Выступление на педагогическом совете " Социально-бытовая ориентировка - как учебный предмет учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
консультация на тему

В работе освещаются вопросы целей и задач учебного предмета СБО в  классах интегрированного обучения и воспитания, рассматриваются главные направления педагогической работы в сооветствии с разделами программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbo_2.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Целью обучения учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) является формирование у учащихся базовых практических умений по организации своего быта, поведению и общению в типичных жизненных ситуациях.

Достижение данной цели предусматривает необходимость решения следующих задач на этапе обучения в I—V классах:

формирование у учащихся бытовых трудовых умений: умений в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода;

формирование экономико-бытовых умений: умений бережного обращения с окружающими предметами, пищей, водой, электричеством;

ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений, формирование практических умений пользоваться ими;

формирование умений пользоваться услугами общественного транспорта;

ориентировка учащихся в нормах культуры поведения, взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, сверстниками), формирование умений общения и культурного поведения.

  На этапе обучения в VI—X классах предполагается решение следующих задач:

формирование у учащихся бытовых трудовых умений: умений в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода;

формирование экономико-бытовых умений: умений бережного обращения с окружающими предметами, пищей, водой, электричеством, умений выбирать товары и совершать покупки, умений планировать бюджет семьи;

ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), формирование практических умений пользоваться ими;

формирование умений пользоваться услугами общественного транспорта;

формирование умений общения и культурного поведения;

формирование необходимых представлений о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи, умений ухода за маленькими детьми;

формирование представлений об основных документах гражданина Республики Беларусь, правилах их получения.

Задачи указывают на главные направления педагогической работы, на основании которых выделены следующие разделы учебной программы «Социально-бытовая ориентировка»:

Личная гигиена.

Одежда. Обувь.

Жилище.

Питание.

Предприятия, учреждения.

Улица. Транспорт.

7. Семья (c VIII класса — Семья. Основные документы гражданина Республики Беларусь).

8. Медицинская помощь.

Программа построена по концентрическому принципу: по всем разделам процесс обучения осуществляется с I по  X класс.

  Учитель-дефектолог, опираясь на программный материал всех лет обучения в рамках каждого раздела и «Основные требования к умениям учащихся», определяет содержание работы в классе на диагностической основе — с учётом реального уровня осведомлённости и подготовленности учеников.

Формируемые у учащихся на уроках СБО умения требуют закрепления, совершенствования, регулярного и систематического применения в практической деятельности. Но широкий круг жизненно значимых социально-бытовых умений, которые необходимо сформировать у учащихся, и ограничение возможностей учителей фактором времени (2 урока в неделю) не позволяют им осуществлять полноценное закрепление многих, первоначально формируемых на уроках умений. Поэтому успешность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся зависит от взаимодействия учителя, воспитателя, классного руководителя (а еще лучше и родителей): согласованности их действий, информированности о работе друг друга и ее результатах, скоординированности планов работы. В результате такой интеграции педагогических усилий обеспечивается целостность и системность процесса социально-бытовой ориентировки учащихся. Таким образом, данная программа адресована как учителю учебного предмета СБО, так и воспитателям, классным руководителям, родителям учащихся.

Эффективность педагогического процесса зависит и от используемых методов и приемов обучения. Основными на уроках по социально-бытовой ориентировке в младших классах являются следующие методы обучения: демонстрация, объяснение, упражнение, экскурсия, моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевая игра.

В старших классах ведущим методом обучения становится метод упражнений.

Важную роль в процессе изучения материала разделов «Предприятия, учреждения», «Улица, транспорт» играют экскурсии. Не всегда экскурсию может провести учитель в связи с размещением объекта экскурсии далеко от школы и ограниченностью учебного времени. Это опять же подчеркивает необходимость взаимодействия учителя с воспитателями, классными руководителями, родителями учащихся.

Завершает программу перечень основных требований к умениям учащихся, которые завершают обучение в V классе. Однако, ввиду возможных индивидуальных затруднений у тех или иных учеников, педагогические усилия должны быть направлены на достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня развития в области социально-бытовой ориентировки.

Спецификой данного учебного предмета является необходимость обеспечения ряда уроков специальными материалами и предметами труда: продуктами, посудой, столовыми приборами, кухонными принадлежностями, тазиками, мылом, лейками, щетками, кремом для обуви и др. Проведение некоторых уроков требует специально оборудованного помещения (стирка, умывание и др.). Поэтому  в школе оборудовано отдельное помещение для проведения уроков СБО. Кабинет укомплектован всем необходимым (согласно программным требованиям). Лишь при условии необходимого материального обеспечения уроков по социально-бытовой ориентировке возможна реализация программы в полном объеме.

Завершает программу перечень основных требований к умениям учащихся, однако, ввиду возможных индивидуальных затруднений у тех или иных учеников, педагогические усилия должны быть направлены на достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня развития в области социально-бытовой ориентировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников»....

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Критерии и показатели оценивания результатов учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

В данной работе рассматриваются вопросы 10-бальной сисиемы оценивания результатов учебной деятельности, ее критериев и уровней учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)...

Выступление на педагогическом совете "Профилактика школьной неуспеваемости и взаимодействие с учащимися, испытывающими трудности в обучении"

Наверное, многие из вас выращивали рассаду и наблюдали такую картину: семечко прорастает, но не все ростки одинаковые. Некоторые растут без особых усилий, им требуется только полив. А другим нужны опр...

Выступление на педагогическом совете: Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения ФГОС

Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов. «Игры детей – в...