Практика эффективного и доступного дополнительного образования детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность
статья на тему

Мирошник Татьяна Владимировна

Обобщение опыта по реализации практики дополнительного образования в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алаботинская средняя общеобразовательная школа»

Русско-Полянского муниципального района

Омской области

Направление

Эффективные практики повышения доступности и возможностей дополнительного образования детей

«Практика эффективного и доступного дополнительного

 образования детей младшего школьного возраста через

внеурочную деятельность «Умелые ручки»»

Подготовила: Мирошник Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

Алабота - 2017

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

В.А.Сухомлинский

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность».

В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся на базе БОУ «Алаботинская СОШ» разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» по художественно – эстетическому направлению (приложение 1).

 Основная идея практики по реализации этой программы - максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда на основе педагогической поддержки его индивидуальных способностей в процессе специально организованной духовно-практической деятельности, результатом которой является материальный продукт.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного, трудового воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

Данная практика рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,6 - 9 лет. Объединяются дети, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Занятия  позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Дети с увлечением изготавливают поделки, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении класса, пришкольного участка  или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует.

Данная практика направлена на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Она позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика, окружающий мир, литературное чтение и русский язык. Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые инструменты и материалы на другие с аналогичными свойствами и качествами.

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ), формирование умений участвовать в учебном диалоге, развитие рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируется умение ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желания творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представление об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое направление поделки.

Особое место во внеурочной деятельности уделено Портфолио, в котором ученики накапливают свои результаты  и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио.

Результаты деятельности программы «Умелые ручки» представляются на муниципальных выставках декоративно- прикладного творчества. Также  участвовали в муниципальных этапах областного фестиваля-конкурса детского творчества «Красота спасёт мир», «Белая берёза», в  областном конкурсе «Новогодняя игрушка»,в научно-практической конференции с темой «Мой волшебный мир, оригами»,во II областной интернет – конференции  исследовательских и проектных работ обучающихся начальных классов «Мир моих увлечений» (приложение 2).

Опыт работы представлен на заседании районного методического объединения учителей начальных классов по обобщению и распространению педагогического опыта,получил положительную оценку коллег и был внесён в муниципальный банк данных. В 2015г. участвовали в муниципальном педагогическом чтении «От компетентного учителя – к компетентному ученику» по теме «Организация внеурочной деятельности в начальной школе по направлениям развития личности». Каждый год участвуем в выставке декоративно-прикладного творчества среди педагогов района и занимаем призовые места (приложение 3).

Программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» имеет экспертное заключение руководителя методического объединения учителей начальных классов БОУ «Алаботинская СОШ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Наша работа, в первую очередь, была нацелена на  сохранение и  укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...

Выпускная квалификационная работа «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»

ВКР «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»...

Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»

Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»

Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...