Рабочая программа «Учусь создавать проект» (Проектная деятельность)
рабочая программа (4 класс) на тему

Гришина Елена Адольфовна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности    «Учусь создавать проект»  для 4 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами НОО»,  программы  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»: развитие познавательных способностей  /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_sozdavat_proekt.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Алдан

МО «Алданский район»

«Рассмотрено»                                                 «Утверждаю»

на заседании педагогического совета №1                 _________О.И. Оглоблина

от 29 августа 2017 г.                                            директор МБОУ СОШ № 2 Рекомендовано в качестве рабочей                         г. Алдан

программы по внеурочной

деятельности                                                           приказ №_________от_____

в    4 А   классе

Рабочая программа

начального общего образования

«Учусь создавать проект»

(Проектная деятельность)

для 4 «А» класса

на 2017-2018 учебный год

Составитель: Гришина Е,А.,

                                           учитель  высшей категории

г. Алдан

                                                                2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности    «Учусь создавать проект»  для 4 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами НОО»,  программы  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»: развитие познавательных способностей  /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2013 г. 

         Данная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения учащихся 10-11 лет.  Реализует общекультурное направление.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебные пособия для учащихся и учителя:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  4 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  4 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Актуальность проектной деятельности.

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.     Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.

2.     Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.     Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.     Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 2г.Алдан на проектную деятельность в 4  классе отводится 1час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 2017-2018 учебном году.  

 Основная цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить; классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • ознакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления;
  • способствовать формированию культуры речи. 

       Методы проведения занятий: беседа,  игра,  практическая работа, эксперимент, наблюдение,  экспресс-исследование,  коллективные и индивидуальные  исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

        Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

•    разноуровневая дифференциация;

•    проблемное обучение;

   моделирующая деятельность;

   поисковая деятельность;

   информационно-коммуникационные технологии;

   здоровье сберегающие технологии;

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовые занятия (объяснения и практические работы);
  • групповые исследования;
  • игры-исследования;
  • творческие проекты.

Итоги реализации программы могут быть представлены через :

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе  контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • оперировать такими понятиями, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих

коммуникативных УУД:

  • допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • положительное отношение к  проектно – исследовательской деятельности;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно – исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых.
  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно – исследовательской деятельности. 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». 4 класс – М. : Издательство РОСТ, 2012.
  2. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 4 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.
  3. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
  4. Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Дата план

Скор-

ректир. сроки

Характеристика деятельности

учащихся.

1

Твои новые интересы и увлечения.

4.09.17

4.09.17

1.Погружение в проект.

-Осуществляют вживание в ситуацию.

-Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

-Получают дополнительную информацию.

-Определяют свои потребности.

-Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

-Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

-Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности.

-Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

-Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

-Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы:

-Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

-Оформляют проект,

изготавливают продукт.

-Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

-Проводят анализ достижений поставленной цели.

-Делают выводы.

5. Презентация результатов

-Выбирают (предлагают) форму презентации.

-Готовят презентацию.

-Продолжают оформлять портфолио.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют защиту проекта.

-Отвечают на вопросы слушателей.

-Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

-Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

2

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

11.09.17

11.09.17

3

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

18.09.17

18.09.17

4

Твои помощники. Этапы работы над проектом.

25.09.17

25.09.17

5, 6

Проблема. Решение проблемы.

2.10.17

9.10.17

9.10.17

16.10.17

7, 8

Выработка гипотезы-предположения.

16.10.17

23.10.17

9, 10

Гипотеза. Играем в предположения.

30.10.17

13.11.17

11

Цель проекта.

20.11.17

12

Задачи проекта

27.11.17

13, 14

Выбор информации для проекта.

4.12.17

11.12.17

15

Обработка информации. Отбор значимой информации.

18.12.17

16

Создание продукта проекта. Знакомство с понятиями «макет», «поделка».

25.12.17

17

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

15.01.18

18. 19

Практическая работа. Создание мини- постера.

22.01.18

29.01.18

20

Повторение пройденных проектных понятий.

5.02.18

21

Тест «Чему ты научился?»

12.02.18

22

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини- сообщение)

19.02.18

23

Творческая работа. Презентация. Знакомство с понятием «Презентация».

26.02.18

24

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

5.03.18

25, 26

Программа  MPP- Microsoft Power Point

Требования к компьютерной презентации Power Point

12.03.18

19.03.18

27,

28,

29

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

2.04.18

9.04.18

16.04.18

30, 31

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

23.04.18

30.04.18

32

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом.

7.05.18

33, 34

Повторение пройденных проектных понятий.

14.05.18

21.05.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Учусь создавать проект" 3 кл

Рабочая прграмма составлена на основе программы Сизовой "Учусь создавать проект" 3 кл...

Рабочая программа "Учусь создавать проект" 3 кл

Рабочая прграмма "Учусь создавать проект"  Р.И  Сизова, Р.Ф Селимова 3 класс...

Рабочая программа "Учимся создавать проекты" УМК "Гармония"

Рабочая программа создана для учеников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности с КТП. Учусь создавать проект (Проектная деятельность) ФГОС

Рабочая программа. Программа внеурочной деятельности. Учусь создавать проект (Проектная деятельность). Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по...

рабочая программа "Учусь создавать проект"

Рабочая программа "Учусь создавать проект"...

рабочая программа "Учусь создавать проект"

РП по внеурочной деятельности для 2-4 классов...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь создавать проект"

Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образованияДа...