Педагогика удивления – инновационный инструмент для достижения целей.
консультация на тему

Кирпичникова Ирина Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_udivleniya.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогика удивления – инновационный инструмент для достижения целей.

ФГОС»Почему так бывает: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с ребятами будет их осуществлять, но...

Урок начался, урок кончился, а класс остался равнодушным, вяло реагировал на все то, что с энтузиазмом предлагал учитель.

Или другая ситуация: ребята вроде бы заинтересованы, хорошо отвечают, а результаты контрольной работы ужасны — прочных знаний нет и в помине.

Или такая хорошо знакомая всем учителям картина: на уроке обсуждается интереснейшая тема, но какая-то группа учеников в работе не участвует, они мешают всем остальным. Учитель, конечно, отвлекается на них, звучат враждебные нотки с обеих сторон, темп урока падает, материал комкается.

Еще один пример: учитель видел, как его коллега с помощью игрового упражнения за несколько минут преобразил детей в классе. Смолкли разговоры, шеи вытянулись — все внимание на учителя, чтобы не пропустить чего-то интересного у доски. Упражнение было нехитрое, то, что при этом говорил коллега, учитель запомнил, и на ближайшем уроке в другом классе, решив повторить прием, он предлагает то же задание, говорит те же слова, но никакого впечатления на детей его старания не производят. Почему?

Причин подобных ситуаций может быть много: одни не зависят от учителя, другие зависят только от него. В каком бы состоянии ни был класс к началу урока (возбужден после урока физкультуры или утомлен после контрольной) учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в мгновение ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение, а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству. Другими словами, учителю следует, исходя из конкретных, незапланированных условий, срежиссировать урок. Едва ли кто-то станет подвергать сомнению творческий характер такой работы учителя.

Здесь мы впервые употребили термин из области театрального искусства. Конечно, это не случайно. Но не только в этом читатель увидит точки соприкосновения педагогической техники с техникой актерского искусства и режиссуры.

Однообразно ровная тишина на уроке - с театральной точки зрения - свидетельствует о каком-то неблагополучии, поэтому наши советы учителям часто связаны с организацией двигательной, внешней активности учеников.

Живой урок не может обойтись без какого-то добровольно согласованного, целенаправленного перемещения учеников в пространстве. Педагоги согласятся, что урок, на котором ученики то группами стоят у доски, то подходят друг к другу в поисках совпадающего (или, наоборот, несовпадающего) ответа, то в вольных, непринужденных позах удобно располагаются на полу вокруг новой таблицы, схемы, графика, невольно образуя живописные композиции — на присутствующих «гостей» производит впечатление встречи с чем-то подлинным, настоящим, искренним.

Большое число разных заданий, загадок, проблем, сменяющих друг друга, позволяют детям проявлять свою находчивость, способности, умения.

В педагогической среде часто говорят о работе над ВНИМАНИЕМ учащихся.

Содержание термина «внимание» в педагогике невольно расширяется до понятия «сознание», так как начинает включать в себя и «мышление», и «воображение», и «память». Когда же «внимание» рассматривается в театральной «теории действий», то рассмотрение начинается с вопроса о том, какими конкретными способами воздействующий (актер, психолог, педагог) активизирует у партнера (собеседника) именно то, что называется «вниманием».

Способы воздействия на ВООБРАЖЕНИЕ — «удивлять» и «предупреждать» — рассчитаны на догадливость собеседника. Оба они связаны с предоставлением партнеру времени на то, чтобы он дорисовал, довообразил сообщенные сведения и начал действовать соответствующим образом. Воздействующий как бы интригует и томит слушателя. Этим типом словесных действий часто пользуются и ведущие концерт (удивляют), и всевозможные шантажисты (предупреждают).

Действие «удивлять» читается в «возвратном» движении головы после ее движения вперед на ударном слове, а также в прямом открытом взгляде и в ожидании потрясения партнера, то есть эффекта от полученного сообщения.

Действие «предупреждать» обязательно сопровождается прищуренным, косым взглядом, настороженностью. Если читатель скосит свой взгляд в сторону, то обязательно почувствует эту настороженность. При «тяжелом» взгляде предупреждение становится близким к угрозе, а при «легком» — к озорству, веселому кокетству. Ехидный голос, возникающий при действии «предупреждать», может отравить любое общение. Стоит хотя бы одному собеседнику начать действовать на воображение разными намеками, «не раскрывая карты», как отвечающий, «заражаясь» переходит на такое же воздействие. И получается не разговор, а обмен колкостями и обиды.

Большинство учителей часто и виртуозно пользуются в своей работе воздействием предупреждать. Однако не менее важно для учителя уметь удивлять. Действие «удивлять» часто использует учитель, считающий, что сообщаемая им информация для учеников приятна и даже долгожданна. «Я буду вести у вас самый замечательный предмет! Итак, ... (здесь обе руки вскидываются непринужденно вверх, как на «параде алле») — география!» После такой подачи класс готов аплодировать, даже не зная, что его ждет впереди.

Этот праздничный, концертный стиль возможен во всем: «На глупые вопросы не отвечаю!!!» или «За контрольную нет ни одной двойки!!!» (и наоборот — «все двойки!!!») или «О том, что было дальше, вы узнаете на следующем уроке!!!». Подобный стиль поведения делает учителя веселым и доброжелательным. Он всегда держит спину прямой, голову — гордо (но не высокомерно!) поднятой. Знания, выдаваемые с помощью действия «удивлять», становятся для учеников подарком. Воздействуя на воображение, этот способ речевого поведения помогает пробуждать способности и таланты учеников.

Действие «удивлять» предполагает существование каких-то еще неведомых слушателям интересных областей знаний. А признание учителем существования таких областей хорошо само по себе.

Обыкновенно учителей, умеющих удивлять, называют артистическими натурами.[5] И в наши дни остро звучит  проблема формирования направленности студента педагогического вуза на профессиональное творчество средствами английского языка. Направленность на творчество характеризует людей, склонных к принятию самостоятельных, подчас рискованных решений, отличающихся от общепринятой практики. Тревожные люди обычно не проявляют потребность в творческом решении стоящих перед ними задач, обращаясь к зачастую устаревшим, но зато проверенным временем вариантам. Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта коллег и рефлексия собственной педагогической деятельности позволили нам сформулировать следующие условия, при которых происходит формирование направленности студента педвуза на профессиональное творчество:

1) предоставление студентам определенной свободы выбора содержания материала, форм и средств обучения и контроля;

2) внедрение активных методов обучения, в частности, разнообразных игр;

3) использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении;

4) организация коллективной творческой деятельности;

5) ориентация преподавателя на партнерство, сотворчество на занятии;

6) поощрение творческой инициативы студентов, создание ситуации успеха;

7) использование гибкой шкалы оценки учебной деятельности студента, обращение к альтернативным системам оценивания.

Примером проведения рубежного контроля в игровой форме является разработанная нами методика «Дидактический морской бой» – форма обратной связи между преподавателем и студентом, при которой ученик не испытывает чувства тревожности как в ситуации проверки знаний в форме контрольной работы. В то же время преподаватель получает информацию не только о знании-результате ученика, но и о его предпочтениях. Импровизационный потенциал игровой деятельности может быть использован как средство формирования направленности на творческую деятельность. В данном случае речь идет о формировании в процессе игры определенных качеств личности, которые будут способствовать ее ориентации на творчество. [8]  Рассматривая игровую деятельность в контексте достижения целей ФГОС представляется необходимым подчеркнуть важность ее применения на всех уровнях образования включая высшую профессиональную подготовку педагогических кадров.

Способность чутко воспринимать особенности поведения как своего, так и другого человека, а также свобода и вариативность в общении — могут и должны стать для учителя объектами совершенствования и развития.

На определяющую роль удивления в процессе познания указывалось еще в Античности. Известно высказывание Аристотеля, развитое в дальнейшем Р.Декартом, о том, что познание начинается с удивления. По сути этот механизм запускается еще в детстве, когда ребенок, удовлетворяя свои потребности, сталкивается с неизвестными ему ситуациями, сопровождающимися реакцией удивления. За этим следует попытка исследовать предмет самостоятельно или спросить взрослого о его природе, то есть познать его.

В основе удивления как когнитивной эмоции лежит ориентировочный рефлекс. Психологи отмечают, что в случае, если ситуация, вызвавшая удивление, оказывается безопасной, то оно переходит в интерес, а если приятной – в радость. Таким образом, удивление на уроке может стать отправной точкой для формирования внутренней положительной мотивации к учению. Любознательность и способность удивляться позволяет расширить горизонт видения и решать задачи на метапредметном уровне, пропуская информацию через призму личностного восприятия человека. Переход от педагогики знаний к педагогике удивления в этом контексте представляется закономерным. Педагогика удивления в нашем понимании является прежде всего педагогикой отношений, а не педагогикой требований в том смысле, что эмоциональная реакция на преподаваемый материал и его носителя-учителя создает поле для совместной работы, особые взаимоотношения между учеником, учителем и учебным материалом.  Мы выделяем четыре источника удивления на уроке: удивление фактом, удивление методом, удивление обучающей средой и удивление собственными силами. Применительно к английскому языку можно использовать факты как самого языка, так и культуры его носителей. Также интересно опереться на метапредметный характер урока английского языка, который, будучи средством общения, может охватывать материал любой другой учебной дисциплины. Так, на занятии английского языка мы обращаем внимание обучающихся на то, что слова, которые они давно знают, на самом деле имеют вполне определенные значения и могут быть использованы в более широком контексте. Второй источник удивления – удивление методом. То, как учитель представляет материал, его методический инструментарий и используемые педагогические технологии могут вызывать удивление даже если преподаваемые факты или область знаний сама по себе не обладает большим потенциалом для эмоционального восприятия со стороны обучающихся. Третий источник удивления – образовательная среда, в которую попадает обучающийся, приходя на урок.

Урок в контексте педагогики удивления – это череда ситуаций, в которых с опорой на реакцию удивления сначала происходит пробуждение любопытства, а затем его удовлетворение. Четвертый источник удивления – собственный потенциал обучающегося. Удивление собственными силами – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета.

Применительно к уроку английского языка мы используем этот принцип на первом же занятии при объяснении грамматики. Для первичного ознакомления с прошедшим, настоящим и будущим временами группы Simple мы предлагаем разработанную нами модель английского предложения ГрамИК (патент Степичева П.А. на полезную модель 140112). Наша модель содержит всего 16 элементов, но при этом позволяет перевести с русского на английский 364 предложения.

Обучающиеся, впервые сталкивающиеся с иностранным языком в принципе, с удивлением обнаруживают, что к концу первого урока способны составлять несколько сотен предложений в разных временах. Это основа для их дальнейшего интереса и развития навыков и умений, необходимых для свободного общения на английском языке. Таким образом, источником удивления собственными силами является сам обучающийся.

Рассмотрим такую форму преподавания как карточная игра.

Важнейшим обучающим элементом игры является обязательное правило произносить и переводить все карточки, которые выкладываются игроками. Таким образом, кроме своих карточек, каждый игрок видит и слышит произношение и перевод фразовых глаголов других участников игры. 

Для контроля восприятия материала в каждой группе должен присутствовать игрок, знающий слова и следящий за тем, чтобы участники игры правильно произносили и переводили слова на карточках, которые они кладут. Безусловно, настольная игра не может заменить упражнения по использованию фразовых глаголов в контексте, заданий по поиску определений, работу со словарём фразовых глаголов и так далее. Но игра как минимум заменяет зазубривание слов дома учениками, а также частично берёт на себя функции словарного диктанта и иных форм контроля знаний слов. Более того, игровая ситуация часто позволяет сформировать лучшее представление о знании слов учениками, так как если при выполнении контрольной практикуется списывание, то в игре демонстрация своих карт другим ученикам может привести к проигрышу и ребята стараются сами вспомнить перевод глаголов. Мы глубоко убеждены, что преподавание иностранного языка – это не просто научение определённым фактам грамматики или лексики, а, прежде всего, формирование личностного отношения к изучаемому материалу. Эффективность предлагаемых игровых методик объясняется высоким уровнем мотивации учеников, которые в дальнейшем сами предлагают “сыграть во фразовые глаголы” или начинают играть между собой. Таким образом на практике реализуется постулат Анатоля Франса “Чтобы хорошо переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Грамматическая игра “ГрамПИК”

Заключение

Стандарт не ограничивает учителя в формах работы, а содержание игр (лексика и грамматика) отражает требования для средней школы.
Игровая форма проведения помогает в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и вместе с тем экономична по времени, способствует созданию мотивированных ситуаций речевого образца, отвечает интересам детского коллектива, удачно сочетается со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Проведение уроков в оригинальной нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе. В ходе игры учащийся лучше запоминает и усваивает различный грамматический материал, расширяет свой словарный запас, развивает монологическую и диалогическую речь, перед ним открываются широкие возможности для индивидуальной работы.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.
Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям детей и создают условия для их естественного общения. Используемые учебно-речевые игры отличаются от развлекательных тем, что они имеют второй план или узко методическую цель. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению.

Роль игр в методике преподавания иностранного языка трудно переоценить. С одной стороны, необходимость учить наизусть языковой материал, грамматику и т.д. зачастую вызывает неприязнь у учащихся, и здесь игровые моменты могут оказать неоценимую помощь в создании позитивного настроения к уроку иностранного языка вообще, и к изучаемому материалу в частности. С другой стороны игры, являются по своей сути коммуникативными упражнениями, помогая в достижении главной цели обучения иностранного языка, а именно научить общению на языке. 

Не волнуясь, не затрагивая нервную систему, нельзя даже просто агитировать… тем более нельзя без этого воспитывать. Поэтому эмоциональной окраской учебного материала, вызвав эмоциональные порывы, вызвав эмоциями видоизменения в сознании учеников, можно придать воспитательный характер любому процессу восприятия того или иного внешнего воздействия 

А.В.Луначарский.

Усвоение знаний детьми с особыми образовательными потребностями часто зависит от выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, которые пробуждают эмоции, привлекают внимание ребенка.

Одним из таких приемов воздействия на все каналы восприятия ребенка является педагогический прием «Удивление».

Удивить – это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Еще А.М. Горький в свое время писал, что удивление – это начало понимания. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждает ребенка получше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем.

Удивление характеризуется расположенностью к объекту, импульсивностью, интересом возбуждения, уровнем напряженности большим чем при радости. Прием «удивление» концентрирует внимание. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение проблемным ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Непроизвольное внимание привлекается новым, ярким предметом, движением, звуком. У проблемного ребенка могут появиться элементы произвольного внимания, позволяющие ему сосредоточиться не только на новом, ярком объекте, но и на том, что надо усвоить. Необычная форма преподнесения содержания урока, вызывающая удивление у учащихся способствует формированию учебной мотивации.

Чем можно удивить ребенка на уроке или занятии?

Удивить учащихся можно показом необычного для них пособия (морковь, свекла второго года прорастания), коротким ярким рассказом, звуковым сопровождением, оригинальным организационным моментом или сообщением темы урока, или нетрадиционной формой урока. А сколько удивительного можно зачитать, рассказать о животных, птицах, растениях и т.д.! 

Ребенка можно удивить эффектом от действия («скрытое письмо»), явлением природы (радуга, гроза), действием (складывание и развертывание бумаги с изображением изучаемого предмета), процессом (демонстрация опытов), объектом (появление игрушки). Удивить можно звучанием речи, записанной на магнитофон. С помощью технических средств обучения, в частности компьютера, можно успешно настраивать аудиальный, визуальный, кинестетический канал восприятия у ребенка для дальнейшего изучения предмета, объекта и т.д. 

М.М.Поташник в своей книге «Требования к современному уроку» приводит пример удивления на уроке физики изложением учителем нового материала в стихотворной форме. 

В.Т.Хохрина (кан. пед. наук, доцент Иркутского Государственного Педагогического Университета) отмечает, что именно прием «удивление» рождает внутренний интерес к теме и позволяет удерживать внимание до конца урока. Удивление неотъемлемая часть проблемных ситуаций, которые также основаны на удивлении.

На уроке любого типа и на любом этапе урока возможно использование этого педагогического приема. Например.


  • Нетрадиционный урок - путешествие, русский язык. Дверь кабинета заперта. На дверную ручку прикреплен пакет с заданием: составьте пословицу из опорных слов и первый этап путешествия начнется.

  • Комбинированный урок истории. Оргмомент: «Первым сядет тот, кто найдет общее у ученика нашего класса Морозова (Миша) с великим русским полководцем Кутузовым». (тема урока: «Отечественная война 1812 года»)

  • Изучение нового материала на уроке развития речи. Демонстрация опыта по теме «Круговорот воды в природе».

  • Физминутка. На любом предмете проведение физминутки с чудесным мешочком, в котором лежат грецкие орехи для самомассажа.

  • Домашнее задание. Учитель задает то, что обычно запрещает: сделать шпаргалки по пройденной теме (условие: краткость, ясность, возможность применения на уроке по разрешению учителя).


В эффективности данного приема убедилась во время работы в спец.(корр.) школе, когда в программу были введены темы по трудовому законодательству. Первый урок в 9 классе начинался со слов: «Теперь вы приходите не на урок, а на работу. На базе нашей мастерской открывается ателье по пошиву и ремонту одежды». Учитель удивил, заинтриговал учащихся. На эмоциональном интересе распределяли должности, разбирали правила приема на работу, писали заявления… При изучении темы «Причины прекращения трудового договора» первым сообщением было, когда девочки вошли в мастерскую: «Саша С., ты уволена». Недоумение, обида, удивление: «За что?» И на этом фоне разбираем правила увольнения работника по разным причинам.

В период подготовки к экзаменам, выяснилось что, те темы, которые изучались при помощи приема удивления, не требовали больших усилий для повторения. Следовал вопрос: «А это, когда вы меня увольняли?» и ассоциативно восстанавливались знания.

При работе с детьми дошкольного и школьного возраста в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции этот прием также имеет место. Например, при изучении красного цвета ребенку предлагается емкость с семенами фасоли, гороха. И какое бывает изумление, когда в руки ему попадается красный шарик. Педагогом делается акцент на цвете данного предмета. Дальнейшие закрепление цвета идет на разном материале.

Появление яркого объекта, звучание игрушки, складывание и развертывание бумаги с изображением изучаемого предмета, появление силуэта через платок и другие варианты удивления можно предлагать дошкольникам и младшим школьникам с нарушениями интеллекта.

Более подробно поговорим о «скрытом письме». «Скрытое письмо» - это прием, взывающий удивление: эффект на действие 
(штриховка и проявление рисунка). Для детей с повышенной возбудимостью использование такого вида приема в начале занятия или урока (с перемены, с игротеки) способствует снижению возбудимости. Дети становятся более спокойнее, с другой стороны, у детей, которые тихо, безактивно вели себя на перемене, эти движения повысят активность, в том числе и познавательную.

Данный вариант «удивления» не требует больших материальных и временных затрат. Для подготовки нужны бумаги и свечка. На листе бумаги свечой рисуется то, на что необходимо сделать акцент на уроке. Дети красками или карандашами заштриховывают лист в отмеченном педагогом месте. Начиная со 2 класса возможно выполнить подготовительный этап урока силами детей. Например, ученик с нарушением фонетико-фонематического восприятия выполняет опережающие упражнения, делает карточки по теме «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ» для других учеников: Одноклассники удивятся не только проявившимся на листе буквам, но тому, что ученик не самый сильный по данному предмету напишет диктант на это правило без ошибок. «Проявившиеся» даты по истории, географии прочно останутся в памяти учащихся.

Подвести итог вышеизложенного можно словами К.Д.Ушинского: «Детя мыслит красками, формами, образами». Поэтому данный педагогический прием эффективен для детей с любыми образовательными потребностями.

Ребенок безграничен – ищите ключ к нему, и он удивит вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК Занкова как эффективный инструмент в достижении новых результатов

В данной статье описано как  УМК Занкова  формирует универсальные учебные действия....

Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...

Инклюзивное образование – как инновационная деятельность педагога в целях создания адекватных образовательных условий для всех обучающихся

На сегодняшний день в РТ с каждым годом увеличивается рост  детей с ограниченными возможностями. Однако существует проблема территориальной удаленности  детей с ограниченными возможностями, ...

Мастер-класс "ТРИЗ- педагогика как инновационный инструмент формирования креативного мышления младших школьников"

Термин «креативность»  близок к  понятию «творчество».  Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить, не только у детей, даже во в...