Конспект урока устной речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Чернецкая Людмила Николаевна

Конспект урока по теме "Дружная семья" разработан с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и в соответствии с программойпод редакцией к. пс. н., профессора И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс». Москва, «Просвещение», 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhnaya_semya.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема«Дружная семья».

Цель: формировать у обучающихся представление о дружной семье.

Задачи:

• закрепить понятие «дружная семья»;

     • дать понятие о дружной семье как о людях, которые отдыхают вместе, помогают друг другу, заботятся друг о друге.

• воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботиться о них;

• активизировать словарный запас детей по теме урока; развивать навыки связной речи.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы с деформированным текстом, карточка для индивидуальной работы с Баландиным Ильёй, разрезная картинка «Торт», смайлики.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

- Сядет тот, кто прочитает повторяющееся слово. (перемена, урок, класс, учебник, урок, ученик. (Слайд 1)

+ (урок)

- А к какому уроку вы приготовились?

+ (Мы приготовились у к уроку устной речи.) (Слайд 2)

- Чему учитесь на уроках устной речи?

+ (учимся красиво говорить.)

- Что значит красиво говорить?

+ (Чтобы речь была понятной и приятной для окружающих людей.)

- Для чего вам это пригодится?

+ (Для общения.)

- Конечно, ведь люди общаются друг с другом каждый день. И мы сегодня на нашем уроке будем учиться общаться.

- Вспомните девиз наших уроков. (Говорю неторопливо, очень чётко и красиво.) (Слайд 3)

II.Артикуляционная разминка.

- Что нужно, чтобы говорить неторопливо, чётко и красиво?

+ (Подготовить к работе голосовой аппарат.)
- Тогда приготовьтесь к разминке.

(Дети выполняют упражнения с сопровождением на экране. «Заборчик», «Дудочка», «Часики», «Окошко», «Качели», «Лошадки».

 1.Артикуляционная разминка. (Слайд 4 - 11)

- Молодцы, ребята. Все очень хорошо выполняли упражнения. А сейчас сделаем речевую разминку. Правила вы знаете. Сначала читаю я, а затем все вместе повторяем.

2. Речевая разминка. (Слайд 12)

АМА – АМА – АМА – у меня есть мама.

АПА – АПА – АПА – мой любимый папа.

РА – РА – РА – младшая сестра.

АТ – АТ – АТ – мой любимый брат.

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ – люблю свою семью.

Итог: Вот теперь мы все готовы к уроку. А урок у нас сегодня необычный. Мы будем готовить торт. Каждое выполненное задание урока - это слой торта, а в заключении урока мы придумаем название нашему торту. И если будем хорошо работать, то и попробуем его на вкус.

III. Повторение прошлого урока.

- По какой теме работали на прошлом уроке?

+  Мы работали по теме семья. (Слайд 13) (Прикрепить на доске слово семья)

- А что такое семья? (Иванченко Настя прочитает стихотворение)

+  Семья – словечко странное,
   Хотя не иностранное.
 – Как слово получилось,
    Не ясно нам совсем.
    Ну, «Я» – мы понимаем,
    А почему их семь?

   Не надо думать и гадать,
   А надо просто сосчитать:
   Два дедушки,
   Две бабушки,
   Плюс папа, мама, я.
  Сложили? Получается семь человек,
  Семь «Я»!    

-Так, что же такое семья  

+ группа людей, которая состоит из родителей, детей, внуков, близких родственников, живущих вместе. (Слайд 14)

- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

+  Мы говорили о семье.

- У каждого из вас есть семья. Назовите, ребята, кто живёт в вашей семье?

+ Мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сёстры.

- Конечно, самые близкие вам люди.  

Сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, какие они.

Дидактическая игра. «Подбери признаки.»

- Вам нужно будет подобрать как можно больше слов - признаков, которые расскажут о маме, папе, бабушке, дедушке и т.д.  А вы помните, что такое слова - признаки? На какие вопросы они отвечают?

+ (Какой, какая)

 - Правила игры очень простые: Я называю вам слово, а вы подбираете к нему как можно больше признаков. Так мы сможем узнать, какие они, родные и дорогие вам люди?

Мама (какая) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…

Папа (какой) – строгий, умный, сильный…

Бабушка (какая)– старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая…

Дедушка (какой)— старый, мудрый, седой…

Сестра (какая) – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая…

Брат (какой) – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…

Итог: Молодцы, ребята! Вы назвали много хороших, нежных, теплых слов, которые рассказывают о ваших близких. Видно, что вы очень любите свои семьи.  Мы с вами выполнили задание и приготовили первый слой нашего торта. (Прикрепить на доске)

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим работать по теме «Семья».

- А какая семья изображена на экране вы легко угадаете, если соберёте рассыпавшееся слово р у Д ж а н я.

+ (Дружная)

-  Вы догадались, как называется тема нашего урока?

+ (Дружная семья) (Прикрепить слово «Дружная»)

- Правильно, сегодня мы поговорим о дружной семье.

- А какую семью называют дружной?

+ ?

- Вот мы и узнаем сегодня на уроке, какая семья называется дружной.  Посмотрите на картинку. (Слайд 15)

- Скажите, чем занимаются изображенные на ней люди?

+ (Дети помогают маме на кухне)

Составим рассказ по картинке. Постарайтесь отвечать на вопросы полными ответами.

- Кого вы видите на картинке?

+ (Мама и дети)

- Придумайте им  имена?

+ (Дети называют по именам маму и детей.)

- Где они находятся?

+ (На кухне)

- Что делает девочка?
+ (Моет овощи)

- Что можно приготовить из овощей?

+ Из овощей можно приготовить салат.

- Что делает мальчик? (Чистит картошку)
+ Какое блюдо можно приготовить из картошки?

- А что делает мама?

+ (Заваривает чай)

- Что они делают вместе?

+ (Готовят ужин)

- Какое время показывают часы?

+ Часы показывают 6 часов.

- Какая это часть суток?

+ Вечер.

- Сколько кружек на столе? (Четыре)

- Как вы думаете, кого они ждут к ужину? (Папу)

- Как можно всех назвать одним словом? (Семья)

Итог: Что мы с вами сейчас делали?

+ Мы составляли рассказ по картинке.

- Скажите, ребята, а вы помогаете дома своим родителям?

+ (ответы детей)

- А как вы помогаете своим родным дома?

+ (Ответы детей)

- Молодцы.

- Вы же знаете, что такое домашний труд.

+ Домашний труд – это работа по дому.

- Какую работу по дому выполняют в ваших семьях?

+ (Дети называют работу по дому)

- Назовите действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.

Дети называют действия, относящиеся к домашнему труду.

Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытьё посуды, ремонт крана, мытьё полов, вынос мусора, выбивание паласа, покупка продуктов, стирка белья, ремонт одежды и т.д. (Слайд 16)

- Вы назвали много домашних дел, как же взрослые успевают все это сделать?

+ (Надо все дела делать вместе.)

- А когда же они отдыхают?

+ Надо быстро все сделать, а потом можно отдыхать: смотреть телевизор, читать книги, играть.

- Правильно все домашние дела надо распределять между членами семьи: мамой, папой, детьми, тогда останется время и для отдыха.

- Скажите, для чего нужно помогать друг другу?

+ Чтобы больше было времени для отдыха.

 Итог: Так какая семья называется дружной?

+ (Где помогают друг другу). (Прикрепить на доске табличку «Помогают друг другу»)

- Молодцы, ребята! Очень верно определили, какая семья называется дружной. Дружная семья та, где помогают друг другу. Мы с вами выполнили задание и приготовили ещё один слой нашего торта. (Прикрепить на доске)

Физминутка.

- Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.

И я предлагаю вам немного отдохнуть.

Кто живёт у нас в квартире. (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево – вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево – вправо)

Наша дружная семья. (хлопаем в ладоши)

- Отдохнули? Теперь можно продолжить нашу работу. А вы помните, по какой теме мы сегодня работаем?

+ (Мы работаем по теме «Дружная семья»)

- Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы внимательно послушайте. И постарайтесь его запомнить, как можно лучше, чтобы вы потом смогли ответить на мои вопросы и выполнить задание.

1. Бабушка отдыхает

Василий Сухомлинский

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, пальцем и прошептала:

 Целую ночь бабушка не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, погладила Галинку. В ее глазах светилась радость.

- О ком этот рассказ?

- Почему мама остановила Галинку?

+ Чтобы Галинка не разбудила бабушку.

- Что случилось с бабушкой?

+ Она не спала ночью, потому что у неё болело сердце.

- Что сделала Галинка, когда к ней пришла подружка?

+ Галинка погрозила подружке пальчиком.

- Как зовут подружку Галинки?

+ Подружку Галинки зовут Оля.

- Чем занялись девочки, чтобы не мешать бабушке отдыхать?

+ Девочки стали рассматривать рисунки.

- Почему бабушка плакала?

+ Бабушка плакала от радости.

- О чём этот рассказ, ребята?

+ (О заботе друг о друге)

2.Работа с деформированным текстом.

-А хорошо ли вы запомнили эту историю. Давайте проверим. (деформированный текст на карточках), для Баландина Ильи индивидуальная работа по карточке (Выбрать картинки, где проявляется забота о близких), Для Насти, Сергея, Ахиллеса, Веры и Андрея (3 предложения), для Полины всё задание.

1. Пришла из школы … (Маленькая Галинка.)

2. Открыла дверь, что-то хотела весело … (сказать маме.)

3. Но мама пригрозила Галинке … (пальцем и прошептала)

4. – Тихо, Галинка, … (бабушка отдыхает)

Итог: Что вы сейчас делали?

+ Мы работали с текстом.

- Над каким текстом вы работали?

+ Мы работали над текстом «Бабушка отдыхает»

- Вы помните, что делают мама с девочками?

+ Они заботятся о бабушке.

- Скажите, ребята, а вы заботитесь о своих родных?

+ (ответы детей)

- Что значит заботиться?

+ Проявлять внимание к своим близким.

- Так какая же семья называется дружной?

+  Дружная семья та, где заботятся друг о друге. (Прикрепить на доске табличку «Заботятся друг о друге»)

Итог: Ребята, будьте внимательны к своим родным и всегда проявляйте о них заботу. А у нас готов ещё один слой торта, и мы продолжаем наш урок.  (Прикрепить на доске)

- Скажите, ребята, а как свободное время проводят в вашей семье.

+ (ответы детей)

О своей семье в мини-проекте нам расскажет Волкова Полина.

Мини-проект.  «Дружная семья» (Слайд 17)

Цели и задачи проекта: Познакомиться с традициями своей семьи. Развивать познавательный интерес и творческие способности. Научиться пользоваться дополнительной литературой. Прививать навыки исследовательской работы. 

(Слайд 18)

Я живу в дружной и большой семье. В нашей семье живут папа – Виталий Сергеевич, мама – Светлана Юрьевна. У меня есть дедушки и бабушки. Мы часто вместе проводим свободное время. Летом любим ездить на природу, на рыбалку. Зимой, в хорошую погоду любим гулять на свежем воздухе, а долгими зимними вечерами посидеть у телевизора всей семьёй. А ещё я люблю, когда мы вместе читаем сказки. Все семейные праздники мы проводим вместе, собираясь за одним столом. Я очень люблю свою семью и считаю её дружной. 

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья - это труд, друг о друге забота.
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая же дружная Ваша семья!

- Спасибо, Полина! Ребята, вы согласны с Полиной?

+ (Ответы детей)

- Можем мы назвать её семью дружной? Почему?

+ (Они вместе отдыхают, проводят вместе свободное время)

 Итог: - Конечно, ребята! Семья Полины очень дружная. А мы приготовили ещё один слой торта. Нам осталось только его украсить. А чем украшают торт? 

+ (Торт украшают кремом)

- Наш торт необычный и мы украсим его кремом, который приготовили из добрых, теплых слов о своих родных.

Закрепление.

Работа в группах. «Признаки дружной семьи.» Слайд (19)

 Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили сегодняшний урок. Давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи.

1.Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2.Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3.Вместе занимаются домашними делами.

4.Никто не помогает друг другу.

5.Вместе отдыхают и проводят своё свободное время.

6.Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7.У каждого члена семьи свой кошелёк.

8.Вместе планируют покупки.

Дети выполняют задание.

Итог: Молодцы, ребята, вы правильно определили все признаки и теперь знаете, какая семья называется дружной. Мы выполнили задание и теперь нам остаётся украсить наш торт и придумать ему название. (Прикрепить на доске). Какое название мы придумаем для нашего торта?

+ Семья, семейный, Дружная семья.

Итог урока: Вот какой красивый торт у нас получился. Это значит, что мы с вами хорошо поработали.

- По какой теме работали?

+ (Дружная семья)

- Какая семья называется дружной?

+ Где помогают друг другу, заботятся друг о друге, отдыхают вместе)

- Какое настроение у вас от работы на уроке?

+ Хорошее настроение.

- У вас на столах лежат смайлики. Выберите подходящий вашему настроению смайлик и прикрепите его на доске, чтобы всем было видно ваше настроение.

- Я желаю вам удачи на весь день, чтобы все уроки у вас прошли с таким же настроением. Спасибо вам за работу. (Слайд 20)

А что произошло с нашим тортом, он превратился в самый настоящий торт, и мы можем его попробовать во время полдника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе коррекционной школы VIII вида

Данный урок разработан для учащихся 3 - го класса коррекционной школы 8 вида.к6щ7жд Урок в форме новогоднего путишествия. Дааный урок направлен на развитие высших психических процессов и познавательн...

Конспект урока математики во 2 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Прибавление однозначного числа к 10"

Цели урока: познакомить детей с приёмом прибавления однозначного числа к 10; систематизировать знания обучающихся о числах от 1 до 20, закрепить навыки сложения и вычитания в числовом отрезке....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида

Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида "Потешка (Русская народная)"

Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8  вида, так и учителями массовых школ....

Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...

Урок развития речи 2 класс коррекционная школа VIII вида "Гигиена тела: кожа, волосы, ногти"

Разработка содержит презентацию по правилам гигиены и разработку урока, соответствующую слайдам презентации....

Конспект урока математики в 1 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Задачи на вычитание"

Конспект урока математики в 1 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Задачи на вычитание"...