«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Трегубова Надежда Петровна

Цель Проекта:

Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. В материалах программы представлены категории одарённых детей, их отличительные особенности, этапы реализации программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_innovatsionnyh_razrabotok_proekt_odaryonnye_deti.docx133.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 3 "Образовательный центр" города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский

 Самарской области.

ПРОЕКТ

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Составил: руководитель М/О

начальных классов

                Трегубова Надежда Петровна

Нефтегорск 2018 год


I. Актуальность проекта

             Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

              Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.   

               Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

Проблемным полем остаётся:

  • отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
  • стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
  • недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.

 Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.

В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, в том числе совершенствование системы выявления одарённых детей с раннего возраста,  развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

 Нормативно-правовое обоснование Проекта

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
  • Закон РФ "Об образовании";
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г.N 124-ФЗ);
  •  Национальная образовательная инициатива   «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271);
  • Национальный проект «Образование»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);
  • Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".
  •  Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.

Цель Проекта: 

Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. В материалах программы представлены категории одарённых детей, их отличительные особенности, этапы реализации программы.

         Задачи:

  • Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей;
  •  Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одарённости, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  • Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
  • Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей -  «Портфолио»;
  • Подготовка и повышение квалификации кадров работающих  с одарёнными детьми;
  • Разработка нормативно-правового обеспечения.

Сроки:

Внедрение инновационного Проекта работы  с одаренными детьми выполнимо в течение 2018 – 2021гг. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

Участники  Проекта:

Учащиеся образовательного процесса начальной школы  1- 4 классов ГБОУ СОШ № 3, педагоги, родители.

Ценностные приоритеты Проекта:

1 модуль: одарённый  ребенка в различных социокультурных пространствах

2 модуль: систематизация  педагогических  средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми.

             

Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:

  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
  • создание  электронного банка  данных «Одаренные дети».

Этапы реализации Проекта

Организационный этап (2018 – 2019 гг.):  разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Этап реализации(2019-2021 гг.):  непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (апрель –май 2021г.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

 Содержание  Проекта

 Концептуальные положения Проекта

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одарённости.

На первом этапе инновационной деятельности нами была разработана комплексная  программа «Работа с одаренными детьми на территории» на 2012-2016 годы и составлен план её реализации, в котором были определены основные направления деятельности. Создание системы выявления одарённости обучающихся начальной школы. Для нас было очень важно - не ошибиться в определении вида  одарённости у каждого ребёнка. Педагогический  опыт работы подсказал, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых  детей.

 Работа по выявлению  одарённых детей  в учреждении включала в себя следующие этапы:

  • - выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
  • - индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
  • - психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.

    Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одарённости, изучение мотивационно - потребностной сферы одарённого ребёнка, потребовало от нас предварительного ответа на следующие вопросы:

1. С каким видом одарённости у ребёнка мы имеем дело: - общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности); - специальной – она обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

2. В какой форме проявляется его одарённость: - явной - проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения; - скрытой - проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утёнке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».

3. Какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.

      Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования, диагностики и педагогического наблюдения мы выделили область проявления повышенных способностей обучающихся:

  • - В практической деятельности: в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.
  • - В познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • - В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость. - В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.

       Вид одарённости  в выше перечисленных областях мы определяем по критериям, которые наиболее полно отражают способности детей.   Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков  должно привлечь  к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому, нам было очень важно - не ошибиться в определении вида  одарённости у ребёнка:

 Литературные способности: - рассказывает всегда логически и последовательно; - имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает; - ради удовольствия изобретает собственные слова; - любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории; - легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма; - любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием; - много и с удовольствием читает помимо школьной программы; - любит писать рассказы, стихи, дневники; - не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Художественные способности: - проявляет большой интерес к визуальной информации; - увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать. - в мельчайших деталях запоминает увиденное; - проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или  лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;- демонстрирует опережающую возраст умелость; - умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом; - экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных»  материалов, может создать из них оригинальное произведение;- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме; - его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; - работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

  Музыкальные способности: - проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; - любит музыку, часами может её слушать, покупает музыкальные записи; - с удовольствием посещает музыкальные концерты; - легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести; - чутко реагирует на характер и настроение музыки; - легко повторяет ритм.

Спортивная одарённость: - энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного; - проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики; - обладает хорошей зрительно-моторной координацией; - обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому); - прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; - отлично управляет телом при маневрировании; - обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью.

 Лидерские способности: - способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо; - чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией; - он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно; - вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять.

   Творческая одарённость: - чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём; - выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы; - предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты; - обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим; - осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность.

Способности к обучению и научной деятельности: - имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью; - использует термины вполне осмысленно; - обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников); - может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности; - способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо; - задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл.

     Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги нашего образовательного учреждения, каждый для себя, решил, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.

Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей

    В процессе подготовки к реализации проекта нами был произведён подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы проходило в рамках работы семинаров, методических объединений, педагогических советов, а так же через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.

   Следующим шагом стала разработка практических рекомендаций по составлению программ  индивидуального развития одарённых детей.  Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встала задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Особенности, присущие одаренным детям:

В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми  являются личностно-ориентированные технологии обучения.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Методы и формы работы с одарёнными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

  • тематические и проблемные мини-курсы,
  • «мозговые штурмы» во всех вариантах,
  • ролевые тренинги,
  • развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п.

Организационные формы:

  • Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что  позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
  • Создание  групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,
  • творческие задания,
  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
  • дискуссии,
  • диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:

  • факультативы,
  • кружки,
  • конкурсы,
  • интеллектуальный марафон,
  • привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
  • система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.

  При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

  1. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
  2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
  3. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
  4.  Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  5. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
  6.  Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
  7. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Требования к учителю. 

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:

  • разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
  • создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение индивидуальности ученика.

Организация работы с одарёнными детьми.

Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».

1.

Научно-методический модуль

  • Психолого-педагогические исследования
  • Медико-физиологические исследования
  • Исследования содержания и технологий образования

2.

Практико-педагогический модуль

  • Творческие студии
  • Школьная малая академия наук
  • Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ
  • Выставки юных художников, юных фотографов, дизайнеров и т.д.
  • Индивидуальные программы работы с детьми

3.

Акмеологический модуль

  • Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы
  • Лекторий
  • Творческие лаборатории

4.

Модуль «Родительский всеобуч»

  • Просветительский лекторий
  • Индивидуальная консультация

5.

Финансово-экономический модуль

  • Финансово-экономическое обеспечение всех видов деятельности

6.

Материально-технический модуль

  • Компьютерный банк данных «Одаренные дети»
  • Медиатека

7.

Информационно-издательский модуль

  • Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.
  • Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.
  • Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, альманахов, периодических изданий, творческих работ  одаренных детей.
  • Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми.

8.

Административный модуль

  • Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми.
  • Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и др.мероприятий разного уровня.

Формы работы с одарѐнными детьми в условиях ФГОС НОО

Напрвления

Формы работ

Результат

1

Создание единой системы выявления и психолого-педагогического сопровождения учащихся

Диагностика с целью выявления интеллектуальных возможностей учащихся. Планирование работы на основе диагностики

Формирование групп

2

Формирование исследовательской культуры  у педагогов и учащихся

Олимпиады по предметам

Рост познавательной активности учащихся. Сформированное умение применять свои знания в нестандартной ситуации. Призовые места в олимпиадах различного уровня повышают познавательную мотивацию, личностную самооценку

3

Формирование исследовательской культуры у педагогов и учащихся

Систематические занятия с группой учащихся по подготовке к участию в интеллектуальных играх

Развитие умения работать в группе. Рост познавательной активности уч-ся. Развитие регулятивных и личностных компетенций.

4

Включение интерактивных технологий и дистанционных форм работы

Интеллектуальный тренинг по подготовке к участию во Всероссийской интеллектуальных играх «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», к Международной интеллектуальной игре «Золотое Руно» «Олимпус» «КИТ» «Родное слово» «Домик-Семигномик» «Математический круговорот» «Говорим и пишем правильно»

Снижение напряжения в момент выполнения задания. Приобретение опыта участия во Всероссийских интеллектуальных играх. Призовые места уч-ся класса среди учеников школы. Формирование индивидуальных портфолио.

5

включение интерактивных технологий и дистанционных форм работы

5. Выступление на родительских собраниях по проблеме развития интеллектуальных способностей учащихся в семье, пропаганде участия во Всероссийских интеллектуальных конкурсах.

Увеличение количества участников интеллектуальных игр.

6

Формирование универсальных учебных действий

Творческие работы по предметам

Расширение кругозора. Овладение поисковым методом сбора информации. Формирование УУД – познавательных, личностных.

7

Подготовка детей к олимпиадам различного уровня через тестовые задания на уроках

Наличие призовых мест. Формирование индивидуальных портфолио.

8

Разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив всех участников образовательного процесса.

8. Проектная деятельность учащихся. Конференция «Юные исследователи», «Познание и Творчество»

Выступление на конференции учащихся Публикации в nsportal.ru,http://blogs.mail.ru/mail/mail-rg/, ecosystema.ru; hppt://www.jlproj.ru Формирование УУД, индивидуальных портфолио.

9

9.Вовлечение учащихся в Бианковские, Пушкинские чтения. Подготовка к участию в конкурсах

Овладение поисковым методом сбора информации. Выступление учащихся на конференции. Формирование личностных и коммуникативных компетенций.

10

Просветительская направленность

Консультирование учащихся и родителей психологом

Многофункциональный кабинет здоровья на основе биологической обратной связи и компьюторной диагностики, сайт НОУ ИСО, http://www.isokgd.ru/parents/advices/

Учитывая необходимость дальнейшего развития системы выявления и поддержки талантливых детей на всех уровнях обучения перед педагогическим коллективом выдвигается задача совершенствования модели работы с одаренными детьми для повышения творческого и интеллектуального потенциала учащихся в контексте требований ФГОС. Для этого следует обозначить актуальность таких направлений деятельности, как - создание единой системы выявления и психолого-педагогического сопровождения учащихся, проявляющих признаки одаренности; - формирование исследовательской культуры у педагогов и учащихся; - формирование у педагогов и учащихся, проявляющих признаки одарённости, здоровья; - включение интерактивных технологий и дистанционных форм работы; - разработка программ образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных детей при выстраивании индивидуальной траектории их развития; - развитие системы внеурочной деятельности

     Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития:

  1. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
  2. Наличие богатой предметно – пространственной среды.
  3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
  4. Наличие системы.

     Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы.
Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.

     В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов  для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

      И как напутствие хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте».

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
  2. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.
  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
  5. Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.
  6. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. —    М.,1973.
  7. Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". — 1986.— № 1.— С. 11—19.
  8. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития     // Вопросы психологии.— 1972.— № 2. —С. 114—123.
  9. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.
  10. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.— М.
  11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.
  12. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.— С.9—14.
  13. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989.— № 6.
  14. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. — Уфа, 1988.
  15. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
  16. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.
  17. Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.
  18. Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. — Ижевск, 1992.

Паспорт инновационного проекта

Тема проекта

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Актуальность проекта

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

Проблемным полем остаётся:

  • отсутствие новых технологий управления системой работы с одарёнными детьми;
  • стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одарёнными детьми;
  • недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.

 Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одарёнными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги. В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, в том числе совершенствование системы выявления одарённых детей с раннего возраста,  развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учётом специфики творческой и интеллектуальной одарённости ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Основная идея проекта

В качестве концептуальной идеи работы с одарёнными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личностив различных видах деятельности.

Сфера проектирования

Образовательная деятельность, внеурочная деятельность.

Аудитория проекта

Учащиеся начальной школы 1-4 классы

Цели и задачи

Цель. 

Cоздание условий для выявления, поддержки и развития одарённых обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи.

1. Обеспечить  нормативно-правовое сопровождение проекта.

2. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему выявления и сопровождения талантливых и одарённых обучающихся.

3. Развивать способности и творческий потенциал талантливых и одаренных обучающихся на основе традиций школы и системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.

4. Создать условия для эффективной  подготовки обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам, экспериментам за счёт собственных резервов и потенциала социальных партнёров.

5. Совершенствовать мотивационную среду школы с целью повышения профессионализма учителя и развития талантливых и одарённых обучающихся.

Участники проекта

Координатор проекта: Федосова Е.А.

Исполнители: Трегубова Н.П.


Содержание проекта  «Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Направления деятельности

Содержание деятельности

База реализации

Исполнители

Форма представления результата

Сроки

Организационно - управленческая деятельность

1. Создание нормативно-правовой базы сопровождения проекта

  • Положение о системе оценки образовательных результатов
  • Положение об организации дистанционного образования
  • Положение о конкурсах
  • Положение о разных формах получения образования
  • Положение об информационно – ресурсном центре
  • Положение о мультимедиатеке
  • Должностные инструкции педагогов общеобразовательной школы и доп.образования

2. Создание развивающей среды.

  • Разработка учебных планов внеурочной деятельности
  • Разработка индивидуальных учебных планов
  • Организация сетевого взаимодействия
  • Организация дистанционного образования, в том числе на базе учреждений – социальных партнёров
  • Развитие материально-технической базы
  • Создание   ресурсного центра (соорганизация ресурсных возможностей школы с возможностями государственных учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений);
  • Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагогов –участников проекта
  • Организация мониторинга развития талантливых и одарённых детей
  • Обновление состава Управляющего совета школы с учётом задач проекта

ГБОУ СОШ№3

Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет, учреждения – социальные партнёры.

Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет, учреждения – социальные партнёры

Пакет нормативных документов, в том числе федерального, регионального и муниципального уровня.

Образовательная среда, благоприятная для эффективного развития талантливых и одарённых детей

 В течение года

Аналитико-методическая  деятельность

Выявление дефицитов дидактических материалов по организации деятельности обучающихся по трём уровням

ГБОУ СОШ№3

Руководители МО, зам.директора по УМР

Перечень выявленных дефицитов

Июнь-август

Разработка компетентностно-ориентированных заданий по предметам

ГБОУ СОШ№3

Руководители МО, зам.директора по УМР

Банк дидактических материалов

Один раз в полугодие

Разработка содержания программ внеурочной деятельности по основным направлениям проекта

ГБОУ СОШ№3

Учителя-предметники

Банк программ внеурочной деятельности по основным направлениям проекта

Август-сентябрь

Создание банка диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка

ГБОУ СОШ№3

Зам.директора по УМР, УВР, классные руководители , учителя – предметники

Банк диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка

Каждую четверть и по итогам учебного года

Создание методических рекомендаций для педагогов области по вопросам одарённости в рамках реализации проекта

ГБОУ СОШ№3

Администрация, педагогический коллектив

Сборник методических материалов (публикация)

Август-сентябрь

Разработка индивидуальных образовательных траекторий

ГБОУ СОШ№3

Зам.директора по УМР, УВР, классные руководители , учителя – предметники

Индивидуальные маршруты развития для обучающихся

Май-август

Разработка дистанционных образовательных курсов, в том числе с применением скайп-технологий

ГБОУ СОШ№3

Зам.директора по УМР, руководители творческих групп

Система виртуальных занятий.

Публикация в сети «Интернет».

В течение года

 Взаимодействие с родительской общественностью                  

Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование и т.п.)

ГБОУ СОШ№3

Администрация, педагогический коллектив

Открытость образовательного процесса

В течение года

Изучение социального заказа родителей талантливых и одаренных обучающихся

ГБОУ СОШ№3

Администрация, педагогический коллектив

Определение социального заказа

В течение года

Осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей по созданию условий успешности образования талантливых и одаренных детей

ГБОУ СОШ№3

Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет

Участие родителей  в процессе развития талантливых и одарённых детей

В течение года

Осуществление взаимодействия родителей, педагогов, обучающихся, социальных партнёров через систему внеурочной деятельности и доп. образования

ГБОУ СОШ№3

Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет, актив, учреждения – социальные партнёры

Система социальных интегрированных проектов

В течение года

Создание развивающей среды

Развитие содержания и качества образования путем реализации системно-деятельностного подхода

ГБОУ СОШ№3

Администрация, педагогический коллектив

Развитие предметных и метапредметных компетенций обучающихся

В течение года

Созданий условий для индивидуальных образовательных траекторий обучающихся

ГБОУ СОШ№3

Администрация, педагогический коллектив

Индивидуализация образовательного процесса

В течение года

Формирование банка методической, информационной литературы

ГБОУ СОШ№3

Методические объединения, библиотечный работник

Банк методической, информационной литературы

В течение года

Формирование банка электронных ресурсов

ГБОУ СОШ№3

Методические объединения,

руководитель ресурсного центра, координатор проекта «Развитие информационного пространства школы»

Банк электронных ресурсов

В течение года

Расширение интеграционных возможностей урочной и внеурочной деятельности за счёт привлечения дополнительных ресурсов

ГБОУ СОШ№3

Администрация, руководители МО

Обновление банка интеграционных программ

В течение года

Мониторинг развития личности талантливых и одарённых детей

Создание диагностических карт оценивания метапредметных результатов по трём уровням сформированности

ГБОУ СОШ№3

Зам.директора по УМР, руководители МО

Диагностические карты оценивания метапредметных результатов по трём уровням сформированности

В течение года

Использование диагностического инструментария «Творческая инициатива на уроках»

ГБОУ СОШ№3

Зам.директора по УМР, ЭВ, руководители МО

Развитие творческой инициативы на уроках

В течение года

Использование диагностического инструментария по развитию творческих способностей с помощью дидактических сказок

ГБОУ СОШ№3

Зам.директора по УМР, ЭВ, руководители МО

Развитие творческих способностей

В течение года

Создание карт наблюдений за коммуникативными способностями обучающихся в групповых формах работы

ГБОУ СОШ№3

Зам.директора по УМР, руководители МО

Карты наблюдений за коммуникативными способностями обучающихся в групповых формах работы

В течение года

Создание карт оценки проектно-исследовательских работ обучающихся

ГБОУ СОШ№3

Администрация, координатор проекта

Карты оценки проектно-исследовательских работ обучающихся

В течение года

Совершенствование системы «Портфолио»

ГБОУ СОШ№3

Классные руководители

Портфолио обучающихся

В течение года

Мониторинг результативности реализации проекта (педагогический и психологический)

ГБОУ СОШ№3

Администрация, педагоги-психологи

Положительная динамика результативности ОП

В течение года

Мониторинг ресурсного обеспечения проекта

ГБОУ СОШ№3

Администрация, Управляющий совет

Укрепление и развитие материально – технической базы, кадрового состава

В течение года

Материально-техническая база и финансовое обеспечение

                                     

Укрепление материально-технической базы:

  • оборудование для дистанционного обучения;
  • «мобильные классы»;
  • программное обеспечение, в том числе электронные образовательные ресурсы;
  • оборудование для экспериментальных лабораторий;
  • оргтехническое оборудование.

ГБОУ СОШ№3

Администрация, Управляющий совет, учреждения – социальные партнёры

Оптимальная материально-техническая база для развития талантливых и одарённых обучающихся

В течение года

Стимулирующие выплаты педагогам и обучающимся за результативное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.п.

ГБОУ СОШ№3

Администрация, Управляющий совет, учреждения – социальные партнёры

Эффективная мотивационная система

В течение года


Способы экспертизы

Контроль  за ходом реализации Проекта осуществляют:

• Администрация школы;

• Управляющий  совет школы.

 Администрация и Управляющий совет:

- анализируют ход выполнения плана действий по реализации Проекта, вносят предложения по его коррекции;

- осуществляют организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Проекта;

- координирует взаимодействие, участников инновационного процесса, заинтересованных общественных организаций по  реализации Проекта;

  - ежегодно информирует родителей  и общественность о выполнении Проекта (через Управляющий совет, родительские собрания, сайт школы).

Представители учреждений - социальных партнёров:

-анализируют промежуточные и результаты деятельности в рамках проекта по курируемым направлениям, вносят предложения по его коррекции.

Предполагаемые изменения в системе образования Самарской области.

Приказ министерства образования и науки Самарской области от 30.05.2011 № 96-од "Об утверждении ведомственной  целевой программы "Одарённые дети Самарской области" на 2011-2013 годы".

Одним из важнейших направлений Государственной образовательной политики, ориентированной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодого поколения, для развития его потенциала в интересах России, на обеспечение конкурентоспособности страны и укрепления ее национальной безопасности является выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей. В речи  Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации национальной образовательной стратегии – инициативе «Наша новая школа»,  работе с одаренными и талантливыми детьми уделено особое внимание. Развитие и воспитание одаренных детей решает насущную задачу формирования инновационного потенциала области и страны в целом.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью. В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В Самарской области работа с одарёнными детьми ведется по трём направлениям: выявление, поддержка и оказание методической и организационной помощи педагогам, работающим с одарёнными детьми.

Предполагаемая продолжительность проекта  и его основные этапы

Внедрение инновационного Проекта работы  с одарёнными детьми выполнимо в течение 2015 – 2019гг. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одарённых детей является непрерывным.

Этапы реализации Проекта

Организационный этап (2018 – 2019 гг.):  разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одарённых детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одарёнными детьми.

Этап реализации (2019-2021гг.):  непосредственная работа с одарёнными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одарённых детей.

Завершающий этап (апрель-май 2021 гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Оценка продуктов и результатов проекта

Показатели эффективности реализации  Проекта

1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.

3. Адаптация обучающихся  к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными  и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве  таких детей.

5. Повышение профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми («портфолио» учителя - предметника)

Необходимая ресурсная база для реализации проекта/программы

Ресурсное обеспечение реализации программы:

- Кадровое. Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах.

- Научно-методическое. Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одарёнными детьми, применение инновационных педагогических технологий.

- Материально-техническое. Приобретение современного учебного и спортивного оборудования.

Участники взаимодействия, социальные партнеры (полное наименование учреждений и организаций):

-Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru;

- Центр новых образовательных технологий «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru;

-Институт Развития Школьного Образования «Олимпус» http://www.olimpus.org.ru;

-Дистанционный образовательный портал «Продлёнка» http://www.prodlenka.org;

- Центр развития мышления и интеллекта www.vot-zadachka.ru;

- Центр дистанционных мероприятий «Фактор роста» www.farosta.ru;

- Издательский дом «Первое сентября» info@1september.ru;

- Общероссийский проект «Школа цифрового века» http:// digital.1september.ru/;

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http:// festival.1september.ru/;

- Педагогический университет «Первое сентября» http:// edu.1september.ru/;

- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся  «Портфолио ученика» http://project.1september.ru/;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование информационной и коммуникационной компетентности в начальной школе в свете внедрения ФГОС второго поколения»

«Формирование информационной и коммуникационной компетентности в начальной школе в свете внедрения ФГОС второго поколения»...

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...

"Формирование личности на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

С первых шагов обучения ИЯ в школе учитель моделирует определённые ситуации на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика, формируя, тем самым, положительную мотивацию для из...

Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.  Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах,...

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существ...

"Особенности организации работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования....