Психические процессы при нарушениях зрения Практическое задание 2
материал на тему

Психические процессы при нарушениях зрения

Практическое задание 2

Цель: Знакомство с особенностями высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышление) лиц с нарушением зрения. Уточнение соотношений между нарушениями различных психических функций и нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психические процессы при нарушениях зрения

Практическое задание 2

Цель: Знакомство с особенностями высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышление) лиц с нарушением зрения. Уточнение соотношений между нарушениями различных психических функций и нарушениями зрения.

Теоретическая часть

Прочитайте лекционный материал модуля 2 и устно ответьте на следующие вопросы:

1. Определение высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), их характеристика;

2. Характеристика ощущений и восприятия у лиц с нарушениями зрения.

3. Характеристика внимания у лиц с нарушениями зрения.

4. Характеристика памяти у лиц с зрительной патологией.

5. Характеристика мыслительной деятельности у лиц с зрительной патологией.

6. Соотношения между зрительными нарушениями и нарушениями ВПФ.

7. Понятие личности. Понятие общения.

8. Роль биологических, социальных, аномальных факторов в развитии личности.

9. Значение речи и речевого общения для развития личности и межличностных отношений человека.

10. Характеристика личностных особенностей детей с нарушением зрения.

Практическая часть:

Используйте лекционный материал и рекомендуемую литературу из списка:

1. Заполните таблицу «Особенности высших психических функций при нарушениях зрения».

Психическая функция

Особенности психической функции

Механизмы нарушения психической функции

Внимание

 Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). 

 . Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты

Мышление

мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников Однако наблюдаются некоторые отличия У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию.

Память

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении.

Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8—10 повторений . Поэтому для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим детям требуется большее количество повторений

Речь

изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона, появляется «формализм», накапливается большое количество слов, не связанных с конкретным содержанием. Предметные совместные действия с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулируют соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой – являются условием лучшего познания внешнего мира в процессе активного оперирования с предметами.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения участием речи наиболее четко проявляется в чувственном познании, поскольку она уточняет, корригирует и направляет протекание процессов чувственного познания, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения – мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности ее у слепого и слабовидящего

 

2. Подберите приемы и материалы для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Приемы и материалы для коррекции слухового восприятия:

1 прием: работа над слуховыми предметными образами, представлениями.

Материалы:

1. Определить, что это могло быть.

Дети сидят с закрытыми глазами

а) производится звук (открывает / закрывает дверь, стучит по стеклу, хлопает дверцей шкафа, перелистывает альбом, сминает бумагу, задвигает ящик, перекладывает предметы на столе и т. д.).

Дети должны определить, что делает П.

б) Дети самостоятельно   продумывают   свои   действия, загадывают друг другу.

2. Прослушав с любого воспроизводителя

- шум дождя, - капли воды,

- пение птиц,

- шум поезда,

- шум водопада,

- журчание ручья,

- шум ветра,

- гром, скрип снега, сигнал машины,

- звуки "космоса",

- стук каблуков,

а) выбрать из предложенных соответствующее изображение;

б) узнать, что это или с чем ассоциируется;

в) самостоятельно изобразить свои ассоциации.

3. Прослушав фрагменты музыкальных произведений, нарисовать к ним иллюстрации (предлагаются для прослушивания "Картинки с выставки", "Танец феи Драже", "Снегурочка", "Садко" Римский-Корсаков, "В пещере горного короля" Григ, Пер-Гюнт, заключительная часть "Иван Сусанин" Глинка).

4. Сказать, кто что услышал

Предлагается  детям закрыть глаза внимательно послушать и определить, что они услышали, какие звуки (сигналы машин, разговор, звук дождя, звук открываемой двери, шаги в соседней комнате, звуки птиц и т. д.).

2 прием: Дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов, тембровых, высотных различий музыкальных игрушек, инструментов.

Материалы:

1. Определение источника звука

Материал: ширма, различные звучащие предметы.

 Производятся  звуки различными предметами. Звуки должны быть ясными, сначала достаточно контрастными, длительными и короткими: колокольчик, трещотка пластмассовые шарики в банке, погремушка, ложечка в стакане, стук молоточка (шуршание бумаги, копилка с медными деньгами, звук переливающейся воды), (звон ключей, стук в окно, звон бокалов). Дети должны определить источник звучания.

2. Определение звуковой последовательности, "цепочки".

Материал: ясные, контрастные звуки от различных предметов.

а) производятся 2, 3, 4 звука последовательно с определенным интервалом дети должны запомнить   и   воспроизвести последовательность;

б) раздается по одному предмету каждому ребенку группы. Двое -трое детей по очереди производят звуки, водящий должен воспроизвести последовательность из 2, 3, 4 элементов;

в) воспроизведение отсроченное;

3. Определение источника звучания. Различение по тембровым и высотным характеристикам.

Материал: музыкальные инструменты, игрушки с определенными тембровыми и высотными характеристиками (музыкальные игрушки и народные музыкальные инструменты: металлофон, дудка, треугольник, медные чашечки, ксилофон тамбурин, колокольчик, бубен,).

4. Определение звуковой последовательности и из 3-4 элементов.

(используется тот же музыкальный набор)

5. Определение сразу нескольких источников звучания. Различение по совокупности тембровых признаков.

Раздается  каждому ребенку по музыкальному инструменту. Водящий отворачивается. По сигналу двое (трое) начинают "играть", по сигналу прекращают. Ведущий определяет кто и на чем играл.

3 приемвосприятие ритмов, долготы (длительности звучания)

Материалы :

1. Интуитивное сравнение длительности звучания.

Детям дается для прослушивания последовательно два музыкальных фрагмента. Предлагается определить, какой звучал дольше.

а) музыкальные фрагменты сходны между собой по темпу, размеру.

б) создание провоцирующей ситуации: фрагмент с более быстрым темпом звучит меньше по времени. Фрагмент с медленным

темпом звучит дольше.

2. Сравнение по долготе звучания

Дети с закрытыми глазами.

а) одновременно 2 музыкальных "шумовых" игрушки, (материал: "библиотека" звучащих игрушек). Затем один из них прекращает звучание. Определить что звучало дольше.

б) одновременно звучат 3 игрушки, затем "выключается "одна, через еще какое-то время - вторая. Определить, что "выбыло" сначала, что потом, что осталось.

3. Сравнение по долготе звучания.

Материал: 2 медные чашечки, различные по величине. Дети закрывают глаза. П одновременно вызывает звуки из обеих чашечек. Различие в силе удара вызывает различие в длительности звуков. Дети должны определить, какая звучала дольше.

4. Диагностика простейших слухо-моторных реакций, слухового внимания

Материал: медные чашечки, специальный колокольчик или другие вибрирующие музыкальные инструменты. Единственным критерием в отборе материала является наличие эффекта постепенного угасания звука. Ведущий ударяет по чашечке. Все слушают, звук постепенно угасает. Дети должны среагировать, когда звук абсолютно прекратится и наступит полная тишина.

4 прием: развитие слуховой памяти, сукцессивных функций

Материалы :

.1.Определение направления звука.

Дети рассаживаются по кругу. У них в руках звоночки (и т. д.), в центре находится водящий, который должен угадать кто звонил (хлопал). При правильном ответе - дети меняются местами.

2. Определение локализации звуков по отношению к собственному телу.

(Определить где звенел колокольчик: над головой, у пола, около правого уха, за спиной и т.д.)

Коррекция зрительного восприятия

-приемы по формированию умения всматриваться;

· приемы по распознаванию и называние цвета, формы и т.д.;

·приемы на  сравнение и группировки по внешним признакам;

· приемы на развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство – различие, изображение – фон, способность к визуальному дополнению части до целого).

В качестве учебно-тренировочного материала используются образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаика, цветной конструктор и прочее. Для коррекции зрительного восприятия применяются разрезные картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевернутом виде, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, применение зрительно-двигательного моделирования формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера). В последнее время распространение приобретает разглядывание в коррекционных целях так называемых магических стереокартинок. Палитры цветов весьма уместно использовать для организации сенсорных пауз (1-3 мин) на всех занятиях, а не только во время специального тренинга. Для развития зрительного восприятия и логического мышления используется комплект геометрических фигур, разработанных на основе идеи венгерского психолога и математика Дьенеша. Комплект состоит из четырех форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: желтого, голубого и красного; двух размеров: маленьких и больших; двух видов толщины: тонких и толстых. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины. Для каждой из них в игровой форме можно находить соответствующий «этаж» и «подъезд» в «особом доме», где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие, треугольной формы и пр.

Задания и упражнения:

-Разложи ... (например, от самого темного до самого светлого).

- Подбери по форме (цвету, величине ...)

- Найди такой же по цвету, размеру и т. п.

-Узнай предмет по его части, контуру.

- Нарисуй что-нибудь желтое квадратное, зеленое круглое.

Коррекция тактильного восприятия

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как  системы различный приемов обеспечивает запоминание и увеличение  объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребёнок уже знает и помнит.

Материалы :

Лепка из глины, пластилина, теста;

аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

 — конструирование из бумаги ;

—рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным)

Коррекция произвольного внимания

Игровые приемы

 1. Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

2. Игра «Что пропало?»

На какой-то поверхности раскладываются мелкие предметы (15-20 штук). Детям предлагается несколько секунд рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты (отвернуться, закрыть глаза). Затем несколько предметов убирается. Задача ребенка – определить, какие предметы исчезли.

Психотехнические приемы коррекции внимания у детей с ЗПР

Одним из часто используемых приемов является словарный диктант с комментированием.

Метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т. е. сформированность внимания.

Коррекция мнестической деятельности:

Игровые приемы:

1. Игра «Я положил в мешок …»

Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

2. Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

3. «Кот в мешке»

Воспитатель предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).

Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Для мнестической дислексии важно стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга. Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

Коррекция  наглядно-образного мышления:

Игровые приемы:

1. «Найди лишнее слово»

Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

2. «Говори наоборот»

Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только

наоборот.

- ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

- БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

3. «Назови одним словом»

Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель), волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные), вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т.д.

Приемы развитие наглядно-образного мышления:

- рисование;

- прохождение лабиринтов;

- работа с конструкторами, но по образцу, словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка.

Коррекционная деятельность осуществлялась через:

- дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока: «На что это похоже?», «Четвёртый лишний», «Дополни до..», «Путешествие» и т. д.;

- использование приема мнемотехники при заучивании правил

- конструирование с помощью спичек и геометрических фигур

- графические диктанты

Методы  поэтапного формирования наглядно-образного мышления 

Коррекция  словесно-логического мышления:

Игровые приемы

1. «Продолжи ряд»

Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:

- Слива, яблоко …

- Береза, сосна …

- Кукла, мишка …

- Илья, Маша …

2. Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок.
Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.

3. Составьте конспект психокоррекционного занятия по развитию любой высшей психической функции.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

«ЗРИМАЯ СКАЗКА»

Цель занятия: развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи занятия:

1. Развивать навыки вербального и невербального общения.

2. Развивать умения работать в группе и самостоятельно находить пути решения проблемных ситуаций в рамках занятия.

3. Активизировать, обогатить словарный запас и смысловую речь.

4. Учить передавать свое эмоциональное состояние, посредством различных выразительных средств.

5. Способствовать индивидуальному самовыражению детей.

6. Снять психоэмоциональное напряжение.

Ожидаемые результаты:

1. Дети больше узнают об эмоциях и их выражении (мимика, жести, походка).

2. Посредством игры, сказки и рисования обогатится творческое воображение и словарный запас.

3. Процесс группового обсуждения и решения, проблемной ситуации, обогатит жизненный опыт ребенка.

4. Дети подчеркнут положительные представления о себе.

5. Снизиться уровень эмоционального напряжения.

Использованные технологии и методические приемы:

- интерактивно-коммуникативные технологии;

- игротерапия;

- сказкотерапия;

- арт-терапия;

- музыкотерапия.

Этапы занятия:

1. Организационный этап – знакомство с детьми, создание эмоционального настроя в группе.

2. Мотивационный этап – сообщение темы занятия, стимуляция интереса, позитивный настрой.

3. Практический этап – подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие эмоционально-познавательных и творческих способностей.

4. Рефлексивный этап – обобщение полученных знаний; подведение итогов занятий.

Оснащение занятия:

1. Музыкальныое сопровождение.

2. Мультимедийный проектор.

3. Прозрачные мольберты.

4. Пальчиковые краски.

5. Сундук.

6. Атрибуты театральных костюмов.

7. Заготовка жар-птицы.

8. Заготовка «Волшебной палочки».

9. Заготовка «Цветика-восьмицветика».

10. Заготовки из ватмана, «сказочных колон».

Занятие ориентировано для детей 6–7 лет. Численность группы на занятии: 8 человек. Продолжительность занятия: 30 минут.

Игровые упражнения:

I этапОрганизационный.

1. Знакомство и приветствие «Здравствуй, это я».

Цель: познакомиться с участниками группы, установление контакта для дальнейшего сотрудничества.

Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ответ.

«Есть мир загадочный, чудесный!

И он не каждому известный.

Там можно делать все, что пожелаешь ты.

И удивляться, и смеяться, и грустить, и восхищаться.

И даже с любимыми героями там, можно, повстречаться.

Там красота и целая поляна красок!

Скорей, вперед! Нас ждет увлекательный мир (сказок).

(Ответы детей «сказка».)

Вопросы ведущего: «Ребята, вы любите сказки? А какие сказки знаете? (Ответы детей.) Как можно попасть в сказку? С помощью чего можно зайти в сказку? После ответов детей, звучит музыка и дети через «волшебное окно» попадают сразу в сказку. Попав в сказку, дети представляются, называют свое имя весело и задорно.

Ведущий: «Ребята, мы с вами в сказке и для того, чтобы нам интересней было играть, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Как бы вы хотели произнести свое имя так, чтобы гости вас запомнили? Подсказка от ведущего, когда ребенок называет свое имя, можно добавить какое-то движение, которое дети выберут сами.

II этапМотивационный.

Цель: сообщение и расширение темы занятия, повышение интереса, позитивный настрой.

Ведущий: «После приветствия, психолог выделяет особенности имён, произнесенного каждого ребенка и говорит: «Ребята, наше занятие сегодня называется «Зримая сказка», это значит, что ваша сказка будет оживать. Вы хотите, придумать свою сказку и ее оживить? (ответы детей). Тогда вам надо очень постараться. Для этого вам понадобятся ваши умения, находчивость, хорошее настроение и дружная команда.»

III этапПрактический.

Этюды.

1. Игра «Кривое зеркало».

Цель: закрепление умений и навыков выражать собственные эмоции и узнавать эмоции других детей.

Ведущий: «Ребята, мы с вами в Зазеркалье, будем играть в игру «Кривое зеркало». Представьте, что это «кривые зеркала». Сейчас все мальчики будут «зеркалом», а все девочки – гостьями. Каждый стоит напротив своего зеркала и смотрит на него. Гости – девочки, смотрят в «зеркало» и показывают любое свое настроение. А «кривое зеркало», то есть, мальчики, делают все наоборот, передразнивают гостья, и показывают настроение наоборот. Ведущий выделяет особенности действий каждого ребенка.

2. Игра «Угадай настроение друга» (продолжение игры с мольбертами).

Цель: развитие мелкой моторики, умение изображать эмоции в рисовании.

Ведущий: «Ребята, какие вы знаете настроения? (Ответы детей.) Психолог подтверждает ответы. Ребята, следующая игра называется «угадай настроение друга». Сейчас внимательно посмотрите друг на друга через стекло, ничего не говорите, молча, про себя подумайте, какое настроение у вашего друга? Теперь возьмите краски и нарисуйте настроение своего товарища напротив. Дети рисуют под музыкальное сопровождение. После выполнения задания, психолог спрашивает у ребенка, который рисовал, какую эмоцию он нарисовал? И, также, спрашивает у ребенка, которого эмоцию изображали, угадал ли друг эмоцию?

Ведущий: «Ребята, вы очень хорошо справились с рисованием, каждый из вас проявил свои яркие, художественные таланты.

Перед игрой «Театр теней», детям нужно придумать, как можно сделать «волшебную палочку».

Ведущий: «Ребята, в сказке могут совершаться волшебства? (Ответы детей.) А какие предметы нужны для волшебства? (Ответы детей.) Дождаться ответа детей, где прозвучит слово «волшебная палочка».

Ведущий: «Спрашивает у детей, как может появиться «волшебная палочка?», а можно ли самим сделать ее? Как можно сделать «волшебную палочку? (Ответы детей.) Дети приступают к изготовлению «волшебной палочки». Психолог хвалит каждого ребенка, и говорит: Спасибо, вы сами сделали такую красивую, оригинальную «волшебную палочку», она нам, очень нужна, ведь сказочная история еще впереди.

3. Игра «Театр теней».

Цель: развитие внимания, наглядно-образной памяти, восприятия целостности, координации, ловкости.

На стол выкладываются парные картинки с животными, картинки животных и их теней.

Ведущий: «Игра продолжается… Ребята, скажите, пожалуйста, вы знаете, что такое тень? (Ответы детей.) А вы когда-нибудь были в театре теней? (Ответы детей.) А хотите сами поиграть в игру «Театр теней». Психолог добавляет к высказываниям детей, у каждого из нас есть тень, а также есть тень у животных. Мы часто не обращаем на нее внимание.

Инструкция к игре: «Ребята, перед вами лежат перевернутые картинки, которые имеют одно сходство, это сходство вам надо самим найти. Внимательно посмотрите, что изображено на картинке и постарайтесь найти себе пару с похожей картинкой. Будьте внимательны, один из вас может оказаться тенью. Придумайте сами как найти свою пару, это могут быть звуки, движения, походка. Далее, по команде психолога, каждая образовавшееся пара (животное и его тень), озвучивает звуки соответствующим животным. С помощью «волшебной палочки», психолог дирижирует, указывая на пару детей, а дети в порядке очереди произносят звуки. Темп переключения внимания нарастает.

4. Психодинамическая игра «Играем в сказку».

Цель: развитие воображения, чувствительности к образам; умение передавать эмоциональные состояния различными выразительными средствами, ощущение свободных движений.

Ведущий: «А сейчас самое главное. Репетиция сказки, превращение в сказочных героев. Психолог оглядывается вокруг и эмоционально возмущенно говорит: «Ой, а так просто нам не превратиться в сказочных героев. Ребята, мне нужна помощь. Что для превращения нам понадобится? (Дети ищут способы, чтобы превратиться в сказочных героев.) Находят волшебный сундук. Психолог потом говорит, что здорово как вы быстро нашли выход и помогли найти волшебный сундук. В этом сундуке мы найдем атрибуты, которые помогут превратиться в любимых сказочных героев. После того, как каждый ребенок и психолог (в образе жар-птицы) выбрал себе сказочный атрибут, психолог просит продемонстрировать своего сказочного героя. «И так, сказочные герои, давайте знакомиться. Каждый из вас покажет своего сказочном героя, но не словами, а движением, походкой, изобразит, может быть, звуки этого сказочного героя. А остальные участники будут отгадывать, кто это за сказочный герой? из какой он сказки? Ведущий начинает первый.

После выбора и показа сказочных героев, ведущий говорит: «Наша сказка оживает, все сказочные герои встречаются на балу. Приглашаю всех на бал!

Ведущий: «Посмотрите вокруг, что бывает на балу? Что можно использовать для того, чтобы создать обстановку для бала? Чем можно украсить зал? Какая музыка звучит? Подумайте, какое время года? Идет подготовка на бал, украшение зала. Спасибо вам, вы создали сказочное, осеннее настроение.

5. Игра «Осенний, сказочный бал».

Цель: развитие танцевально-образных, пластично-двигательных навыков, пространственной и временной ориентации, сплочение детского коллектива.

Дети выбирают себе пару и под звуки фортепиано, по кругу танцуют. В конце танца реверанс. Психолог в роли жар-птицы играет на фортепиано музыкальный отрывок «Золотой ключик».

6. Игра «Мы – волшебники».

Цель: формирование нравственных качеств, нравственного поведения, сплочение коллектива.

Ведущий: «Хвалит детей, как они красиво, грациозно, выразительно танцевали. Очень удивительный и волшебный бал получился. Мы в сказке и мы волшебники. Мы можем загадывать любые желания, а поможет нам в этом волшебный цветок «Цветик-восьмицветик». Какие бывают желания? Далее, придя к тому, что желания есть общие, для всех людей.

Ведущий говорит: «Сейчас оторвите лепесток и загадайте желание».

7. Игра «Птица желаний».

Цель: закрепление нравственных желаний детей.

Ведущий: «С помощью волшебной жар-птицы наши желания быстрей исполнятся. Она нам в этом поможет. Приклеивайте свои лепестки желаний, и птица поднимется в небо.

IV этапРефлексивный.

Цель: выход из сказки, обратная связь, закрепление положительных эмоций, подведение итогов.

Ведущий: «Дорогие, сказочные герои. Наша сказка заканчивается, и нам пора превращаться в самих себя, в девочек и мальчиков. Под музыку превращаются. Снимают костюмы и складывают в сундук. Психолог выделяет особенности каждого ребенка, их самостоятельность, активность, инициативность, и спрашивает, какая игра понравилась больше всего? Какая игра была трудней? После ответов детей, прощаются и уходят.

4. Составьте рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка со зрительным дефектом.

Рекомендации  для родителей

- Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы сможете наглядно продемонстрировать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.

- Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.

- Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются, что позволяет ребенку выполнять их самостоятельно.

 - Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте. Например, «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло» (возьмите руки ребенка в свои и ощупайте мыло; обратите внимание ребенка на его цвет, форму, запах. Покажите как намыливать руки и смывать мыло водой. Сделайте это вместе с ним).

- Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребенком действия, но и учите этому ребенка. Сначала предлагайте ему повторять за вами. Задавайте также вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется этот предмет?», «Для чего он нужен?» и т.д.

- Когда вы впервые показываете ребенку какие-то действия, возьмите его руки в свои и покажите, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложите ребенку сделать это самостоятельно.

- Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т.е. на ощупь). Делается это так. Возьмите руки ребенка в свои и проведите по предмету сверху вниз. Например, это стул, проговаривайте: «Это стул. А это у стула спинка, это – сиденье, это ножки стула. Давай посчитаем, сколько их». Направляйте своими руками руки ребенка для обследования частей стула.

- Когда вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите его руками по всей кукле (сверху вниз), затем покажите голову куклы, туловище, руки и ноги. Также знакомят детей с мишкой, зайцем и др. Каждую новую игрушку не просто дайте ребенку в руки, а вместе с ним рассмотрите, обследуйте с помощью осязания, покажите и расскажите, как с ней играть.

- Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

- Обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества предметов, игрушек (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал, из которого они сделаны и другие материальные признаки). Например, при обследовании пластмассового кубика: «Это кубик (возьмите руки ребенка в свои и обхватите кубик). Посмотри глазками внимательно – кубик красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик одной рукой, на ладошке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый». Затем направьте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика: «У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они».

- Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Для этого подберите, например, два мяча, две пирамидки, две ленточки, две тарелки разной величины. Совместное обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: «Это мяч большой, а этот маленький; это пирамидка высокая, а это низкая; это ленточка длинная, а это короткая; это тарелка глубокая, а это мелкая».

- Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Ребенок должен знать название частей своего тела и их расположение. Сначала дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка: «Это голова. Она вверху» и т.д. Затем предложите ребенку самому показать и назвать части своего тела.

- Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на поверхности стола). Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правом руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка.

- Во время еды обратите внимание ребенка на то что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа, а хлеб слева от него. Свои слова сопровождайте совместными обследующими действиями.

- Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например: «Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон». Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

6. Подберите приемы и материалы для коррекции личности и межличностных отношений на коррекционно-развивающих занятиях.

Основными формами работы в рамках коррекции и развития межличностных отношений будут ролевые игры, практические упражнения и различные модификации социально-психологического тренинга (в частности тренинг преодоления конфликтов и тренинг эффективной коммуникации)

Ролевая игра «Патрон»1

Цель игры: изучение механизмов и динамики формально-статусных отношений.

Участники располагаются лучами по направлению к центру (патрону), вокруг него сидят 3-4 заместителя, одновременно являющихся «заведующими отделами». За их спинами располагаются два непосредственных подчиненных — «руководителей нижнего звена», за которыми сидят также по два, теперь уже «рядовых работника*. Последний и общий для всех сегментов круг — «безработные». Таким образом, вся система статусных отношений представлена пятью окружностями-уровнями руководителей/подчиненных, пятый — сам патрон, начальник данной «организации? (учреждения, предприятия).

По игре отношения «руководителей/подчиненных» предельно обобщены по характеру их обращения друг к другу. Полностью снимается бытовой уровень общения. Участники общаются друг с другом в основном посредством специальных карточек. Безработные, понятно, ничего не имеют и ждут своей очереди или благосклонности своих будущих работодателей, которые приглашают их на освобождающиеся места рядовых служащих. Важный момент: из «безработных» в «начальники» в одном из вариантов эксперимента попасть невозможно, начинать всегда придется с уровня «рядовых служащих».

Игроки, попавшие в сегменты (кроме безработных), получают четыре карточки: «ЗА», «ПРОТИВ», «ВАС», «ЗАМА» (заместителя-заведующего). Заместители патрона получают к этим дополнительную карточку: «ПАТРОНА».

Игра проходит по раундам, в каждом из которых участники делают один ход: определяют тактику своих действий в этом раунде, выбирают объект воздействия, характер воздействия (набор из двух карточек) и по сигналу ведущего (с определенного раунда «Патрона») предъявляют одному из своих коллег своего непосредственного окружения или своим подчиненным, если такие есть, две карточки в определенном наборе:

«ПРОТИВ ВАС» («ЗА ВАС»);

«ПРОТИВ ПАТРОНА» («ЗА ПАТРОНА»).

Если «руководитель отдела» показал своему «подчиненному» «ПРОТИВ ВАС», то это автоматически означает, что данный подчиненный уволен и должен направиться в сегмент «безработных», а на его место «руководитель» тут же приглашает участника своего отдела (группы) из нижнего сегмента.

Патрон также участвует в этих процессах, но демонстрирует своим «заместителям» карточки уже своего набора:

«ХОД ЛЬВА» — увольнение;

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» — о том, что если подчиненный не изменит свои намерения в отношении своего начальника, то он его уволит и отправит к «безработным»;

«РАЗДРАЖЕНИЕ» — требование к «неблагонадежным» замам предъявить им набор карточек, которые они пытаются показать друг другу;

«КОМАНДИРОВКА» — выключение одного из замов из игры на один раунд (в некоторых вариантах эксперимента используются дополнительные карточки-действия).

У подчиненных третьего-четвертого сегментов есть особые права: они могут, объединившись, потребовать «через голову» непосредственного начальника его увольнения от вышестоящих инстанций. Если просьба удовлетворяется, то уволенный отправляется к безработным, а на его место заместителем назначается кто-либо из бунтовщиков. Если просьба остается без внимания, игра продолжается обычным порядком.

Цель игры для каждого участника — войти в центр и удержаться на кресле «патрона» как можно дольше.

Цель группы (отдела) — набрать как можно больше баллов. Баллы могут начисляться по турам (например, по 3 раунда — 1 балл у заместителей, 3 балла — у патрона).

Снятие с должности патрона происходит в случае, если большинство его заместителей в одном раунде одновременно предъявят ему ход «ПРОТИВ ПАТРОНА» (разное количество «лучей» дают различные варианты возможных ситуаций). Затем «заместители» посредством переговоров выбирают из своего круга нового патрона, и начинается новый отсчет туров игры.

7. Составьте конспект психокоррекционного занятия по развитию личности.

Конспект психокоррекционного занятия

по развитию личности

Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершенствовать коммуникативные навыки. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

Ход занятия:

Пальчиковая игра: «Дружба»

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

(Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)

Учитель: Я не случайно включила эту песню. Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.

Учитель: Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба.

(Совместное озвучивание слова).

Учитель: А как вы понимаете, что такое дружба?

Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т. д.

Учитель: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно.

- В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните, о чем они. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

-А какие пословицы и поговорки вы знаете, расскажите их и объясните.

Один в поле не воин.

Без беды друга не узнаешь.

Как аукнется, так и откликнется.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Человек без друзей, что дерево без корней. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Дружным любая беда нипочем.

Учитель  «С чего же начинается дружба?» (Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».) Воспитатель: Так с чего же начинается дружба? Дети: С улыбки. Логопед: Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них ярче становиться день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую у

Учитель: Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры). После того как каждая пара рукавичек встретиться, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись).

Учитель: Посмотрите, какие красивые рукавички у вас получились, молодцы!

Учитель:: Я предлагаю вам узнать своего друга, на ощупь! Хотите попробовать? Выберем ведущего завяжем ему глаза, и предложим ощупав ребенка, нужно догадаться, кто из детей подошел к нему, ощупав этого ребёнка. Посмотрим, кому удастся угадать (затем выбирают другого ведущего).

Учитель: Вы дружные ребята. Воспитатель: А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг, и я вам предлагаю поиграть в игру: «Связующее звено». Вы будете передавать клубок ниток по кругу так, чтобы все, кто держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается пожеланиями для своих друзей (когда клубок соединится с началом нити). Воспитатель предлагает: Дети натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие оказывается, вы дружные в свое группе. Логопед: Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении.

Учитель: - Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.

Упражнение на релаксацию «Волшебный сон», выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даётся установка: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать».

Внимание! Наступает «Волшебный сон».

«Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем (2 раза, сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко… ровно… глубоко… (пауза).

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! ».

8. Разработайте методические рекомендации по применению различных приемов с лицами с нарушением зрения.

Рекомендации  к организации учебной деятельности

со школьниками с нарушением зрения

    Гигиенические условия:

своевременное проветривание;

влажная уборка (по графику);

соответствующее рассаживание (утвержденное врачом-офтальмологом);

 правильная посадка;

 во время проведённые, зрительные гимнастики, физкультминутки.

Офтальмо - эргономические условия:

Размер демонстрационных пособий должен быть доступен для восприятия каждым ребёнком, кроме того, он должен обладать хорошими изобразительными характеристиками (яркостью, контрастностью, чётким контуром);

по мере необходимости использовать приём «фрагментирования»;

регулировка расстояния до воспринимаемых объектов;

времени для рассматривания должно быть достаточно;

обеспечение своевременного чередования зрительной работы вблизи и вдали;

непрерывность зрительной работы вблизи не должна превышать 5 минут;

достаточная (оптимальная) нагрузка перцептивного поля (не перегружать ненужными предметами, во время убирать);

использование подставок для детей со сходящимся косоглазием;

в процессе  восприятия материала следует задействовать по мере возможности разные органы чувств.

Психологические условия:

положительная замотивированность (готовность воспринимать данный материал);

 позитивное отношение педагога к детям, детей – к педагогу и предлагаемым заданиям и предъявляемым требованиям, а также детей друг к другу;

максимальный учёт индивидуальных особенностей личности, состояния здоровья, настроения, уровня подготовленности.

Для профилактики зрительного утомления нужно соблюдать требования

Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут.

У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников — на втором и третьем уроках.

Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу.

Для  проведении коррекционных занятий использовать дневные часы (с 13 до 15 часов) Данные рекомендации должны учитываться педагогом при составлении сетки занятий, распределении программного материала, планировании и написании конспектов.

Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечение ученикам зрительно нервного комфорта. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т. п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут:

1—2 классы 7—10 минут,

3—4 классы 10—15 минут,

5—11 классы: 15—30 минут.

Основные требования к дидактическому материалу

Дидактический материал должен быть безопасным.

Дидактический материал должен соответствовать зрительным возможностям учащихся: соответствовать требованиям зрительных нагрузок, без бликующего эффекта, способы предъявления материала должны быть дифференцированы.

Содержание дидактического материала должно носить мобильный характер (своевременно меняться по мере изучения тем и усложнения задач, возвращаться для закрепления и повторения).

Не должно быть пресыщения дидактическим материалом (материала должно быть достаточно для решения каждой конкретной задачи).

Дидактический наглядный материал должен быть реалистичным

Дидактический материал должен быть эстетически оформленным (картинки должны быть без рамок).

Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.

Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1—2 минуты на обдумывание.

При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты т. п.

Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по-отдельности. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования сенсорных эталонов у учащихся начальных классов с нарушениями зрения и задержкой психического развития

В статье освещены особенности формирования представлений о цвете, форме, величине у детей с нарушениями зрения и ЗПР....

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

Рабочая программа . Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе.

Аннотация к рабочей программе УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) на 2016-2017 учебный годСопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе....

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения...

Методы и приемы развития ощущений, как процесса познания окружающей среды у детей с нарушениями зрения.

В данной статье Вы можете найти информацию об организации обучения детей с нарушением зрения в России и за рубежом....

Основные требования, предъявляемые к стимульному материалу для диагностики психического развития детей с нарушением зрения.

Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюд...