рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) на тему

Макаренко Светлана Анатольевна

Курс "Брянский край" введен с целью расширения знаний учащихся о родном крае.Программа курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Брянска

«Рассмотрено»                                                                    «Согласовано»                                                            «Утверждено»                  

ШМО учителей начальных                                                Заместитель директора                                                 приказ  №94 от 30.08.2018

классов                                                                                 школы по УВР                                                                

Протокол № 1                                                                      30.08.2018 г.                                                                                  

от  30.08.2018 года                                                              __________(Н. Г. Деуля)                                              

_______ (С. М. Авраменко)                                                                                        

                             

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса  внеурочной деятельности

  «Брянский край. Азбука родного края»

духовно-нравственное направление

1 б класс

                                                               

                                                                                                                                                        

                                                                                                              учителя начальных классов высшей категории

                                                                                             Макаренко Светланы Анатольевны

                                                                                                            2018 г.

Пояснительная записка

Данный курс «Брянский край» введён в целях расширения и углубления знаний учащихся о природе родного края. Курс «Брянский край» является продолжением краеведческой серии «Родной край» для учащихся 1-4 классов образовательных школ.

Программа регионального курса Брянской области «Брянский край» составлена БИПКРО, «С азбукой по родному краю», учебное пособие для 1-х классов общеобразовательных, автор Н.Е. Пряникова, Шик Н.В..- Брянск: «Курсив», 2004.

Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле.

Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей понимания прекрасного, бережное отношение к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство гордости за свой край. Перед ребятами раскроются тайны природы, закономерная взаимосвязь явлений природы. Целеустремлённая работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, раскрывающими перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствуют воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы. Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, тем больший интерес вызывает у него искусство, литература, отражающие мир во всех его проявлениях. Программа «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей.

Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.

Современное начальное образование - обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.

Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:

формирование   физически   здоровой, духовно   богатой,   высоконравственной,   образованной личности,  патриота  России,  уважающего  традиции  и культуру своего и других народов;

- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

Следовательно. сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого - с любви к тому месту, где живешь». (Л. Леонов)

В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.

Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.

Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад - двор - школа - границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, было написано учебное пособие «С азбукой по родному краю».

  Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания начального образования в рамках национально-регионального компонента. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.

Цель краеведческого курса «С азбукой по родному краю» - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

 

Содержание учебного предмета, курса

 Реализация, краеведческого курса  осуществляется  через план внеурочной деятельности.

Реализация курса может осуществляться через внеурочную деятельность и позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.

При изучении курса выделяются разделы:

1.Азбука - к мудрости ступенька. 4 часа.

2.Учимся разгадывать ребусы и загадки. 2 часа.

3.Сказки Брянского леса. 2 часа.

4 . Животный мир Брянской области.  2 часа.

5.Природа родного края. 2 часа.

6.Поэтическая Брянщина. 2 часа.

7. Происхождение  названий  городов, сел  и  рек  Брянской области. 3 часа

8.Из истории Брянского края. 4 часа.

9.Герб Брянской области.  1 час.

10.Легенды Брянского края.  2 часа.

11.Памятники природы. 2 часа.

12. К истокам слова.  1 час.

13.Суровые годы войны. 2 часа.

14.Учимся работать с картой Брянской области. 2 часа.

15.Занимательное азбуковедение. 1 часа.

16.Конкурс грамотеев. 1 час.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.

Личностные включают в себя:

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.

Метапредметные включают в себя:

регулятивные

- введение правил;

- разный вид деятельности;

- разучивание игр.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

познавательные

- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

- формирование знаний о современных профессиях;

- формирование знаний об истории города, поселка.

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.

коммуникативные

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

- формирование умения в постановке вопросов;

- умение строить устный рассказ;

- формирование умений работать в парах, малых группах.

Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края, находить на исторической и современной картах России места исторических событий,  приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Главная      идея      курса        всестороннее  личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Практическая реализация данного курса находит выражение:

1)        в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала,  расположенные в алфавитном порядке;

2)        в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

3)        в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.

Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, мы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.

Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный,    надпредметный   характер.    Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. На наш взгляд, краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. При этом не исключается возможность  ведения  отдельного  курса

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа разработана для 1 класса. Занятия проходят 1 раз в неделю,  всего 33 часа. Срок реализации 1 год.

Тематическое планирование

урока п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Введение. 3емля Пересвета

1

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.

1

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Родной наш Брянск

1

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

1

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

1

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

1

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.

1

Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы

1.

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

1

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка.

1

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.        

1

Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и'].

И. Швец «Наша Брянская область».

1

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,  Красный Рог, Карачев.

1

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

1

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м1]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

1

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

1

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п1]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы Александр Пересвет.

1

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.

1

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [С]. Брянский Сусанин.

1

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

1

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

1

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.

1

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

1

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.

1

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ1]. Сещенское подполье.

1

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.

1

Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.

1

Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.

1

приложение №1

Календарно-тематическое планирование

урока п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата (план)

       Дата

 (факт)

Корректировка

1

Введение. 3емля Пересвета

1

3.09

2

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.

1

 10.09

3

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Родной наш Брянск

1

 17.09

4

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

1

 24.09

5

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

1

 1.10

6

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

1

 8.10

7

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.

1

 15.10

8

Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы

1.

 22.10

9

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

1

 29.10

10

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка.

1

 12.11

11

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.        

1

 19.11

12

Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и'].

И. Швец «Наша Брянская область».

1

 26.11

13

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,  Красный Рог, Карачев.

1

 3.12

14

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

1

10.12

15

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м1]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

1

17.12

16

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

1

24.12

17

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1

14.01

18

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п1]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы Александр Пересвет.

1

21.01

19

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.

1

28.01

20

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [С]. Брянский Сусанин.

1

4.02

21

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1

18.02

22

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1

25.02

23

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

1

4.03

24

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

1

11.03

25

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.

1

18.03

26

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

1

1.04

27

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.

1

8.04

28

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ1]. Сещенское подполье.

1

15.04

29

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.

1

22.04

30

Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.

1

29.04

31

Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1

6.05

32

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1

13.05

33

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.

1

20.05

приложение №2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект представлен  пособиями:

С Азбукой по родному краю. Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы-составители:  Пряникова Н.Е., Шик Н.В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.- 116 с.

Технические средства обучения

Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Проектор

Компьютер

Принтер

Ксерокс



Предварительный просмотр:

                                         МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Брянска

«Рассмотрено»                                                                        «Согласовано»                                            «Утверждено»                      

на заседании  ШМО                                                          Заместитель директора                                    

учителей начальных                                                           школы по УВР                                                 приказ № 94 от 30.08.2018г                       

классов                                                           _________(Н. Г, Деуля)                                    

Протокол № _1__                                                                                                                            

от  30.08. 2018 г.                                                                    ____________2018г.                                      .  

_______(С.М. Авраменко)                                                                                                                                                                                                                                                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   курсу  внеурочной деятельности «Умелые ручки»

1б класс

 

                                                                                                                                      учителя начальных классов высшей категории

                                                                                                                                      Макаренко Светланы Анатольевны

                                                                                              2018  г .           


Пояснительная записка

          Программа «  Умелые ручки » разработана для занятий с учащимися 1  класса во второй половине дня  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Т.Н. Просняковой "Художественное творчество",  в соответствии с

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 -ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ;
  • приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • приказом Минобрнауки России от 18декабря 2012г. №1060  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 « Об утверждении и введении  в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • в соответствии с Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказом Минобрнауки России № 1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1015 « Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -  общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрировано в Минюсте России03.03.2011г., регистрационный номер 19993).

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы "Волшебство творчества" уделяется общекультурному и духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  •  формирование информационной грамотности современного школьника;
  •  развитие коммуникативной компетентности;
  •  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  •    овладение    логическими    действиями    сравнения,    анализа,    синтеза,    обобщения, классификации    по    родовидовым    признакам,    установления    аналогий    и    причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание   у   них   интереса   к   различным   видам   деятельности,   получение   и   развитие определенных профессиональных, навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Волшебство творчества» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

  Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

          У   ребёнка   формируются   умения   ориентироваться   в   окружающем   мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно  уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируется внимание и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

   Рабочая программа составлена из расчета 1часа  в неделю (всего 33 часа  за учебный год).

Содержание курса внеурочной деятельности

               

Раздел 1. Аппликация и моделирование

(по книгам серии «Любимый образ») – 15 часа

 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаг

Аппликация из птичьих перьев

Аппликация из кружев

Аппликация из ткани

Аппликация из деталей оригами

 Мозаика из ватных комочков

Прорезная аппликация Картон, различные материалы

Гофрированные цепочки

Складывание гармошкой

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

Моделирование из картона.

Рамочка

Моделирование объемного изделия из гофрокартона

Моделирование из гофрированной бумаги

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки

Многослойное торцевание на плоскости

Раздел 2. Работа с пластическими материалами

(по книгам серии «Любимый образ») – 5 часов

 Раскатывание и обрубовка пластилина

Выпуклая аппликация из пластилина

 Торцевание на пластилине

Разрезание слоеного пластилина

Лепка из теста

Раздел 3. Секреты бумажного творчества

(по рабочей тетради «Волшебные секреты») – 12 часов

Обрывная аппликация Бумага различная

Скручивание в жгут. Аппликации

 Скатывание в комок. Мозаика

Гофрированный конструктор

 Моделирование из полос Бумага цветная

Плетение из бумаги. Аппликация

Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа

Мозаика из плоских деталей оригами

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

Оригами из кругов

Соединение различных техник в одной работе

Раздел 4. Модульное оригами

(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 1  час

 Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого

модуля по своему замыслу

Планируемые результаты  освоения программы

Личностные        результаты       освоения     программы:

1) формирование       понятия     и   представления       о   национальной культуре,    о  вкладе    русского   народа    в  культурное     и   художественное

наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов ;

3) развитие     творческого       потенциала       ребенка,     активизация воображения и фантазии;

4) развитие     этических      чувств     и    эстетических      потребностей, эмоционально-чувственного  восприятия  окружающего  мира  природы  и

произведений   искусства;        пробуждение   и   обогащение   чувств   ребенка, сенсорных способностей детей;

5) воспитание      интереса      детей    к   самостоятельной        творческой деятельности,  развитие   навыков   сотрудничества  в  художественной деятельности.

Метапредметные  результаты    освоения  программы:

1)   освоение    способов     решения      проблем     поискового      характера; развитие   творческого  потенциала  личности,  способности  оригинально  мыслить  и  самостоятельно  решать  творческие задачи;

2)   развитие      визуально-образного  мышления,  способности откликаться   на   происходящее    в   мире,  в   ближайшем  окружении.

3)развитие  сознательного  подхода  к  восприятию  эстетического  в действительности   и   искусстве,  а   также   к   собственной   творческой деятельности;

4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и  переносить  информацию  с  одного  вида  художественной  деятельности на   другой     (с   одного    искусства     на   другое);    формировать  умение накапливать   знания   и   развивать   представления   об   искусстве   и   его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.

5)   развитие интереса к искусству разных стран и народов;

6)   понимание  связи  народного  искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом,   традициями   и  особенностями  региона.

7)освоение  выразительных  особенностей  языка  разных  искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

8) воспитание нравственных  и  эстетических   чувств;  любви  к  родной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

Предметные         результаты   освоения   программы  должны отражать:

1)   формирование  устойчивого интереса  к    творчеству;  способность  воспринимать,  понимать,  переживать  и  ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2)   индивидуальное   чувство  формы  и  цвета   в  творчестве,сознательное   использование   цвета   и   формы   в   творческих работах;

3)   развитость  коммуникативного   и   художественно-образного мышления детей ;

4)   проявление  эмоциональной  отзывчивости,  развитие  фантазии  и воображения детей;

5)   использование  в  собственных творческих   работах  цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6)   умение   выражать свое  отношение    к  художественному   произведению;

7)   нравственные,  эстетические,  этические,  общечеловеческие культурологические,  духовные   аспекты   воспитания  на занятиях  кружка «Волшебство творчества»

                                                             

 Результатом практической деятельности   можно считать   создание каждым ребёнком своего оригинального продукта,  его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.    

          Формой контроля   на занятиях   является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.

Тематическое планирование

                 №темы п/п

Название

 темы/раздела

 Кол-во часов

Раздел 1. Аппликация и моделирование

(по книгам серии «Любимый образ») – 15 часов

1

 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаг

1

2

Аппликация из птичьих перьев

1

3

Аппликация из кружев

1

4

Аппликация из ткани

1

5

Аппликация из деталей оригами

1

6

 Мозаика из ватных комочков

1

7

Прорезная аппликация Картон, различные материалы

1

8

Гофрированные цепочки

1

9

Складывание гармошкой

1

10

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

1

11

Моделирование из картона.

Рамочка

1

12

Моделирование объемного изделия из гофрокартона

1

13

Моделирование из гофрированной бумаги

1

14

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки

1

15

Многослойное торцевание на плоскости

1

Раздел 2. Работа с пластическими материалами

(по книгам серии «Любимый образ») – 5 часов

16

 Раскатывание и обрубовка пластилина

1

17

Выпуклая аппликация из пластилина

1

18

 Торцевание на пластилине

1

19

Разрезание слоеного пластилина

1

20

Лепка из теста

1

                           Раздел 3. Секреты бумажного творчества

               (по рабочей тетради «Волшебные секреты») – 12 часов

21

Обрывная аппликация Бумага различная

1

22

Скручивание в жгут. Аппликации

1

23

 Скатывание в комок. Мозаика

1

24

Гофрированный конструктор

1

25

 Моделирование из полос Бумага цветная

1

26

Плетение из бумаги. Аппликация

1

27

Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа

1

28

Мозаика из плоских деталей оригами

1

29

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

1

30

Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

1

31

Оригами из кругов

1

32

Соединение различных техник в одной работе

1

Раздел 4. Модульное оригами

(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 1  час

33

 Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого

модуля по своему замыслу

1

приложение №1

Календарно-тематическое планирование

                 №темы п/п

Название

 темы/раздела

 Кол-   во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция

Раздел 1. Аппликация и моделирование

(по книгам серии «Любимый образ») – 15 часов

1

 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаг

1

6.09

2

Аппликация из птичьих перьев

1

13.09

3

Аппликация из кружев

1

20.09

4

Аппликация из ткани

1

27.09

5

Аппликация из деталей оригами

1

4.10

6

 Мозаика из ватных комочков

1

11.10

7

Прорезная аппликация Картон, различные материалы

1

18.10

8

Гофрированные цепочки

1

25.10

9

Складывание гармошкой

1

8.11

10

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

1

15.11

11

Моделирование из картона.

Рамочка

1

22.11

12

Моделирование объемного изделия из гофрокартона

1

29.11

13

Моделирование из гофрированной бумаги

1

6.12

14

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки

1

13.12

15

Многослойное торцевание на плоскости

1

20.12

Раздел 2. Работа с пластическими материалами

(по книгам серии «Любимый образ») – 5 часов

16

 Раскатывание и обрубовка пластилина

1

27.12

17

Выпуклая аппликация из пластилина

1

10.01

18

 Торцевание на пластилине

1

17.01

19

Разрезание слоеного пластилина

1

24.01

20

Лепка из теста

1

31.01

                           Раздел 3. Секреты бумажного творчества

               (по рабочей тетради «Волшебные секреты») – 12 часов

21

Обрывная аппликация Бумага различная

1

7.02

22

Скручивание в жгут. Аппликации

1

21.02

23

 Скатывание в комок. Мозаика

1

28.02

24

Гофрированный конструктор

1

7.03

25

 Моделирование из полос Бумага цветная

1

14.03

26

Плетение из бумаги. Аппликация

1

21.03

27

Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа

1

4.04

28

Мозаика из плоских деталей оригами

1

11.04

29

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

1

16.04

30

Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

1

25.04

31

Оригами из кругов

1

2.05

32

Соединение различных техник в одной работе

1

16.05

Раздел 4. Модульное оригами

(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 1  час

 

33

 Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого

модуля по своему замыслу

1

23.05

приложение №2

 Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

      Книгопечатная продукция

1.        «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 1 класса.

2.        . Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.

3.        Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.

4.        Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.

     5.   Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.

     6. Книга серии «Любимый образ» «Деревья», Т.Н. Проснякова.

      7.   «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. 104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

8.   Методические рекомендации для учителя. 1класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

Информационно-коммуникативные средства

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
  2.  Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193.
  3.  Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru

      Материально-технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок
  2. Ноутбук
  3. Проектор
  4. Экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...