Ребёнок с синдромом гиперактивности: особенности педагогического взаимодействия.
статья на тему

Устинова Наталья Вячеславовна

Ребёнок с синдромом гиперактивности: особенности педагогического взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebyonok.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если в классе учится ребенок с синдромом гиперактивности? Этим вопросом задаются многие педагоги, поскольку на сегодняшний день эта проблема является достаточно актуальной. Эта статья поможет ответить на этот вопрос и раскроет особенности взаимодействия педагога с такими детьми.

 

 

  • Ребёнок с синдромом гиперактивности: особенности педагогического взаимодействия.

      Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот  возрастной период является благоприятным в развитии потенциальных возможностей ребёнка.

    Основные достижения этого возраста обусловлены характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

     Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ученика.

     Я работаю учителем начальных классов уже более 20 лет, и по моим личным наблюдениям, а также,  по отзывам коллег одной из проблем при осуществлении профессиональной деятельности является проблема гиперактивности у детей.

     Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.   

                                                                  Пример.
     Идёт урок в 1 классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. 

     Олег начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради,  перемещается на доску, затем – на окно. Лицо мальчика озаряется улыбкой, и, повозившись в кармане, он достаёт оттуда новый разноцветный шарик. С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встаёт, лезет в портфель, достаёт карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Олег усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно «сползать» со стула. И снова – замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения… Наконец – звонок, Олег первым выбегает из класса.  

 

     Описанное поведение характерно для детей с так называемым  гиперактивным синдромом. Одной из специфических его черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём-либо. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

      Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребёнка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они выглядят не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.   

     Эмоциональное развитие  младших школьников, страдающих синдромом дефицита внимания, как правило, запаздывает, что проявляется в их неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Данные признаки часто  сочетаются с головными болями, страхами. Все эти проявления обусловливают низкую успеваемость детей в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Таким детям трудно адаптироваться в коллективе. В силу своей нетерпеливости и лёгкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет проблемы с обучением. 

Можно выделить более полный перечень диагностических симптомов

гиперактивных детей.

  1. Беспокойные движения  в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может сидеть на месте, когда этого от него требуют. 
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается соей очереди в играх и различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников.
  5. На вопросы часто отвечает не подумав, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточным их пониманием).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтлив.
  11. Часто мешает окружающим, пристаёт к ним (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Иногда складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  13. Часто теряет вещи (в школе, дома, на улице).
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, хотя приключений или  острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).     Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных симптомов может  являться основанием для диагноза синдром дефицита внимания.

     Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы:
      -  признаки гиперактивности  (симптомы 1, 2, 9, 10),
      -  невнимательности и отвлекаемости  (симптомы 3, 6-8, 12, 13),
      -  импульсивности  (симптомы 4, 5, 11, 14).

     Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относится слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

     Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной форме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

      Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают трудности  в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

      В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сёстрами, поведение и учёба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству.

    В работе с гиперактивным ребёнком большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. Необходимо давать положительную оценку личности ребёнка и отрицательную – его поступкам. Как это может выглядеть на практике? «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что ребёнок делает плохо), надо вести себя так…» Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение такого ребёнка с другими детьми: «Вова хороший, а ты плохой». Особенность гиперактивных детей такова, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать замечания для детей с гиперактивностью чётко, кратко и наглядно.

    Необходимо сократить время на просмотр телепередач и компьютерные игры, исключить или ограничить участие легковозбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Также важен выбор партнёров для игр. Желательно, чтобы друзья гиперактивного ребёнка были уравновешенными и спокойными. Завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут появлению у него стойкой утомляемости и отвращения к учёбе. Кроме импульсивности, чрезмерной активности, беспокойства, у гиперактивных детей могут наблюдаться нарушения чтения и письма (ребёнок пишет, «не вписываясь» в  строчки и клеточки, пропускает буквы  и слоги; читает в зеркальном отражении, «глотает» окончания слов), навязчивые движения (грызёт ручку, стучит ногой, теребит книжку, накручивает волосы на палец). 

     Классному руководителю работать с таким ребёнком надо индивидуально, особое внимание уделять его отвлекаемости, слабой самоорганизации. Следует по возможности  игнорировать вызывающие поступки гиперактивного ребёнка, поощрять его хорошее поведение. Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Поэтому оптимальным выбором места для гиперактивного ученика в классе за партой будет центр помещения напротив стола учителя, классной доски.

     В случае затруднений при выполнении классного задания ребёнку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

     Безусловно, дети с синдромом гиперактивности требуют особого внимания. Им нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай».  Но это не значит, что гиперактивного ребёнка надо оставить наедине с его гиперактивностью. Наоборот, такой ребёнок требует особого внимания и контроля. Роль взрослых – подсказать ребёнку, как он может использовать свою повышенную активность, направить её в нужное русло, чтобы неуёмная энергия не пропадала зря и не шла во вред ребёнку, а, наоборот, была источником положительных изменений.

Правила работы с гиперактивным ребёнком.

* Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
* Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
*  Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физминутки.
*  Снижать требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство  успеха.
*  Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
*  Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
*  Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
*  Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
*  Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
*  Предоставлять ребёнку возможность выбора.
*   Оставаться  cпокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
 

    Если гиперактивный ребёнок будет очень стараться, но случайно сделает что-то не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

 При условии правильного воспитания он к двенадцати годам  превратится во вполне нормального подростка.
 

Рекомендации для родителей по воспитанию детей

с синдромом гиперактивности.

  • В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Почаще хвалите его, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах, повышает самооценку.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите с ним в сдержанном, спокойном, мягком тоне.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
  • Особенно поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, конструктором, мозаикой, раскрашивание, чтение и т.д.)
  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня ( время для приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна).
  • Избегайте по возможности пребывания с ребёнком в местах скопления людей. Посещение крупных магазинов, рынков и т.д. оказывает на него негативное действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Агрессивный ребенок и особенности педагогического взаимодействия".- статья

В статье предложена вашему вниманию проблема агрессии, методы и приемы работы с детьми. Поучительна. Прочитайте книгу  Е.К. Лютова и Г.Б.Монина " Шпаргалка для взрослых"  много узнаете об эт...

Преодоление синдрома гиперактивности у детей дошкольного и школьного возраста

В  статье  указаны  причины  синдрома  гиперактивности  и  основные  принципы  взаимодействия  с  ребёнком  для  коррекции  синдро...

Ребенок с гиперактивностью: особенности педагогического взаимодействия

Правила работы с гиперактивным ребёнком.* Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.*  Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физминутки.*  Снижать требования к аккуратнос...

Рекомендации родителям, имеющим ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущ...

О СИНДРОМЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Как помочь ребенку с синдромом гиперактивности....

ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

Если вашему ребёнку поставили диагноз с СДВГ не надо паниковать , что ваш ребёнок будет плохо учиться и отставать от сверстников, нужно приложить все силы чтобы сгладить возбуждение и невнимательность...

Ребенок с гиперактивностью: особенности педагогического взаимодействия

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возрастной период является благоприятным в развитии потенциальных возможностей ребёнка. Основные достижения этог...