Причины неуспеваемости учащихся и пути их преодоления
статья на тему

Гавлюк Людмила Ивановна

Статья поможет учителю выяснить причины неуспеваемости обучающихся и как помочь ученику в освоении знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neuspev._uch-sya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причины неуспеваемости учащихся и пути их

преодоления

Сегодня учителя встречаются с проблемой обучения  детей. Проблема состоит в том, что один материал дети понимают по-разному, откровенно высказывают нежелание учиться,  демонстрируют отсутствие интереса к отдельным предметам и обучению вообще. Ученики не хотят вслушиваться, вдумываться, запоминать то, что говорит учитель на уроке. Обучение – это тяжёлый труд, который требует специальных умений и навыков, силы воли.

        Проблему  неуспеваемости в обучении школьников основательно исследовали учёные Ю. Бабанский, В. Цетлин, М. Мурачковский. По их данным, контингент учащихся, которые чувствуют трудности в обучении, составляет приблизительно 12,5% от всего количества учащихся, что в значительной степени осложняет работу учителя. В психолого-педагогической литературе употребляются два понятия, которые характеризуют это явление: неуспеваемость и отставание.

         Неуспеваемость  и отставание  взаимосвязаны. Неуспеваемость – последствие процесса отставания, в ней синтезировано отдельные отставания.

        Профессор  Ю. Бабанский  причины неуспеваемости видит в слабом развитии мышления – 27%, низком уровне навыков учебного труда – 18%, негативном отношении к обучению – 14%, негативном влиянии семьи, однолеток – 13%, больших пробелах в знаниях – 11%, слабом здоровье, утомляемости – 9%, слабой воле, недисциплинированности – 8%.

        В общем причинами неуспеваемости могут быть общее и глубокое отставание по многим предметам и за длительное время, частичное или постоянное отставание по нескольким сложным предметам, эпизодическое отставание по одному или нескольким учебным предметам, которое можно ликвидировать.

        В. Цетлин установила признаки неуспеваемости ученика в обучении:

  • Не может объяснить, в чем состоит задание, наметить план его решения самостоятельно, указать, что нового получено в результате его решения;
  • Не ставит вопросы по сути изученного, не делает проб найти правильный ответ и не читает дополнительной к учебнику литературы;
  • Пассивный и отвлекается в те моменты, когда идёт поиск, нужны напряжения мысли, преодоления трудностей;
  • Не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может оценить свою работу, не контролирует себя;
  • Не может объяснить цель выполненной ним работы, сказать на какое правило она задана, не выполняет указаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы;
  • Не может воспроизвести определения понятий, формул, представить систему понятий, отойти от  готового текста;
  • Не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.

Эта совокупность признаков отставания конкретизируется относительно учебных предметов.

Причины отставания в обучении делятся на такие группы:

  • Недочеты физического и психологического развития ( слабое здоровье, неразвитая память, мышление, отсутствие навыков учебного труда);
  • Недостаточный уровень воспитанности (отсутствие интереса к обучению, слабая сила воли, недисциплинированность, отсутствие чувства долга и ответственности);
  • Недочёты в деятельности школы (отсутствие в классе атмосферы уважения у знаниям, недочёты в методическом преподавании, недостатки в организации индивидуальной и самостоятельной работы учеников, равнодушие и слабая подготовка учителя);
  • Негативное влияние атмосферы в семье (низкий материальный уровень жизни семьи, негативное отношение родителей к школе, отрыв детей от учебной работы и т.д.).

Исследования убеждают, что эти причины по-разному влияют на мальчиков и девочек. Так, среди неуспевающих почти 80% мальчиков и 20% девочек. Слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости у мальчиков вдвое реже, чем у девочек. Недостаточный уровень воспитанности у мальчиков случается втрое чаще, чем у девочек.

В зависимости от вида отставания в обучении проводят соответственную учебную работу с учащимися по его отставанию. Преодолению эпизодического отставания способствуют: консультации по вопросам рационализации учебного труда; своевременно е реагирование на отдельные факты отставания, выявления их причин и внедрение оперативных мероприятий по их устранению; индивидуальные задания по изучению пропущенного; контроль за выполнением заданного. Для преодоления стойкого отставания по одному предмету или предметов одного профиля необходимы: усовершенствование методики преподавания предмета; доступное раскрытие учебного материала, развитие мышления учащихся; дифференцированное задание по устранению пробелов в знаниях; специальное повторение недостаточно усвоенных тем, мероприятия, направленные на развитие интереса к учебному предмету. Чтобы преодолеть стойкое отставание учащихся, следует: употреблять мероприятия по устранению эпизодического и частичного отставания; координировать действия всех учителей по предметам, по которым ученик не успевает. В процессе преодоления неуспеваемости в общем устраняют пробелы в знаниях и навыках самостоятельной учебной работы; развивают у учеников внимание, представление, память, мышление; преодолевают негативное отношение к обучению и воспитывают интерес к знаниям; искореняют внешние факторы, которые привели к неуспеваемости.

Отношения учителя с подростками следует строить на любезности, уважении отзывчивости, учитывая их повышенную утомляемость и связанную с этим нервозность поведения.

Всё чаще – это трудности в обучении современных подростков. Они откровенно высказывают нежелание учиться, демонстрируют отсутствие интереса к отдельным предметам и обучению вообще.  Особенно характерным это явление для подростков. Они становятся заметно пассивными, невнимательными на уроках. Ученики не хотят вслушиваться, вдумываться, запоминать то, о чём говорит на уроке учитель. Такое сопротивление обусловлено конкретными причинами, которые можно сгруппировать. Прежде всего, неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Вот неполный перечень качеств, которыми должен владеть современный ученик:

- высокая концентрация внимания;

- наблюдательность;

- умение понимать, анализировать услышанное и прочитанное;

- навыки логического решения задач;

- умение высказывать свои мысли устно и письменно;

- умение делать обобщения, сравнения, выводы;

- умение находить аргументы;

- владеть широким словесным арсеналом;

- терпение, упрямство, настойчивость, умение слушать и поддавать здоровой критике свой  предыдущий опыт.

Но, к сожалению, современные тенденции в обучении не всегда учитывают важность формирования таких умений и навыков у детей и, как результат, ученики не могут должным образом овладеть тот объём знаний, который им предлагает школьная программа. Потому что просто запоминания для этого совсем недостаточно.

Начальная школа тоже не всегда может «достучаться» к каждой индивидуальности с её потребностями. Как можно уделить внимание каждому ребёнку, если их в классе много и с разным уровнем подготовки?

Вторая группа причин, которая вызывает негативное отношение к школе, - необходимость пополнять знания и  научиться делать это качественно, профессионально. Удачные и своевременны слова были девизом первого урока: «Знание – это сокровища, а умение учиться – ключ к нему». Действительно, знания необходимо уметь добывать, и обучать этому надо на протяжении всей школьной жизни ребёнка. Формирование всех перечисленных навыков и умений является  более необходимым, чем сама предметная нагрузка урока. Социальные навыки являются первичными относительно академических. Если вы научите своих учеников самостоятельно добывать знания, анализировать приобретённый опыт, результативно им пользоваться, то львиную часть вашей педагогической работы сделано!

Внедрить этот принцип в жизнь сложно, но возможно. Человек привлекается к деятельности только при наличии мотива к участию в ней. Как правило, каждый ребёнок во время урока развивает несколько видов деятельности. Все они мотивированы: или навязаны учителем, или же мотивы появились у самого учителя. Допустим, он рассматривает интересную периодику, что-то рисует или пишет записки. В этом случае задание учителя состоит в направленности процесса мотивации познавательной деятельности с определённой темы так, чтобы она увлекла ученика, вытеснив на определённое время другие мотивы. Для поддержания этого процесса необходимо менять виды деятельности. Причём каждый раз, когда появляется новое учебное задание, учитель должен понимать, зачем такая деятельность ему нужна. Лишь тогда он воспримет навязанную учителем мотивацию как свою личную. Если желание разобраться в вопросах, рассмотренных на уроке, станет главным для ученика и вытеснит все остальные, то он сосредоточится, и процесс познания продолжится успешно.

Возрастные особенности детей надо знать и наблюдать за ученической деятельностью. Лучше всего это делать, когда ученики работают самостоятельно и общаются при этом друг с другом. Групповая работа в различных её вариантах для этого наилучшее. Ещё одним стимулом к обучению является интересность, эвристичность, яркость подачи учителем материала. Иногда следует менять стиль преподавания новой темы и стиль опроса и будет видно неподдельный интерес к вашим урокам со стороны детей. Чаще повторяйте то, что изучали. Даже если тема

была чисто теоретическая, её можно использовать в виде ролевой игры с целым классом, в группах, в парах.

Игра – это деятельность вымышленными объектами. Дети часто не имеют возможности заниматься любимыми  делами из-за отсутствия опыта, знаний, сил, способов и возможностей. Ребёнок не может управлять настоящим самолётом или ракетой, не в состоянии строить дом или ловить преступников. А вот играть в такие игры он умеет, поскольку для такой «деятельности» нужно только представление. Представление у детей развито наилучшим образом. Представление заменяет ребёнку недостающие знания. С накоплением знаний объём представлений уменьшается и человек начинает действовать в реальном мире.

Ещё одним важным стимулом к обучению является создание ситуации успеха. Если ученик чувствует, что потраченные им на учебный процесс усилия не остались незамеченными и были оценены должным образом, то он и дальше будет работать. Для некоторых учеников даже возможность участия в общей деятельности класса или группы уже есть ситуация успеха. А если ему была отведена роль докладчика, то это стаёт для  него сильным стимулом к дальнейшему активному обучению. В таких моментах целесообразна снова групповая работа, где участникам отведены определённые роли. Увеличивается уровень ответственности перед группой за объём знаний и умения их презентовать.

Оценка как составная создания ситуации успеха играет всё-таки первоочередную роль. В последние годы с введением в практику 12-балльной системы расширилась возможность позитивно оценивать уровень знаний даже слабеньких по способностям детей. Можно в виде стимулов внедрить в практику так званое накопление баллов на протяжении всей темы. Например, ученик смог приготовить по возможностям лишь половину задания. Он получает 6 баллов, но при этом имеет возможность прибавить ещё несколько, подготовив другую порцию задания позже, или заработать эти баллы, работая в группе. Как правило, такое отношение к старательному, но «слабому» ученику является стимулом к лучшему обучению способных, но неактивных детей.

Выставление низкой оценки тоже является своеобразным стимулом. Но в такой ситуации учителю следует быть очень осторожным, оглашая оценку в присутствии класса. Надо предвидеть возможную реакции ребёнка на такой приговор» или полученная оценка стимулирует его деятельность на более настойчивое и успешное овладение знаниями, или надолго отобъёт охоту учиться. Вообще оценки должны быть справедливыми, целесообразны и уместны. А приведённые примеры рациональны только в случае педогогико - психологической необходимости и их следует использовать нечасто.

Подводя итоги, можно сказать, что преодолеть нежелание учеников учиться – дело нелёгкое. Но большинство составляющих этой проблемы можно решить – надо только захотеть.

 

 Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

  1. Ученик не может сказать, в чем сложность задания, спланировать его решение, найти решение самостоятельно, указать, что нового получил в результате его задания. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, указав, о чём новом из него узнал. Эти признаки можно выявить во время решения задач, чтения текстов и слушая объяснения учителя.
  2. Ученик не ставит вопросы относительно исследованного, не делает попыток найти ответ и не читает дополнительных источников. Эти признаки проявляются во время решения задач. Восприятия текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
  3. Ученик неактивный и невнимательный в те моменты урока, когда совершается поиск, когда нужно напрячь мысли, преодолеть трудности. Эти признаки можно заметить во время решения задач, восприятие объяснений учителя, в ситуации выбора по желанию заданий для самостоятельной работы.
  4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачу, не может оценить свою работу, не контролирует себя.
  5. Ученик не может объяснить цель выполненного ним задания, сказать, на какое правило дано задание, не придерживается указаний правила, пропускает действия, путает их порядок и ход работы. Эти признаки проявляются во время выполнения упражнений, а также действий в сложнейшей деятельности.
  6. Ученик не может воспроизвести значение понятий, формул, не может отойти от готового текста; не понимает текст, построенного на основе изученной системы понятий. Эти признаки проявляются, когда ученик отвечает на вопросы.

Мы указали не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на которого ученика и на какие его действия надо обратить внимание во время обучения, для того, чтобы предотвратить неуспеваемость.

        Основные способы выявления отставания учеников:

- наблюдение  за реакцией учеников на трудности в работе, на успехи и неудачи;

- вопросы учителя и его требования сформировать то или иное утверждение;

- учебные самостоятельные работы в классе.

Во время проведения самостоятельных работ учитель получает материал для того, чтобы сделать выводы как о результате деятельности, так и о её течении. Он наблюдает за работой учеников, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Основные причины неуспеваемости учащихся

  1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для этого предмета умений, которые дают возможность охарактеризовать существенные элементы исследовательских понятий, законов, теорий, а также осуществлять необходимые практические действия.
  2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, которые снижают темп работы настолько. Что ученик не может за определённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений, навыков.
  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, которые не дают возможности ученику проявить самостоятельность, организованность, настойчивость и другие качества, необходимые для успешного обучения.

Признаки отставания – начало неуспеваемости  учащихся.

 1. Ученик не может сказать, в чем сложность задания, спланировать его  решение, найти решение самостоятельно, указать, что нового получил в  результате его задания. Ученик не может ответить на вопросы по  тексту, указав, о чём новом из него узнал. Эти признаки можно выявить во время решения задач, чтения текстов и слушая объяснения учителя.

2. Ученик  не делает попыток найти ответ и не читает дополнительных источников. Эти признаки проявляются во время решения задач. Восприятия текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик неактивный и невнимательный в те моменты урока, когда совершается поиск, когда нужно напрячь мысли, преодолеть трудности. Эти признаки можно заметить во время решения задач, восприятие объяснений учителя, в ситуации выбора по желанию заданий для самостоятельной работы.

  1. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачу, не может оценить свою работу, не контролирует себя.
  2. Ученик не может объяснить цель выполненного ним задания, сказать, на какое правило дано задание, не придерживается указаний правила, пропускает действия, путает их порядок и ход работы. Эти признаки проявляются во время выполнения упражнений, а также действий в сложнейшей деятельности.
  3. Ученик не может воспроизвести значение понятий, формул, не может отойти от готового текста; не понимает текст, построенного на основе изученной системы понятий. Эти признаки проявляются, когда ученик отвечает на вопросы.

Здесь указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на которого ученика и на какие его действия надо обратить внимание во время обучения, для того, чтобы предотвратить неуспеваемость.

        Основные способы выявления отставания учеников:

 - наблюдение  за реакцией учеников на трудности в работе, на успехи и неудачи;

- вопросы учителя и его требования сформировать то или иное утверждение;

- учебные самостоятельные работы в классе.

Во время проведения самостоятельных работ учитель получает материал для того, чтобы сделать выводы  как о результате деятельности, так и о её течении. Он наблюдает за работой учеников, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Основные причины неуспеваемости учащихся

  1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для этого предмета умений, которые дают возможность охарактеризовать существенные элементы исследовательских понятий, законов, теорий, а также осуществлять необходимые практические действия.
  2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, которые снижают темп работы настолько, что ученик не может за определённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений, навыков.
  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, которые не дают возможности ученику проявить самостоятельность, организованность, настойчивость и другие качества, необходимые для успешного обучения.

 

 

 

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы и подготовительной группы детского сада при подготовке семинара или родительского собрания ....

Причины неуспеваемости и пути их преодоления

Причины неуспеваемости младших школьников. Памятка для работающих с неуспевающими учениками.Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей детей....

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Статья на тему: "Причины неуспеваемости и пути ее преодоления."

.Вступительное слово Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все ш...