ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
материал по теме

Кокшарова Анастасия Сергеевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Конкурсы исследовательских работ младших школьников

  1. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «ОТКРЫТИЕ»

Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников. 

Задачи конкурса:  

  • повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;  
  • развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;   
  • ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
  • обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран. 

Номинации:

  • юный натуралист;
  • юный писатель;
  • юный краевед;
  • юный математик;
  • юный художник;
  • юный языковед;
  • юный психолог.

http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html- Казанский федеральный УНИВЕРСИТЕТ.

  1. Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»

Цель конкурса: активизация творческой деятельности учащихся.

Задачи конкурса:

  • развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  • предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
  • выявление и поддержка мотивированных, способных и одаренных детей.

В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.

http://pedakademy.ru/?page_id=120 - Академия педагогики. Центр дистанционнойподдержки учителей.

  1. Международный конкурс детских исследовательских проектов «Ступени знаний»

«Главной задачей нашего конкурса является организация открытого пространства для публикации работ всех желающих. Мы не ставим перед собой цель отобрать лучших из лучших, мы даем возможность познакомить детей, родителей и педагогов с разнообразными, интересными и трудоемкими исследовательскими работами наших талантливых участников»

Номинации конкурса:

  • «Первые шаги в науку»;

  • «100 тысяч «Почему?»;

  • «Удивительный мир природы»;

  • «Мир моих открытий».

https://www.art-talant.org/polozhenija-konkursov/769-vserossijskij-tvorcheskij-konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov-lstupeni-znanijr.html - Академия развития творчества.

  1. Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»

Конкурс проводится в целях развития интеллектуально-творческого потенциала детей путем приобщения к исследовательской деятельности, вовлечения детей и взрослых в совместную исследовательскую деятельность.

Номинации:

  • «Русский язык и литература»;
  • «Окружающий мир»;
  • «Математика»;
  • «Искусство»;
  • «Физическая культура и спорт»;
  • «Технология».

http://portalzd.ru/konkursy-dlya-detej-i-pedagogov/distancionnye-konkursy-dlya-detej/konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov/ - Сетевое издание «Информационно- методический портал «Звёздная дорожка».

  1. Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ педагогов, социальных педагогов и психологов сферы  дошкольного и начального образования,  дошкольников и учащихся начальных классов «Творческий педагог – творческий ребенок»

Направления: русский язык; литературное чтение; математика; история; социология; окружающий мир; экология; валеология; краеведение; техника и технология.

http://www.imc-eduekb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3267:2018-01-30-06-04-35&catid=1:2010-02-17-12-12-09 - Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина (г. Бийск, Алтайский край).



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов

  1. Кто живет у нас в лесу?
  2. Удивительный мир бабочек.
  3. Отчего крапива жжется?
  4. Почему люди зевают?
  5. Имя в жизни человека.
  6. Мои домашние питомцы.
  7. Лес - наш друг.
  8. Отчего осенью листья меняют цвет?
  9. Роль растения в жизни человека.
  10.  Ягода Арбуз.
  11.  Обитатели приусадебного участка.
  12.  Почему цветы разноцветные
  13.  Задачи в рисунках.
  14.  Люди и кошки.
  15.  Почему вымерли динозавры?
  16.  Умеют ли разговаривать дельфины?
  17.  Как спасти нашу реку?
  18.  Достопримечательности нашего города.
  19.  Мы учили попугая.
  20.  Поведение птиц зимой.
  21.  Аквариум и его обитатели.
  22.  Есть ли в воздухе вода?
  23.  Разноцветные моря.
  24.  Семь чудес света.
  25.  Охранять природу - значит охранять мир.
  26.  Если хочешь быть здоров.
  27.  Полезно ли мороженое?
  28.  Шоколад – вред или польза?
  29.  Математика в жизни кошки.
  30.  Приемы быстрого счета.
  31.  Детские музыкальные инструменты.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Проект – это «Пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. 

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

C:\Users\admin\Desktop\Снимок.JPG



Предварительный просмотр:

Конкурсы, фестивали проектов в начальной школе

  1.  Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

Направление: творческое

Номинации:

  • научные проекты;
  • учебные проекты;
  • образовательные проекты;
  • благотворительные проекты;
  • социально-значимые проекты;
  • экологические проекты;
  • культурно-просветительские проекты;
  • интернет-проекты, сайты;
  • здоровый образ жизни;
  • образовательный туризм;
  • проекты о своём крае (мультимедийные экскурсии по своему краю);
  • межнациональное сотрудничество;
  • обряды, костюмы, традиции моего народа;
  • традиции моей семьи;
  • праздники дворов, улиц, сёл;
  • традиционные ремёсла и народные промыслы моего края.

http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3848&Itemid=992 - Юность. Наука. Культура.

  1. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
    «Проекториум»

Направления: для участия в конкурсе проектных работ учащиеся могут представить проект любого типа: исследовательский, информационный, практический, творческий. На конкурс можно представить также социальные проекты (социально-значимые проекты), а также проекты общественно-экологической направленности.

http://obrazshkola.ru/?page_id=840- Образцовая школа.Образовательное издание для педагогов и школьников.

  1. Международный конкурс проектов для учащихся школ

Направления: математика: 1—6 класс, чистописание: 1 класс,
родной язык: 1-4 классы, русский язык: 1—11 классы, чтение: 1—4 классы, иностранный язык: 2—11 классы (английский, французский, немецкий, испанский), труд («Труды»): 1—4 класс (иногда 1-8 класс), общественно-полезный труд, музыка: 1-(5-9)классы., изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы.

http://scipro.ru/contest/interclover/cont-school.html - SCIPRO.

  1. XI Всероссийский заочный конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М. И. Гуревича

Направления: по любому предмету на выбор ученика.

https://drofa-ventana.ru/material/xi-vserossiyskiy-zaochnyy-konkurs-uchebnykh-proektov-v-obrazovatelnoy-/ - Корпорация «Российский учебник» и ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

  1. IV Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытие – 2017»

Направления: по любому предмету на выбор ученика.

https://eduopenru.ru/index.php/konkurs/710-iv-vserossijskij-konkurs-proektno-issledovatelskikh-rabot-obuchayushchikhsya-otkrytie-2017 - Открытое образование.



Предварительный просмотр:

Темы проектов в начальной школе

1. Социальные: «Книжкин дом»,  «Дорогою добра», «Сохраним красоту для потомков», «Ветеран живет рядом», «Покормите птиц зимой».

2. Творческие: «Книги: вчера, сегодня, завтра», «Когда мои родители были детьми», «О чем говорит почерк?», «Коллаж из ткани», «Мой город».

3. Информационные: «Самые большие зоопарки мира», создание газеты «Классный вестник», «Чудеса из сахара», «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?».

4. Учебные: «Роль ударения в русском языке, «Я и моя семья!», «Новый год шагает по планете», «Моя любимая книга».

5. Исследовательские: «Роль собак в жизни человека», «Профессии наших родителей», «Как животных цвет защищает?»,  «Далеко ли от нас до солнца?», «Мобильный телефон: друг или враг?», «Зачем растениям нужна вода?».



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Братанова Т.А. «Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа».
  2. Брдовская З.В. «Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников».
  3. Васильев В. «Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации».
  4. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
  5. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования».
  6. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».
  7. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....