Организация проектной деятельности
статья на тему

Хрытина Ирина Борисовна

Организация проектной деятельности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dovgal_l.d.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация проектной деятельности учащихся начальной школы»

        учитель начальных классов ГБОУ № 152

Довгаль Л.Д.

«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, между теорией и практикой. Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению,        проектная деятельность.

Актуализация проведения проектной деятельности

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, позволяющая каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.Преимущества метода проекта:

Он даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

Успешно интегрируется в образовательный процесс;

Обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;

Позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Проектная деятельность предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности, от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению.

Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Школьники в проектную деятельность вовлекаются постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы учебной деятельности:

мотивационный (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);

  • планирующий - подготовительный (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);
  • информационно-операционный (ученики собирают материал,

работают        с        литературой        и        другими источниками,

непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).

Такое построение проектной деятельности наиболее оптимально для учащихся начальной школы.

Особенности учебных проектов младших школьников.

  1. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При организации проектной деятельности в начальной школе мы учитываем психолого-физиологические особенности младших школьников.

У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру.

  1. Темы детских проектных работ мы выбираем в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу.
  2. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваем 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к

проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2- 3 месяцев.

Структура проекта

   Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом

 В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно- познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

Роль учителя. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

  1. й        этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
  2. й        и 3-й этапы- учитель -УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит  свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуальнотворческая игра.

Презентация.  Особое внимание в начальной школе мы уделяем завершающему этап у проектной деятельности - презентации ( защите проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, выбранный путь решения, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы. После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте.

Вывод: таким образом, в процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке - универсальные учебные действия), а именно:

  1. Проектировочные - осмысливание задачи. Планирование этапов предстоящей деятельности.
  2. Исследовательские - выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
  3. Информационные - самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.
  4. Кооперативные - взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
  5. Коммуникативные - умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
  6. Экспериментальные - организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
  7. Рефлексивные - осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.
  8. Презентационные — построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Метод проектов обладает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом образования.Для организации наиболее эффективной работы над проектной задачей возможно использование следующей таблицы

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1.

Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание

проблемной

ситуации.

2.

Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация

работы.

3. Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация

работы.

4. Контрольнокоррекционный

Самооценка.

Координация

работы.

5. Заключительный

Представление (презентация) проекта.

Координация

работы.

Создание

портфолио

проекта.

Задачи проектно - исследовательской деятельности:

  1. Совершенствование и развитие научного творчества и инициативы
  1. Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации
  2.   Изучение основ научного познания и исследовательских методов
  3. Повышение интеллектуального потенциала, расширение научного кругозора в различных областях знаний
  4. Формирование логического и аналитического мышления.

Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. Организация исследования с использованием ИКТ, прежде всего, зависит от оснащенности кабинета начальных классов компьютерной техникой и сетевым доступом в Интернет.

С помощью ИКТ могут организовываться такие формы работы, как:

1. защита учащимися творческих работ, сопровождение докладов и сообщений.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. С огромным интересом они участвуют в исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

В результате за 2 года обучения учащимися были подготовлены к защите более 10 проектов на различные темы. Каждый учащийся моего класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

  Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. Важен сам процесс участия в

учебной или творческой работе. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье.

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно - исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся

Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе.

Детство - это тот период жизни, когда каждый человек - исследователь и первооткрыватель. Современной наукой установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний, но и для личностных контактов. А дальше всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Понимается она по- разному: как наполнение знаниями, умениями и навыками либо как развитие понимания этих знаний, умений и навыков, создание условий для порождения их ценностей и смыслов, формирование исследовательской компетенции у учеников младшей школы, поэтому такое важное значение имеет групповая работа. Именно работая в группе, дети овладевают коммуникативными умениями, учатся ставить проблему и решать её совместно.

Этапы совместной работы:

  1. Определить состав группы;
  2. Выбрать старшего (по жеребьёвке или по желанию);
  3. Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион - поручение получает тот, кто внесёт больше предложений);
  4. Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
  5. Каждый участник продумывает, каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;
  6. Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);
  7. Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело);
  8. Из отдельных результатов получается один большой результат.

Правила совместной работы

Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

Работать по плану (сверять дела с планом).

Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

Качественно выполнять работу.

Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.

Для того, чтобы все эти правила заработали необходимо вызвать у детей интерес к работе над групповым проектом. Поэтому выбор темы должен исходить либо от самих ребят, либо предлагаться учителем, опираясь при этом на предпочтения детей. Во многом этот интерес является движущей силой, позволяет сделать проект глубоким и нестандартным. Важно отметить, что если тема детям интересна и личностно значима, то даже самый сложный теоретический материал будет усваиваться легко .

Учащиеся уверенно чувствуют себя на семинарах и научных конференциях, не боятся публичных выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе. Можно сделать вывод о том, что проектно - исследовательская деятельность, став неотъемлемой частью содержания образования, является устойчивой формой образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения...

Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.

Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной  на приобретение и  применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...