«Формирование познавательных УУД как средство повышения самостоятельности учащихся».
проект на тему

Кумпенич Надежда Александровна

         Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

       Развитие познавательной деятельности учащихся должно способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового, а не освоение знаний уже в готовой форме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kumpenich_n.a.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование познавательных УУД как средство повышения самостоятельности учащихся».  

Программа-заявка

педагогического поиска

учителя начальных классов

Кумпенич Н.А.

Введение

Обоснование актуальности темы.

           В настоящее время наиболее востребованными качествами личности являются: ответственность и адаптивность; коммуникативные умения; креативность и любознательность; умение работать с информацией и медиасредствами; межличностное взаимодействие и сотрудничество; критическое и системное мышление; умение ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие. В следствие этого задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

          Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

            Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». Иными словами, преподавателям нужно было подготовить детей к обобщённым способам учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе, развить у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иными словами, учащийся сам должен уметь учиться.

               Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных областей, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А  это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.               Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

 Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

           Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Что же представляет собой универсальное учебное действие, и где применяется?

        В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки математики обеспечивают формирование познавательных действий.

 Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи и дидактическая игра - как средство развития познавательной активности.
      Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию и по структуре, формируется у ребёнка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник приобрёл умение учиться. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми её компонентами в равной мере.

         Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

       Развитие познавательной деятельности учащихся должно способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового, а не освоение знаний уже в готовой форме.

Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в целом, то следует отметить, что основное место чаще всего занимают УУД. На уроках по двум основным учебным дисциплинам – русский язык и математика – дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла. Это связывается с тем, что образуется навык в решении задач определённого типа. В этом случае ребенок не ищет способ решения задачи этого типа, так как он его уже знает, а применяет способ действия. Дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовое решение, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет множество решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ. Постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. В настоящее время имеются благоприятные условия для того, чтобы изменить соотношение деятельности по усвоению знаний, умений и поисковой деятельности в учебной жизни школьников младших классов. В основе построения курса лежит принцип разнообразия поисковых задач.

             На занятиях предложенного курса создаются благоприятные условия для развития   мышления детей. Например, формируется такое важное качество мышления как гибкость, так как детям предлагается решать задачи с одним и тем же условием, но с разным содержанием искомого. Это требует от ребенка по-разному воспринимать одну и ту же задачу. В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина мышления, так как задачи, решаемые на одном занятии, относятся к одному и тому же виду, поэтому требуют применения одних и тех же правил.  На занятиях развивается также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, так как решение задач организованно по форме выбора  одного ответа.

          Следовательно, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характерезуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью,  проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Реализация такой возможности, предполагает наличие общих интеллектуальных способностей: совершать точный анализ содержания задач; выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

                  Такие занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

В начальной школе предмет Математика является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·структурирование знаний;

·осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

·понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия -осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

·моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

·преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логическими универсальными действиями являются: [4, с. 37]

·анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

·синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

·подведение под понятие, выведение следствий;

·установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

·построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

·доказательство;

·выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

·формулирование проблемы;

·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Следует помнить, что при формировании познавательных универсальных учебных действий необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Развитие мыслительных операций

(АНАЛИЗА, СРАВНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ).

Зачастую, современное обучение развивает в детях, главным образом, исполнительские способности (умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести полученный навык до автоматизма и т.п.). Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности  по раз и навсегда установленному правилу или шаблону. Развитию мыслительных способностей не всегда уделяется  достаточно внимания.  Только в последние годы эта проблема встала наиболее остро в области образования, причем именно на ранних этапах обучения.

По мнению психологов одно из главных условий успешного развития мыслительных операций – ранее начало. К сожалению, не в каждой семье родители создают условия для формирования и стимулирования   развития  . Школа (начальное обучение) и призвана восполнить этот пробел семейного воспитания.

Однако для развития творческих способностей (перенос знаний в новую ситуацию, видение новой функции привычного объекта, установление целостной структуры объекта, учет альтернатив при решении и т.п.) необходим базовый уровень мыслительных  способностей (планирование своей деятельности, самооценка, анализ, синтез, выдвижение гипотез, определение причин и следствий). Вот почему я решила более подробно и глубоко обратиться лишь к некоторым мыслительным операциям, которые, на мой взгляд, являются основой интеллектуального развития. Это такие мыслительные операции как анализ, сравнение, классификация.

Исходя из современных направлений, образования представляется целесообразным введение   курса «Логика»,  который позволит успешно развивать интеллектуальные (мыслительные) способности младших школьников.

Таким образом, работа в данном направлении призвана решать задачи, стоящие перед нашей школой: обеспечить каждому ученику условия развития в соответствии с его психолого-физиологическими особенностями, а так же призвана осуществлять одно из главных направлений образования города – внедрение принципов развивающего обучения.

 Объектом исследования являются ученики 4а класса, а именно – их умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

 ЦЕЛЬ: 

Создание условий для развития самостоятельности учащихся посредством формирования мыслительных операций анализа,  сравнения и классификации.

ЗАДАЧИ:

Развитие аналитических способностей учащихся через применение заданий на группировку, на нахождение сходства, отличия и пересечения.

Развитие комбинаторных умений учащихся через применение заданий на преобразование; применение методики развивающих игр.

Развитие навыков рассуждения; умения строить умозаключения; делать обоснованные выводы.

Данные задачи должны решаться как на уроках путем применения заданий, активизирующих мыслительную деятельность, так и на индивидуальных консультациях, где должна быть организована целенаправленная работа по данному направлению.

Если реализовать принцип раннего  начала, стимулировать и активизировать умственную деятельность через развивающие игры, работать в зоне ближайшего развития, организуя помощь, создавая условия выбора и свободы на основе его интересов, то на уроках дети будут развиваться в нескольких направлениях. Поскольку одно из главных условий успешного развития мыслительных операций ребёнка является ранее начало, но далеко не в каждой семья ребенок попадает в «развивающую среду», то в работе учителя могут возникнуть следующие трудности:

        1) низкий общий уровень подготовленности ребенка к школе (неразвитость тактильных навыков, небогатый словарный запас, несформированность, коммуникативных способностей, речевых навыков, психологическая неготовность и т. п.);

         2) трудности в объективном определении зоны ближайшего развития для каждого учащегося;

        3) перегрузки физические и умственные.

 Поэтому необходимо использовать компенсирующие средства.

1) Реализация принципов развивающих игр, т. к. именно через игру младшие школьники без особых перегрузок способны осваивать многие способы умственной деятельности. Именно в игре реализуются его эмоциональные и мыслительные потребности, формируются коммуникативные способности.

2) Осуществление принципа целесообразности с учетом психолого-физических особенностей.

3) Работа по развитию пространственного восприятия и творческого воображения и на других предметах (ручной труд, рисование).

 4) Консультации для родителей.

 В результате работы в режиме педагогического поиска планируется создание системы работы по формированию мыслительных операций анализа, сравнения, классификации и на их основе развития познавательных способностей младших школьников.

   Кроме того результатом работы будет повышение качества успеваемости учащихся.

    Сложатся предпосылки для успешного освоения предметов естественно-математического цикла в среднем звене. Развитие таких способностей как воображение, фантазия, помогут в дальнейшем формировании собственного мировоззрения и представлений об истинной картине мира.

                                           Планирование 1-го этапа.

Занятия по развитию способностей анализировать.

Способность анализировать проявляется в возможности выделять разные стороны, вычленять особенности. Для развития способности анализировать целесообразно использовать задачи на группировку, общий смысл которых – поиск общих признаков и отличий у предметов, названий, явлений. Задачи на группировку делятся на 3 группы: задачи на сходство, на отличие и на пересечение.

Первичный тест-диагностика умения находить сходства, отличия и пересечения.

2 – 8. Занятия, направленные на развитие способности учащихся группировать, находить сходства, отличия (от простого к сложному).

9. Диагностическое задание «Рисунки – варианты» (пакет А.З. Зака).

Занятия по развитию способности комбинировать.

Способность комбинировать проявляется в возможности создавать разные сочетания предметов или их элементов из данных условий. К задачам такого типа относятся задачи на преобразование.

1 – 4. Занятия, направленные на развитие способностей комбинировать, преобразовывать (разной степени сложности).

5 – 8. Решение задач комбинаторного типа.

9. Диагностическое задание «Ладья». Тест-диагностика «Решение задач комбинаторного типа».

Занятия по развитию способности рассуждать.

Способность рассуждать проявляется в возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, распределять без противоречий события по времени; строить умозаключения.

Освоение задач на совмещение (умозаключение о связи признака и предмета).

Решение задач на «отрицание» (рассуждение, позволяющее сделать умозаключение об отсутствии тех или иных связей между предметом и признаком).

Решение задач на сопоставление (отношения между свойствами разных предметов).

Диагностическое задание «Разное – одинаковое» (тест-диагностика).

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Игровые технологии широко используются в практике учителей начальных классов, так как педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов педагогического процесса, характеризующихся учебно-познавательной направленностью. Для того чтобы игры и упражнения эффективно использовать в целях развития, учителю необходимо знать: какие психофизические функции этим упражнениемпобуждаются к развитию;какие умения и навыки формирует данное задание;какая степень трудности и абстракции упражнения необходима в данный момент;как по мере решения оперативных целей усложнятьупражнения, чтобы поступательно взращивать силу их воздействия;какова сила каждого упражнения, его развивающие признаки;как изменить форму упражнения, чтобы упростить или усложнить ее;как они побуждают и направляют воспитательный процесс, протекает ли он через воспитание интеллектуальных чувств; в какой последовательности, какие и когда использовать упражнения; как построить проблемную ситуацию, опорные сигналы, словообразование. Владение такими знаниями способно обеспечить успех применения методики формирования познавательных УУД на уроках математики средствами игровых технологий.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников

Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....

ИГРА В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Много лет я работала над проблемой «Игра - одно из средств активизации познавательных интересов детей». Игра помогает  делать урок живым, а общение искренним,  дойти до ума и сердца каждого ...

Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

Формирование познавательных УУД как средство повышения самостоятельности учащихся

       Познавательные действия  являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на са...

Формирование познавательных УУД как средство повышения самостоятельности учащихся

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Формирование познавательных УУД как средство повышения самостоятельности учащихся.

Познавательные действия  являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и само...