проектная технология в практике
статья (2 класс) на тему

     Цель: распространение опыта работы учителя по внедрению проектно-исследовательской деятельности.

 

1.Актуальность темы

   Расскажи мне – и я забуду,

покажи мне - и я запомню,       (Китайская мудрость)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya_v_praktike.docx64.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Тыгдинская СОШ

«Проектная технология в практике»

(из опыта работы)

Выступление

учителя начальных классов

Вамбольд Натальи Анатольевны

на секции учителей начальных классов

 2018 год.

Содержание

1.Актуальность темы…………………………………………..

2.Основная часть…………………………………………………

2.1.Технология опыта…………………………………………

2.2.Реализация опыта………………………………………..

3.Заключение……………………………………………………..

4.Приложение…………………………………………………….

4.1.Роль родителей на этапах выполнения проекта

4.2.Этапы выполнения проекта

4.3.Памятка для учителя

Список литературы:

  1. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г. 160с].
  2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — С. 41-45.
  3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» – Самара:  Издательство Учебная литература, 2005
  4. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.

Описание опыта по теме: «Проектная деятельность как средство повышения качества обучения»

Учитель МОБУ Тыгдинской СОШ Вамбольд Наталья Анатольевна

     Цель: распространение опыта работы учителя по внедрению проектно-исследовательской деятельности.

1.Актуальность темы

   Расскажи мне – и я забуду,

покажи мне - и я запомню,       (Китайская мудрость)

2010 год президент России Д.А. Медведев объявил годом Учителя. Поздравляя учителей с Международным днём Учителя, он сказал: «Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему  приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектно – исследовательской работы? 

Уважаемые коллеги!    Я работаю в школе 27 лет.  В своей статье я хотела бы затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий ФГОС второго поколения

Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось,  заниматься проектной деятельностью достаточно сложно  физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что  для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие

«исследователи и научные работники».

 Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования.   Работая несколько лет над проблемой познавательной активности. Я убеждаюсь, что результат зависит от того, насколько учебная деятельность мотивирована. Способом ее решения может стать проведение уроков, где учащиеся учатся приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых практических задач, уметь работать в группах, пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.   Решение проблемы повышения мотивации, я вижу в использовании метода проектов. 

Благодаря реформированию системы образования, мы – учителя, теперь имеем дело с интересной и увлекательной, на мой взгляд, проектной и исследовательской деятельностью. 
Работая по учебно-методическому комплексу «Школа России», в каждом учебном предмете, начиная с первого по четвёртый класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. Помимо этого 4 года веду внеурочную деятельность - «Проектная и исследовательская деятельность». Таким образом, вместе с детьми занимаемся проектной и исследовательской деятельностью четыре учебных года.
Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация детей. 
Полученный опыт, позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна, и приносит - желаемые результаты.

Главная идея этого метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической, но обязательно личностно значимой проблемы. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на реализацию задуманного результата. Я создаю условия для развития учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки проекта. Учу пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

2.Основная часть.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. На мой взгляд - метод проектов - это очень интересная работа. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье сберегающими технологиями.
  
В нашей школе методу проектирования уделяется пристальное внимание. На самом деле, грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику.
Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление. Метод этот может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. 

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Одна  из  главных  задач  учителя  при  организации  процесса  обучения  заключается  в  том, чтобы  ученик  на  уроке  испытывал  удивление, интерес,  озадаченность  неразгаданной  проблемы, радость  самостоятельно сделанного  открытия.

Мой  опыт  работы  показывает, что в  процессе  обучения  новое  всегда  притягивает  учеников, но  столкнувшись  с  трудностями,  с  однообразием, ученик  постепенно  теряет  интерес  и  желание  учиться. И  всем  нам  известно,  что  одних  способностей  и  стараний  учителя не  достаточно  для  учебного  процесса. Должна  работать  связь  учитель - ученик  и  ученик – учитель.  Где  ключевым  звеном  является  не просто  ученик как  субъект,  а  ученик, активно  проявляющий  себя  в  этом  процессе.

И  каждый  раз,  входя  в  класс, ты  твёрдо  знаешь, чего   ты  хочешь от  своих  учеников.

Мотивов  к  учению  у  ребят  конечно  много:  это  и  доставить  радость  своим  родителям,  и  стать  лидером  среди  своих  сверстников,  расширить  кругозор,  обогатиться  знаниями.  Учёба  должна  быть  не  ради  оценки,  она  должна  прежде  всего  приносить  радость  самому  ученику.

Как  сделать  так,  чтобы  не  гасла  тяга  к  учёбе,  к  знаниям,  которая  присуща  к  сожалению  многим  ученикам  уже  к  концу  обучения  в  начальной  школе?

Решение  одно:  искать  новые  формы  и  методы  обучения.

Опыт  работы  показал,  что  именно  проектная  деятельность  позволяет  школьникам  не  только  воспринимать  учебный  материал с  интересом,  но  и  самому  быть  активным  участником  этого  процесса.  

Технология опыта.

Моя система работы над проектами строится на следующих основных образовательных технологиях:

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

Работа ведется по следующему алгоритму:

Алгоритм проектирования

Этапы работы

Содержание работы на этапе

1 этап. Подготовка

Деятельность учителя

Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте;

- формирования интереса к данной теме;

- создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 этап. Организация проектной и исследовательской работы

Деятельность учителя и учащихся.

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию,

беседу, анкетирование и т. п.).

2. Определение количества участников проекта, состава группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Плановые работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления)

Продукт:

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

- фильм, макет, сборник и др.;

- конференция, праздник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

- прочитать в книге;

- понаблюдать;

- посмотреть в Интернете;

- задать вопросы родителям, специалистам;

- подумать самостоятельно;

- посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач. Высказывание предположений, определение сроков работы. Исследовательская деятельность. Сбор информации, решение промежуточных задач. Организация экскурсий, проведение экспериментов. Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, закладки. Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью. Результаты и выводы Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Деятельность учителя и учащихся.

Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы в разнообразных формах: отчет, ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов Знакомство с готовой работой.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы

Деятельность учителя и учащихся.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание усилий учащихся, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

 

Общие подходы к этапам проекта.

1.   Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах 
6. Защита проектов. 
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Основные цели, которые я ставлю для организации проектной деятельности учащихся младших классов:

 

- активизация проектной деятельности учащихся;

- формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно- оценочных действий учащихся (самоконтроля и оценки (самооценки);

- развитие творческих способностей учащихся не только в учебное время (на уроках), но и через спектр практически направленных мероприятий во внеурочной деятельности, самостоятельности, организованности, умение пользоваться источниками для углубления знаний в соответствии с выбранной темой.

                             Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:

  1. 1.Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. 2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти информацию;- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
  3. 3.Выполнение проекта – практическая часть.
  4. 4.Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Этапы создания проекта

Этапы   проекта

Деятельность  педагога

Деятельность   детей

1 этап

 

 

 

 

 

 

 

2 этап

 

 

 

 

 

3 этап

 

 

4 этап

1. Формулирует проблему (цель и конечный   продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

 

 

 

 

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

7. Практическая помощь (по необходимости).

 

8. Направляет и контролирует осуществление   проекта.

 

9. Подготовка к презентации.

Презентация

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

5. Объединение детей в рабочие группы.

 

6.Распределение амплуа.

7.Формирование специфических знаний, умений,   навыков.

 

 

8.Подготовка продукта деятельности к   презентации.

9. Представление (зрителям или экспертам)   продукта деятельности

Проекты могут классифицироваться:

  • по      составу участников;
  • по      целевой установке;
  • по      тематике;
  • по      срокам реализации.

На практике чаще всего использую следующие типы проектов:

  1. 1.исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. 2.ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. 3.информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
  4. 4.творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.

Я работаю по УМК «Школа России». Обучение по комплекту «Школа России» позволяет решать поставленные перед современной школой задачи. 

 Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей (см. Приложение 1).
В работе над проектами стараюсь как можно больше заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. 

     В 1 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Тренировочные занятия. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, придти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, проиллюстрировав её. В результате рождаются коллективные проекты «Загадки для тех, кто умнее всего». Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся искать нужную информацию. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

     Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

-рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

     Во 2классе, кроме творческих проектов, появляются информационные проекты. Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки – сказки, уроки – утренники позволяют каждому ребёнку проявить читательские и актёрские способности. Отсюда создание книжек – малышек, газет, стендов. Представляю проект «Моя сказка». Ребята сначала выяснили, что такое сказка, основные моменты в сказке. Придумали своего сказочного героя, дали ему характеристику, сочинили сказку и оформили в виде книжки – малышки.

На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета.  

Вопросы:

  1. Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
  3. Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?
  4. По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из  изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [3]

Теперь можно искать темы для проекта. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке: купила новые магниты для доски, а они плохо или совсем не держат географическую карту. Возник вопрос «Почему? От чего это зависит?»,  который и перерос в проект «Свойства магнитов».

Тему для другого проекта подсказал случай в столовой. Перед обедом все дружно отправились мыть руки, но кран за собой закрывали не все – торопились. Решив, что беседа о бережном отношении к воде не западёт в душу детей, я предложила провести исследования и наблюдения об использовании воды. Наши исследования переросли в большой проект «Водный голод планеты». Дети наблюдали  и подсчитывали, сколько тратит воды их семья, сколько воды вытекает из неисправного крана, сколько учеников начальной школы закрывают за собой кран. Узнавали, где на Земле воды в достатке, а где не хватает. Результатом проекта было оформление плакатами  о бережном отношении к воде школьной столовой.

     Расскажу о проектах из опыта своей работы.

     Один проект был создан в 1 классе в 2010 – 2011 учебном году в рамках районного семинара  начальных классов, который проводился на базе Тыгдинской школы.

     На основе  первого опыта ученикам 1 класса было предложено  заняться подготовкой заинтересовавшего их проекта по теме «Книга». Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов. Этот проект достаточно объёмный  и долгосрочный.

     Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми; наблюдения.

      Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.

     Наша работа состояла из следующих этапов:

-погружение в проект.  Определение практически значимой цели, формулировка задачи. Основная цель проекта: издание книг и определение, какое издание наиболее трудоёмкое?

-Организационный.

     Класс был разделён на 3 группы.

     Конечным результатом проектной деятельности должны стать книги. 1 группа учащихся, которая называлась «Издательство «1 класс», должна была выпустить книгу ручной работы, как это делалось в старину. 2 группа учащихся «Издательство «Первоклассник», должна издать книгу современным типографским способом.

-Обсуждение реализации поставленной цели и осуществление деятельности.

1. Экскурсия в школьную библиотеку. Беседа на тему «Издание книг в прошлые века. Первые книги». Поиск пословиц о книге. Правила бережного обращения с книгами.

2. Экскурсия в сельскую библиотеку. Беседа на тему «Издание книг в наше время». Поиск: из каких частей состоит книга?

3.  Беседа на тему «Как работает типография». Поиск: кто работает в типографии?

4. Классный час на тему «Как получают бумагу?» Поиск: кто участвует в издании книги?

     На этом первый блок работы над проектом заканчивается – сбор сведений по теме проекта. Начинается второй блок проекта – работа над самим проектом «Издание книги». 1 группа учащихся работала над изданием книги ручной работы. Выбор темы. Так как вся работа проводилась в феврале и марте, дети решили посвятить маме и назвали её «Наша мамочка». Определили содержание книги: взяли стихи Благининой Е.А., Самченко Е.А., Саконской Н., Кисякова И.И., Гамзатова Р. Распределили роли в группе: кто-то переписывал стихотворение, кто-то делал иллюстрации, кто-то – титульный лист и страницу с содержанием.

     2 группа учащихся работала над изданием книги современным способом – на компьютере. Тема выбрана в соответствии с календарём «Весна, весна!». Отобрали для своего сборника стихи поэтов: Баратынского Е.А., Есенина С.А., Тютчева Ф.И., Толстого А.К. на каждой странице книги поместили портрет поэта, иллюстрацию по содержанию стихотворения.

3 группа работала над изданием проекта «Времена года» в виде перелистного календаря.

-Обработка и оформление результатов проекта, презентации.

     Свои работы ребята представили на внеклассном мероприятии «Книжкины именины». Каждая группа с помощью родителей закончили работу над книгами: собрали во единое целое страницы своих книг и представили их зрителям.

-Обсуждение полученных результатов, выставка и оценка работ.

     Конечный результат:

1. Книга «Стихи о маме», изданная вручную.

2. Книга «Весна, весна!», изданная на компьютере.

3. Перелистной календарь «Времена года»

     В заключении был сделан вывод, что издание книги вручную трудоёмкое занятие, поэтому в настоящее время используют современные технологии, позволяющие издавать книги в большом количестве за малый период времени.

     Работа над проектом позволила учащимся:

- освоить первичные методы исследования;

- дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;

- развития интереса к чтению и процессам познания в целом.

         В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

     Другой проект был создан во 2 классе в 2015 учебном году в рамках районной акции «Минувших дней святая память», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот проект краткосрочный.

     Учащимся было предложено принять участие в конкурсе «Письмо ветерану». Учащиеся класса откликнулись на это предложение. Провели исследовательскую работу о работе полевой почты во время войны. Для этого они посещали библиотеки, школьный музей, работали со справочным материалом и историческими источниками, воспользовались информацией из Интернета, личные встречи с пожилыми людьми (дети – войны). На уроках технологии учились складывать треугольные письма, на внеурочных занятиях обсуждали содержание писем ветеранам и написали письма. Лучшие работы были представлены на районный конкурс. Письмо Федотовой Даши было отмечено комиссией, девочка была награждена Грамотой победительницы, а письмо было вручено ветерану Великой Отечественной войны. В канун празднования Дня победы учащиеся класса подготовили общешкольное мероприятие на тему «Письма с фронта» и выступили на общешкольной линейке, где они защищали свой проект «Письмо ветерану». Создали книгу – памяти.

В классе был оформлен уголок «Поклонимся великим тем годам» Были подготовлены проектные работы для Научно – практической конференции «Герой войны в моей семье» (Старовойтов Денис, Козина Карина)

2016 – 2017г. в МОБУ Тыгдинской СОШ проходил День открытых дверей. Мною было проведено большое мероприятие  «Твори добро», для присутствующих родителей и ребят детских садов. Защита проекта: посадили ромашковое поле своих добрых дел. Это дало возможность ребятам задуматься над тем, протягивают ли они когда – нибудь реально руку помощи.

     Из опыта работы я могу утверждать, что использования проектной деятельности  вызывает у обучающихся интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создаётся положительный психологический климат.

Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита проекта проходила в виде праздника, например проект «Моя семья», который был представлен на районном семинаре для педагогов школ.

Пропаганде семейных ценностей среди молодежи,

углублению сотрудничества семьи и школы, воспитанию чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитию интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, развитию творческих способностей учащихся - посвящен данный проект на тему «Моя семья – мое богатство».

Проект «Моя семья – мое богатство»  выполнен на высоком уровне с тщательной подготовкой, с использованием обширного материала по подготовке праздничной программы; составлению и оформлению экспозиции генеалогических деревьев семей; поиску старинных вещей, реликвий, документов, хранящихся в семье; оформлению фотовыставки «Загляни в семейный альбом» и выставки поделок, изготовленных руками родителей и детей «Чудеса своими руками», и, старинных семейных реликвий, передаваемых из поколения в поколение.

 Став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю  работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен.  

     Из опыта работы я могу утверждать, что использования проектной деятельности  вызывает у обучающихся интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создаётся положительный психологический климат.

Приложение 1. Роль родителей  на этапах  выполнения проекта

Этапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи.

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.

Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

Разрабатывается план  выполнения проекта.

Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта.

Обдумайте с ребенком возможные результаты.

Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.

Распределяются обязанности между участниками проектной группы.

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.

Посодействуйте в посещении  библиотеки.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы, и готовится отчет.

Подскажите основные правила оформления документов.

Проект готовится к презентации.

Помогите прорепетировать выступление.

Публичная презентация проектной работы.

Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!

Приложение 2.

2.Фрагмент урока. «Имя прилагательное в « Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина». Смотри приложение 4

3.Тема: «Моя малая Родина» Смотри приложение 5

                          (Историко – краеведческое и гражданско - патриотическое  направление проекта)

Учащиеся должны знать:

 • узнать о знаменитых людях малой родины
• найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины
• собрать материал ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
• оформить собранный материал в виде презентации
• научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы по материалам проведенной работы, работать в группах.

Оборудование: рабочая тетрадь А.А Плешаков «Окружающий мир» , раздаточный материал для выполнения заданий каждой группы, альбомные листы для оформления разделов проекта, справочная литература, клей, фломастеры, цв/ карандаши.

                                        Ход урока.

I. Организационный момент.

-        Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. В каждой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель. Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

- Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

II. Формулирование темы и цели урока.

Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Моя малая Родина».

Дети перечисляют особенности проектной деятельности (выступление групп по плану, поочередное выступление в соответствии отведенной ролью, умение выслушивать докладчиков, анализировать сообщения, использовать в работе научные источники и ориентироваться в них, отстаивать свою точку зрения опираясь на научные источники, работать в проекте коллективно).

На доске план действия.

                                  Действия в группе

1.        Обсуждение заданий (коллективно).

2.        Выполнение практического задания («экспериментаторы»).

3.        Оформление задания («иллюстраторы»).

4.        Формулирование выводов («аналитики»).

5.        Применение результатов («исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

Учитель предлагает обсудить цели урока.

-        узнать новые сведения о своём посёлке;

    Погружение  в проблему.

        Подготовительный этап.

-        «Мозговой штурм» – обдумывание проекта;

Аналитики из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта.

На доске появляется заготовка с основными разделами.

-    ///.    Распределение заданий.

/V. Разработка составных частей  проекта фотография и иллюстрирование.

. • расширять знания детей о своей малой родине;
• воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к истории и судьбе России;
• привлечь к работе над проектом родителей, способствовать сплочению детского коллектива и родительской общественности, формированию чувства сопереживания за общее дело. 
Задачи :
• изучить природу родного края
• выяснить особенности развития истории родного края
• узнать о знаменитых людях малой родины
• найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины
• собрать материал ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
• оформить собранный материал в виде презентации
• научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

В процессе работы над проектом «Моя малая родина» осуществляется расширение представлений обучающихся о малой родине, воспитание у детей любви к родному краю. Это первые шаги первоклассников по созданию проектов. Класс у нас многочисленный, поэтому весь собранный детьми и родителями материал мы объединили в один общий коллективный проект. При помощи родителей были напечатаны фотографии, собран материал из архива села, опрос старожил. Приятно было видеть, как проходила работа по созданию проекта: дети с большим интересом делились впечатлениями о том, что нового они узнали. Ребята выступали с подготовленными сообщениями, иллюстрировали их наглядными фотоматериалами, рассказывали об истории села, с гордостью и любовью представляли достопримечательности: школу, обелиск, нашу очень красивую природу.

V.Испытание всего проекта.

Происходит презентование своего проекта. Защита проектов проходила в актовом зале школы. На ней присутствовали родители учеников. Чувство волнения испытывали все: и дети, и родители, и учитель. 
На защите проектов ребята очень волновались. Все участники проекта проявили активность, получили эмоциональный заряд от проделанной работы. Материал для проекта собран в соответствии с требованиями и заслуживает высокой оценки. 
Первоначальный опыт учеников интересен и актуален. Через использование активных форм обучения в начальной школе в нём прослеживается формирование ключевых компетентностей: учебно-познавательных, ценностно-смысловых, коммуникативных, информационных. 
Используя поисковую, исследовательскую деятельность, ученики расширили знания о родном крае, учились добывать информацию, презентовать её.

VI.        Самоанализ проектной деятельности.

Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями  встретились, анализируют причины этих трудностей.

VII.        Итоги урока.

Подводится общий итог  проектной деятельности, определяют значение проекта.

X. Домашнее задание. Создать книгу.

Данная работа с учащимися начальной школы показывает, что входе освоения детьми  проектной деятельностью возрастает познавательный интерес к изучаемому предмету, способствует формированию патриотизма.

           Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.  Основным же критерием выступает стремление и попытки использовать исследовательский метод  не только в учебном процессе, но и в повседневной практике взаимодействия с миром.

 

5.Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.

Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые мы сформулировали в памятке для учителя.

Памятка для учителя № 1.

  1. 1.Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
  2. 2.Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  3. 3.Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  4. 4.Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
  5. 5.Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  6. 6.Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
  7. 7.В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.

Правила презентации для ученика:

  1. 1.Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
  2. 2.Найди удобное положение тела и место для рук.
  3. 3.Спокойно посмотри на слушателей.
  4. 4.Назови тему.
  5. 5.Заинтересуй слушателей выступлением.
  6. 6.Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
  7. 7.Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
  8. 8.Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
  9. 9.Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

  1. 1.Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
  • Почему начали работу над проектом?
  • Решили ли вы проблему?
  • Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
  • Что не доделано, а может быть можно изменить.
  1. 2.Помогите оценить процесс проектирования.
  2. 3.Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
  3. 4.Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
  4. 5.Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
  5. 6.Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.

5. Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- проблема субъективной оценки.

 

3.Заключение

При организации данной работы в начальной необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

     Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.    

   Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
     
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

                                                                    

                     Каждый год мы являемся активными участниками проектов школьного , районного уровня и областного уровня.

Название проекта

Победители

Школа

Район

Область

«Дорога без опасности»  (Козина Карина)

1место

2место

«Жизнь без пожаров»

1место

«Компьютерные игры – хорошо или плохо» (Тимофеев Игорь)

1место

1место

«Оптические иллюзии или обман зрения»

2место

«Числа вокруг нас» (Вамбольд Ольга)

1место

«Герой войны в моей семье» (Старовойтов Денис)

2место

«Герой войны в моей семье» (Козина Карина)

1место

1место

«Волшебная соль» (Козина Карина)

1место

2место

«Сахар или конфеты?»

1место

Сама являюсь выпускником курса «Метод проектов» ( имеется сертификат)       

    Своим опытом с огромным удовольствием делюсь с коллегами, в том числе на страничках своего сайта.

     

 Личный сайт 3 место в Районном конкурсе «Лучший персональный Интернет – сайт педагога» (Грамота)

Мои публикации (свидетельство о публикации в электронном СМИ)

             На мой взгляд, проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей педагогики в целом.

Родители всегда для меня помощь, у нас одна цель: вырастить деревце не в оранжерее, а готовое к сильному урагану. Ведь рост человеческой личности достигается только в том случае, если ни что не даётся легко. Только жизнь, открытая трудностей становится настоящей жизнью!

 

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!».
Желаю Вам творческих идей!
Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в практике учителя

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских  видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического  ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в практике учителя.

Обобщение педагогического опыта по теме :"Использование информационно-коммуникационных технологий в практике учителя."...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».

ПРОЕКТНАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ.  ПРАКТИКА  РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...

Презентационный материал по применению проектных технологий на практике

Воспитание у учашихся бережного отношение к хлебу и людям, посвятившим свю жизнь его производству....

Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".

Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с друг...