Что такое портфолио в начальной школе?
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Макарова Марина Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое портфолио и зачем оно нужно в начальной школе?

М. В. Макарова

МБОУ СОШ №38 им. С. В. Кайгородова

      В условиях реализации ФГОС НОО возникают новые требования к системе оценки результата, деятельности учащихся и учителя. Современный школьник – активный участник воспитательно – образовательного процесса. Проследить индивидуальный прогресс учащегося помогает портфолио.

      Учебное  “портфолио” в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

     Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности;

        Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций.

        Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь оказывают памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

      В классах, где работают авторы статьи, портфолио является важной составляющей воспитательно-образовательного процесса. Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа. Учащиеся под руководством учителя определили интересные им разделы:

Раздел 1. «Всё обо мне»

Здесь поместили информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

«Моя семья», «Мой класс», «Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах».

Раздел 2.  «Мои достижения»

Содержится техника чтения по четвертям, успеваемость, сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, грамоты и дипломы.

Раздел 3. «Моё творчество»

В этом разделе собраны творческие работы (литературные работы, фотоматериалы своих увлечений, рисунки), сведения об участии в городских, школьных и классных праздниках и мероприятиях.

Раздел 4.  «Мои впечатления»

Здесь содержатся фотоотчёты и рассказы о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

Раздел 5.  «Рабочие материалы»

Собраны  письменные и диагностические работы.

Раздел 6. «Отзывы и пожелания»

В этом разделе содержатся отзывы в произвольной форме учителей, родителей, педагогов дополнительного образования.

       Работа над созданием портфолио и его и постоянное пополнение даёт положительные результаты. Учащиеся заинтересованы в своих успехах, видят динамику развития, испытывают чувство гордости за свои достижения. Ребята активно участвуют в различных школьных, муниципальных творческих конкурсах, заочных предметных олимпиадах, становятся победителями и призёрами школьного этапа предметных олимпиад.

Систематизация и обобщение опыта в работе с портфолио в начальной школе позволяет составить памятку для педагогов по ведению портфолио:

1.Привлекать родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке.

3.Результат работ датируется, чтобы можно было проследить динамику; соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой.

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

Памятка для ученика по ведению портфолио:

1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.

2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.

3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.

4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им.

5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении.

Список рекомендованной литературы

1. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. \Серия “Компетентностно-ориентированный подход  к образованию: образовательные технологии”. Вып.2. – Самара, изд-во Профи, 2002.-92с.

2.Коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru.

3.Народное образование. Портфолио: типичные ошибки и затруднения., № 2, 2005,с.72-77.

4.Портал “Российское образование”: www.edu.ru.

5. Т. И. Шамова, С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. Педагогическое общество России. Москва.2007, с. 54-57.

6.Центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое портфолио?

Сегодня стало частым употребление слова "портфолио". Вошли в нашу жизнь словосочетания "портфолио учащегося", "портфолио учителя". Я решила для себя "разложить все по полочкам". Может, это кому-то буд...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...