрезными фразами (составление предложений, а из предложений текста).

Текст 2

Сегодня ребята убирали класс. Марат и Галя вытирали парты и стол. Асем, Серик и Ринат мыли доску, стены и дверь. Сережа и Коля поливали цветы. Таня аккуратно сложила в шкафу книги и тетради. Наташа взяла тряпку и вытирала пол, а потом она открыла форточку и проветрила класс. В классе стало чисто.  

Сегодня ребята убирали . Марат и Галя вытирали  и . Асем, Серик и Ринат мыли ,  и . Сережа и Коля поливали . Таня аккуратно сложила в шкафу  и . Наташа взяла и вытирала , а потом она открыла   и проветрила . В   стало чисто.  

? - Что делали ребята сегодня?

     - Кто складывал тетради и книги в шкафу?

     - Что делали Марат и Галя?

     - Что делала Наташа?

     - Каким стал класс после уборки?

     - Кто мыл доску, стены и дверь?

     - Кто поливал цветы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (II вид, 6 класс I отделение)

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (групповое занятие)...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме  ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...

Технологическая карта и конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению со слабослышащим учащимся первого дополнительного класса в школе для слабослышащих учащихся.

Тема: «Овощи – Фрукты».Звуки [С], [И].Класс: 1 дополнительный.Учащийся: 7 лет. Двусторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации.На занятии...