Программа внеурочной деятельности для 3 класса школа России 2017-2018 уч.год ФГОС
рабочая программа (3 класс) на тему

Горбунова Наталья Николаевна

Программа внеурочной деятельности для 3  класса школа России 2017-2018 уч.год ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе нормативно-правовых документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3.Планируемых результатов начального общего образования;                                                                                     4. Авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой «Удивительный мир слов».

5.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»;

6.Учебного плана МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»  на 2017-2018 учебный год.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи :

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности

       Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности “Весёлая грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.                                                                           Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Весёлой грамматике ”.                           В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.                                                                                         Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Весёлой грамматике ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.                                                             Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Весёлой грамматики ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.                                                                           Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, кружок “Весёлая грамматика ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.     Содержание и методы обучения “Весёлой грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, 34часа. В 3 классе -34 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1.Да здравствует русский язык!

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2. Вежливые слова.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением. Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 3Поговорки и пословицы.

Знакомство с поговорками и пословицами. Игра «Угадай-ка!» Составить пословицу из отдельных слов. Вставить в пословицу пропущенное слово. Найти лишнее слово. Расшифровать пословицу.

Тема 4.Игротека.

Знакомство с фразеологизмами. Работа со стихотворением. Разгадывание кроссворда «Русские народные загадки». Игра «Собери пословицу».

Тема 5.Запоминаем словарные слова.

Работа с загадками. Разгадывание кроссворда «Словарные слова». Разгадывание ребусов. Узнать словарное слово по описанию. Метаграммы.

Тема 6. Растения во фразеологизмах.

Знакомство с фразеологизмами. Расшифровка фразеологизма. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Игра «Да и нет».

Тема 7.Животные во фразеологизмах.

Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Расшифровка фразеологизмов. Анализ басни «Почему мыши котов не обижают».Метаграммы.

Тема 8.Игротека.

Расшифровка фразеологизмов. Разгадывание киптограммы. Предложения с фразеологизмами. Разгадывание кроссворда «Словарные слова».

Тема 9Я не поэт, я только учусь.

Знакомство с рифмами. Придумать рифмы к словам. Придумать четверостишия с заданными словами. Игра «Лишнее слово».

Тема 10Как морфология порядок навела.

Повторение частей речи. Отгадывание загадок и составление предложений. Синонимы.

Тема 11. Игры с пословицами.

Исправить ошибки в пословицах. Расшифровка пословицы. Разгадывание киптограммы.

Игра «Лишнее слово».Метаграммы.

Тема 12.Игротека.

Закончить рифмовки на тему «Дома». Расшифровка пословицы. Определение частей речи. Игра «Из букв-слова»

Тема 13.И снова животные во фразеологизмах.

Работа со стихотворением В. Вдовиной «Лошадь». Расшифровка фразеологизмов.

Работа с басней С. Михалкова «Осел и бобр».Метаграммы.

Тема 14.Кое-что о местоимении.

Знакомство с личными местоимениями. Вставить нужные местоимения. Работа со стихотворением. Метаграммы.

Тема 15. Познакомимся поближе с наречием и числительным.

Знакомство наречиями и числительными. Разбор по составу. Работа с загадками.

Игра «Лишнее слово». Метаграммы.

Тема 16.Игротека. Работа со стихотворением. Расшифровка фразеологизмов. Игра «Почтальон». Найти местоимения. Загадки.

Тема 17.Состав слова. Основа слова. Формы слова.

Работа со стихотворением о частях слова. Придумать однокоренные слова. Выделить части слов. Игра в слова. Загадка.

Тема 18Про корень и окончание.

Отметить верные высказывания. Придумать сказку «Большая родня». Игра «Вырасти садик» Игра «Лишнее слово». Загадка.

Тема 19.Про суффикс и приставку.

Отметить верные высказывания. Работа со стихотворением. Разгадывание кроссворда.

Метаграммы.

Тема 20.Игротека.

Загадки. Слова-отгадки разбирать по составу. Игра «Собери слово». К словам отгадкам придумать однокоренные слова. Иллюстрация стихотворения. Рифма. Схемы слов.

Тема 21.Непроизносимые согласные.

Работа с непроизносимыми согласными. Расшифровка пословицы. Разгадывание кроссворда. Метаграммы. Загадки.

Тема 22.Учимся различать приставку и предлог.

Учимся различать приставку и предлог. Составить предложения по картинкам. Литературная викторина. Исправление ошибок.

Тема 23.Учимся писать «не» с глаголами.

Учить писать «не» с глаголами отдельно. Работа со стихотворением. Разгадывание кроссворда. Исправление ошибок. Загадки.

Тема 24. Игротека.

Глаголы с частицей «не». Работа со стихотворением. Отрывки из сказок. Педлоги и приставки.

Тема 25.Имена существительные с шипящим звуком на конце.

Работа с существительными с шипящим звуком на конце. Работа со стихотворением. Пословицы. Разгадывание кроссворда.

Тема 26.Его величество ударение.

Значение ударений в словах. Работа со стихотворением. Слова-омографы.

Тема 27.Поговорим о падежах.

Работа с падежами. Работа со стихотворением. Расшифруй слова. Анаграммы.

Тема 28.Игротека.

Разгадывание кроссворда. Работа со стихотворением. Рифма. Падежи.

Тема 29. Сложные слова.

Работа со сложными словами. Записи к рисункам. Составить предложения. Разгадывание кроссворда. Исправление ошибок. Загадки.

Тема 30.От архаизмов до неологизмов

Значение слов: историзмы, архаизмы, неологизмы. Синонимы. Работа со стихотворением. Диалог.

Тема 31.По страницам энциклопедии.

Энциклопедии. Лабиринт. Игра «Отгадай слово». Загадки.

Тема 32.Игротека.

Расшифровка ребусов. Загадки. Синонимы. Составить предложения. Игра «Да и нет»

Тема 33.Повторяем…

Работа с текстом. Разгадай слово. Разгадывание кроссворда. Исправление ошибок.                                      Тема 34.Повторяем, повторяем…Работа с пословицами. Вопросы-шутки. Расшифровка фразеологизмов. 

Тематическое планирование внеурочной деятельности«Весёлая грамматика»

№ п/п

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Дата

 план

факт

1

Да здравствует русский язык!

1

2

Вежливые слова.

1

 3

 Поговорки и пословицы.

1

4

Игротека.

1

5

Запоминаем словарные слова.

1

6

Растения во фразеологизмах.

1

7

Животные во фразеологизмах.

1

8

Игротека.

1

9

Я не поэт, я только учусь.

1

10

Как морфология порядок навела.

1

11

Игры с пословицами.

1

12

Игротека.

1

13

И снова животные во фразеологизмах.

  1  

 

14

Кое-что о местоимении.

1

15

Познакомимся поближе с наречием и числительным.

1

16

Игротека.

1

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова.

1

18

Про корень и окончание.

1

19

Про суффикс и приставку

1

20

Игротека.

1

21

Непроизносимые согласные

1

22

Учимся различать приставку и предлог.

1

23

Учимся писать «не» с глаголами

1

24

Игротека.

1

25

Игротека.

1

26

Его величество ударение.

1

27

Поговорим о падежах.

1

28

Игротека.

1

29

Сложные слова.

1

30

От архаизмов до неологизмов.

1

31

По страницам энциклопедии.

1

32

Игротека.

1

33

Повторяем…

1

34

Повторяем, повторяем…

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  разработана на основе нормативно-правовых документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3.Планируемых результатов начального общего образования;                                             4. Программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

5.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»;

6.Учебного плана МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»  на 2017-2018 учебный год.

 Цели внеурочной деятельности:

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы.

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.
  • Развитие познавательных способностей младших школьников.
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  • Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Общая характеристика факультативного курса.

 Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения обучающихся предполагают лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить обучающегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом.

Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание.

Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, не обучающийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

 Подпрограмма «Тренинг». Специальные знания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

Описание места учебного предмета в учебном плане

 Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 60 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 26 часов самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

_ выраженной познавательной мотивации;

_ устойчивого интереса к новым способам познания;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

 

_ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ допускать существование различных точек зрения;

_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание занятий.

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

 Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тема 6 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические

задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить

текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос

и отвечать на него.

Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

 

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика

и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я-исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи

он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный

сценарий.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий

до момента их завершения.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем часов _ 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Тематическое планирование внеурочной деятельности                                                   «Я- исследователь»

   

№ п/п

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Дата

 план

факт

Тренинг.11ч

1

Культура мышления

1

2.09

2

 Методы исследования

1

9.09

3

Научная теория

1

16.09

4

 Научное прогнозирование

1

23.09

5

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

1

30.09

 6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

7.10

7

 Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

14.10

8

 Ассоциации и аналогии

1

21.10

9

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1

28.10

10

 Умение выявлять проблемы

1

11.11

11

Как подготовиться к защите

1

Исследовательская практика. 17ч

12-13

 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

14-16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

17-26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

27-28

Семинар

1

Мониторинг. 6ч.

29-30

 Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

1

31-32

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

1

33-34

Защита собственных исследовательских работ

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа факультативного курса разработана на основе нормативно-правовых документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3.Планируемых результатов начального общего образования;

4.Учебного плана МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»  на 2017-2018 учебный год.

 Цели факультатива:

— создание на практике условий для развития читательских умений и

интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся

начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре-

гулятивных учебных умений.

Задачи программы:

-содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;

-создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.

-развивать память, внимание, воображение.

-создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности

Общая характеристика факультативного курса.

Факультатив «В мире литературы» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

           Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.

           Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Факультатив рассчитан на учащихся   3класса, содержит 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного курса

В результате освоения программы факультатива «В мире литературы» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,

дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

— различать виды и типы книг;

— составлять отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

— работать с детскими газетами и журналами

Содержание факультативного  курса «В мире литературы»

1.Малые фольклорные жанры. «На ярмарке»

Знакомство с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.

2.Русские народные сказки

Знакомство с жанром русской народной сказки и признаками этого жанра.

3.Сказки А. С. Пушкина

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина – сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка.

4.Сказки русских писателей

Знакомство с литературными сказками классической русской литературы 9-20 веков, творчеством русских писателей – сказочников, находить главную мысль в сказке, находить признаки народных сказок в литературных.

5.Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского

Знакомство с учебными книгами для детей, созданными К. Д. Ушинским и Л. Н. Толстым.

6.Стихи русских поэтов об осени

Знакомство со стихами об осени А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина и других русских поэтов, раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы, давать словесные иллюстрации.

7.Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина

Знакомство с природоведческими рассказами и сказками, творчеством писателей-анималистов.

8.«Всё наоборот». Весёлые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов.

Знакомство с творчеством поэтов-обериутов, обратить внимание на словотворчество поэтов, учить искать в значении слова новый смысл, алогизм, придумывать новые слова.

9.Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.

Знакомство с творчеством детских поэтов А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, учить отличать сатирические произведения от юмористических.

10.Сказки и стихи К. Чуковского

Знакомство с краткой биографией и творчеством К. И. Чуковского, развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении, развивать ассоциативное мышление.

11.Рассказы и сказки Н. Носова

Знакомство с творчеством Н. Носова, особенностями его рассказов и сказок.

12.Стихи русских поэтов о зиме.

Знакомство с русской классической поэзией о зиме, учить видеть в этих стихах эпитеты, сравнения, олицетворения. Учить определять настроение в стихотворение и учитывать это при выразительном чтении.

13.Современные детские журналы

Знакомство с историей появления детских журналов в России. С современными детскими журналами, их структурой.

14.«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники

Знакомство с различными видами энциклопедических изданий, учить искать в них необходимую информацию.

15.Комиксы

Знакомство с современным графически-повествовательным жанром – комиксом, учить составлению комиксов.

16.Все- все-все Алана Милна

Знакомство с творчеством, биографией Милна. Учить объяснять переносное значение слов и словосочетаний, учить определять черты характера по репликам героев.

17.Творчество Э. Успенского.

Знакомство с творчеством Э. Успенского, особенностями его сказок, литературными персонажами, учить определять тему произведения.

18.Творчество Г. Остера

Знакомство с творчеством Г. Остера, особенностями его произведений. Обратить внимание на словотворчество писателя.

19.Рассказы В. Драгунского

Знакомством с творчеством В.Драгунского, его биографией. Учить определять тему, выразительному чтению по ролям.

20.Твои защитники

Знакомство с событиями Великой Отечественной войны, рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы, познакомить с произведениями о войне, рассказать о том, как в мирное время солдаты защищают нас от беды.

21.Богатырские сказки. Былины.

Знакомство с жанром «былина», рассказать об истории возникновения былин и богатырских сказок, выявить признаки былины, богатырской сказки.

22.Мама – главное слово.

Знакомить со стихами и рассказами о маме.

23.Сказки – разных народов.

Знакомство с народными сказками разных стран, их особенностями, с бытом и традициями разных народов.

24.Зарубежный фольклор

Знакомство с малыми фольклорными жанрами зарубежного фольклора в переводах С. Маршака, К. Чуковского, Г. Кружкова, показать сходные черты в произведениях зарубежного и русского фольклора.

25.Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро

Знакомство с творчеством и биографией Ш. Перро, учить находить главную мысль сказки.

26.Сказки Г. Х. Андерсена

Знакоство с творчеством и биографией Андерсена, учить находить главную мысль сказки, формулировать её.

27.Сказки братьев Гримм

Знакомство со сказками братьев Гримм, учить ставить вопросы по содержанию сказки, определять главную мысль сказки.

28.Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

Знакомство с биографией и творчеством Д. Р. Толкиена, учить составлять характеристику героя.

29.Д. Родари. «Приключения Чипполино»

Знакомство с биографией и творчеством Д. Родари, учить составлению характеристики героев.

30.А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

Знакомство с биографией и творчеством А. Линдгрен, с её сказочной повестью «Малыш и Карлсон», учить составлению рассказа о герое.

31.Обобщающий урок по литературным сказкам. Игра Умники и Умницы».

Вспомнить и закрепить знания о прочитанных литературных сказках, сказочных героях, писателях-сказочниках.

32.Стихи о весне

Знакомство со стихами русских поэтов о весне, учить находить в стихах сравнения, олицетворения.

33.Сочинение «Моя любимая книга»

Обобщение знаний детей о прочитанных книгах, о детских писателях, подготовить к творческой работе, учить прорабатывать структуру сочинения, продумывать композицию, формировать умение аннотировать прочитанные книги.

34.Обобщающий урок. Читательская конференция.

Знакомство с понятие «Конференция», правила общения, спора, учить формулировать и доказывать свою мысль, развивать коммуникативно-речевые навыки –умение слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определённую тему.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Малые фольклорные жанры. «На ярмарке»

1

2

Русские народные сказки

1

3

Сказки А. С. Пушкина

1

4

Сказки русских писателей

1

5

Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского

1

6

Стихи русских поэтов об осени

1

7

Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина

1

8

«Всё наоборот». Весёлые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов.

1

9

Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.

1

10

Сказки и стихи К. Чуковского

1

11

Рассказы и сказки Н. Носова

1

12

Стихи русских поэтов о зиме.

1

13

Современные детские журналы

1

14

«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники

1

15

Комиксы

1

16

Все- все-все Алана Милна

1

17

Творчество Э. Успенского.

1

18

Творчество Г. Остера

1

19

Рассказы В. Драгунского

1

20

Твои защитники

1

21

Богатырские сказки. Былины.

1

22

Мама – главное слово.

1

23

Сказки – разных народов.

1

24

Зарубежный фольклор

1

25

Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро

1

26

Сказки Г. Х. Андерсена

1

27

Сказки братьев Гримм

1

28

Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

1

29

Д. Родари. «Приключения Чипполино»

1

30

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

1

31

Обобщающий урок по литературным сказкам.  «Игра Умники и Умницы».

1

32

Стихи о весне

1

33

Сочинение «Моя любимая книга»

1

34

Обобщающий урок. Читательская конференция.

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа факультативного курса разработана на основе нормативно-правовых документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3.Планируемых результатов начального общего образования;

4. Авторской программы  Кочурова, Е.Э. Занимательная математика. Сборник программ   внеурочной  деятельности: 1-4 классы/ под редакцией  Н.Ф. Виноградовой. /Е.Э.Кочурова. 5.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»;

6.Учебного плана МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»  на 2017-2018 учебный год.

Цель данной программы – расширять математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

развитие математических способностей учащихся;

обучение решению математических задач творческого и поискового характера;                      формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;

воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника

Общая характеристика факультативного курса

Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

«Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умения работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу -  это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Описание места курса «Занимательная  математика»в учебном плане.

Факультатив рассчитан на 34 ч в год с проведением занятий 1 час  в неделю

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

Личностными результатами изучения данного  курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

-  анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

      - выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

      - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

      - объяснять (доказывать) выбор деталей или  способа действия при заданном условии;

      - анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

      - моделировать объемные фигуры из различных материалов ( проволока, пластилин и др.) и из разверток;

      - осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

      -   ориентироваться в понятиях «влево»,  «вправо», «вверх», «вниз»;

      - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие    

      направление движения;

      - проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

      - выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

      - анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной

       конструкции;

      - составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

 

Содержание факультативного  курса «Занимательная математика»

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000.Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается

одинаково слева направо, и справа налево.

        Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.)

        Занимательные задания с римскими цифрами.

        Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

        Форма организации обучения – математические игры:

  • «Веселый счет» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
  • Игры: «Волшебная палочка», «Лучший счетчик», «Не подведи друга!», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
  • Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
  • Игры с набором: «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ;
  • Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10, 20; 100», «Вычитание в пределах 10, 20, 100», «Умножение», «Деление»;
  • Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 100» и др.
  • Игры:  «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой « и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные  учебные действия:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

        Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов, алгоритм решения задачи.

        Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

         Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

        Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

        Задачи, решаемые способом перебора. «Открытие задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

        Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ +  ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

        Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

      Универсальные  учебные действия:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

-  объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать  предложенные варианты решений задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

        Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линий по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

        Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

         Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

        Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

        Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

        Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

        Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

        Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объемных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная,  призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат. «Спичечный» конструктор;

- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

- конструкторы: «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Мотажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

     Универсальные  учебные действия:

- ориентироваться в понятиях «влево»,  «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или  способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из разверток;

- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тематическое планирование «Занимательная математика»

№ п/п

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Дата

 план

факт

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

«Числовой» конструктор

1

Мир занимательных задач

Волшебные переливания        

В царстве смекалки

1

В царстве смекалки

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

1ч.

«Шаг в будущее»

1

Геометрическая мозаика

«Спичечный»  конструктор

1

«Спичечный»  конструктор

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числовые головоломки

1

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка

1

Интеллектуальная разминка

1

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка

1

Интеллектуальная разминка

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические фокусы

1

Математические игры

1

Секреты чисел

1

Мир занимательных задач

1 ч

Математическая копилка

1

Числа. Арифметические действия. Величины

Математическое путешествие

1

Выбери маршрут

1

Числовые головоломки

1

В царстве смекалки

1

В царстве смекалки

1

Мир занимательных задач

1

Мир занимательных задач

1

Геометрическая мозаика

Геометрический калейдоскоп

1

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка

1

Геометрическая мозаика

Разверни листок

1

Числа. Арифметические действия. Величины

От секунды до столетия

1

От секунды до столетия

1

Числовые головоломки

1

Мир занимательных задач

Конкурс смекалки

1

Числа. Арифметические действия. Величины

Это было в старину

1

Математические фокусы

1

Энциклопедия математических развлечений

1

Энциклопедия математических развлечений

1

Мир занимательных задач

Математический лабиринт

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 4 класс "Школа России" 2017-2018

Рабочая программа по технологии 4 класс "Школа России" 2017-2018...

Рабочие программы по предметам 3 класс "Школа России" 2017/2018 уч.год

Рабочие программы по учебным предметам 3 класс....

Рабочие программы 1-4 ФГОС УМК "Школа России" " 2017-2018

Рабочие программы 1-4 ФГОС УМК "Школа России"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Истоки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки», «Азбука истоков» для 1х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Рабочие программы для 3 класса школа России 2017- 2018 уч.год ФГОС

Рабочие программы для 3 класса по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству и технологии составлены в соотвествии образовательной программы НОО по ...

Рабочие программы по предметам. 4 класс "Школа России" 2017/2018 учебный год

Рабочие программы по предметам 4 класса. УМК "Школа России"...

Рабочие программы по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 2 класс 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осн...