Использование репродукций художественных произведений как средство развития воображения младшего школьника
учебно-методический материал на тему

Ривкина Татьяна Владимировна

В данной работе рассматривается такой приём, как работа с репродукциями произведений, который открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и отдельных его психических процессов, в том числе и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_rivkinoy_t._0509_.docx75.33 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА.

Институт Детства

Кафедра педагогики начального образования и художественного развития ребёнка

Курсовая работа на тему:

"Использование репродукций художественных произведений как средство развития воображения младшего школьника"

Выполнила:

Ривкина Татьяна Владимировна

студентка 3 курса 3группы

заочного отделения

Научные руководители:

кандидат культурологии

Макашова Анастасия Салиховна

Санкт-Петербург

2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

Глава 1. Развитие воображения у младших школьников        

1.1.        Понятие воображения, анализ видов и типов воображения        

1.2 Психолого-педагогическая характеристика воображения в детстве        

1.3 Развитие воображения учащихся с помощью использования репродукций художественных произведений в процессе обучения и воспитания в начальной школе.        2

Глава 2.  Набор диагностических методик, позволяющих определить успешность развития воображения с помощью использования репродукций художественных произведений        7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        0

Список использованной литературы:        2

Приложение………………………………………………………………………3


ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития воображения всегда являлась актуальной и социально значимой, а  в современное время тем более играет немалую роль.

Человечество достигает новые  вершины, добивается своих целей, создаёт всё более совершенную технику, не стоит на месте.  Все эти достижения невообразимы без воображения.

Оно играет важную роль в познавательной деятельности школьника наряду с восприятием, памятью, мышлением воображение, необходимо в любой деятельности ребенка: труд, учение, игра.

Потому очень важно заниматься его развитием у детей.  Существуют самые различные способы развития воображения школьников, такие как: яркие образные рассказы учителя, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельный рассказ по картинкам, сочинения, рисование, техническое моделирование, «мысленное» путешествие по географической карте» и другие.

Мы решили обратить внимание на такой приём, как работа с репродукциями произведений, который открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и отдельных его психических процессов, в том числе и воображения.

Потому цель нашей работы - изучение способов развития воображения детей младшего школьного возраста, с помощью использования репродукций произведений.

Достичь цели мы сможем при выполнении следующих задач:

1. Дать характеристику воображения в младшем школьном возрасте.

2.Рассмотреть понятие воображения, его видов и способов преобразования образов.

3. Выявить факторы, влияющие на развитие воображения в младшем школьном возрасте.

4.  Рассмотреть понятие репродукция, способы использования их в начальной школе для развития воображения.

5. Подобрать диагностики, направленные на выявление определения уровня развития воображения  у детей младшего школьного возраста.

Предметом нашей работы является развитие воображения у младших школьников, а объектом – использование репродукции художественных произведений для развития воображения.

Эта работа может быть полезна непосредственно учителям начальной школы, а также работа может быть интересна родителям, которым небезразлично развитие своего ребёнка.


Глава 1. Развитие воображения у младших школьников

  1. Понятие воображения, анализ видов и типов воображения

Перед тем, как приступить к рассмотрению нашей проблемы, необходимо выяснить, что такое воображение, его типы и виды, понять, что же мы изучаем.

Слово «воображение», (от слова  imagination) - произошло ещё от древнего латинского imaginari - "изображать мысленно".

Воображение – это деятельность, способность сознания создавать новые представления, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в памяти от прошлого чувственного опыта, и умение изменять, преобразовывать их.

Человек, используя  воображение, отходит от непосредственно воспринимаемой действительности, строит мысленные образы предметов, которые не наблюдались им в действительности, или наделяет их новыми, невиданными еще свойствами. [12]

Выделить виды воображения можно по нескольким основаниям:

  • по степени произвольности (непроизвольное и произвольное),
  • по создаваемым образам (воссоздающее и творческое, мечты),
  • по критичности (субъективное и критическое).

Непроизвольное воображение – это сновидения, то есть работа воображения во время сна. Здесь воображаемые образы создаются непреднамеренно, в очень неожиданных и удивительных  сочетаниях. И эти образы не просто отражение уже увиденных или услышанных вещей, а их проработка и понимание. [6]

Непроизвольной также является деятельность воображения в полусонном, дремотном состоянии.

 Произвольное воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо создать определенные образы, выбранные им самим или предложенные ему со стороны. В таком случае процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. [6]

Произвольное воображение также можно разбить на виды:  

  • воссоздающее воображение,
  • творческое воображение,
  • мечта

Воссоздающее воображение – это вид воображения, предназначенный для воссоздания в сознании представления о реальном объекте по его описанию. Чтобы  качественно воссоздать объект в воображении, необходимо максимально полное, яркое, выразительное и четкое его описание или изображение. [6]

Этот вид произвольного воображения человек использует чаще всего, например: во время чтения художественной литературы, читая простой текст, мы в своем воображении представляем место действия, героя и прочее, при прослушивании музыки, просмотре картин. Но, конечно, чтобы такое представить, необходим жизненный опыт и знания человека

Творческое воображение – это вид произвольного воображения, которое характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не на что непохожие образы. Здесь тоже большую роль будет играть память, т.к.  человек использует свой предшествующий опыт. [6]

Мечта - особенный, вид воображения, заключающийся  в самостоятельном создании новых образов желаемого того, что интересует человека, к чему он стремится. [6]

Мечта не даёт непосредственный продукт в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д. Её особенность это направленность на желаемое будущее.

 Мечта имеет несколько видов:

  • планы на счёт будущего (здесь мечта  является сознательным процессом)
  • замещение деятельности, психологическая защита
  • грезы - альтернативное настоящее.

Субъективное воображение, слабо подчиняется  критике, мало считается  с реальностью.

Критическое  воображение  учитывает закономерности объективной действительности.[6]

Основа воображения – это образы, которые опираются на образы памяти, но отличаются от них.

Образы памяти - это неизменные  образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности.

Например, когда ребенок рассказывает о том, что он видел во дворе  в выходные собаку-таксу, и это действительно происходило в выходной, то конечно же, это образ памяти. Но если ребенок рассказывает, что он видел во дворе  инопланетянина, то это образ воображения. [5]

Постоянно занимаясь трудовой деятельностью,  у человека совершенствуются приемы изменения представлений в процессе воображения:

  1. вычленение из целостного образа элемента или свойства (представление о величине палки как средства удлинить руку);
  2. агглютинация (от греческго "склеивание") - слияние двух или нескольких образов в новый единый образ.

С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли), кентавра (торс мужчины, ноги животного), избушки на курьих ножках и т. п.

  1. акцентирование - это выделение, подчеркивание определённой части, либо свойства или качества предмета, образа, что делает его непропорциональным

Акцентирование позволяет выделить самое важное в образе (например, любителя поесть с большим животом, хитрость у лисы, трусость у зайца). Если  акцент увеличивает весь образ, то это – гипербола (Голова, в бой с которой вступает Руслан), а если уменьшает - это литота (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка).

  1. перенос определённого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
  2. обобщение черт, похожих у множества само объектов для создания нового образа (Онегин, Печорин, Обломов). [6]

Таким образом, мы рассмотрели само понятие воображения, особенного вида деятельности, важной способности создавать, изменять и преобразовывать новое, опираясь на уже полученные образы и опыт, а также выделили разные  его виды.



1.2 Психолого-педагогическая характеристика воображения в детстве

В нашей работе мы рассматриваем младший детский возраст, поэтому чтобы грамотно построить работу с детьми, очень важно изучить, как в детском возрасте происходит развитие воображения, выделить его сензитивный период.

Воображение постепенно развивается в процессе онтогенеза.  Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. [2]

В дошкольном возрасте воображение детей начинает развиваться в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Дети начинают играть с предметом, которого на самом деле нет, действия с ним происходят в уме, без реального взаимодействия. Это и есть зарождение воображения как психического процесса. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка. Складываясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности дошкольника. Ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стишков. Дошкольники много рисуют, давая простор воображению, хотя и не могут полностью показать все, что они придумали, поэтому часто ребенок дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не смог выразить в рисунке. В основном  у младшего дошкольника воображение ещё непроизвольное. [7]

Каждый  психический процесс имеет свой сензитивный  возраст, младший же школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития мышления и воображения ребенка.

Этот период характеризуется активным развитием воображения и творческой деятельности, что обусловлено интенсивным приобретением ребенком в процессе обучения новых, разносторонних представлений и знаний, их использованием на практике

Так как детям  необходимо понимать учебный материал, у них  активизируется процесс воссоздающего воображения. Ребенок активно использует свое воображение, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, а это вызывает развитие способности переработки образов восприятия в образы воображения.

Особенности воображения младших школьников – наглядность и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в натуре или на картинке. Ученикам 1 и 2 класса бывает трудно вообразить то, что не имеет никакой поддержки в конкретных предметах и иллюстрациях. Ученики 3 и 4 классов легче обходятся без внешних признаков, хотя и любят ими пользоваться.

Младший школьник может критически смотреть на то, что он придумал, понимает условность в игре. [9]

Воображение у детей этого возраста имеет в репродуктивный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал.

Кроме того, у младшего школьника воображение все сильнее связывается с его жизненным опытом, и оно не пассивно (фантазирование), а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие образы и мысли ребенок стремится воплотить в реальные предметы (в рисунки, игрушки, разные поделки, иногда и полезные), над изготовлением которых надо потрудиться. [9]

Потому учитель может и должен руководить развитием воображения своих учеников. Этому способствуют самые различные способы:

  • яркие образные рассказы учителя, рисующие картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных,
  • продолжение детьми начатых учителем рассказов,
  • самостоятельное рассказывание по картинкам,
  • сочинения,
  •  рисование,
  • техническое моделирование,
  • «мысленное» путешествие по географической карте из одного географического пункта в другой,
  • работа с репродукциями картин.

Также важно, чтобы учитель следил и за развитием критического отношения к продуктам воображения, чтобы воображение не превращалось в пустое фантазерство. [3]

Таким образом,  выбранный нами возраст детей (младший школьный возраст) является самым продуктивным для развития воображения. К концу этого периода ребенок достигает в достаточной мере произвольного и воссоздающего воображения, способен реализовать свои задумки в деятельности и творчестве на сколько это возможно. Потому очень важно грамотно построить работу учителю, чтобы способствовать, помогать этому развитию.


1.3 Развитие воображения учащихся с помощью использования репродукций художественных произведений в процессе обучения и воспитания в начальной школе. 

В нашей работе мы рассмотрим особенности развития воображения младших школьников с помощью использования репродукций картин. Но перед этим разберёмся, что такое репродукция и какую роль она выполняет.

Репродукция (лат. reproductio — "воспроизведение") печатное изображение произвольного масштаба (при сохранении пропорций) какой-либо картины.

Репродукция, это не копирование изображения, воспроизведение подлинника в иных технике и материале.

В начале XVI века основной причиной возникновения репродукции стала потребность в распространении известных художественных произведений искусства, существующих в единственном экземпляре, — картин, рисунков, рельефов, статуй. Стали появляться самые разные способы репродуцирования:

  • цветная гравюра на дереве – ксилография,  
  • резцовая гравюра на металле,
  • офорт – разновидность гравюры на металле, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами,
  • карандашная манера.

К середине XIX века в репродукционных целях используют литографию - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

 Во второй же половине XIX века активно применяются уже фотомеханические способы репродуцирования:

  • полиграфия,
  • офсет,
  • фототипия.

В XX в результате широко применяются новые технологии:

  • шелкография,
  • компьютерная графика,
  • «дигитальная графика».
  • ксерография (от греч. xeros — «сухой» и grapho — «черчу, рисую») — фотопечать с помощью сухого красящего порошка.

Со временем появилось такое большое количество способов репродуцирования, что теперь каждым может раздобыть репродукцию.

Часто оригинальное произведение недоступно для восприятия из-за плохого состояния, малой освещенности, удаленности или окружающей суеты. В этих случаях репродукция даже среднего качества может стать инструментом его изучения. Восприятие репродукции малого размера в альбоме, книге, картотеке позволяет иначе взглянуть на композицию, провести сравнительный анализ: в малом размере конструкция картины или силуэт статуи, здания, рельефа прочитываются лучше.

Конечно, механическая репродукция никогда не заменит оригинал, но изучение, собирание и систематизация фотографий, репродукций также имеет важное значение. [11]

Рассмотрим, как же можно использовать репродукции картин в учебном процессе для развития воображения младших школьников.

Существует множество разнообразных  приемов развития воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал для этого разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй".  Он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предоставление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т. п. [3]

В начальной школе очень часто работают с репродукциями произведений художников на уроках русского языка при написании сочинений; литературы; изобразительной деятельности; окружающего мира  в 4 классе при изучении раздела отечественной истории и даже во внеурочной деятельности.

Конечно, всегда существовала такая  проблема, как невозможность школы закупить в достаточном количестве художественные репродукции большого размера для классного употребления. Ведь картины, помещаемые в книгах для чтения или в учебниках для развития речи, напечатаны часто в черных красках или со слепым рисунком. К счастью в настоящее время в помощь учителю  приходит современная техника и интернет, который позволяет решить эту ситуацию.

Как же построить работу с такими картинами, чтобы развить воображение  ребёнка?  С любой картиной можно «играть». Обязательно  продумывать,  «проигрывать», прочувствовать изображённое.  Не просто смотреть и запоминать названия, потому что такое задание не будет способствовать развитию. Названия и имена авторов могу быть интересны, если заметить вместе с детьми, что вот та картина и вот эта «похожи», имеет что- то общее (стиль художника, тематику).

Можно предложить детям следующие задания:

  • попробовать угадать, что думают люди на портрете,
  • перевоплотится в героев произведения,
  •  изобразить те же эмоции;
  •  пофантазировать на тему «кто живет в этом доме, и чем он занят сейчас»;
  • угадать время года или, что за водоем,
  • представить, как пахнут цветы и откуда они появились на столе, кто их принес сюда и зачем;
  • поговорить о том, что за животные и «побывать» этими животными («Давай, как будто, мы медведи с этой картины»).[5]

Картины-репродукции с художественных оригиналов часто рассматривают с образно-эмоциональной точки зрения, т. е. совместно с литературно-художественными произведениями; при этом необходимо по возможности сопоставлять эти два вида творчества: пейзаж и лирическое стихотворение, посвященное природе; бытовой жанр и рассказ. В таком случае учащиеся могут воспользоваться несколькими источниками, получают опору для  воображения, которое вместе с личными наблюдениями, помогут детям составить сводное описание или рассказ. [5]

Также хорошо при работе над картиной погрузить  детей полностью в изображённый мир.

Например, при знакомстве с «9 валом» Айвазовского стоит пристально разглядеть картину, пофантазировать и порассуждать на тему, что было до и после: «Спаслись ли герои?», « Куда делся их корабль?», «Где остальные?», «Далеко ли до берега?», «Хотят ли они есть?», «Давно ли произошло кораблекрушение?», «Почему вообще корабль разрушился?».

А потом постараться в течение дня ввести морскую тему и на другую деятельность учащихся. К примеру,  нарисовать волны, на прогулке обнаружить, что волны могут быть не только на море, но и на траве, когда ветрено, поделать волны «голосом», поиграть на переменке в кораблекрушение, грозу и ветер, шторм и штиль, на уроках использовать физминутки про море и моряков.[10]

Картины отображают жизнь общества в прошлые времена и, конечно, детям трудно понять изображённое. Потому, чтобы добиться этого понимания и расширить детский опыт, задействовав воображение, картина хорошо вывесить в классе задолго до того, как о ее содержании состоится беседа.

Важно, чтобы дети к ней присмотрелись и заметили на ней самые мелкие подробности. Беседу нужно построить по плану, в зависимости от того, поняли ли дети замысел художника, уловили ли они связь обстановки, костюмов и позы изображаемых лиц.

Если дети  не совсем верно осмысливают позы, жесты и мимику, то стоит помочь им  уяснить обстановку, время года или дня, костюмы лиц, их возраст, социальное положение; а  затем разъяснить позы, жеста и мимики у каждого лица и  установить связанность всех частей картины и общий смысл ее. Очень важно, когда раскрытие содержания вызывает эмоциональное отношение к изображенному.  [3]

Эмоциональные переживания у детей младшего школьного возраста, связанны с восприятием  произведения искусства, (красоты, мастерства), оставляют след в душе ребенка и влияют на формирование художественного вкуса. С годами первое общение с «прекрасным» через искусство часто переходит в потребность понимать, знать, воспринимать и оценивать то или иное произведение искусства, что в свою очередь формирует эстетические качества личности.

Таким образом, обобщая выше изложенный материал, необходимо отметить, что учитель как на уроках, так и во внеурочной деятельности может активно использовать репродукции картин, делая работу с ними активной и интересной, внося элементы игры и занимательности, проблемности и творчества, вызывая у детей эмоциональный отклик, отношение к картине. Всё это будет только способствовать развитию творческого воображения школьников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В ходе работы изучены способы развития воображения детей младшего школьного возраста, с помощью использования репродукций произведений.

Развитие воображения у младших школьников является одной из основных задач как вообще для школьного обучения, так и  для начальных классов, так как в этот период дети накапливают всё больше опыта и представлений, расширяют свой кругозор.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что каждый ребёнок обладает способностью создавать и воспроизводить возникающие у него образы; что человек, развивающий "...в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы". [1, стр.13]

Воображение - основа психической деятельности, важное условие  приобретения знаний и формирования умений и навыков. Также нами было выделено, что воображение необходимо в любой деятельности.

Все упомянутые нами виды воображения взаимосвязаны между собой.  Но определённые виды могут быть развиты у кого-то лучше, у кого-то хуже.

Рассмотрев особенности развития и формирования воображения в детстве, мы проследили, какие особенности воображения у детей дошкольного возраста  и каким изменениям она подвергается в младшем школьном возрасте.

Также мы изучили факторы, влияющие на развитие воображения в младшем школьном возрасте, и выяснили, что основой являются: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание.

Рассмотрели роль учителя в организации целенаправленной развивающей работы воображения. Выделили особенности организации работы в школе, и какие приемы, лучше всего подойдут на занятиях. Обратили внимание на то, что правильная работа с репродукциями способствует развитию воображения.  

Но, конечно, репродукция не  самый идеальный вариант для знакомства с картинами. Очень важно ходить с детьми в музеи и смотреть оригиналы. Потому что только живая картина способна передать ту гамму чувств, которую в неё заложил художник, и вызвать яркий отклик в душе ребенка.

Подобрали несколько методик, которые помогут диагностировать у детей уровень развития воображения.

Наша работа может быть использована студентами педагогических учебных заведений, учителями. Материал, описанный здесь, поможет им организовать деятельность учащихся начальных классов таким образом, что она будет способствовать лучшему пониманию материала, обучит их создавать свои собственные образы и работать с ними. Всё это пригодятся им на всю жизнь. Полезно будет с ней ознакомиться и родителям, которым небезразлично обучение и развитие своих детей.


Глава 2.  Набор диагностических методик, позволяющих определить успешность развития воображения с помощью использования репродукций художественных произведений

Существует множество разнообразных диагностических методик  для исследования уровня развития воображения. Предлагаемые методики педагог может использовать для изучения особенностей воображения младших школьников, представления на каком уровне находится каждый ребёнок, какой вид воображения у него лучше выражен, кого и как нужно развивать.

Диагностика "Где чье место?" Кравцова Е.Е

Это игровая методика, которая позволяет не только определить, насколько у ребенка развито воображение, но и способствует его развитию.

Смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: например уйти от конкретности и реальности, продумать в уме всю ситуацию целиком.

Необходимые материалы: Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).

творческие способности, воображение

Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.

творческие способности, воображение

Задание: взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались. [4]

Методика изучения творческого воображения «Круги». Столяренко Л.Д.

Цель работы: изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Стимульный  материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.

Описание методики.

Ребенку предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Инструкция: 

"На бланке нарисовано 20 кругов. Твоя задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпиши, что нарисовано. Рисуй слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывай, что результаты работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков". [13]

Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры".

Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на основании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, m


Список использованной литературы:

  1. Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.;– М. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
  2. Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество в детском возрасте. -М.: Академия, 1997. - 93 с.
  3. Дъяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988, №6
  4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей

дет.сада и родителей. –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.

  1. Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников // Справочник классного руководителя, 2008, №5.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2003. -582с.
  3. Минюрова С. А. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие.– Екатеринбург:Урал. Государственный педагогический университет, 2010. – 116 с.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. -М.: ВЛАДОС, 2003.- 688 с.
  5. Обухова Л.Ф Возрастная психология. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2014.- 460 стр.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.-430с.
  7. Словарь искусств. Подлинник, копия, репродукция/http://www.chgal.ssu.samara.ru/Slovar%20iskusstv/slovar%20kopia.html
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб:Питер,2000.- 712с.
  9.  ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения./http://cito-web.yspu.org/link1/lab/met27/node35.html

Приложение

Диагностика "Где чье место?" Кравцова Е.Е

Интерпретация: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Дети первого уровня испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на нужные места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на "чужие" места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.

Вместе с тем ситуация коренным образом изменяется, если мы уберем целую картинку и, оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о том, где и почему может находиться тот или иной персонаж. В таких беседах со взрослым дети, как правило, показывают значительно лучшие результаты, чем при самостоятельном объяснении. Они могут придумать - правда, очень короткие и несложные - ситуации и истории (в основном по сюжетам знакомых им рассказов и сказок), объясняющие необычное положение персонажей.

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.

Рассказы детей с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву. "В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)" и т.п.

Если изменить задание и попросить детей объяснить, как расставил персонажи взрослый или другой ребенок, то их рассказы станут более содержательными и детальными, чем тогда, когда они сами ставили картинки и пытались пояснить свои действия. Если же убрать большую картинку, то в отличие от детей с первым уровнем развития воображения они почти не будут реагировать на это, т.е. их рассказы и объяснения не станут качественно ни хуже, ни лучше.

Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на "чужие" места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д.

Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: "Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку", - а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: "На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались". Далее следует сказочный сюжет.

Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.

Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить "чужое", то они должны проникнуть в "чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке, мы же просим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались. [4]

Методика изучения творческого воображения «Круги».

Интерпретация

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа");

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства ("Быт");

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности ("Наука и техника");

г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт");

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

1) по степени самостоятельности:

- репродуктивные, передающие существующие, известные образы:

- конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;

2) по степени обобщенности:

- конкретные рисунки, изображающие предметы;

- обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);

3) по степени эмоциональности:

- нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);

- эмоционально окрашенные, юмористические ("Я дарю вам солнце", "Автобус в час "пик").

Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания. [13]

Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры".

Интерпретация

Одной из характеристик творческого воображения является гибкость использования идей, в результате все детские работы можно разделить на творческие и нетворческие.

К нетворческим относятся:

Типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот' же элемент изображения (круг - колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла).

Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы).

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.

Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазии и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.

•        уровень - работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

•        уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

•        уровень - характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция - уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг - уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

•        уровень - в работах отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

•        уровень - для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

•        уровень - качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть "включением". На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как "материала", толчка к воображению и творчеству. [13]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития воображения не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получае...

Использование приёмов рациональных вычислений как средство развития мышления младших школьников

Обобщение опыта по данной теме является актуальным, так как умение "рационально" производить вычисления, характеризуют довольно высокий уровень математического развития ученика....

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

Музыка как средство развития воображения младших школьников

В данной статье предмет музыки, музыкальное искусство, рассматривается как средство развития воображения младших школьников....