Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг».
рабочая программа на тему

Никифорова Елена Павловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_v_mire_knig.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

по чтению

«В мире книг».

Составитель:

учитель начальных классов

 Никифорова Е.П.

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе нормативно-правовой базы: 

  • Основная образовательная программа начального общего образования школы;
  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2012 г.

    Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л. А., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Место кружка в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 В 4 классах всего 34 часа в год.

Общая характеристика кружка

Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели занятий кружка:

  • создание на практике условий для реализации читательских умений;
  •  расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  •  формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).

Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты.

Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Ценностные ориентиры содержания занятий

Содержание программы занятий кружка «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).

Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.

Планируемые результаты изучения кружка.

В результате освоения программы кружка «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные учебные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;

пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

вести диалог о прочитанной книге.

Содержание программы

4 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Страницы старины седой.

4

2

Крупицы народной мудрости.

4

3

Мифы народов мира.

2

4

Русские писатели-сказочники.

3

5

«Книги, книги, книги…»

4

6

Книги о детях и для детей.

3

7

Словари, справочники, энциклопедии.

3

8

Родные поэты.

3

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.

4

10

Мир книг.

4

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Раздел

Кол-во  часов

Тема

Кол-во  часов

всего

1.

Страницы старины седой.

4

Книги Древней Руси.

1

2.

Былинные богатыри.

1

3.

Библейские предания.

1

4.

Экскурсия в книжный магазин.

1

5.

Крупицы народной мудрости.

4

Героические песни о героях России.

1

6.

С. Алексеев «Рассказы о Суворове»

1

7.

Русь в произведениях фольклора.

1

8.

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»

1

9.

Мифы народов мира.

2

Мифы народов мира.

1

10.

Мифологические герои.

1

11.

Русские писатели-сказочники.

3

Мир сказок: сказки народные и авторские.

1

12.

Сказки русских писателей-классиков.

1

13.

Фольклорные корни литературных произведений.

1

14.

«Книги, книги, книги…»

4

Книга. Элементы книги.

1

15.

Первые библиотеки.

1

16.

Книга. Типы книг.

1

17.

Проект «Русские баснописцы»

1

18.

Книги о детях и для детей.

3

Дети – герои книг писателей XIX в.

1

19.

Фантастика и приключения.

1

20.

Авторы произведений о детях.

1

21.

Словари, справочники, энциклопедии.

3

«Хранители слов» - словари.

1

22.

Справочники и энциклопедии.

1

23.

Игра «100 вопросов Почемучек»

1

24.

Родные поэты.

3

Поэты о родной природе.

1

25.

Стихотворения о Родине.

1

26.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе».

1

27.

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.

4

Писатели о писателях.

1

28.

Писатели о писателях.

1

29.

Корреспондент газеты.

1

30.

«Очерк о своей школе или посёлке»

1

31.

Мир книг.

4

Книги о детях войны.

1

32.

Книги о животных.

1

33.

Детские газеты и журналы.

1

34.

Библиотечная мозаика «Тайны книг»

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Материалы для учащихся:

Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

Иллюстрации к литературным произведениям.

Электронно-программное обеспечение:

Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2011

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа спец курса по литературному чтению В мире книг

рабочая программа для 4  класса по спецкурсу  В мире книг...

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»

Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс «В мире книг»

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире книг"...