Тема выступления: «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе».
статья на тему

Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать на уроках знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchih.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

Автор: Мингазова Нурсия Каффаловна

Учитель начальных классов МБОУ «Школа №144» г. Казани

Наше будущее - это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одно из главных направлений национального проекта «Образование», президентской инициативы «Новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

 По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.

Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в сентябре 2017 года, когда в школу пришли 31 моих первоклассников. Проведённое анкетирование родителей дало следующую информацию: 7% детей имеют хронические заболевания, у 10% ребят имеются различного рода нарушения зрения, 7% – часто болеющие дети. Выяснилось, что более половины  учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей, в том числе к невропатологу - 18% , к хирургу - 29 %. Изучив медицинские карты первоклассников, выяснила, что только 8 учеников, относится к I группе здоровья.

У 4 учеников был обнаружен сколиоз.

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза - количество нарушений психического здоровья.          

К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги - практики.

 Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?

 Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости такой организации работы на уроке и во внеурочной деятельности, которая явилась бы спасением от «школьных болезней». Поэтому основой моей работы стало изучение и использование здоровьесберегающей технологии.

Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать на уроках знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Что же в моем понимании представляет «здоровый урок» ?

Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.

 Критерии здоровьесохраняющего урока:

1. Двигательная активность.

2. Сенсорно-разнообразная среда.

3. Развитие мелкой моторики руки.

4. Работоспособность.

5. Дифференциация.

При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических поз. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

- упражнения по формированию осанки;

- укреплению зрения;

- укрепления мышц рук;

- отдых позвоночника;

- упражнения для ног;

- упражнения на ковре;

- релаксационные упражнения для мимики лица;

- потягивания;

- массаж области груди, лица, рук, ног;

У нас хорошая традиция - каждое утро желаем друг другу удачного дня, улыбаемся и делаем зарядку.

 Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.

Стиль общения учителя с обучающимися  также влияет на состояние здоровья. Учителям должен быть свойственен демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.  

Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников,  продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.

 При общении с учащимися на уроке стараюсь «открыть» ученика на общение. Для этого слежу за своей позой во время урока : открытая поза, плавная пластика. Для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.

Подачу информации  осуществляю с позиции «Мы», для преодоления физического и социального барьеров, стараюсь осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно.

В общении важно «соучастие» ученику (проявление интереса, оказание помощи), «возвышение» ученика пользоваться правилом «Трёх «П» - Понять, Признать и Принять ученика таким, каким он есть; просить посильной помощи, поддерживать оптимизм.

 Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей. Я помню, что у 18% моих детей за плечами лечение у невропатолога. Существующая статистика по информации Минздрава РФ просто ужасает: из 100 неврозов у школьников  2/3 возникают по вине педагогов.

Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе. На переменах включаю спокойную расслабляющую музыку.

В процессе обучения школьников до 80 - 90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Зная, что у 10% моих детей уже при поступлении в школу были различного рода нарушения зрения, считаю необходимым проведение на уроке комплексов упражнений для глаз и использование отдельных приёмов технологии профессора В.Ф.Базарного. Например: рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; «путешествие глазами» по траекториям; проведение игры «Весёлые человечки», когда дети сначала рассматривают движущуюся фигуру человечка (куклы-марионетки), а затем повторяют его движения сами.

Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности:  «Уроки здоровья», игры, походы, систематические прогулки на свежем воздухе. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

 Велика роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни. Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок жёлтого цвета матовой краски, цвет линолеума для пола также не раздражает глаза.

 Одна из важнейших задач, возложенная на родителей - контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. На родительских собраниях, я знакомлю родителей с основными принципами организации здорового питания детей. Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.

 В течение учебного года трижды меняю расположение посадочного места для каждого ученика.

К концу обучения в 1-м классе % детей с нарушениями зрения не изменился.

Пропуск уроков по болезни идёт на уменьшение. В 1 четверти – 156 уроков, во 2 четверти- 127 уроков , в 3 четверти- 96 уроков . в 4 четверти – 30  уроков пропустили по болезни.

Руководствуясь в своей работе принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, могу констатировать, что состояние психического, социального и нравственного  физического здоровья улучшилось. К концу года не  возросло число детей с нарушениями зрения и осанки, наоборот у некоторых учеников врачи обнаружили улучшение состояния.

Прогресс есть, а значит, я двигаюсь в правильном направлении.

Список литературы:

1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе....

Тема самообразования "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Из опыта работы учителя тема самообразования "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"...

Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Статья о использовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе может быть полезна не только учителям начальной школы, но и учителям-логопедам, учителям, реализующим ФГОС ООН ОВЗ, та...

Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Статья о использовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе может быть полезна не только учителям начальной школы, но и учителям-логопедам, учителям, реализующим ФГОС ООН ОВЗ, та...