Коррекционно- развивающие занятия
рабочая программа (1 класс) на тему

Лебедева Лариса Евгеньевна

Содержание занятий по предмету определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям, нарушением и несформированностью различных психических процессов. Это нарушения внимания, восприятия, эмоциональной сферы, памяти. Они отражаются как на повседневной жизни обучающихся, так и на процессе обучения. Необходимо проведение игр и упражнений, направленных на координацию этих процессов. Для коррекции тяжелых нарушений предусмотрены специальные игры и упражнения.  Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Т.о. обеспечивается максимальная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых знаний, умений, навыков, создание межпредметных функциональных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г. Смоленска»

Рабочая программа

 по коррекционно-развивающим занятиям

 на   2017/ /2018   учебный год.

Учитель:  Лебедева Л.Е.                                 Класс:   1 «Б»

Количество часов  на первое полугодие :                  на второе полугодие :

                                Всего 32 ч., в неделю 2 ч.           Всего  32 ч., в неделю 2 ч.

Плановых контрольных работ  __,  административных контрольных работ  _   (всего за уч. год).

Планирование составлено  на основании приказа Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».   (Вариант II).                  

Планирование составлено  на основе  Программы  обучения  глубоко умственно отсталых детей. – Составитель НИИ дефектологии АПН . – М., 1983г.    / Переработана и утверждена педсоветом школы от 30. 08.2010г                            

Планирование составлено с использованием  программы Самоукиной Н.В.

Книга «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы».

Коррекционно-развивающие занятия

1 класс

   2 ч. в неделю; 64 ч. за год

Пояснительная записка

Содержание занятий по предмету определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям, нарушением и несформированностью различных психических процессов. Это нарушения внимания, восприятия, эмоциональной сферы, памяти. Они отражаются как на повседневной жизни обучающихся, так и на процессе обучения. Необходимо проведение игр и упражнений, направленных на координацию этих процессов. Для коррекции тяжелых нарушений предусмотрены специальные игры и упражнения.  Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Т.о. обеспечивается максимальная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых знаний, умений, навыков, создание межпредметных функциональных связей.

Моторика - двигательная активность. Умственно отсталые дети, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать и раскрашивать. Нередко оказывается, что у детей не сформирована координация и точность движений, многие не владеют своим телом.

Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка.

Двигательные нарушения, даже не резко выраженные, ограничивающие активные движения, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому одной из важнейших задач воспитания детей с отклонениями в развитии является коррекция нарушений моторики. Для этого необходимо укрепление их общего состояния здоровья развитие и нормализация движений.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др. Развитие моторики, координация двигательных нарушений.

Коррекция психо-эмоционального фона детей. Преодоление внутренних страхов, развитие коммуникабельности, умения оценивать происходящее, развитие способности распознавать эмоции, преодоление различных страхов (ночных, перед взрослыми), преодоление агрессивности через осознание агрессивного поведения и умения противостоять стимулам, провоцирующим агрессивное поведение.

Формирование умения сочувствовать другому, желания сочувствовать, развитие гуманных чувств посредством использования литературных произведений.

Развитие речедвигательных функций посредством развития мелкой и крупной моторики, развитие мимики и пантомимики при помощи бессловесной инсценировки литературных произведений, укрепление лицевых мускулов.

Формирование поведения в социуме, соответствующего общепринятым нормам – укрепление родственных отношений, умение вести себя вне дома, развитие начальных навыков составления представления о конкретном человеке.

Формирование БУД регулятивных, коммуникативных, личностных.

Формирование умений:

  • Выполнять 1-2шаговую инструкцию
  • Следить за демонстрируемым изображением, предметом
  • Обратиться с просьбой, с вопросом
  • Выполнять школьные требования
  • Соблюдать дисциплину

Содержание  коррекционно-развивающих занятий

Специфика программы

По каждому виду деятельности происходит усложнение заданий от первого класса к последующим. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Учитель самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

В  содержание обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность.

Основные направления коррекционной работы

Структура программы курса коррекционных занятий включает три этапа:

  1. Пропедевтико-диагностический – 3 часа.
  2. Формирующий –60 часов.
  3. Итоговое занятие– 1 час.

На формирующем этапе идет  развитие и коррекция психических процессов и БУД, состоящих из  3 разделов:

I. Регулятивные учебные действия.

II. Коммуникативные учебные действия.

III. Личностные учебные действия.

Данная рабочая программа имеет концентрический характер: при переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму, и  по  сложности, что позволяет добиться прочного закрепления сформированных условных связей на основе ранее  изученного материала.

  1. Содержание учебного предмета (курса)
  • Развитие внимания
  • Развитие восприятия на основе  различных анализаторов
  • Развитие памяти  зрительной, слуховой, моторной
  • Развитие мышления логического, ассоциативного
  • Развитие двигательной активности, координации
  • Формирование тонких движений пальцев рук
  • Коррекция психо-эмоционального фона
  • Поведение в социуме

  1. Календарно-тематическое планирование

Содержание (раздел, тема)

Колич.

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 18 часов

1

Пропедевтический этап

3

а

Определение уровня сформированности регулятивных учебных действий

1.09

б

 Определение уровня сформированности коммуникативных учебных действий

4.09

в

Определение уровня сформированности личностныхучебных действий

8.09

2

Развитие внимания.

Игры: «Найди пару», «Что изменилось», «Найди, кто спрятался».

2

11.09

15.09

3

Развитие восприятия. «Магазин», «Сложи радугу», «Тихо-громко», «Светофор», «Далеко-близко».

2

18.09

22.09

Игра «Волшебный мешочек»,

4

Развитие памяти. «Запомни и повтори», «Запомни картинки», «Какого предмета не хватает»

2

25.09

29.09

5

Формирование тонких движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

3

2.10

6.10

9.10

6

Коррекция психо-эмоционального фона

5

Преодоление внутренних барьеров

а

Тактильное общение. Игра «Ладушки»

13.10

б

Тактильное общение. Игра «Цветок»

16.10

в

Тактильное общение. Игра «Сороконожка»

20.10

Развитие коммуникабельности

« Я умею задавать вопросы вопросы». Игра «Любопытный»

23.10

Идентификация эмоций

Эмоции. «Определи настроение».

27.10

Поведение в социуме.

7

Мы идем на экскурсию

1 (2)

30.10

3.11

II четверть – 14 ч.

1

Развитие внимания. «Найди фрагмент». «Поем вместе (хлопаем вместе и т. д.), «Наоборот», «Зеркало»

2

13.11

17.11

2

Развитие восприятия.  «Хоровод друзей», «Найди источник звука», «Угадай, что это»,  «Беги ко мне»,

2

20.11

24.11

3

Развитие памяти. «Непоседливые карандаши», «Рисуем узор по памяти», «Предметы»

2

27.11

1.12

4

Формирование тонких движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

2

4.12

8.12

5

Развитие моторики

2

11.12

15.12

6

Коррекция психо-эмоционального фона

4

Преодоление страха

Преодоление ночных страхов. Игра- беседа: «Загадки темноты»

18.12

Коррекция отрицательного образа. Рисование на тему: «Нелюбимый цвет».

22.12

Преодоление агрессивности

Вежливые слова

25.12

Добрые слова

29.12

III четверть – 16ч.

1

Развитие внимания. «Покажи по-разному», «Рыба, птица, зверь», «Съедобное-несъедобное», «Салат»

2

15.01

19.01

2

Развитие восприятия. «        На что похожа эта фигура?», «Хоровод друзей», «Охотник»

2

22.01

26.01

3

Развитие памяти. «Запомни картинки»,  «Предметы», «Добрые слова».

2

29.01

2.02

4

Формирование тонких движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

5

5.02

9.02

19.02

23.02

26.02

5

Развитие моторики. «Классики», «Гусеничка»

1

2.03

6

Коррекция психо-эмоционального фона

4

Стимуляция гуманных чувств

Сочувствие. Игра – беседа: «Наши родные и их настроение»

5.03

Использование литературных произведений для развития гуманных чувств. Стихотворение «Накормите птиц зимой»

9.03

Использование литературных произведений для развития гуманных чувств. «Данилкины сказки»

12.03

Развитие речедвигательных функций

Изменение движений тела в связи с темпом речи. Игра: «Ужик и солнышко»

16.03

IV четверть – 16 ч.

1

Развитие внимания. «Найди лишнее», «Самый внимательный», «Лови мяч», «Найди всех зверюшек», «Рыба, птица, зверь»

2

2.04

6.04

2

Развитие восприятия. «Дотронься до цвета», «Тихо - громко», «Светофор», «Далеко-близко».

2

9.04

13.04

3

Развитие памяти. «Рисуем фигуру по памяти», «Найди свой домик», «Предметы», «Добрые слова».

3

16.04

20.04

23.04

4

Формирование тонких движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

3

27.04

30.04

5

Развитие моторики и координации. «Перейди по мостику», «Классики», «Набрось колечко».

2

4.05

7.05

6

Коррекция психо-эмоционального фона

3

11.05

Развитие мимики и пантомимики

а

Воспроизведение движений по символам. Игра:  « Заколдованное письмо»

14.05

б

Укрепление лицевых мускулов. Игра: «Пчелка мешает спать»

18.05

Поведение в социуме.

а

Поведение вне дома. Сюжетно-ролевая игра: « К нам приехал цирк»

21.05

7

Обобщение пройденного материала за год. Урок- праздник

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...