ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Полякова Ксения Евгеньевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

На заседание все учителя пришли чуть раньше назначенного времени. Учителя, которые должны были выступать, подготовились заранее. Присутствовало на заседании 10 человек. Повестка заседания МО актуальна и целесообразна.

Повестка дня:

1. Мотивация учебной деятельности и её формирование.

2. Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников условиях адаптации во второй ступени обучения.

3. Готовность младших школьников к обучению в среднем звене.

4. Итоги 3 четверти.

По первому вопросу слушали учителя 1 класса Рогозину Г.К. В выступлении было уделено внимание особенностям мотивации младших школьников, в т. ч. первоклассников. Учитель постаралась ответить на все волнующие вопросы: Как мы можем повысить мотивацию ребенка к обучению. Что можно для этого сделать?

По второму вопросу слушали Ванцеву И.В. Она рассказала, что при переходе ребенка из начальной в среднюю школу адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена его эмоциональными переживаниями. Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребенка с учителями. В начале средней школы учебная мотивация, интерес к учению повышаются, и это происходит за счет новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного отношении к учению в новых образовательных условиях.

По третьему вопросу выступила Хисамова Г.Р.  Она рассказало о том,что обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения  учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

По итогам 3 четверти выступила Паташенко Л.А, руководитель МО. 

Содержание методического объединения соответствует его целям и достигнутым результатам,  так как все учителя пришли к выводу о том, что это актуальная проблема и её нужно непременно решать.

На данном методическом объединении мне больше всего понравилось то, что ни один учитель не остался в стороне, и каждый высказался по данной проблеме, предложил её решение, все друг друга внимательно слушали и не перебивали.

Можно сделать вывод о том, что учителям начальной школы и учителям среднего звена максимально нужно снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе. Активизировать мотивацию к учению обучающихся через урочную и внеурочную деятельность. Учителям начальных классов, показавшим низкие результаты образовательного процесса,  разработать план мероприятий по повышению качества образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ Выполнила: Полякова Ксения

Слайд 3

Продуктивное чтение для художественных и учебно-научных текстов отличается, но суть одна. Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую (если есть) и концептуальную информацию. Определите роль данного текста на уроке (Художественный текст – художественная задача; учебно-научный текст - поиск решения проблемы, выполнение продуктивного задания). Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения (диалог с авторов, комментарии и т.п.) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

Слайд 4

Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение в режиме диалога с автором: делаем остановки по ходу чтения для того, чтобы: задать вопрос автору текста ( В ), Предположить (спрогнозировать) ответ ( О ), при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на этот вопрос и проверить себя ( П ). Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта), в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде

Слайд 5

ВАЖНО! НЕОБХОДИМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕКСТА К ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКЕ

Слайд 6

Техника продуктивного чтения или Как организовать работу с учебником на уроке. Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.

Слайд 7

Техника продуктивного чтения основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Слайд 8

Задай вопрос С чего начинается осмысление учеником учебного материала? - Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. Составь задание Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи .



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»

(3 класс, УМК «Школа России»)

Цели: 

  • формировать вдумчивое чтение произведения;
  • учить анализировать произведение.

Этапы, методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Работа с текстом ДО прочтения

Постановка учебной задачи

Словесный: анализ заголовка и иллюстрации к тексту

3 мин

- Посмотрите внимательно на заголовок и предположите о чём это произведение ? (О листьях, о листопаде)

- Какое время года описывается? (Осень)

- С чем у вас ассоциируется слово Листопадничек? (С маленьким листопадом)

- Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения? Какое оно? (Хорошее, так как автор назвал ласково)

- А теперь посмотрите на иллюстрацию, что видите? (Зайчиков, пенёк, листья жёлтые и красные)

- Как вы думаете, правильно ли мы определили время года произведения? (Да)

- Чему мы будем учиться, работая над произведением? (Надо понять о ком или о чём произведение. Выяснить, как автор относится к героям, к их поступкам)

- Сегодня мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать своё отношение к происходящему.

Рассказ об авторе.

- смотреть на заголовок и высказывать свои предположения, на основе прочитанного;

- отвечать на задаваемые учителем вопросы;

- смотреть и анализировать иллюстрацию;

- оценивать свои предположения;

- определять цель урака;

- внимательно слушать рассказ об авторе

П.: - определять тему и цель урока.

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

К.: - общаться и взаимодействовать; участвовать в дискуссии  и уметь аргументировать свои позиции.

Работа с текстом ВО ВРЕМЯ чтения

Решение частных задач

Практический: чтение произведения

25 мин

Первичное чтение

Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором). Продолжают читающие ученики.

- Откройте учебник на стр. 60.

- Нам встретится слово настлана, что это? А ходко?

Настлана - настелена

Ходко - быстро

- Я читаю, а вы следите за чтением только глазами. Во время моего чтения определите к какому жанру оно относится.

- открывать учебники;

- предполагать значение слов;

- внимательно следить за чтением учителя;

- определять жанр произведения

П.: - работать с учебным текстом, выделять информацию, заданную аспектом.

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

П.: - определять жанр, доказывать свои доводы.

Работа с текстом ПОСЛЕ чтения

Первичное закрепление

10 мин

Выявление первичного восприятия

- К какому жанру относится данное произведение? (Сказка, потому что животные разговаривают)

- Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с  указания времени рождения Листопадничка? (Автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев)

- Почему зайчат называют листопадничками?

- Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края? (Он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям)

- Что могло произойти с Листопадничком? (Он мог потеряться, погибнуть)

- Прочитай, как описал автор побег зайчонка?

- Как автор относится к этому поступку героя? (Автор осуждает Листопадничка )

- А вы?

- Почему Листопадничек попросился в хатку бобра? (Бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно)

- Чем питались бобры?

- Чему зайчонку следовало поучиться у бобров?

- Что не понравилось Листопадничку у бобров? (У них в хатке темно и сыро)

- Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим?

 - Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? (Боялся холодной воды, не умел плавать и нырять)

- Какова тема произведения? (Одиночество тех, кто оказался вдали от своего дома, близких)

- Главная мысль? (Надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни)

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? Попробуйте придумать свой вариант.

- определять жанр произведения и аргументировать свой ответ;

- строить предположения, на основе прочитанного;

- отвечать на задаваемые учителем вопросы;

- анализировать произведения;

- отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

- определять тему произведения и его главную мысль;

- раскрывать истину произведения;

- давать советы;

- придумывать свой вариант сказки

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

Л.: - выражать положительное отношение к процессу познания.

П.: - анализировать произведения, и строить доводы на основе прочитанного.

П.: - определять основную тему и мысль произведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Полякова Ксения

Слайд 2

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Слайд 3

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Слайд 4

Формы организации дифференцированного обучения в школе Внешняя Внутренняя создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. осуществляется посредством разделения учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала

Слайд 5

Осуществляя дифференцированный подход, учитель руководствуется следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся; активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут; обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

Слайд 6

В технологии дифференцированного обучения выделяются следующие этапы : диагностический; постановка целей; отбор и дифференциация содержания обучения; разработка дифференцированных заданий; конструирование методов и приёмов обучения; создание условий свободного выбора заданий; определение эффективности технологии внутриклассной дифференциации.

Слайд 7

Дифференцированное обучение учащихся осуществляется по следующим направлениям : дифференциация учебных заданий по уровню творчества; дифференциация учебных заданий по уровню трудности; дифференциация заданий по объему учебного материала; дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся; дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Слайд 8

Русский язык , 4 класс Учащимся с низкими уровнем Спиши, вставляя окончания имен прилагательных. В сыр… впадинах синели незабудки. Они были такие ярк… и такие син…, будто в них отразилось весен… небо. Озёра незабудок окружили золот… лютики. А на пригорке горели маки. Они были похожи на красн… фонарики, зажженные в зелён… траве. (Н.Сладков) Средний уровень Спиши, вставляя окончания имен прилагательных. Выпиши имена прилагательные в две группы. Учащимся с высоким и достаточным уровнем Спиши, вставляя окончания имен прилагательных. Попробуй придумать историю о происхождении названия цветка незабудки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....