разработка рабочей программы по курсу " Наш дом - Вселенная" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Наш дом - Вселенная" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_vselennaya_3_klass_16_god.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Данная программа призвана путем познания Вселенной расширить кругозор обучающихся, систематизировать их знания о космических телах и их влиянии на Землю. Являясь интегрированной с другими предметами начальной школы, программа способствует выстраиванию целостной картины мира. В данной программе обучающиеся учатся работать с картой звездного неба, моделируют созвездия, строят модель Солнечной системы, проводят опыты «солнечные часы», «театр теней», составляют сказки о созвездиях, активно участвуют в создании учебных проектов. Широко представлен краеведческий материал: тематические экскурсии в Дом-музей К.Э. Циолковского, ГМИК, Планетарий.

Цель программы

 Овладение учащимися практико-ориентированных знаний о космических телах и их влиянии на Землю, формирование представления об этапах познания Вселенной и освоении космоса, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и  взрослыми, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Задачи курса внеурочной деятельности «Наш дом - Вселенная»:

- Сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка на основе учета его жизненного опыта;

- Формировать у школьников метапредметные УУД, основанные на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

- Развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой, развивать умения  проводить  фенологические наблюдения, физические опыты, простейшие измерения;

- Воспитывать у учащихся бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формировать экологическую культуры, навыки нравственного поведения;

- Формировать уважительное отношение к истории и науке России, к городу Калуге – «колыбели космонавтики»;

- Формировать у детей психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме.

В отличие от существующей программы профессора Е.П.Левитана «Твоя Вселенная»,  данная программа интегрирована с  учебными предметами:

  • «Окружающий мир»: связь живого и неживого, тела Солнечной системы, смена времен года, смена дня и ночи, круговорот веществ и энергии, оболочки Земли;
  • «Технология»: моделирование и конструирование из бумаги, природных и бросовых материалов; лепка, папье-маше, аппликация, мозаика, плетение, изонить;
  • «Изобразительное искусство»: рисование акварелью, гуашью, граттаж;
  • «Музыка»: музыка и песни космической тематики;
  • «Литературное чтение»: чтение художественных произведений космической тематики, разучивание стихотворных текстов;
  • «Русский язык»: написание сочинений, деловых статей;
  • «Математика»: использование простейших формул, знание геометрических форм и свойств, пропедевтика некоторых физических законов и химических формул, превращений.

Второй важнейшей особенностью программы является проектный метод, использующийся в качестве контроля. Изготовление материального проекта и соответствующей документации к нему наиболее полно отслеживает уровень формирования универсальных учебных действий обучающихся по теме.

Срок реализации курса внеурочной деятельности: 1 год -  68  часов. Группа комплектуется из учащихся 3-х классов.  Группа занимается 1 раз в неделю по 2 часа.

 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Регулятивные:

1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Коммуникативные:

1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий;

3. определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности.

Познавательные:

1.освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

3. использование различных способов поиска (в справочных и энциклопедических источниках, в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами

4. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание;

5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  1. гордится своей гражданской принадлежностью, употребляя в речи «наша страна», «наш город».
  2. интересуется историей своего Отечества и своего города, знает исторические факты, выражает свое отношение к историческим событиям;
  3. знает о достижениях в науке соотечественников, своих земляков, гордится ими, может привести примеры и рассказать другим;
  4. уважает, принимает и соблюдает правила поведения, принятые в обществе;
  5. готов к сотрудничеству со сверстниками взрослыми, доброжелателен в общении, умеет слушать и слышать собеседника, принимать чужую точку зрения, уважает мнение каждого, при этом имеет свое мнение, умеет обосновать свою позицию, отстаивать свою точку зрения и  принимает критику в свой адрес;
  6. проявляет интерес к познанию Вселенной, науке и научным открытиям;
  7. активно участвует в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах, участвует в проектной деятельности;
  8. сформировано ценностное отношение к творческой деятельности, стремиться к новому знанию, понимает  для чего нужно учиться.

.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

К концу 3 - го года обучения

Обучающиеся научатся:

  • объяснять особенности устройства Вселенной как системы;
  • характеризовать общие особенности звезд, межзвездного вещества, газовых туманностей, галактик;
  • называть  и  составлять схему 15 созвездий;
  • характеризовать  отличия понятий созвездие и галактика;
  • понимать общие особенности звездных систем, планет, спутников планет, астероидов, метеорах, кометах;
  • объяснять, как используются искусственные спутники Земли;
  • рассказать  общее устройство орбитальной станции;
  • определять какой вклад в развитие космонавтики внесли: Циолковский, Королев, Гагарин, Титов, Леонов, Терешкова, Савицкая.
  • конструировать  или нарисовать схему 15 созвездий и находить  эти созвездия на карте;
  • перечислить планеты Солнечной системы от Солнца и к Солнцу, планеты без спутников, планеты с кольцами, планеты-гиганты;
  • из карточек выбрать основные достижения Циолковского, Королева, Гагарина, Титова, Леонова, Терешковой, Савицкой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • освоить алгоритм составления проектной работы
  • работать в малой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • находить  в  научных и публицистических текстах подтверждение высказанным точкам зрения
  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы

Содержание курса внеурочной деятельности

Системность Вселенной (темы 1 - 4)

(2 ч. теория +  2 ч. практика = 4 ч.)

Устройство Вселенной как системы. Основные составные части Вселенной как системы: галактика, звездная система. Наш адрес во вселенной. Что такое галактика? Наша галактика, какая она?.

Практические работы: мозаика манной крупой на черном картоне «Млечный Путь».

Основные виды деятельности обучающихся:

  • Объяснение нового материала с синхронным использованием демонстрационного материала.
  • Беседа по иллюстрациям и рисункам.
  • Самостоятельные действия обучающихся по построению нашей галактики «Млечный путь»

Солнечная система (темы 5 – 39)

(16 ч. теория + 19 ч. практика = 35 ч.)

        Устройство Солнечной системы. Солнце, как системообразующая звезда. Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

План изучения планет Солнечной системы: 1) Происхождение названия; 2) Астрономический знак; 3) Фотография и карта поверхности (если есть); 4) Расстояние от Солнца и длина года; 5) Размеры по сравнению с Солнцем и Землей; 6) Длина суток; 7) Температура на поверхности; 8) Особенности; 9) Наличие спутников; 10) Космические полеты к планете, другие варианты изучения планеты.

Спутники планет, общие особенности. Интересные факты. Размер относительно Земли. Условия. Исследования Луны. Атлас Луны. Фазы Луны. Лунные затмения.

Происхождение колец. Что представляют собой кольца, у каких планет они образуются.

Астероиды. Пояс астероидов в Солнечной системе. Что отличает астероиды от других небесных тел.

Метеор – метеорит – метеоритный дождь. Сравнение заявленных темой понятий, сравнение их с другими малыми небесными телами. Виды метеоритов. Рассказы о падениях метеоритов.

Комета. Устройство, орбиты. Знаменитые кометы. Сравнение с другими малыми небесными телами.

Практические работы: моделирование Солнечной системы (из картона, нитяных помпонов, в технике «нитяной паутинки»), изготовление моделей поверхности некоторых планет (пластилин, гипс, папье-маше), изображение различных планет Солнечной системы разными материалами, рисунок на черном картоне белой гуашью «метеорный дождь» или лепка папье-маше «кратер», работа с контурной картой – поверхность Луны.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • Объяснение нового материала с синхронным использованием демонстрационного материала.
  • Беседа по выявлению проблемы, которая будет решаться в ходе занятия.
  • Выполнение письменных заданий по системе вопросов.
  • Парная работа по сравнению небесных тел.
  • Развитие умений применять естественно - научные знания для объяснения окружающий явлений.
  • Наблюдение  и описание отдельных объектов Вселенной

Другие звезды (темы 40 - 57)

(7ч. теория + 11 ч. практика=18 ч.)

Разнообразие звезд. Общее в устройстве звезд и различия между ними. Ближайшие к нам звезды. Чем понятие созвездия отличается от понятия галактики. Новые созвездия – «звездный зоопарк» (созвездия Единорог, Феникс, Голубь, Павлин, зодиакальный ряд). Легенды, связанные с изучаемыми созвездиями.

Практические работы: моделирование сравнительных размеров звезд, схем созвездий, иллюстрации к мифам и легендам о созвездиях, ориентирование по звездной карте, составление своего звездного атласа.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • Развитие логических операций – классификация, обобщение и другие в ходе решения вопроса об устройстве звезд.
  • Беседа с последующим выполнением обучающимися  самостоятельных действий по моделированию схем звезд.
  • Развитие умений пользоваться картами разного содержания для выявления закономерностей и получения новых знаний.
  • Самостоятельные действия обучающихся - составление своего звездного атласа - развитие навыков проектной деятельности.

Первые среди первых (темы 58 - 68 )

(4 ч. теория + 7 ч. практика = 11 ч.)

        К.Э. Циолковский - ученый и учитель. Устройство ракеты. Ракетостроители: Королев С.П. Собаки – космонавты. Центр подготовки космонавтов. Первый отряд космонавтов. Первый полет в космос – Ю.А. Гагарин. Работа космонавта. Титов Г.С., Леонов А.А., Терешкова В.В. Внештатные ситуации в космосе.  Калуга – «колыбель космонавтики».

Практические работы: рисунок «Дом, где жил ученый», модель «Ракета Гагарина», комбинированная работа «Герб нашего города», конструирование самолетов и ракет в технике оригами, рисование космических явлений (вид с орбиты Земли), графика – скафандр космонавта.

Демонстрации: фотографии, иллюстрации, земной глобус, звездная карта, атласы звездного неба, научные фильмы о Гагарине Ю.А., Королеве С.П., Циолковском К.Э. ,Титове Г.С., Леонове А.А., Терешковой В.В.,  о работе орбитальной станции.

Проекты: «Орбитальная станция будущего», «Каким должен быть космонавт»,  итоговый проект: Калуга – «колыбель космонавтики».

Экскурсии: в Музей Космонавтики (тематические), в Дом-музей Циолковского, планетарий, ЦКО «Галактика».

Основные виды деятельности обучающихся:

  • Формирование умений сравнительного анализа исторических событий.
  • Объяснение нового материала с синхронным использованием демонстрационного материала.
  • Беседа по иллюстрациям и рисункам.
  • Выполнение письменных заданий по системе вопросов.
  • Развитие навыков проектной деятельности.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема раздела

Количество часов

Содержание курса внеурочной деятельности

Системность Вселенной

4

Устройство Вселенной как системы. Основные составные части Вселенной как системы: галактика, звездная система. Наш адрес во вселенной. Что такое галактика? Наша галактика, какая она?

Солнечная система

35

Устройство Солнечной системы.

Солнце, как системообразующая звезда.

Планеты Солнечной системы:

  • Меркурий,
  • Венера,
  • Земля,
  • Марс,
  • Юпитер,
  • Сатурн,
  • Уран,
  • Нептун.

Плутон. Пояс Койпера.

Спутники планет, общие особенности. Интересные факты. Размер относительно Земли. Условия. Исследования Луны. Атлас Луны. Фазы Луны. Лунные затмения.

Происхождение колец. Что представляют собой кольца, у каких планет они образуются.

Астероиды. Пояс астероидов в Солнечной системе. Что отличает астероиды от других небесных тел.

Метеор – метеорит – метеоритный дождь. Сравнение заявленных темой понятий, сравнение их с другими малыми небесными телами. Виды метеоритов. Рассказы о падениях метеоритов.

Комета. Устройство, орбиты. Знаменитые кометы. Сравнение с другими малыми небесными телами.

Другие звезды

18

Разнообразие звезд. Общее в устройстве звезд и различия между ними. Ближайшие к нам звезды. Чем понятие созвездия отличается от понятия галактики. Новые созвездия – «звездный зоопарк» (созвездия Единорог, Феникс, Голубь, Павлин, зодиакальный ряд). Легенды, связанные с изучаемыми созвездиями.

Первые среди первых

11

К.Э. Циолковский - ученый и учитель. Устройство ракеты. Ракетостроители: Королев С.П. Собаки – космонавты. Центр подготовки космонавтов. Первый отряд космонавтов. Первый полет в космос – Ю.А. Гагарин. Работа космонавта. Титов Г.С., Леонов А.А., Терешкова В.В. Внештатные ситуации в космосе.  Калуга – «колыбель космонавтики».

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

п/п

ТЕМА

Кол-во

часов

теория

практика

общее

 Вводная тема «Системность Вселенной»

(2 ч. теория + 2 ч. практика = 4ч.)

1

Устройство вселенной. Система. Основные составные части вселенной как системы: галактика, звездная система. Наш адрес во вселенной.

1

1

2

2

Что такое галактика? Наша галактика, какая она?

1

1

2

Итого

2

2

4

Солнечная система

(16 ч. теория + 19 ч. практика = 34 ч.)

4

Солнечная система. Солнце, как системообразующая звезда.

1

1

2

5

Как Солнце влияет на Землю.

1

1

2

6

Меркурий.

1

1

2

7

Венера.

1

1

2

8

Земля как планета.

1

1

2

9

Марс.

1

1

2

10

Юпитер.

1

1

2

11

Сатурн. Происхождение колец.

1

1

2

12

Уран.

1

1

2

13

Нептун.

1

1

2

14

Плутон.

1

1

2

15

Игра: «Полет по планетам»

1

1

16

Спутники планет.

1

1

2

17

Луна – естественный спутник Земли.

1

1

2

18

Виртуальное путешествие по Солнечной системе.

1

1

19

Экскурсия в ГМИК

1

1

20

Пояс астероидов.

1

1

2

21

Метеор – метеорит – метеоритный дождь.

22

История уникальных падений.

23

Комета.

1

1

2

24

Проект: «Такая загадочная Солнечная система»

1

1

Итого

16

19

35

Другие звезды (7ч. теория + 11ч. практика=18 ч.  )

25

Разнообразие звезд. Общее в устройстве звезд и различия между ними.

1

1

2

26

Ближайшие к нам звезды.

27

Стихи и песни на космическую тему.

1

1

28

Созвездия и галактики.

1

1

29

Созвездия. Экскурсия в планетарий.

1

1

30

Новые созвездия – «звездный зоопарк» (созвездия Единорог, Феникс, Голубь, Павлин, звериная часть зодиакального ряда: Телец, Рак, Лев, Овен, Рыбы, Скорпион, Козерог)

5

5

10

31

Ориентирование по звездной карте

1

1

32

Игра: «Первые среди звезд»

1

1

33

Проект «Созвездие сказочного зверя»

1

1

Итого

7

11

18

Первые среди первых  (4 ч. теория + 7 ч. практика = 11 ч.)

34

К.Э. Циолковский.

1

1

2

35

С.П. Королев.

1

1

2

36

Профессия космонавт.

1

1

37

Центр подготовки космонавтов

1

1

38

Ю.А. Гагарин.

1

1

2

39

Титов Г.С., Леонов А.А., Терешкова В.В.

1

1

40

Виртуальная экскурсия по Калуге «Калуга - космическая»

1

1

41

Итоговый проект: «Калуга – колыбель космонавтики».

1

1

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по курсу "Математика" для 1 класса по программе "Школа России"

Готовая рабочая программа по курсу "Математика" для 1 класса по программе "Школа России"...

Рабочая программа по курсу Математические представления 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета:     В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуа...

Рабочая программа по курсу Речевая практика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.Используемый УМК:Учебник: С.В. Комарова. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированн...