Особенности написания соединения букв праворукими и леворукими первоклассниками.
статья (1 класс) по теме

Журина Маргарита Евгеньевна

В статье рассмотрены особенности обучения письму леворуких детей. Даны рекомендации и примеры упражнений, способствующие лучшему усвоению материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова М.Е., студентка 4 курса ДО

Научный руководитель: Гогун Е.А.,

кандидат педагогических наук, доцент

РГПУ им. А. И. Герцена

Особенности написания соединения букв праворукими и леворукими первоклассниками.

В современном образовании приоритетным является задача всестороннего развития личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на необходимость учета индивидуальности ребенка.

Вопреки этому, в современной школе  образовательный процесс  строится с учетом особенностей правшей, а специфика восприятия информации, полученной в процессе обучения, леворукими не всегда учитывается.

Между тем, письмо характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, которое обеспечивается движением ведущей руки и сугубой активностью соответствующего полушария головного мозга, что должно учитываться методикой обучения письму.  

В последнее время в методике русского языка актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.

С целью уточнить, какие именно затруднения возникли при овладении техникой письма у учащихся с разной ведущей рукой, был проведен эксперимент в ГБОУ школа № 300 Центрального района Санкт-Петербурга с учащимися 1 «б» и 1 «в» классов. Общее количество испытуемых 43 человека. Изучались соотношение праворуких и леворуких детей в классе и сформированность каллиграфических навыков первоклассников.

Эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе выявлялось соотношение праворуких и леворуких детей в классе. Для того чтобы выявить это соотношение,  с учащимися было проведен тест М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавского, целью которого является  определение ведущей руки. С каждым учащимся тест проводился индивидуально.  Он состоял из 9 заданий: рисование,  открывание спичечного коробка,  построение колодца из спичек, игра в мяч,  раскладывание карт,  нанизывание пуговиц на иголку с ниткой, выполнение вращательных движений, составление цепочки из скрепок, складывание мозаики. Результаты теста суммировались.

Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования, мы выявили соотношение праворуких и леворуких детей в первых классах.

Основную массу 38 учащихся  (88,4 %) составили учащиеся, у которых ведущая рука – правая,  учащихся с ведущей левой рукой было выявлено 5 (11,6 %).

На втором этапе с целью выявления сформированности каллиграфических навыков у праворуких и леворуких учащихся нами были проанализированы прописи учащихся первого класса.

Мы выделили следующие критерии сформированности каллиграфических навыков первоклассников:

  1. умение соблюдать рабочую строку,
  2. умение писать буквы из правильных элементов,
  3. умение соблюдать пропорции буквы по высоте и ширине,
  4. умение соединять буквы верхним и нижним соединением, соблюдая правильное расстояние между буквами.

Проанализировав тетради по предложенным нами критериям, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соблюдение требований к письму праворукими и леворукими учащимся (в % от количества в своей группе)

Ф.И.

Соблюдение рабочей строки

Написание букв, состоящих из правильных элементов

Соблюдение пропорции букв по высоте и ширине

Правильное соединение букв

Праворукие

82

53

72

47

Леворукие

40

60

60

40

Анализ результатов исследования прописей первоклассников показал, что критическим низким (40%) оказался показатель у леворуких при  формировании умения соблюдать рабочую строку. Причиной данного отклонения состоит в  неверном расположении тетради. Но при этом леворукие неплохо проводят анализ формы буквы и соблюдают пропорции буквы по высоте и ширине (60% и 60%). У детей с ведущей правой рукой больше ошибок и неточностей при написании букв из правильных элементов (53%), но они гораздо лучше леворуких соблюдают рабочую строку и пропорции буквы по ширине и высоте (82% и 72%).  Снижение сформированности данного умения у праворуких детей может быть связано с тем, что  операция анализа первоклассниками не до конца освоена.

Но наибольшие трудности возникли у праворуких и леворуких детей при формировании умения соединять буквы верхним и нижним соединением, соблюдая правильное расстояние между буквами. Данным умением владеют  47% учащихся с ведущей правой рукой и 40% с ведущей левой рукой.

В ходе исследования нами были выявлены следующие ошибки:

  • очень раннее закругление, оно ведет к нарушению правильного наклона в последующем элементе, к несоответствию между шириной и высотой буквы;
  • очень позднее закругление, ученик не смог определить начало закругления, а когда решился – уже достиг нижней линии;
  • искажение форм букв.

Необходимо отметить, что, по словам Е.В. Гурьянова, навыком письма в психологии называют такие целенаправленные действия, которые могут выполняться точно и быстро только после многократных повторений или упражнений в выполнении этих действий. Следовательно, причинами данного отклонения от нормы как у праворуких, так и у леворуких детей, может  быть недостаточная отработка навыков зрительно-двигательных или нерациональная техника письма (смотреть нужно в ту точку, куда ведешь руку, то есть на начало следующей буквы, а ученик смотрит на кончик ручки). На наш взгляд, для уменьшения количества ошибок следует, во-первых, многократно анализировать вид соединения словесно, а затем письменно на доске или на экране.  Для того, чтобы писать буквы из правильных элементов, а так же  верно их соединить, можно предложить ЭОР «Открываем законы родного языка математики и природы. 1-4 классы» под названием «Каллиграфия». Он позволяет многократно повторять показ, обращать внимание на сложные элементы, на соотношение элементов, организовывать обучение учащихся «письму по воздуху», письму под счет.

Так же в ходе исследования нами было выявлено, что леворуким гораздо труднее ориентироваться в рабочей строке, чем праворуким.  Причины данных отклонений связаны со спецификой познавательной сферы леворукого ребенка: сниженная способность зрительно-двигательной координации (несоответствие между скоростью письма и навыками ученика). Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом.

Для того чтобы избежать данных трудностей зрительно-пространственного восприятия, которые могут  быть  связаны  с тем, что дети сидят и держат тетрадь неверно,  мы предлагаем, в первую очередь, обратить внимание учителей на соблюдение гигиенических требований к посадке при письме леворукого ребенка. Они значительно отличаются от требований, предъявляемых к праворуким. На наш взгляд, данные требования положительно повлияют на процесс подготовки к обучению письму леворуких детей. Во-вторых, быстрый темп письма ведет  к несоблюдению правильного интервала между элементами в букве и между буквами в словах. На данном этапе, на наш взгляд, должна быть дана точная установка, каков должен быть интервал между линиями, палочками. Он должен быть равен половине высоты. Важно обратить внимание детей на соотношение высоты и интервала.

Из всего вышесказанного можно отметить, что учащиеся с разными ведущими руками испытывают трудности в процесс формирования умения соединять буквы верхним и нижним соединением, соблюдая правильное расстояние между буквами. Леворукие дети в отличие от праворуких,   испытывают значительные затруднения в ориентации в рабочей строке. Данную ошибку можно исправить посредством, например, следующего задания: с помощью точек учителем на 1 рабочей строке рисуется фигура, задача ученика одним движением руки обвести нанесенные элементы, затем самостоятельно выполнить задания на следующей строке.

Мы предполагаем, что предложенные виды упражнений: многократный анализ вида соединения словесно, а затем письменно на доске и экране, использование ЭОР, соблюдение гигиенических требований к письму как по отношению к праворуким, так и к леворуким учащимся, точная установка, каким должен быть интервал между линиями, палочками, окажут положительное воздействие на процесс овладения первоклассниками техникой письма.

Использованная литература:

  1. Агаркова Н.Г. Информационное методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» // Начальная школа.-1998.-№8. – С. 9-17
  2. Гурьянов Е.В. Развитие навыков письма у школьников.//М., 1940
  3. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме. – М.: Новая школа, 1999. - № 8. – с. 16-24
  4. http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 25.04.2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Конспект и презентация на тему: «Написание заглавной буквы У . Письмо соединений букв».

Прописи 1 класс УМК «Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов»Цели деятельности учителя: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной ...

Соединение букв

Оснлвные соединения букв в словахВерхние соединенияНижние соединения...

Соединение букв

Что нужно делать, чтобы научиться красиво писать рукописный текст? Тренироваться. Только через регулярные упражнения можно получить красивый почерк. ...

Соединение букв

Чистописание...

Конспект урока. Буква ь. Соединение буквы в ь в словах. Списывание с печатного текста.

Буква ь. Соединение буквы в ь в словах. Списывание с печатного текста....