Методы диагностики личности младшего школьника
методическая разработка по теме

Бездушная Дария Вадимовна

Предоставляю вашему вниманию копилку диалгостик, которые можно использовать в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника

1. Название методики.

2. Автор/источник.

3. Назначение (цель).

4. Краткое описание процедуры:

    1) инструкция;

    2) описание стимульного материала.

* Дифференциация по классам. Для класса не менее одной методики на каждый процесс.

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Речь

Воображение

1 класс

1. «Что спрятано в рисунках?»

2. З. А. Другова;

3. Определить уровень восприятия мира;

4. Ребёнку даётся лист с рисунками и просят назвать последовательно очертания всех предметов «спрятанных» в трёх его частях за 1 минуту. За каждый найденный предмет начисляется 1 балл. 10 баллов – высокий уровень восприятия, 0 – очень низкий уровень восприятия.

Стимульный материал\оборудование:

- листы с рисунками.

2 класс

1. «Чего не хватает на рисунках?»

2. З. А. Другова;

3. Определить уровень восприятия мира;

4. Ребёнку предоставляется серия рисунков. На каждой из картинок этой серии  чего-то не хватает. Ребенку нужно как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания. Время оценивается в баллах:

0 – 1 балл – более 45 секунд (низкий уровень);

10 баллов – менее 25 секунд (высокий уровень).

Стимульный материал\оборудование:

- листы с картинками.

3 класс

1. «100-клеточная таблица»

2. З. А. Другова;

3. Определить уровень и особенности восприятия у мл. школьника;

4. Ребёнку даётся 100-клеточная таблица заполненная цифрами. Нужно подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитает, сколько раз встречается каждое число. Подсчитывается сколько цифр и за какое время нашел.

Стимульный материал\оборудование:

- лист-таблица с цифрами

- ручка/карандаш.

4 класс

1. «Объема восприятия»

2. З. А. Другова;

3. Определить уровень  и объем восприятия объектов;

4. Ребёнку даётся лист, на котором написано 10 слов, 10 трехзначных числе, 10 рисунков. Все это располагается горизонтальными рядами в любой последовательности. За одну минуту запомнить как можно больше объектов и написать их на листке бумаги. 0-7 объектов – низкий уровень;

7-9 – средний (нормальный) уровень;

9 и более – высокий уровень.

Стимульный материал\оборудование:

- листы с объектами;        

- чистые листы;

- ручка/карандаш.

1 класс

1. «Корректурная проба»

2. Б. Бурдон;

3. Определить уровень развития внимания;

4. Ребёнок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, и задание: вычеркнуть все буквы, с которой начинается строчка. При выполнении этой работы фиксируются: общее время; количество знаков, просмотренных за минуту; ошибки. На выполнение задания отводится пять минут.

Стимульный материал\оборудование:

- бланк с буквами;

- ручка\карандаш.

2 класс

1. «Закодируй таблицу»

2. Пьерон - Рузер;

3. Определить уровень концентрации и устойчивости внимания;

4. Ребёнку даётся таблица с различными фигурами и образец заполненных фигур. Надо заполнить таблицу по образцу. Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания. Высокий уровень - за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень - за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень - за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. 
Очень низкий уровень - за 2 мин 10 сек с 6 ошибками

Стимульный материал\оборудование:

- таблица с фигурами;

- лист с образцом;

- ручка\карандаш.

3 класс

1. «Красно-чёрная таблица»

2. Горбов;

3. Определить уровень развития и переключения внимания;

4. Ребёнку даётся таблица с цифрами от 1 до 10 красного и чёрного цвета. Ребёнку предлагается найти на доске цифры от 1 до 10 чёрного цвета и назвать в порядке возрастания, при этом засекается время. Потом надо найти цифры от 1 до 10 красного цвета и назвать их в порядке убывания, также засекая время.

Стимульный материал\оборудование:

- лист-таблица с цифрами.

4 класс

1.«Методика вычеркивания»

2. http://iq230.com/349-diagnostika-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov-osnovnye-metodiki;

3. Определить уровень  развития внимания;

4. В течении 2,5 минут ребенок должен найти на листе определенные фигуры (только круги и квадраты, только овалы и тд.) и зачеркнуть их – одну фигуру линией по горизонтали, а одну – линией по вертикали. Подсчёт результатов происходит следующим образом, считаются:

- все предметы, которые ребёнок пересмотрел за все время;

- кол-во предметов за 1 промежуток;

- число допущенных ошибок;

Стимульный материал\оборудование:

- листы с фигурами;

- ручка/карандаш.

1 класс

  1. «Память на числа»
  2. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-pamiati-mladshikh-shkol-nikov.html.;
  3. Определение объёма кратковременной зрительной памяти;
  4. Ребёнку демонстрируется в течение 20 секунд таблица с шестью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Стимульный материал\оборудование:

- бланк с числами;

- ручка\карандаш.

2 класс

1. «Память на образы»

2. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-pamiati-mladshikh-shkol-nikov.html.;

3. Определить уровень развития образной памяти;

4.  Ребёнку даётся таблица с образами. Его задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с уберут таблицу, и он должен будет зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнил. Норма — 6 правильных ответов и больше.

Стимульный материал\оборудование:

- лист с образами;

- чистый лист;

- ручка\карандаш.

3 класс

  1. «Определение типа памяти»
  2. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-pamiati-mladshikh-shkol-nikov.html.;
  3. Определение преобладающего типа памяти;
  4. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда. Затем отдых 10 минут. И так проводятся ещё 3 задания. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов.

Стимульный материал\оборудование:

- четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках;

- ручка\карандаш.

4 класс

1.«Арифметический тест Векслера»

2. Векслер;

3. Определить уровень  развития слуховой памяти;

4. Ребёнку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Например:

1 3; 4 8 3 и т.д..

Ребёнок покажет хороший уровень развития памяти, если назовёт 5-6 цифр при прямом повторении.

Стимульный материал\оборудование:

- чистый лист;

- ручка/карандаш.

1 класс

1. «Исключи лишнее»

2. З. А. Другова;

3. Определить уровень 

способности к обобщению;

4. Ребёнку даётся лист с двенадцатью рядами слов, например:

(1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
) в каждом ряду нужно зачеркнуть лишнее И объяснить почему оно лишнее. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;

низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием;

Стимульный материал\оборудование:

- листы с рядами слов;

- ручка/карандаш;

- вопросы для беседы.

2 класс

1. «Вставь пропущенную букву»;

2. по Шульте;

3. Определить скорость мышления;

4.  В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.  25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление;

Стимульный материал\оборудование:

- таблица со слова в которых пропущены буквы;

- ручка/карандаш.

3 класс

1. «Простые аналогии»

2. З. А. Другова;

3. Определить уровень развития логичности и гибкости мышления;

4. Ребёнку даётся бланк со словами. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним;

Стимульный материал\оборудование:

- бланк со словами;

- ручка/карандаш.

4 класс

1. «Нелепицы»

2. З. А. Другова;

3. Определить умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль;

4. Ребенку показывают картинку, на которой изображены нелепые ситуации с животными. За 3 минуты ребенок должен рассмотреть картинки и заметить, что не так на них, объяснить, как на самом деле должно быть, обосновать свой ответ.

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Стимульный материал\оборудование:

- картинки с ситуациями;

- вопросы для беседы.

1 класс

1. «Назови слова»

2. З. А. Другова;

3. Определить запас слов;

4. Ребенку называют слово из соответствующей группы и нужно самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек. Например:

1. Животные.

2. Растения.

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам, 0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Стимульный материал\оборудование:

- вопросы.

2 класс

1. «Определение понятий»

2. З. А. Другова;

3. Определить уровень развития понятийного аппарата;

4. Ребенку предлагаются наборы слов, например:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Ребенку нужно представить, что он встретил человека, который не понимает значения этих слов и ему нужно объяснить что это и как это. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Стимульный материал\оборудование:

- листы с наборами слов.

3 класс

1.  «Определение активного словарного запаса»

2. З. А. Другова;

3. Определить уровень развития активного словарного запаса у мл. школьника;

4. Ребёнку дается картинка с изображением, например, какого-нибудь действия. Ребенку в течении 5 минут нужно как можно подробнее рассказать о том, кто это и что происходит. В протокол учитель заносит количество употребляемых слов (глаголов, наречий и тд.)

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Стимульный материал\оборудование:

- картинка;

- протокол для учителя;

- ручка/карандаш.

4 класс

1. Исследования устного темпа речевой деятельности;

2. З. А. Другова;

3. Определить темп устной речи с помощью чтения;

4. Испытуемому предлагается нестандартный текст для чтения, напечатанный на небольшом бланке. Текст выглядит следующим образом.

А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носонромор воров иушчцфх 000756 котонрортрр 11+3=12 15:5 = 24 : 7 = 23 М + А = мама = ма ! мама = папа каша + ша = кА

Нужно прочитать вслух, как можно быстрее и без ошибок. Засекается время.
от 41 до 45 с - хороший 
от 46 до 55 с - средний 
от 56 до 60 с - низкий

Стимульный материал\оборудование:

- лист с текстом.

1 класс

1. «Придумай рассказ»

2. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov.html;

3. Определить уровень развития воображения у м. школьника;

4. Ребенку дается задание придумать рассказ о ком -либо или о чем - либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа .

2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.

4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

5 баллов – высокий уровень, 0 баллов – низкий уровень.

Стимульный материал\оборудование:

- вопросы для беседе.

2 класс

1. «Нарисуй что-нибудь»

2. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov.html;

3. Определить уровень развития воображения у м. школьника;

4. Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка. 10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

 Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

5-7 баллов — средний.

3-4 балла — низкий.

0-2 балла — очень низкий.

Стимульный материал\оборудование:

- лист бумаги;

- фломастеры/карандаши.

3 класс

1. «Придумай игру»

2. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov.html;

3. Определить уровень развития воображения у м. школьника;

4. Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую -либо игру и подробно рассказать о ней:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

 В придуманной ребенком игре оценить:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

Выводы об уровне развития

5 баллов — очень высокий.

4 баллов — высокий.

3 баллов — средний.

2  баллов — низкий.

1 балла — очень низкий.

Стимульный материал\оборудование:

- вопросы для беседы.

4 класс

1. «Вербальная фантазия»

2. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov.html;

3. Определить уровень развития воображения у м. школьника;

4. Ребёнку «на ходу» придумывать рассказ и рассказывать его учителю. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии .

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность , эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Стимульный материал\оборудование:

- листы с объектами;        

- чистые листы;

- ручка/карандаш.

Эмоциональная сфера

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1.  «Рисунок семьи»
  2. http://mirznanii.com/a/197911/metody-issledovaniya-emotsionalnoy-sfery-shkolnikov;
  3. Выявить индивидуальные переживания ребёнка по отношению к членам семьи, а также эмоциональные состояния и чувства;
  4. Ребёнку предлагается нарисовать свою семью. По тесту можно увидеть:

¨ как ребёнок относится к родителям,

¨ как родителя относятся к ребёнку,

¨ как ребёнок относится к братьям и сёстрам,

¨ как братья и сестры относятся к нему,

¨ как родители относятся друг к другу.

Обработку рисунка можно найти на сайте.

Стимульный материал\оборудование:

- чистый лист А4;

- цветные карандаши.

  1. «Восьмицветовой тест Люшера»
  2. Люшер;
  3. Выявить внутреннее эмоциональное состояние ребёнка на данный момент времени;
  4. Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладётся окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Стимульный материал\оборудование:

- карточки с цветами.

  1. «Рисунок несуществующего животного»
  2. http://www.child-psy.ru/tests/232.html;
  3. Выявить внутреннее состояние и благополучие\неблагополучие ребёнка;
  4. Объясните ребёнку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. И  назвать его несуществующим именем. Интерпретацию Вы можете прочесть на сайте.

Стимульный материал\оборудование:

- чистый лист А4;

- простой карандаш средней твёрдости.

1. «Два домика»

2. http://www.child-psy.ru/tests/232.html;

3. Изучить отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других;

4.  Говорят ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика. В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок выбирает и объясняет действия свои. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются:

- с кем поместил себя,

- почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлекательный,

- характер, особенности мотиваций.

Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя.

 Стимульный материал\оборудование:

- домики (картинки домиков);

- фигурки людей;

- вопросы для беседы.

Волевая сфера

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Методика для изучения проявлений борьбы мотивов;

2. Н. А. Цыркун;

3. Выявить наличие борьба мотивов путем отвлечения внимания от выполняемой не очень интересной деятельности и привлечения его к более интересной;

4. Детям шестилетнего возраста дается задание по рисованию. Когда все приступили к выполнению, экспериментатор начинает рассматривать игры и игрушки в кукольном уголке, при этом громко рассуждая: "Какая красивая кукла! Ее можно уложить спать. Вот и кроватка есть. Вот эту куклу мы посадим обедать. Вот и посуда есть, и столик. Какая интересная игра! Это что-то для мальчиков, здесь должны машины ездить, здесь светофор стоит".

Стимульный материал\оборудование:

- альбом для рисования;

- карандаши;

- игрушки.

1. Методика для изучения борьбы мотивов;

2. Ш. Чхартишвили;

3. Определить уровень борьбы мотивов;

4. Ребенку предлагают альбом, на четных страницах которого наклеены интересные цветные картинки (иллюстрации к сказкам, изображения животных), а на нечетных - малоинтересные изображения геометрических фигур. Ребенку нужно рассматривать только геометрические фигуры и не смотреть на иллюстрации сказочных героев. Воспитатель наблюдает, совершает ли ребенок усилия, чтобы не отвлекаться от цели, бросает ли взгляды, хотя бы мельком, на запрещенные страницы.

Стимульный материал\оборудование:

- альбом с различными иллюстрациями.

1. «Вежливость»;

2. https://studfiles.net/preview/1721456/page:9/;

3. Определить уровень борьбы мотивов;

4. Игра, в которой дети команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово "пожалуйста". Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1)"руки вперед"; 2) "руки на пояс, пожалуйста"; 3) "присядь"; 4) "руки в стороны"; 5) "руки к плечам, пожалуйста"; 6) "прыгай"; 7) "прыгай, пожалуйста"; 8) "перестань прыгать, пожалуйста". До начала игры надо проверить, понимает ли ребенок, как следует выполнять использующиеся в ней упражнения. Непонятные для него упражнения лучше заменить на знакомые. Успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие "подчинение правилу".

Стимульный материал\оборудование:

- устные задания для выполнения действий.

1.  «Домик»;

2. Н. А. Цыркун;

3. Выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его.

4. Детям дается задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Обработка результатов, получаемых по методике "Домик" проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

а) неправильно изображенный элемент (1 балл);

б) замена одного элемента другим (1 балл);

в) отсутствие элемента (1 балл);

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).

Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемыми суммарная оценка. 0 баллов – высокий уровень;

1-2 балла – средний уровень;

4 балла – низкий уровень;

Стимульный материал\оборудование:

- лист бумаги;

- ручка/карандаш;

- образец рисунка.

Воспитанность

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. «Что люблю- -что ненавижу»

2. Н.Е. Щуркова;

3. Определить уровень воспитанности;

4. Ребёнку задаются вопросы, на которе он должен честно ответить. Затем, ответы ребенка анализируются психологом и если нужно проводится беседа.

Стимульный материал\оборудование:

- вопросы.

1. «Фантастический выбор»

2. Н.Е. Щуркова;

3. Определить уровень воспитанности;

4. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Детям нужно ответить на вопросы. Например: если ты найдешь золотую рыбку, о чем ты её попросишь? И т.д.

Стимульный материал\оборудование:

- вопросы.

1. «Качества личности, которые я могу выбрать, чтоб достичь успеха»

2. Н.П. Капустина; 

3. Выявление уровня воспитанности и личных качеств;

4. Предоставляется протокол-таблица с качествами личности. Ребенок оценивает в соответствующей колонке качества присущие ему по 5-ти бальной школе. В конце подсчитываются баллы;

Стимульный материал\оборудование:

-  протокол-таблица;

-  ручка или карандаш;

- вопросы.

1. «Уровень воспитанности»

2. К. Д. Ушинский;

3. Определить особенности эмоционально-ценностного отношения к самому себе и миру в целом;

4. Ребёнку даётся лист-анкета с блоками утверждений. Напротив каждого утверждения стоят цифры от 0 до 4. 0 – низший был или вовсе отсутствие данного качества, 4 – высший был и проявление качества в полной мере. Ребёнку требуется обвести балл (оценить наличие данного качества у себя).

Стимульный материал\оборудование:

- анкеты;

- ручка/карандаш;

- вопросы.

Самооценка

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. «Лесенка»

2. В. Г. Щур;

3. Определить особенности самооценки ребёнка и представление ребёнка о том, как его оценивают другие;

4. На листе А4 изображена лестница из 10 ступеней.  Первая ступень низкая самооценка, чем выше ступень, тем самооценка выше. Ребёнку предлагается оценить самого себя и оценить себя от лица учительницы и родителей.

Стимульный материал\оборудование:

- лист формата А4 с изображением лестницы;

- простой карандаш;

- вопросы.

1. «Проба Де Греефе»

2. Де Греефе;

3. Определить характер самооценки ребенка;

4. Даётся лист бумаги с изображением трёх  одинаковых кругов.  Первый круг обозначает учителя, второй – самого учащегося, третий его одноклассника (назвать имя). От каждого круга нужно опустить линию вниз. Самая длинная линия – самый умный человек, а сама короткая – самый глупый. После выполнения задания ребёнка просят объяснить своё решение.

Стимульный материал\оборудование:

- лист формата А4 с изображением 3 кругов;

- простой карандаш;

- вопросы.

1. «Три оценки»

2.  А. И. Липкина;

3. Выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию;

4. Ребенку предлагается выполнить любе учебное задание в письменной форме. Затем оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной, заниженной. Ребенок должен обвести в круг ту оценку, с которой он согласен, после чего с ребенком проводится беседа.

Стимульный материал\оборудование:

- лист бумаги;

- ручка;

- вопросы.

1. «10 моих «Я»»

2. А. Меграбян;

3. Определить отношение ученика к самому себе, его самооценку;

4. Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах. 
Например: 
Я- умный. 
Я- красивый и т. д. 
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Стимульный материал\оборудование:

- лист бумаги;

- ручка.

1. «Нарисуй себя»

2. А.М. Прихожан;

3. Определить особенности эмоционально-ценностного отношения к самому себе;

4. Ребёнку даётся лист бумаги и шесть цветных карандашей: синий, чёрный, коричневый, красный, жёлтый, зелёный.. Нужно выбрать три карандаша и нарисовать ими плохого мальчика\девочку. Потом оставшимися тремя карандашами нарисовать хорошего мальчика\девочку. После чего ребёнку нужно нарисовать самого себя всеми карандашами, делая акцент на те цвета, которые использовал для изображения хорошего или плохого мальчика\девочки.

Стимульный материал\оборудование:

- листы бумаги;

- цветные карандаши;

- вопросы.

1. «Опросник»

2. Г. Н. Казанцева;

3. Определить самооценку ребёнка;

4. Детям будут зачитаны некоторые положения. Им нужно записать номер положения и напротив него – один из трёх вариантов ответов: «да» - (+), «нет» - (-), «не знаю» - (?). Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Стимульный материал\оборудование:

- лист бумаги;

- простой карандаш или ручка;

- вопросы.

1. «Какой Я?»

2. О. С. Богданова;

3. Выявление уровня нравственных качеств у ребенка;

4. Предоставляется протокол-таблица с качествами личности. Ребенок ставит ответ «да»/«нет»/«иногда»/«не знаю». В конце подсчитываются баллы;

Стимульный материал\оборудование:

-  протокол-таблица;

-  ручка или карандаш;

- вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...

«Методы диагностики личности младшего школьника»

Диагностический материал для обследования младшего школьника: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы....

Методы диагностики личности младшего школьника

Диагностика уровня восприятия у учащихся младших классов...