Опыт работы
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ушакова Валентина Николаевна

«Занятия творчеством и нетрадиционные техники рисования на уроках в СКОУ VIII вида.»

  В. А. Сухомлинский сказал:

“Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев,  идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Тема выступления: «Занятия творчеством и нетрадиционные техники рисования на уроках в СКОУ VIII вида.»

  В. А. Сухомлинский сказал:

“Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев,  идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли.»

Слайд Путь в творчество имеет  множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы.А инструменты души – это чувства, разум, глаза и руки. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

В основу коррекционного образования положены личностно-деятельный и дифференцированный подходы. В нашем случае занятия творчеством собучающимися с ОВЗ, как раз предполагают организацию и коррекцию речевой, познавательной и предметно-практической деятельности.

На сегодня перед педагогическими работниками коррекционных школ стоит задача, насколько  возможно, социализировать детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятия творчеством, ознакомление с ремеслами помогает ребенку с ОВЗ приобрести художественные навыки, которые помогут ему в дальнейшем в выборе профессии. Уже на начальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя.

Слайд 2Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности, развития умения нестандартно мыслить.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,  а самое главное, самовыражаться.

Я, считаю, что нетрадиционные техники   рисования   позволяют сделать работы детей более интересными и красочными.  Использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги,  развитию глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;
  • Дети уточняют свои представления о цвете, форме,  размере предметов и их частей;
  • У них развивается мышление, речь, воображение;
  • Использование нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний об окружающем, приобщению к фольклору и литературе, так как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов, народной музыки;
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие, вызывает положительные эмоции;
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится анализировать и находить практическое применение.

Я не навязываю детям процесс рисования, я стараюсь увлечь их этим видом деятельности.К каждому уроку я подбираю небольшое стихотворение или потешку, благодаря которым дети учатся ориентироваться, чем будут заниматься.

Например на уроках по изодеятельности мною используются следующие нетрадиционные способы:
СлайдРисование пальчиками, ладошками

Нету кисточки - пропала,
Только я грустить не стала,
Обмакну я пальчик в краску,
Нарисую пальцем сказку.

Рисуя пальцем и ладошкой, как кисточкой, можно создавать целые картины. Автор этой методики - немецкий художник Гюнтер Юрген.
Рисование с помощью ладошек - одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит им радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает их в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

Кляксография

На альбом упала краска,
На листе осталась клякса.
Пририсую ей глаза,
Пусть летает стрекоза.

Кляксография- это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.
Кляксография- отличная техника для развития фантазии, которая обогащает мир воображения и восприятия ребёнка.

МОНОТИПИЯ
Монотипия такая, 
Рисовать нам помогает,
Нарисую полстранички,
А сложу, как две сестрички.
 С помощью монотипии изображают деревья, цветы, бабочек и др. Данная методика применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой.

РИСОВАНИЕ ЩЁТКАМИ, НАБРЫЗГОМ

Посмотрите, что такое?
Из-под щётки брызжет море.
Лебедь по морю плывёт
И лебёдушку зовёт 

Нужно отметить, что эта техника - непростая. Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё.

ГРАТТАЖ
Эта техника - которая издавна использовалась в России,  называлась рисованием по восковой прокладке  процарапывание. Дети очень любят заниматься этой работой. Они подолгу могут трудиться над одной картиной.


ТЕХНИКА  РАЗДУВАНИЯ
На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно нарисовать деревья, цветы в вазе, салют и т.д.

Отпечатки листьев

Осенью мы с ребятами ходим на экскурсии и собираем листья. С помощью которых ребенок может нарисовать прекрасные деревья. Покрывая листок дерева красками разных цветов, и затем прикладывая его окрашенной стороной к бумаге, дети получают отпечаток. Эту технику можно использовать для  рисования деревьев при изучении темы «Пейзаж».

При знакомстве детей с народными промыслами, я использую прием рисования - Тычок  ватными палочками

Рисование штампами  (печать)

Эта техника рисования, по моим наблюдениям, привлекает интерес детей, по времени она менее затратна, позволяет ребенку выполнить свою работу аккуратно,  и вследствие этого, ребенок чувствует себя успешным.

У большинства обучающихся в наших школах плохо развита мелкая моторика рук. Важно сразу, в первом классе создавать ребенку состояние успеха. Детям нравится заниматься именно тем делом, в котором они успешны. На уроках рисования в 1 классе я использую  Оттиск смятой бумагой

  Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на лист, где я заранее прорисовываю например, стволы деревьев.. Особенно красиво получаются осенние пейзажи. Далее можно усложнять задание и давать детям самим рисовать стволы деревьев. В результате получается такая красота.

И в десять лет, и в семь, и в пять                 Далёкий космос, ближний лес,

Все дети любят рисовать.                               Цветы, машины, сказки, пляски…

И каждый смело нарисует                              Всё нарисуем: были б краски,

Всё, что его интересует.                                 Да лист бумаги на столе,

Всё вызывает интерес:                                  Да мир в семье и на земле.

В заключение хочу сказать, что занятия творчеством красной ниточкой проходят через все учебные предметы: - на математике мы используем раздаточный материал, сделанный своими руками (острова друзей + камни, нанизывание бусин разных цветов); - на русском языке – используем граттаж, причем заготовку делают сами дети; на уроках чтения, например при заучивании стихотворения, используем мнемо-таблицы, нарисованные руками детей (дети пропускают через себя и осознают);- на уроках живого мира часто используем пластилин для создания птиц, животных и их частей (при изучении строения тела), при изучении темы «Времена года» - используем наглядные пособия, изготовленные старшими ребятами «Круглый год»; на уроках музыки – муз.инструменты, сделанные своими руками (шарошки), а на уроках труда – мы все это изготовляем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...