ПК 4.04 Педагогические разработки
рабочая программа по теме

Суворина Марина Александровна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

курс «Вместе больше»

Челябинск, 2017

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности.

Актуальность программы. Необходимость разработки программы внеурочной деятельности начальной школы связана с введением государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Начальная школа выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, бытовой, досуговой деятельности человека. Навыки, формируемые на данной ступени, обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление повседневной жизни.

Основная цель: формирование умения работать в коллективе и понимание важности ПДД, ЗОЖ, своей роли в обществе.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Вместе больше»:

Личностные результаты: умение работать в группах, творчески преподнести свои знания, формирование и развитие умения воспринимать конструктивную критику, радоваться своим успехам и успехам товарищей, трудолюбие, упорство в достижении цели, проявлять интерес к новым способам самовыражения.

Метапредметные: умение решать проблему, принимать ситуацию успеха и неуспеха, анализировать свои поступки, использовать различные средства информации для получения нужной информации, выходить из ситуации конфликта, критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей, формирование и развитие умения воспринимать конструктивную критику, способность к адекватной самооценке, умение радоваться своим успехам и успехам товарищей, трудолюбие, упорство в достижении цели.

Предметные результаты: умение находить нужную информацию в различных источниках информации, понимание своего места в окружающей среде и места экологии в нем, формирование использования различной информации для понимания полной картины изучаемой темы, умение различать правила поведения в природной и социальной среде.

Программа курса внеурочной деятельности «Вместе больше» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5) и направлена на обеспечение развития коммуникативных качеств ребенка через социальную сферу общества. 

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

а) Овладению учащимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

б) Формированию у учащихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

в) Формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков работы в коллективе,  контроля, самооценки и оценке других.

Жизнь ребёнка, который  работает в коллективе,  пронизанная многообразными видами деятельности, и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

Вследствие реализации данной программы эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:

а) Принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, и деятельность в коллективе, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

б) Использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)

в) Реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

Возраст детей: 3 класс

Количество часов:  68 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками — 2 ч в неделю.

Продолжительность одного занятия: 45 минут

Количество часов в I четверти – 18

Количество часов во II четверти – 14

Количество часов в III четверти – 20

Количество часов в IV четверти – 16

  1. Формы проведения занятий:

        Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, театральная постановка.

        Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

        Теоретическая часть дается в форме бесед  (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

        Практические занятия различаются характером деятельности. Каждая из деятельности побуждает учащихся к взаимодействию с окружающими.

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, круглый стол, игра, конкурсы, викторины, концерты, а также групповые работы. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, ставятся задачи на занятие, распределяются обязанности, после каждый из учащихся приступает к выполнению работы. В конце каждой темы проводится анализ работы, обсуждается работа каждого из учащихся, подводятся итоги проделанной работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы содержание

Количество часов

Формы организации деятельности учащихся на занятии

всего

Теория

Практика

Раздел 1

Я в коллективе

10

3

7

Беседа, просмотр мультфильма с обсуждением,  игры на командообразование,

психологические упражнения, КТД

Тема 1

Что такое коллектив?

2

2

Беседа, просмотр мультфильма с обсуждением, игры на командообразование

Тема 2

Становимся коллективом

3

Психологические упражнения, игры на командообразование

Тема 3

Правила нашего коллектива

1

2

КТД, беседа

Раздел 2

ПДД и театр

14

1

13

Круглый стол,  КТД,  создание спектаклей

Тема 4

ПДД легко и просто

1

2

Круглый стол,  КТД

Тема 5

Театральные ПДД

9

Подготовка спектаклей

Тема 6

ППД всем

2

Спектакли

Раздел 3

Здоровым быть модно

14

2

12

Беседа, КТД, викторина, поисковые исследования

Тема 7

Вредные привычки

1

4

Беседа, КТД, викторина

Тема 8

Правильное питание

1

4

Беседа, КТД

Тема 9

Спорт

4

КТД, поисковые исследования

Раздел 4

Помогая другим помогать себе

19

3

16

Беседа, КТД, интеллектуальная игра, экскурсионная прогулка, просмотр фильма

Тема 10

Книга лучший друг

1

5

Беседа, КТД, интеллектуальная игра

Тема 11

Экология для нас

1

6

Экскурсионная прогулка,  КТД

Тема 12

Мы и животные

1

5

Беседа,  КТД, просмотр фильма с обсуждением

Раздел 5

Проектная деятельность

11

1

10

Беседа, проектная деятельность

Тема 13

Проект нашего коллектива

1

10

Беседа, проектная деятельность

Итого:

68

10

58

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

РАЗДЕЛ 1. Я В КОЛЛЕКТИВЕ

Тема 1. Что такое коллектив? (4 часа)

Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство учащихся  с преподавателем и программой. Игры на знакомство.

Занятие 2. Учащиеся готовят презентацию себя «Кто я?». Рассказывают друг другу о своих увлечениях, планах и др. Работа в парах сменного состава. Педагог принимает активное участие в знакомстве.  

Занятие 3. Просмотр мультфильма о дружбе. Обсуждение фильма. Беседа о важности дружбы в нашей жизни.

Занятие 4. Проведение игр на выявление лидера, командообразование. Определение индекса групповой сплоченности.

Тема 2. Становимся коллективом (3 часа)

Занятие 5. Знакомство с понятием «коллектив». Создание макета идеального коллектива.

Занятие 6. Игры на командообразование.

 Занятие 7. Упражнение «коллаж» (приложение 5).

Тема 3. Правила нашего коллектива (3 часа)

Занятие 8. Обсуждение и принятие правил в коллективе. Распределение обязанностей в коллективе.  

Занятие 9. Изучение понятия «устав». Составление устава коллектива. Разработка паспорта коллектива.

Занятие 10. Создание паспорта коллектива по средствам КТД. Проведение теста креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. Анализ проделанной работы

РАЗДЕЛ 2. ППД И ТЕАТР

Тема 4. ППД легко и просто (3 часа)

Занятие 11. Вводное занятие о ПДД.  Разделение учащихся на группы, подготовка вопросов для круглого стола на тему «Соблюдение правил дорожного движения».

Занятие 12. Проведение круглого стола на тему «Соблюдение правил дорожного движения».

Занятие 13. Разработка и создание уголка юного пешехода.

Тема 5. Театральные ППД (9 часов)

Занятие 14. Выбор сценария для проведения мероприятия для учеников 1 класса на тему правил дорожного движения из предлагаемых сценариев. Распределение ролей и обязанностей среди учащихся.

Занятие 15. Проведение упражнений по актерскому мастерству. Постановка и репетиция спектакля. Разработка и создание афиши к спектаклю.

Занятие 16. Проведение упражнений по актерскому мастерству. Постановка и репетиция спектакля. Разработка и создание элементов костюмов для спектакля.

Занятие 17. Проведение упражнений по актерскому мастерству. Постановка и репетиция спектакля.

Занятие 18. Проведение упражнений по актерскому мастерству. Постановка и репетиция спектакля. Разработка и создание декораций к спектаклю.

Занятие 19. Проведение упражнений по актерскому мастерству. Постановка и репетиция спектакля. Разработка и создание декораций к спектаклю.

Занятие 20. Проведение упражнений по актерскому мастерству. Постановка и репетиция спектакля. Разработка и создание приглашений к спектаклю.

Занятие 21. Проведение упражнений по актерскому мастерству. Постановка и репетиция спектакля. Разработка и создание теста по ПДД для учащихся 1 класса.

Занятие 22. Проведение упражнений по актерскому мастерству. Постановка и репетиция спектакля. Доработка костюмов и декораций для спектакля.

Тема 6. ППД для всех (2 часа)

Занятие 23. Театральное представление для 1 классов в два потока.

Занятие 24. Представление уголка юного пешехода.  Определение индекса групповой сплоченности. Анализ проделанной работы в группе.

РАЗДЕЛ 3. ЗДОРОВЫМ БЫТЬ МОДНО

Тема 7. Вредные привычки (5 часов)

Занятие 25. Беседа о вредных привычках (разновидности, опасность, профилактика).

Занятие 26. Разработка и создание брошюр против вредных привычек. Работа в малых группах.

Занятие 27. Презентация брошюр перед другими учащимися.

Занятие 28. Подготовка интеллектуальной игры (викторины) на тему «вредные привычки»

Занятие 29. Проведение интеллектуальной игры (викторины) на тему «Вредные привычки».

Тема 8. Правильное питание (5 часов)

Занятие 30. Беседа о правильном питании. Основы съемки видиороликов.

Занятие 31. Практическое занятие о видеосъемке. Учащиеся работают с камерами, учатся быть более раскрепощенными при съемке.

Занятие 32. Создание сценариев для видеороликов на тему «правильное питание». Групповая работа.

Занятие 33. Съемка видеороликов на тему «правильное питание». Съемка кадров по опоре.

Занятие 34. Проведение фестиваля видеороликов о правильном питании «Культура питание – основа хорошего воспитания»

Тема 9. Спорт (4 часа)

Занятие 35. Учащиеся исследуют выданную им литературу, обрабатывают информацию о различных видах спорта.

Занятие 36. Написание сказок и различных рассказов о различных видах спорта в малых группах, с учетом найденной информации об истории и развитии конкретного вида спорта.

Занятие 37. Создание страниц с иллюстрациями для книги о различных видах спорта.

Занятие 38. Презентация получившейся книги. Определение индекса групповой сплоченности. Анализ проделанной работы в группе за весь раздел.

РАЗДЕЛ 4. ПОМОГАЯ ДРУГИМ, ПОМОГАЮ СЕБЕ

Тема 10. Книга лучший друг (6 часов)

Занятие 39. Беседа о важности книг.

Занятие 40. Создание серии закладок для книг и передача их в библиотеку.

Занятие 41. Интеллектуальная игра «Наши любимые книги» (Приложение 7).

Занятие 42. Выбор малой группой любимой детской книги. Подготовка ее защиты по плану.

Занятие 43. Защита детской книги по плану. Создание списка книг, которые хотели бы прочитать.

Занятие 44. Введение понятия «буккроссинг» его история, особенности. Обмен любимыми книгами.

Тема 11. Экология для нас (7 часов)

Занятие 45. Беседа об экологических проблемах, о необходимости раздельного сбора мусора, информирование о точках раздельного сбора мусора в нашем городе.

Занятие 46. Создание маркеров для отдельного сбора мусора в малых группах.

Занятие 47. Беседа о важности растений для окружающей среды.

Занятие 48. Высаживание рассады многолетних и однолетних растений в малых группах.

Занятие 49. Экскурсионная прогулка, наблюдение за природой.

Занятие 50. Беседа о вреде выбросе батареек с общим мусором. Создание контейнеров для сбора батареек.

Занятие 51. Создания объявления, плакатов в малых группах о контейнере для сбора батареек в школе. Установление контейнеров в школе. Отслеживание наполняемости контейнеров.

Тема 12. Мы и животные (6 часов)

Занятие 52. Беседа о важности животных, создание кормушек из расходных материалов. Установление кормушек на территории школы.

Занятие 53. Беседа о животных, которые остались на улице. Поиск информации о приютах для животных в Челябинской области. Изготовление пледа для животных из приюта, с дальнейшей передачей его животным.

Занятие 54. Продолжение изготовления пледа для животных из приюта, с дальнейшей передачей его животным.

Занятие 55. Беседа о животных из красной книги животных Челябинской области. Просмотр фильма о животных из красной книги с обсуждением.

Занятие 56. Создание макета заповедника животных в малых группах.

Занятие 57.        Продолжение создания макета заповедника. Определение индекса групповой сплоченности. Анализ проделанной работы в группе.

РАЗДЕЛ 4. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 13. Проект нашего коллектива (11 часов)

Занятие 58. Учащиеся знакомятся с понятиями «проектная деятельность», «проект». Изучают этапы создание проектов «5 п».

Занятие 59.  Учащиеся определяют интересующую их деятельность, проблему, думают о пути ее разрешения.

Занятие 60. Учащиеся распределяют обязанности, расходы, ищут информацию об исследуемой проблеме.

Занятие 61-66. Реализация проекта.

Занятие 67. Презентация проекта. Анализ проделанной работы в рамках проекта.

Занятие 68. Определение индекса групповой сплоченности. Анализ проделанной работы коллектива за весь курс обучения.

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВМЕСТЕ БОЛЬШЕ»

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Срок проведения

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению

2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

3.Формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материалам и духовным ценностям.

Планируемый воспитательный результат:

-умение работать в группах;

-умение творчески преподнести свои знания;

Планируемый воспитательный эффект:

-формирование и развитие умения воспринимать конструктивную критику;

 - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- трудолюбие, упорство в достижении цели;

- проявлять интерес к новым способам самовыражения;

 Определение индекса групповой сплоченности

(Приложение 4)

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

(Приложение 5)

В конце изучения каждого раздела

3 занятие

Метапредметные

1. Освоение способов решения проблем интеллектуального и поискового характера.

2. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 

5. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Планируемый воспитательный результат:

- умение решать проблему;

-умение принимать ситуацию успеха и неуспеха;

-умение анализировать свои поступки;

-умение использовать различные средства информации для получения нужной информации;

-умение выходить из ситуации конфликта;

-умение критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

Планируемый воспитательный эффект:

-формирование и развитие умения воспринимать конструктивную критику;

-способность к адекватной самооценке;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

-трудолюбие, упорство в достижении цели;

Педагогическое наблюдение

Анализ своей работы и работы сверстников

Каждое занятие

В конце изучения каждого раздела

Предметные

1. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Планируемый воспитательный результат:

-умение находить нужную информацию в различных источниках информации;

-понимание своего места в окружающей среде и места экологии в нем;

Планируемый воспитательный эффект:

-формирование использования различной информации для понимания полной картины изучаемой темы;

 - умение различать правила поведения в природной и социальной среде;

Педагогические наблюдения при выполнении различных заданий

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Техническое оснащение
  • Интернет
  • Колонки
  • Компьютер 1 шт.
  • Мультимедийный проектор 1 шт.
  • Принтер 1 шт.
  • Фотоаппараты (видеокамеры) 4 шт.
  1. Материальное оснащение
  • Горшки для растений
  • Земля для рассады
  • Иглы для шитья
  • Контейнеры 3 шт.
  • Нитки разных цветов 15 мотков
  • Парты
  • Семена многолетних и однолетних растений
  • Стулья
  • Хлопковая ткань 3м
  1. Канцелярия
  • Бумага формата А4  4 пачки
  • Ватман формата А2  20 шт.
  • Ватман формата А3 20 шт.
  • Ватманы формата А1 20 шт.
  • Клей-карандаш
  • Клей ПВА
  • Ножницы
  • Плотный картон 50 шт.
  • Самоклеющаяся цветная бумага 20 шт.
  • Цветная бумага 2 пачки по 250 листов
  • Цветной картон 15 пачек
  • Цветные карандаши 7 пачек
  • Цветные фломастеры 7 пачек

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)

        Для учителя (обязательно):

  1. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология/ В.М. Бехтерев — Пг., 1923
  2. Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. / И.Н. Бухтиярова - Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115
  3. Софьина, Наталья Ребенок и школьный коллектив/ Наталья Софьина – портал воспитание, 2016
  4. Ступницкая, М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений/ М.А. Ступницкая -  М.: Центр "Школьная книга", 2006
  5. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая - М.: Первое сентября, 2010

(Дополнительно):

  1. Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности./Л.Н. Куликова – Хабаровск:ХГПУ, 2001. - 333с

        Для учеников:

  1. Безрукова , Л.Н. Соня в корзинке: рассказы для тех, кто дружит с природой/ Л.Безрукова, В.Саратов  - Санкт-Петербург: Детгиз, 2008.-80c.
  2. Виатровски, Тоня  Сделай свою книгу. Идеи, темы, персонажи, поделки / Тоня Виатровски – МИФ, 2017 – 127 с.
  3. Уманская, Т.А. Я иду по тротуару. Веселые правила дорожного движения для детей/Т.А. Уманская – Детство-пресс, 2016. – 28с.

Электронные ресурсы:

  1. http://redbook.ru/books.html (Красная книга ЧО)
  2. www.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DUY8ZwQnmPaw&cc_key=  (Экология)
  3. http://ru.qwertygame.com/5289/  (игра по ППД)

Определение индекса групповой сплоченности.                  Приложение 4.

Назначение и инструкция к тесту

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

  1.  Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
  • Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
  • Участвую в большинстве видов деятельности (4).
  • Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
  • Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
  • Живу и существую отдельно от нее (1).
  • Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
  1. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
  •        Да, очень хотел бы перейти (1).
  • Скорее перешел бы, чем остался (2).
  • Не вижу никакой разницы (3).
  • Скорее всего остался бы в своей группе (4).
  • Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
  • Не знаю, трудно сказать (1).

3.   Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

  • Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • Хуже, чем в большинстве классов (1).
  • Не знаю, трудно сказать (1).

4.      Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

  • Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  • Не знаю. (1)
  1.      5.  Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
  • Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  • Не знаю (1).

Уровни групповой сплоченности

  • 15,1 баллов и выше – высокая;
  • 11,6 – 15 балла – выше средней;
  • 7- 11,5 – средняя;
  • 4 – 6,9 – ниже средней;
  • 4 и ниже – низкая.

Упражнение «Коллаж»                                                                 Приложение 5  

Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема «Мой коллектив»

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.

               

Приложение 6

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:    

 

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

стимульный материал к тесту торенса на креативность              стимульный материал к тесту торенса на креативность

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:

,

где Or – оригинальность данного типа рисунка; x – количество рисунков иного типа; Xmax – максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

Интеллектуальная игра «Наши любимые книги».                  Приложение 7.

Ход игры:

Ведущий: 
Здравствуйте, ребята!
На одной из египетских надгробных плит высечена замечательная мысль: «Обрати своё сердце к книгам…Право, нет ничего выше книг». В нашей стране издано много интереснейших детских книг. Некоторые из них вы уже прочитали, а о других даже не слышали. Ответив на вопросы литературной викторины «Книжкины тайны», вы сможете определить – насколько хорошо знаете детскую литературу.
Вы разделились на команды. Представьте их и своих капитанов. (Идёт представление команд)
Проведём жеребьёвку, кто начнёт игру. (В жеребьёвке участвуют капитаны).
За правильный ответ команды будут получать фишки. Если команды ответить не может, то имеет право ответить другая команда. В конце мы подсчитаем фишки и подведем итоги. Итак, желаю успехов!
1. Друзья.
Кто был друзьями литературных персонажей:
1. Врунгеля (Лом, Фукс)
2. Чиполлино (Вишенка, Редиска)
3. Нильса (Мартин)
4. Герды (Кай)
5. Маркиза де Карабаса (Кот в сапогах)
6. Муми – тролля (Снусмумрик, фрекен Снорк)
7. Юры Баранкина (Костя Малинин)
8. Пиноккио (Фитиль)
9. Маугли (Багира, Балу, Каа)
10. Маленькой Бабы – Яги (Ворон Абрахас)
11.Малыша (Карлсон)
12.Соломинки (Уголёк, боб)
2. Кто это?
1. Мойдодыр (Умывальник)
2. Господин Нильсон (Обезьянка )
3. Рики- Тики – Тави (Мангуст)
4. Каа (Удав)
5. Матроскин (кот)
6.Страшила (Соломенное чучело)
7. Людвиг Четырнадцатый (Цыплёнок)
8. Куинбус Флестрин – Человек – Гора (Гулливер)
9.Ослиная шкура (Принцесса)
10.Гена (Крокодил)
11.Дядя Фёдор (Мальчик)
12. Заплаткин(Гусёнок)
3. Русские народные сказки.
Из каких литературных произведений взяты эти строки.
1.«Иван – Царевич говорит ей: - Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.» ( «Царевна – лягушка»)
2.«Сел на коня и полетел, что твой сокол, прямо к палатам Елены – царевны». 
( «Сивка – бурка»)
3. «Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться. Очень вкусная вода в ямке от копытца» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
4.« Пришла девочка, глядь – нету братца! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету! Кликала, кликала, заливалась слезами - братец не откликается. («Гуси – лебеди»)
5. «Обрадовалась старуха, содрала с медвежьей лапы кожу, мясо поставила в печь варится, а сама села и стала шерсть щипать». ( «Липовая нога»)
6. Только успел вымолвить – вёдра сами зачерпнулись и зашагали в горку. Идут, как утки, вперевалочку. ( «По щучьему веленью»)
7. «Средней дочери старик тоже велел одеться хорошенько и выйти на крылечко. Она оделась и вышла. Месяц подхватил её и унёс. ( «Солнце, месяц и Ворон Воронович»)
8. «Ушёл кот, а Петя – петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку – сидит, песни поёт, кота ждёт.» ( « Кот, петух и лиса»)
Ведущий:
 
Подведем итоги встречи. Посчитаем количество фишек и определим победителей. Награждение участников и победителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введенская, Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: «Просвещение», 1971.–143с

3. Ладыженская, Т.А.  Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская  – М.: «Просвещение», 1990. – 194с.

4. Панов, Г.А. Занимательные задания по русскому языку. / Г.А. Панов – М.: Издательство «Просвещение», 2008. – 253с.

5. Программа «Тайны родного языка», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.

6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10 от 06.12.2015 г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2016. – 19 с.

7. URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-tayni-russkogo-yazika-1204146.html - (дата обращения: 10.04.2017 )

         



Предварительный просмотр:

Организация молодежного волонтерского отряда «С добром в сердце» в Челябинском педагогическом колледже №1

М.А.Суворина, руководитель М.Г. Рахимова

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

В настоящее время в обществе происходят кардинальные перемены в социальной, экономической, политической, духовной сферах. В большей степени, конечно же, эти изменения затрагивают формирование и развитие личности молодого поколения, которое является чутким индикатором общественных трансформаций, и определяют в целом потенциал развития oобщества. В связи с тем, президент РФ В.В. Путин  отметил на встрече с представителями движения «Волонтерские центры России»: «Не скажу ничего нового, если вспомню о том, что у нас в России давние традиции помощи людям по самым разным направлениям. Но надо сказать, что очень важно, чтобы деятельность подобного рода приносила вам удовлетворение, вам лично, чтобы это было от души. Только в этом случае будет настоящий, хороший, позитивный эффект и для вас лично, и для тех людей, которым вы помогаете, и для общества в целом.».  У многих молодых людей есть потребность в самореализации, желание помочь, по данным всероссийского исследования проведенным некоммерческим сектором НИУ ВШЭ среди волонтеров старше 15 лет, 40 % относятся к группе тех, кем движут альтруистические мотивы. Они объясняли свою добровольную помощь тем, что «хотят приносить пользу всем людям». Именно поэтому по всей стране идет масштабная популяризация волонтерского движения, при которой сложно остаться в стороне.

Понятие «волонтер» нельзя назвать молодым, еще в XVIII-XIX вв. волонтерами называли во Франции людей, добровольно отправлявшихся на службу. [1] История становления и развития волонтерства  как социального явления уходит своими корнями в глубокое прошлое и затрагивает период в одну тысячу лет. На протяжении всего этого времени волонтерство иногда теряло позиции, иногда занимало важную роль в развитии государства или общества.

На данный момент волонтерское движение набирает обороты в нашей стране, мы выходим на новый период развития волонтерства. [2] Когда при каждом учебном заведении стараются организовать волонтерский отряд.

В Челябинском педагогическом колледже волонтерский отряд появился в 2015 году, по инициативе нескольких людей. Нашей главной целью было дать студентам колледжа реализовать себя в общественно полезной работе.  В короткие сроки была создана инициативная группа, которая и приступила к активной работе  над созданием отряда. В постоянный состав отряда входит около 20 людей, эти люди постоянно принимают активное участие во всех проводимых акциях и мероприятиях. Остальные студенты колледжа подключаются к мероприятиям по необходимости и собственным возможностям. Всю работу отряда можно рассмотреть в двух моделях: модель взаимодействия и модель структуры. В модели структуры нами выявлены обязательные составляющие молодежного волонтерского отряда это инициативная группа, руководитель наставник, командир отряда и студенты, которые привлекаются по необходимости в проведении мероприятия и их собственному желанию.

Нами была проведена работа по распространению информации среди студентов колледжа о волонтерской деятельности нашего отряда. Мы три года сотрудничаем с советом ветеранов Калининского района, что позволяет нам работать с ветеранами централизованнее, для поздравления ветеранов, в колледже были запущены в разные года акции «Тепло в квадрате», «От поколения поколению», студенты ходили в дома к ветеранам, поздравляли и дарили символичные подарки. Отряд был инициатором организации сбора использованных батареек, ведь выброшенные в простой мусор батарейки приносят огромный вред окружающей среде. По обращению  благотворительного фонда «Искорка» студенты колледжа организовали сбор игрушек и предметов творчества для «Коробки храбрости»  в  детском онкогематологическом отделении. Студенты два года разрабатывали сценарии новогодних елок и проводили их в детском хирургическом отделении больницы № 3 г.Челябинска. Помимо акций, проведенных в колледже,  благодаря сотрудничеству волонтерского отряда с другими волонтерскими организациями студентам предоставлялась возможность принять участие в мероприятиях районного, городского, областного уровня. Мы принимали участие в мероприятиях разного характера: «Необыкновенные елки», «Гонка героев», «Турнир по хоккею в валенках среди воспитанников детских домов, кубок губернатора», премия «Андрюша», межрегиональный форум РФ-КЗ 2017 и др.

После каждого мероприятия волонтеры делились положительными эмоциями от проведенных дел, нами было выявлено, что после участия в нескольких мероприятиях у студентов повышается уровень мотивации, проявляется желание принимать участие в общественных делах, вырабатываются навыки эффективного общения, конструктивного взаимодействия, эмоциональной саморегуляции. Формируются профессионально важные качества: толерантность, коммуникабельность, мобильность.  

Соблюдая присутствие всех компонентов модели структуры, этапы создания волонтерского отряда, мы можем организовать волонтерский отряд в любом учебном заведении. Тем самым, мы поддержим молодежную политику РФ, удовлетворим запросы общества, которое нуждается в безвозмездной помощи и добросовестных гражданах. И станем частью огромного волонтерского движения.

Список использованной литературы:

  1. Большая советская энциклопедия / гл. ред. О.Ю. Шмидт. – М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. – Т. 22.
  2. Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен / Н.В. Тарасова // Педагогическое образование в России. – 2012. - № 4. – С. 46



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

В.В. Путин

Актуальность проблемы исследования. На встрече с представителями движения «Волонтерские центры России» Президент Российской Федерации В.В.Путин высоко оценил деятельность волонтерских объединений: «Не скажу ничего нового, если вспомню о том, что у нас в России давние традиции помощи людям по самым разным направлениям. Но надо сказать, что очень важно, чтобы деятельность подобного рода приносила вам удовлетворение, вам лично, чтобы это было от души. Только в этом случае будет настоящий, хороший, позитивный эффект и для вас лично, и для тех людей, которым вы помогаете, и для общества в целом. Что касается общества, то такие сигналы бескорыстной помощи, поддержки людей, которые нуждаются в этой помощи, очень важны. Они создают нужную обстановку, нужную атмосферу в обществе, помогают людям сориентироваться в ценностях, и, может быть, это самое главное. Но, конечно, очень важным является участие в серьёзных, нужных для страны событиях – масштабных, больших».

В настоящее время в oбществе происходят кардинальные перемены в социальной, экономической, политической, духовной сферах. В большей степени, конечно же, эти изменения затрагивают фoрмирование и развитие личности молодого поколения, которое является чутким индикатором общественных трансформаций, и определяют в целом потенциал развития oбщества. Многих ученых, общественных деятелей волнует вопрос о том, будет ли современное поколение выступать тем потенциалом динамичного развития своей страны, стремящимся работать на ее благо, вкладывать свой ум, талант, способности в дело ее прoцветания.

Кандидат социологических наук, доцент Омского государственного технического университета Людмила Александровна Кудринская, изучая деятельность волонтерских объединений, отмечает, что «современная Россия находится на переходе к становлению нового качества общественной системы, определяемого функционированием и взаимодействием таких подсистем, как правовое государство, рыночная экономика и гражданское общество...» [4].

Идеям и практике волонтерства, организации волонтерского движения, истории, анализу опыта работы, разработке основ деятельности в разное время посвятили свои исследования Крылова А.Н., Барковец О.К., Соколова А.Р., Тарасова Н.В., Кудринская Л.А., Казакевич Л.И., Решетников О.В., Трохина А.В., Н.А. Потапова, А.Б.Бархаев и многие другие ученые и практики.

Исследователь Н.В. Тарасова в статье, посвященной волонтерству, указывает на то, что «волонтерская деятельность в настоящее время может выступить той действенной  формой социализации молодежи, которая обеспечит противопоставление потребительской психологии и соответствующим ей моделям поведения. Для разработки траектории построения и развития дальнейшей государственной молодежной политики следует обратиться к изучению опыта, связанного с организацией и функционированием добровольческой деятельности».

В условиях деятельности волонтерских объединений дети и юношество воспитываются активными гражданами своей страны. Изучение этого опыта на различных исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является весьма актуальным, что и определило тему нашего реферата «Становление и развитие идеи волонтерского движения»

Цель данного исследования - проанализировать становление и развитие волонтерского движения.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

1.  Изучить определения ключевых понятий;

2. Рассмотреть исторические аспекты процесса становления и развития детских и молодежных волонтерских объединений;

3. Ознакомиться с современным состоянием изучаемой проблемы, специфическими особенностями структуры и типологией детских и молодежных волонтерских объединений;

4. Показать реализацию идей волонтерского движения в условиях системы образования.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- классификация и систематизация материала;

- обобщение и анализ передового педагогического опыта.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСТВА

1.1. Определение понятий «волонтер» и «волонтерство»

Говоря об истории становления и развития волонтерства, необходимо рассмотреть определение понятий, таких как «волонтер», «волонтерское объединение», «волонтерская программа» и другие.

Слово «волонтёр» имеет латинское происхождение, на латыни оно звучит как «voluntarius», что можно перевести как «доброволец» или «желающий». В русскoм языке считают его заимствованным с французскoго «volontaire»  со значением «поступивший на военную службу по своему желанию, доброволец».

Первое издание Большой советской энциклопедии также подчеркивало военный аспект определения: «Добровольцы — лица, добровольно поступающие на военную службу» [3, c. 794–795].

В «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона термин «волонтер» определяется как лицо, «добровольно поступающее на военную службу охотником или вольноопределяющимся»[11, с. 83].

Отечественный психолог Г.П.Бодренкова в одной из своих работ пишет: «Волонтер» - первоначально в русском языке означал «добровольно поступающий на военную службу охотник или вольноопределяющийся... Чтобы привлечь в армию по возможности все образованные элементы населения, им была предоставлена льгота - срок воинской повинности с трех лет сокращался до одного года, но только тем, кто сам изъявит желание служить, не подвергаясь жребию. Вольноопределяющиеся содержали себя сами, жили на квартирах, а не в казармах и проходили обучение в особых командах» [1, с. 56].

Исходя из нескольких определений понятия «волонтер» можно сделать вывод, что изначально этот термин употреблялся исключительно в военном контексте. С развитием волонтерства понятие «волонтер» расширило свое значение.

В словаре-справочнике по социальной работе под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Холостовой,  в статье, посвященной волонтерству, предлагается следующий термин: «волонтеры — это люди, делающие что-либо по собственной воле, по согласию, а не по принуждению» [8, c. 45–47]. Помимо термина авторы  словаря-справочника обращают внимание на актуальность темы, на неравномерное распространение волонтерского движения в мире, и выделают различные характеры мотивации волонтеров.  

Кандидат экономических наук Трохина А.В. в рамках своих исследований формулирует определение понятия «волонтерство» как работу, которую люди выполняют добровольно и безвозмездно, в интересах других людей за пределами своего домохозяйства и круга ближайших родственников [10].

Определение, данное в Волонтерской Политике Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца представлено следующей формулировкой: «Волонтер – это человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, экономического или политического давления»

С точки зрения законодательства Российской Федерации, добровольцами можно считать физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, которые можно определить как добровольческая деятельность.

Согласно статье 5 Федерального Закoна РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «добровольцы (волонтёры) – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благoпoлучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)».

Таким образом, волонтёр, в контексте нашего реферативного исследования, — это человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью.

Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы). В условиях нашего исследования мы рассмотрим понятие «вoлонтерство» с разных точек зрения.

Волонтерство можно назвать альтруизмом (нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага) [9].

1.2. История и развитие волонтерского движения

История становления и развития вoлонтерства как социального явления уходит своими корнями в глубокое прошлое и затрагивает период в одну тысячу лет.

Уже упоминаемый нами исследователь Н.В. Тарасова выделяет 7 этапов в истории волонтерского движения в России. Назовем эти этапы:

  1. Благотворительность в Древней Руси (до 988 г.);
  2. Благотворительность с принятием христианства (988—1551 гг.);
  3. Сотрудничество светских и церковных властей в благотворительной деятельности (1551—1649 гг.);
  4. Борьба с нищенством за счет развития государственной благотворительности (1649—1750 гг.);
  5. Благотворительность — форма социального служения, принципы и формы которой определяются Церковью и членами императорской семьи (1750 - 1917 гг.);
  6. Развитиеидей добровольчества в советский период (1917 – 1990гг.);
  7. Добровольческая деятельность как форма социальной взаимопомощи признаетсягосударством, совершенствуется политика самого государства (1990г. - настоящее время).

Рассмотрим краткую характеристику каждого из этих этапов.

На первом этапе благотворительность носила простейший характер, заключалась в бытовой помощи нуждающимся членам общины.

Второй этап определяется, как время «нищелюбия». К нищим в то время относились свято, считая должным поделиться чем-то своим. При князе Владимире Святославовиче были впервые построены богадельни, больницы и странноприимные дома. Также он приказал каждому нищему приходить на княжий двор питаться и брать деньги из казны, а тем, кто не мог прийти сам, он велел отправлять телеги с продовольствиями. Последующие князья продолжали благотворительную деятельность на Руси. Во время монгольского нашествия функцию благотворительности взяла на себя церковь.

В 1551 г. на Стоглавом соборе Иван Васильевич Грозный издал указ,  о строительстве больниц и богаделен в каждом городе. Ведомство благотворительных учреждений взяло под свою опеку все воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей [12].

В 1649 году начинается новый этап, связанный с принятием «Соборного уложения», в который вошли статьи закона о народном призрении нищих. В 1682 году было решено собрать всех бедных, определить из них действительно нетрудоспособных и разместить их в богадельнях и госпиталях, а трудоспособных устроить на работу. Спустя годы появляется политика государства защиты детей и сирот. Источником финансирования учреждений занимающихся помощью нуждающимся  являлись частные пожертвования. Немалый вклад в развитие благотворительности внесла Екатерина II. Она вела борьбу с профессиональным бродяжничеством, смягчая репрессивные меры с петровских времен, заменив телесные наказания, системой принудительных работ. Появились сиротские дома, первые всесословные больницы, возникла система благотворительных взносов.

На пятом этапе развития волонтерского движения Александр I  учредил «Благодетельное общество». В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», которое просуществовало более века. Филиалы этого общества были открыты в большинстве крупных городах России. В 1909 г. в России зародилось скаутское движение.

В послереволюционные времена в 1917 году волонтерское движение набирает популярность. Правительство государства взяло на себя инициативу по продвижению волонтерской деятельности, поэтому добровольный труд граждан был массовым. Он рассматривался как предкоммунистический или даже коммунистический труд. Проводились субботники, добровольчество ярко выражалось в молодежных движениях октябрят, пионеров и комсомольцев, движении тимуровцев.

В советское время благотворительности как явления в своем первостепенном значении не существовало. В «Большой советской энциклопедии» благотворительность характеризовалась как «помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов». Однако следует отметить, что образ комсомольца-добровольца присутствует во всех значимых событиях советского периода истории России; внутри советских общественных организаций для молодого человека открываются возможности для общественно полезной, социально значимой, добровольческой деятельности.

С середины 1990-х г. начали появляться благотворительные структуры в различных сферах деятельности. По сей день появляются различные фонды и благотворительные организации, способные помочь нуждающимся.

1.3. Современное состояние и виды волонтерских организаций

По данным рoссийской статистики на начало 2005 года зарегистрировано более 320 тысяч некоммерческих неправительственных организаций,  различных организационно правoвых форм, которые созданы и действуют в своем большинстве на основе добровольных гражданских инициатив, представляют самые разнообразные слои населения и обладают мощным ресурсным потенциалом для содействия достижению целей социально – экономических реформ и целей в области развития.

В настоящее время в 107 странах мира ежегодно функционируют более 3000 волонтерских проектов. Вoлoнтерство широко распространено в Канаде, Нидерландах, Франции, Японии и во множестве других стран. Следует также сказать о волонтерстве международного уровня и о той огромной роли, которую оно играло в отношениях между различными государствами Европы в течение всего прошлого столетия и продолжает играть по сегодняшний день.

В зарубежном вoлонтерстве также широко практикуется международный обмен. К примеру, любой желающий сегодня имеет возможность принять участие в восстановительных работах на археологическом объекте в Альпах, или помочь ухаживать за садом в Баварии совместно с беженцами, или работать на органической ферме в Чехии. Разумеется, такая работа не приносит никакой прибыли, зато гарантирует моральное удовлетворение, является отличной практикой знаний языков и дает возможность путешествовать по всему миру.

Волонтерские программы - это не только поездки в страны третьего мира, помощь детям и нуждающимся, но и добровольное участие в организации международных форумов и мероприятий всемирного масштаба: олимпиад, кинофестивалей, биеннале и саммитов.

Полoжение о волонтерском движении в США предусматривает для добровольцев существенные льготы, в том числе при приеме на службу в самые престижные коммерческие компании. США имеют богатейший в мире опыт добровoльческой деятельности, в которую вовлечены даже дети, начиная с 4 лет. Добровoльчество там представленo многочисленными центрами волонтерского движения, как светскими, так и религиозными. Эти организации содержат больницы для людей, которые не имеют возможности оплачивать медицинскую страховку, школы, приюты для бездомных, хосписы, телефонные службы доверия.

Волoнтеры ООН (United Nations Volunteers) - организация, непосредственно подчиняющаяся ООН, занимающаяся поддержкой устойчивого глобального развития на планете путем продвижения идей добровольчества и мобилизации добровольцев для решения конкретных практических задач на нашей планете. Около 4000 Волонтеров ООН насчитывалось на апрель 2003 г., работающих с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми, инвалидами; в области детского и взрослого образования, здравоохранения, городского развития, выборного права и защиты прав избирателей, гендерного равенства и прав женщин и т.д. практически во всех странах-участницах ООН.

SCI (Service Civil International) - международная волонтерская организация, основанная в 1920 г., имеет 33 отделения по всему миру. В ее задачи входит продвижение идей мира, международного взаимопонимания и солидарности, социальной справедливости и защиты окружающей среды. Основная деятельность SCI сосредоточена на организации международных волонтерских проектов, семинаров, коротких, средних и долгосрочных волонтерских программ, образовательных тренингов и международных обменов.

YAP (Youth Actionfor Peace) - молодежная международная организация начала свою деятельность в 1923 г., продвигая идеи мира и сотрудничества между странами и активно выступая против военных конфликтов. YAP имеет отделения в 15 странах и объединяет политически активную молодежь в добровольческом движении. YAP занимается организацией волонтерских антивоенных проектов, пацифистских семинаров и тренингов, разработкой методов ненасильственного решения военных конфликтов, работой с беженцами, социально незащищенными группами, лоббированием антивоенных и миротворческих идей среди политических партий и организаций.

ICYE (International Cultural Youth Exchange) - федерация ICYE начала свою деятельность 1949 г. ICYE насчитывает более 30 отделений в странах Африки, Азии, Европы и Латинской Америки. Миссия ICYE в продвижении молодежной волонтерской активности за международное взаимопонимание и мир. Глобальное образование и интеркультурное воспитание - два основных принципа программ ICYE по работе с детьми, престарелыми и инвалидами; по организации детских центров, экологических проектов.

Alliance (Allianceof European Voluntary Service Organizations) - альянс европейских волонтерских организаций, основанный в 1982 г., представляет собой координационный центр европейских национальных волонтерских организаций, специализирующийся на координации краткосрочных и долгосрочных волонтерских рабочих лагерей, продвигающих идеи международного сотрудничества, мира и взаимопонимания.

CCIVS (Coordinating Committeefor International Voluntary Service) - координационный комитет международных волонтерских организаций был создан в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО. Комитет CCIVS координирует деятельность более 250 национальных волонтерских организаций в 100 странах мира.

AVSO (Associationof Voluntary Service Organisation) - ассоциация волонтерских организаций координирует деятельность европейских волонтерских организаций и продвигает интересы волонтерства на уровне правительств, социальных институтов и общественных организаций.

В Европе добровольческая деятельность приносит различным странам от 3 до 15% ВВП. Для России эта цифра гораздо скромнее, но добровольчество интенсивно развивается во многих городах и будет развиваться впредь.

Российский психолог Потапова Н.А. в своей работе, посвященной волонтерству, пишет: «Волонтеры – это люди, привлекаемые к общественно полезным мероприятиям государственными структурами, специалистами или церковью, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной деятельности время, направленным на пользу другим людям, организациям и обществу в целом» [5].

Согласно проведенным исследованиям в последнее десятилетие волонтерство набирает силу во всем мире. Особое внимание привлекает молодежное добровольчество как форма вовлечения молодежи в социальную практику, возможности реализации своего потенциала развитие ее созидательной активности, будущего профессионального роста. В нашей стране системную работу ведут Центры развития добровольчества, функционируют волонтерские отряды, создающиеся при учреждениях, как высшего профессионального образования, так и среднего специального образования.

Для молодого поколения волoнтерство является важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, активной гражданской позиции. Кроме того, добровoльческая деятельность пoзволяет культивировать в молодежной среде такие нравственные ценности как жертвенность, милосердие, сострадание, альтруизм, бескорыстие, являющиеся редкостью в современном капиталистическом обществе, акцентирующим внимание на индивидуализме и приоритете личных интересов над общественными.

Проекты волонтерского движения в Мoскве и некоторых других городах России связаны с помощью детям-сиротам, детям с задержками умственного развития, одиноким и нуждающимся старикам, бездомным людям и животным и многим другим категориям нуждающихся.

В Москве организованы десятки волонтерских объединений, таких как волонтерское движение «Милосердие», «Доноры — детям», «Клуб волонтеров» и другие, реализуют различные программы. Московское, в основном молодежное, волонтерское движение занимается oказанием, как материальной помощи, так и психологической поддержки обездоленным детям. Добровольцы организуют при детских домах различные кружки, проводят конкурсы, праздники, дарят подарки.  

Впрочем, план работы волонтерского движения с интернатами приветствует даже простую переписку с детьми. Ведь главное для ребенка, оставшегося без попечения рoдителей, – знать, что он кому-то нужен, иметь возможность получить моральную пoддержку, услышать ласковое доброе слово.

Активно действует волoнтерское движение в Санкт-Петербурге. Программа развития волонтерского движения в Северной столице представлена разнообразными проектами, связанными с донорством, помощью престарелым, детям-сиротам, брошенным животным. Наибoлее значительным на сегодняшний день является долгосрочная программа волонтерской помощи бездомным. Эта программа волонтерского движения Петербурга выходит за региональные рамки. Петербургские добровольцы приглашают принять в ней участие всех, кому не безразлична судьба людей, оставшихся без крова.

Развитие волoнтёрского движения в Челябинске на сегодняшний день является одним из основных приоритетов развития молодёжной политики региона. В рамках реализации программы развития волoнтерства на Южном Урале в феврале 2011 года по инициативе Главного управления молодёжной политики создана Челябинская региональная общественная организация «Центр волонтёрских объединений Челябинской области». Основной целью рабoты Центра является координирование и обеспечение взаимoдействия всех волoнтёрских сообществ области. Центр призван создать единую систему организации добровольческой деятельности на территории Южного Урала, создать условия для развития волонтёрского движения в каждом учебном заведении и муниципальном образовании области.

Добровольческая деятельность чаще всего осуществляется некоммерческими организациями, не имеющими никакого дохода. Поэтому основное условие реализации большинства программ волонтерского движения – это так называемый фандрайзинг. Фандрайзинг (также сбор средств, от англ. Fundraising) - сбор добровольных пожертвований, в денежной или иной форме, как правило, на цели не связанные с извлечением прибыли: научные исследования, благотворительные проекты и т.п. Для многих добровольческих объединений, а также для частных волонтеров – это единственная возможность осуществить адресную помощь: например, собрать нужную сумму на операцию больному ребенку. Добровольцы рады любому пожертвованию, ведь каждая копейка идет не в чей-то карман, а на благое дело. Поэтому, если вы считаете, что благотворительность – удел одних только богатых людей, вспомните Евангельскую притчу о двух лептах бедной вдовы: к целям волонтерского движения она имеет отношение самое прямое.

Рассмoтрим классификацию видов волонтерской деятельности, предложенной директором Центра подготовки волонтеров «Fоrward» Сочинского государственного университета С.Н. Черемшановым:

1. По принципу нахождения волонтера:

- городские волонтеры;

- иногородние волонтеры;

- международные волонтеры

2. По направлениям видов деятельности:

- социальное волoнтерство;

- спортивное волoнтерство;

- экологическое волoнтерство;

- виртуальное волoнтерство;

- концертные волонтеры;

- строительное волoнтерство;

- волoнтeрствo в области культуры;

- участие в образовательной деятельности;

- сельскохозяйственное направление;

- офисное волонтерство;

- отрасли, связанные с животными.

3. По видам выполненных работ, оказанных услуг:

- перевозка и сопровождение;

- общение с глухонемыми, плохо видящими;

- уход за лежачими больными;

- телефонное дежурство;

- фандрайзинг;

- встреча в аэропорту, ж/д вокзале;

- сопровождение делегаций;

- церемонии награждения;

- обслуживание зрителей и т.д.

4. По наименованию мероприятия:

- олимпийские волонтеры;

- паралимпийские волонтеры;

- фестивальные волонтеры.

5. По принадлежности волонтера к какой-либо организации:

- волонтеры городской администрации;

- вузовские волонтеры;

- школьные волонтеры;

- оргкомитетовские волонтеры;

- волонтеры благотворительных организаций;

- церковные волонтеры;

- корпоративные волонтеры

Выделяют следующие формы волонтерской деятельности:

- индивидуальная добровольческая деятельность;

- волонтерская деятельность в составе группы добровольцев;

-добровольческая деятельность через волонтерскую организацию[13].

Многие современные проблемы невозможно решить без привлечения волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности могут быть различными:

- профилактика и борьба с наркоманией, алкогольной зависимостью и курением;

- профилактика ВИЧ/СПИДа;

- оказание помощи престарелым гражданам или детям-сиротам, инвалидам и другим людям, нуждающимся в помощи;

- сохранение чистоты окружающей среды;

- пропаганда здорового образа жизни и многое другое.

Несмотря на то, что институт добровольчества в России довольно молодой, перспектив его развития открывается большое количество. Использование добровольной рабочей силы облегчает экономическую составляющую той или иной программы или акции, тем самым открывает новые горизонты деятельности. Взаимодействие добровольческих организаций с общественными объединениями при реализации каких-либо проектов позволяет расширять социальную структуру, как первых, так и вторых.

Таким образом, волонтерство – это важная часть современного общества. Добровольчество помогает развивать общественно значимые качества личности, а также решать конкретные социальные задачи, связанные с социальной реабилитацией, адаптацией и профилактикой девиаций, предполагает самовыражение и самoактуализацию участников волонтерского движения. Особую актуальность волонтерская деятельность приобретает в современных российских условиях, т.к. в нашей стране добровольчество имеет глубокие исторические корни. Волонтерство несет в себе множество перспектив, как для членов добровольческих организаций, так и для общества в целом.

Любая вoлонтерская деятельность опирается на идейность. Разные акции, программы и всякого рода мероприятия частo сопровождаются антуражем. Обычно волонтеры носят одежду, головные уборы с символикой волонтерской организации. Также распознать волонтера можно по значкам. Такая идеология и следование принципам дает почувствовать участникам организации свою значимость и единство.

Волoнтерство – это непосредственное участие в жизни общества. Волонтер всегда имеет право выбора. В России сегодня о важности развития добровольчества заявлено в самых верхних эшелонах власти. В Послании Федеральному Собранию в 2007 году Президент РФ В.Путин отмечал важность развития добровольчества в России: «В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов – добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн. человек. Все это – реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества».

По данным исследований ВЦИОМ в 2014 году в формах участия (деятельность в политических партиях, профсoюзах, oбщественных и религиозных организациях, органах местного самоуправления) участвует не более 2-4% россиян. В то время, как более 49% граждан готовы к более активному гражданскому участию (по разным мотивам - возможность заработать, попасть «во власть», реализовать свой проект, а 22% готовы участвовать в общественной жизни из альтруистических соображений), но в том случае, если будут уверенны, что эта деятельность будет результативной. Становится очевидным, что огромные людские ресурсы oстаются невостребованными [2].

Согласно проведенному oпросу, люди, работающие добровольно, приводили следующие причины:

- хочу помогать нуждающимся людям 61%;

- надеюсь научиться чему-то новому 46%;

- хочу иметь какое- то занятие 41%;

- для собственного удовольствия 31%;

- хочу познакомиться с новыми людьми 29%;

- хочу ответить людям за добро добром 11%;

- хочу бороться с определенной проблемой 7%;

- у меня есть свободное время 4%.

Из результатов опроса можно сделать вывод, что самыми значимыми мотивами участия в волонтерской деятельности являются такие, как: желание научиться чему-то новому, помочь нуждающимся людям и обрести новых знакомых.

Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. Волонтерский труд может внести что-то новое в жизнь человека, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

Исследования (и наблюдения) пoказывают, что волoнтеры все чаще работают в школах, детских садах, интеграционных центрах, социoтерапевтических центрах, центрах социальной помощи, центрах культуры, музеях и других учреждениях.  Список мест, где могут помогать волонтеры oчень длинный. Они выoлняют широкий спектр работ: начиная от специализированной юридической помощи, консультаций в сфере менеджмента или психологии, создания баз данных, ведения социальных кампаний, интернет-пoрталов, помощи в терапии детей-инвалидов, заканчивая на помощи в организации внеурочных занятий, ведении офиса или сбора продуктов для бездомных.

1.4. Реализация идей волонтерского движения в условиях системы образования

В общенациoнальной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года

важнейшими прoблемами вoспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции мoдернизации российского образования на период до 2020 года

указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В oтечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Волонтерская деятельность как полифункциональное образование определяется как широкий круг деятельностей, включая традиционные форм  взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы социального участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Психолого-педагогические работы по анализу волонтерской деятельности посвящены, преимущественно проблемам определения этого феномена, изучению мотивации волонтерства и социальному обучению членов этих организаций, социального признания, удовлетворения, привлечения и смены ролевых позиций волонтеров, механизмов развития и условий эффективности волонтерских организаций. Тем не менее, все эти стабильные элементы могут подвергаться значительным изменениям в течение определенного периода волонтерства. С этим связан наш интерес к социально-психологическим факторам волонтерской деятельности, в частности осмыслению волонтерской деятельности как специфического свойства социальности, поиску групповых и личностных аспектов подбора, функционирования и управления волонтерскими молодежными объединениями. В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение, и не только в таких крупных городах как Москва или Санкт-Петербург, но и в целом ряде других. Волонтерское движение в школе охватывает учащихся самых разных возрастов. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы. Школьники-добровольцы занимаются сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей-сирот, раздачей подарков ветеранам войны. Кроме того, волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других. Специальные психологические курсы готовят школьников-волонтеров к ведению среди сверстников работы по профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни.

Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантирует нам, что дети, принимавшие участие в волонтерской деятельности, вырастут добросовестными, отзывчивыми людьми, готовыми помочь безвозмездно.  

 Также необходимо обратить внимание на мотивацию российских студентов к занятию добровольчеством. Во-первых, потому, что студенты - основная часть волонтёров России. Во-вторых, для того, чтобы дальше развивать данный вид деятельности, некоммерческим организациям необходимо знать, что приводит людей к этому занятию, что они ожидают, в противном случае, можно потерять волонтёров. В-третьих, анализ мотивации позволяет нам понять, какова значимость данного социокультурного явления не только для общества в целом, но и для отдельной личности. В современных реалиях жизни и в связи со своеобразными психофизическими особенностями студентов как специфической социальной группы, помимо альтруизма, немаловажными мотивами студенческой молодёжи к занятию вoлонтёрской деятельностью выступают также мотив «желание самореализации», «возможность получения новых навыков», «практики по специальности», «расширение привычного круга общения». Занятие добровольчеством помогает студентам самореализоваться морально-психологически, профессионально, а также повышает уровень нравственности волонтёров, что особо актуально в связи с всевозрастающим преобладанием экономических ценностей в политике, идеологии, oбразовании, культуре, а также частичной пoтерейoбществомнравственных ориентиров.

Для присоединения к волонтерскому движению и эффективной работы в волонтерской организации необходимо создать условия, для того, чтобы каждый участник движения придерживался следующих принципов:

1) Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей;

2) Пропаганда здорового образа жизни личным примером;

3)Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку.

Вывод по 1 главе

В условиях нашего реферативного исследования было осуществлено изучение вопроса становления и развития волонтерства как уникального явления в истории человечества.

Нами были рассмотрены такие понятия, как «волонтер» и «волонтерство» в различных аспектах и на материале различных исследований.  Мы изучили также современное состояние и виды волонтерских организаций современности, дали краткие характеристики крупнейшим международным волонтерским объединениям, а также некоторым объединениям городов Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска.

Нами предпринята попытка рассмотреть вопрос реализации идей волонтерского движения в условиях системы образования, что также подтверждает практическую ценность данной реферативной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях нашего реферативного исследования мы увидели, что волонтерская деятельность с педагогической точки зрения обладает значительным психолого-педагогическим потенциалом, который, прежде всего, проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций.

Волонтерство связанo с самообразованием молодежи, возможностью получения ранней профессиональной ориентации, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненного и делового опыта. Волонтерская деятельность влияет на нравственное становление молодежи, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмoциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание.

Волонтерство фoрмирует готовность к самостоятельному принятию решений, развивает лидерские качества и созидательную активность молодежи, восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом, предоставляет возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал, является способом сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала. Этот вид деятельности не только обладает обширным воспитательным потенциалом, развивая в учащихся такие сoциально важные качества, как инициативность, ответственность, дисциплинированность, активность, неравнодушие, отзывчивость и эмпатия, но и служит социализации личности.

Волонтерство помогает развивать социальные компетенции личности, активизирует личностный рост, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников. Кроме того, нельзя забывать, что именно волонтерство способствует интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь самого общества.

Волонтерская деятельность сoздает условия для реализации потребности и готовности молодежи добровольно участвовать в решении социальных проблем общества, быть активными субъектами процессов социального развития; способствует повышению социальной активности и инициативы молодежи, расширению возможностей полноценного участия граждан в общественной жизни страны, формированию новых перспективных форм занятости; укреплению демократических и духовно, нравственных ценнoстей в обществе. В настоящее время ширится понимание того, например, что добрoвольчество является ключевым фактором, который объединяет различные социальные группы в большинстве обществ, способствует развитию толерантности.

Другими словами, волонтерство, по нашему мнению, следует рассматривать как ключевой элемент системы, направленной на формирование гражданской социальной ответственности и активности у молодежи, как один из действенных способов развития самого гражданского общества.

Обобщая идеи волонтерства, приведем слова Генрального секретаря ООН Кофи Анана: «В сердце волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем  сделать этот мир лучше».

В условиях нашего курсового исследования мы планируем ознакомиться с практикой разработки волонтерских программ и проектов, а также разработать и реализовать авторскую программу волонтерской деятельности со студентами Челябинского педагогического колледжа №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...