Использование групповых форм организации урока в начальной школе.
статья на тему

Корнилова Александра Игоревна

На сегодняшний день в педагогике существуют разные классификации форм организации обучения. Попробовав их классифицировать, можно выделить следующие формы организации обучения:

- общие: индивидуальные, групповые, фронтальные;

- конкретные: ведущие (урок, домашняя работа, экзамен, семинар и т.д.), сопутствующие (экскурсия, консультация, олимпиада и т.д.), вспомогательные (репетиторство, индивидуальные дополнительные занятия и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование групповых форм организации урока в начальной школе.

 Усовершенствование традиционных форм обучения и поиск новых форм, методов, средств, адекватных целям развития участников образовательного процесса, является актуальной проблемой современного образования. Теория обучения долгое время, основываясь на пассивных методах запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, обусловливала формирование преимущественно репродуктивного способа мышления. Поиск новых способов обучения ведёт к тому, что учебный процесс сосредотачивается на личности обучаемых, поставленных перед необходимостью решения конкретных проблем, перестаёт ограничиваться одним только сообщением сведений по определённым вопросам.

 Психологами и педагогами доказано, что обучение воздействует на развитие младших школьников всей своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общения с учителем и друг с другом.

 Выбор оптимальных сочетаний форм организации учебной деятельности школьников, выстраивание их систем относятся к одной из актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

 Форма организации обучения есть самостоятельная дидактическая категория, сохраняющая основной признак формы – быть внутренней организацией какого-либо содержания. В дидактике в качестве содержания выступают учебный материал и методы обучения, которые, наряду с этим, сами являются самостоятельными элементами процесса обучения.

 В учебном процессе формы организации обучения выполняют функции: обучающе-образовательные, воспитательные, организационные, развивающие, интегрирующе-диффернцирующие, систематизирующие и структурирующие, комплексирующие и координирующие, стимулирующие.

 На сегодняшний день в педагогике существуют разные классификации форм организации обучения. Попробовав их классифицировать, можно выделить следующие формы организации обучения:

 - общие: индивидуальные, групповые, фронтальные;

 - конкретные: ведущие (урок, домашняя работа, экзамен, семинар и т.д.), сопутствующие (экскурсия, консультация, олимпиада и т.д.), вспомогательные (репетиторство, индивидуальные дополнительные занятия и т.д.).

 Однако нельзя не отметить, что обращение при выборе форм организации обучения на уроке только к специфике учебного материала как бы «оставляет в стороне» личность каждого отдельного ученика. В центре внимания учителя, прежде всего, должен быть ученик, его особенности, интересы, природные задатки, так как, опираясь на них, можно помочь каждому ученику полнее раскрыть себя, свои способности, свой творческий потенциал. Лишь опираясь на знание индивидуальных особенностей учащихся, общий уровень развития всего класса, можно говорить о степени субъективной трудности предстоящей учебной деятельности и подчинять этому выбор форм.

 Считается, что эффективность обучения закономерно обусловливается выбором форм обучения, а принцип оптимального сочетания общеклассных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса предполагает не только общий подход ко всему кассу и дифференцированный к различным группам школьников, но и индивидуальный подход. Поэтому все формы обучения надо стараться постоянно и умело сочетать на каждом уроке.

 Организация учебной деятельности учащихся- наиболее сложная задача, ставящая учителя перед необходимостью поиска форм и методов коллективно-распределённой деятельности. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Такая работа предполагает деление учащихся на небольшие группы, каждая из которых должна найти своё решение проблемы; обсуждение между группами различных вариантов; совместное оформление правильности решения.

 Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать особенности их подходов, что в свою очередь рождает у детей взаимный интерес к работе друг друга. Общение детей между собой обогащает каждого из них, даёт возможность самому учителю чётко представлять, какие дети в первую очередь нуждаются в коррекции, учит детей работать в едином коллективном ритме, принимать позицию партнёра, другими словами позволяет организовывать обучение, ориентированное на психическое развитие ребёнка.

   Реализация целей групповой работы детей даёт следующие результаты:

  • Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
  • Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
  • Опыт выполнения этих рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.
  •  Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения, возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

 Организация групповой работы начинается с первого школьного дня. Учителю необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому её надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

 Объединить детей в группы нужно с учётом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют слабые и сильные группы, учителю труднее. Эффективна следующая форма подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе).

 Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды. Для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел бы спиной к доске (если она нужна), мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости от членов группы.

 Роли в группе: организатор – отвечает за работу группы в целом; спикер – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения; критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Алгоритм движения при выполнении задания в группе:

  1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
  2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
  3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы).
  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задачи.
  5. Совместное принятие решения.
  6. Анализ решения задания, его оформление.
  7. Проговаривание в группе выступление спикера.
  8. Представление решения спикером.

При организации групповой работы, нужно обратить внимание на следующее:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут в 3-4 классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

 В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к боле сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

 Работа в группе – очень эффективная форма обучения. Вот что получается, когда дети в процессе обучения объединяют свои усилия в решении учебных задач:

  • возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратиться меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (не остаётся учеников, не работающих на уроке);
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • сплоченность класса возрастает;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • в то же время растёт и самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  • дети, помогавшие в учёбе своим товарищам, с большим уважением , менее потребительски относятся к труду учителя;
  • они приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей, гуманистические мотивы поведения;
  •    учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять большее внимание «слабым» ученикам;
  • Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений;
  • Происходит развитие речи учащихся, в частности, диалогической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе...

презентация "Использование групповых технологий на уроках в начальной школе "

Презентация по теме " использование групповых технологий на уроках в начальной школе"...

Развитие коммуникативных умений и навыков через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Эта статья, с которой я выступала на областной научно-практической конференции "Ресурсы развития современного урока" в г.Кирове Кировской области. Все участники делились  материалами из опыта раб...

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Статья содержит рекомендации по организации групповой работы на уроках в начальной школе...

презентация "Использование групповых технологий на уроках в начальной школе"

Эта презентация дополнит выступление учителя на тему "Групповые технологии"....

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...

Использование групповой технологии на уроках в начальной школе

  В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой разв...