Обобщение опыта работа по теме "Обеспечение здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса"
материал на тему

Минеева Светлана Павловна

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenie_zdorovya_uchashchihsya.docx147.67 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.

Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья.

Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.

В-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.

        Проблема здорового образа жизни  в современной школе  является одной из самых важных и актуальных. Главное достояние любого государства, основное богатство – это его граждане.  Для того чтобы государство могло нормально существовать и стабильно развиваться, ему необходимо здоровое, активное население. Считаю, что здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально–экономических и политических ситуациях должно являться приоритетным, так как оно определяет будущее страны.  Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала без ущерба для здоровья. В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование разных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе здоровьесберегающим, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей. Ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Школьникам, испытывающим  проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Своеобразие предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Деятельность учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, питания, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений.

Среди факторов, влияющих на здоровье ребенка, можно выделить общие и внутришкольные. При этом оценивать здоровье ребенка необходимо в рамках той среды, которая является для него основной.

В школе отрицательными факторами являются:

  • стрессовая тактика педагогических воздействий
  • стресс ограниченного времени
  • оценочный стресс

Эти факторы приводят к нарушениям физического и психического здоровья обучающихся: невротизация личности школьников, деформации характера, снижение адаптационных возможностей, повышение риска хронических и инфекционных заболеваний, формирование беспечного отношения к своему здоровью, снижение иммунитета, снижение мотивации к обучению. Новизна моего опыта связана с попыткой создания системы оптимального сочетания элементов разных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения сохранения здоровья учащихся начальной школы.

Наличие теоретической базы опыта:

     При заочном знакомстве  с будущими своими учениками, просматривая медицинские карты детей, я обратила внимание на то, что многие дети имеют отклонения в физическом развитии (52,3% учащихся). Только пять человек имеют  1-ю группу здоровья. Вспомнив сказанные кем-то слова, что никакое обучение невозможно, а тем более непрогнозируемо развитие, если нет здоровья, перед собой я поставила основную задачу: не допустить ухудшение здоровья учащихся в результате образовательного процесса.

 Но как организовать обучение школьников, чтобы не навредить, как эффективно организовать учебно – воспитательный процесс без ущерба для здоровья ребенка? Я познакомилась с научными данными о психическом и физическом развитии ребенка младшего школьного возраста, изучила методическую литературу, через Интернет узнала, как работают другие учителя в этом направлении.

Поняла, что ответить на вопрос можно при условии подхода  к организации воспитания и обучения с позиции 3-х принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирования здоровья, необходимостью внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение и воспитание школьников.

        Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Ведущая педагогическая идея:

- создание системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.

Основные формы работы:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий

2.Формирование ЗОЖ.

3.Физкультурно - оздоровительные мероприятия.

4.Профилактическая работа.

5.Обеспечение горячим питанием.

6.Поиск новых форм работы с родителями с целью вовлечения в процесс решения поставленных задач.

Ожидаемые результаты:

1.Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

2.Повышения приоритета ЗОЖ.

3.Снижение заболеваемости среди учащихся.

4.Поддержка родителей по воспитанию здоровых детей.

Здоровье ученика в норме, если:

- в физическом плане – здоровье позволяет

ему справляться с учебной нагрузкой,

ребенок умеет преодолевать усталость;

-в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; 

-в эмоциональном плане – ребенок

уравновешен, способен удивляться и

восхищаться;

- в интеллектуальном плане – учащийся

проявляет хорошие умственные

способности, наблюдательность,

воображение;

- в нравственном плане – он признает

основные общечеловеческие ценности

Оптимальность и эффективность средств

Как организовать учебный процесс, чтобы сберечь здоровье ребёнка?

Для этого необходимо правильно организовать  учебный день для сохранения здоровья школьников.

А именно:

  • внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
  • следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;
  • создавать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;
  • соблюдать рациональный режим питания, труда и отдыха;
  • организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;
  • обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;
  • создавать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;
  • оказывать педагогическую помощь в овладении учебным материалом.

Большое внимание уделяется выбору места учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимается во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Каждый месяц дети пересаживаются. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию ребенка относительно доски; во-вторых, обеспечивает более равномерные условия освещения.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока, показателем которой являются:

-объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

-нагрузка от дополнительных занятий в школе;

-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.    

Для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других.

  Я считаю, урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок,  уместных остроумных шуток, использования поговорок, музыкальных минуток.

В своей деятельности я использую образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Основной принцип преподавания – это истинное уважение к личности ученика. На уроке создаётся атмосфера радости и взаимопонимания, которая благоприятствует творчеству.  В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя  деятельность учащихся,  я  использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-конкурс;

- урок - творческая игра;

- урок-путешествие;

- урок-викторина.

Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.

Технология сотрудничества – создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:

-работа в группах,

-работа в парах сменного состава,

-деятельность с элементами соревнования,

-взаимооценка,

-ребенок-консультант и др.

Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.

 Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня  есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые - меньше ощущают свое отставание  от сильных учеников. Они стремятся их догнать.

Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. На уроках использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности. Иногда детям предлагается самим сделать выбор, какое по уровню сложности задание выбрать. На своих уроках я применяю  прием взаимопроверки, работу в парах, групповые формы работы. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.  Одним из главных условий формирования здоровьесберегающей среды является творческий характер образовательного процесса, я считаю, что  включение ученика, учителя в творческий процесс способствует всестороннему развитию личности, формирует его успешность, а, следовательно, снижает его утомляемость, и, как следствие, ведет к сохранению его здоровья.  

Профилактика переутомления учащихся на уроке

- выбрать оптимальный ритм и темп урока;

- эмоциональность, артистизм педагога;

 - исключить шумовое раздражение на уроке;

- использовать приемы поощрения, подбадривания учащихся;

- проводить смену деятельности, практиковать нестандартные уроки;

- использовать основные эколого-медико-психолого-педагогические

-методы преподавания: внушение, погружение, ритмическую стимуляцию;

- проводить динамические паузы;

-не задерживать учащихся на перемену.

Требования к проведению физкультминуток.

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.

Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,

выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп

мышц.

Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Работа по здоровьесбережению в нашей школе и в моем классе в частности  не ограничивается рамками уроков.  Каждый вторник проводятся классные часы, часто темы которых, напрямую связаны с ЗОЖ: «Овощи, ягоды, фрукты-полезныые продукты», «Мое здоровье», «Питание и здоровье», «Секреты здоровья», « Школа светофорных наук», «Опасные игры. Шалости и их последствия», «Путешествия по ПДД» и  другие.

Один раз в месяц  в классе проводятся беседы по ПДД и ОБЖ, с привлечением врачей, работников столовой, ДПС. Все учащиеся класса получают полноценный горячий завтрак и обед в школьной столовой.

Зная, что все начинается с семьи, своими мыслями я поделилась с родителями учащихся. Мы говорили о том, что только взрослые могут решить проблему сохранения  здоровья детей не формально, а осознанно, с учетом особенностей каждого ребенка. Провела родительские собрания на тему: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в семье и школе», «Важность правильного питания». Круглый стол: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Много бесед  с родителями по привлечению детей к посещению спортивных кружков и секций, необходимостью следить за физическим и нравственным здоровьем детей, разговоров на «трудную» тему: «Профилактика вредных привычек в семье».

Родители поддержали меня и стали первыми и активными помощниками  во всех мероприятиях. Учитывая, что резервные возможности организма человека достигаются целенаправленной физической подготовкой необходимо было как можно больше проводить физкультурно- оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня и во внеурочное время. Вместе с коллегами мы подготовили  и  провели научно –практическую родительскую конференцию «Здоровые дети – здоровая Россия», где было принято решение проводить спортивные родительские субботы. Не все получалось сразу, были трудности в организации родителей. Вначале активное участие принимали мамы, затем подключились и папы. На сегодняшний день с гордостью могу сказать, что и мамы и папы, братья и сестры, и даже бабушки принимают активное участие в делах класса и школы. Это  школьные дни здоровья, спортивные соревнования: «Выше, быстрее, сильнее», «Веселые старты», «Зоологический забег», «Рыцарский турнир», праздник  «Супербабушка»,спортивные квесты.

         Родители подготовили фотоматериал по ЗОЖ в своей семье: «Будь здоров – всегда здоров» Волгутов Д., «Живем здорово!» Крюков А., «Будем здоровы» Супонина П., «Мы за здоровый образ жизни» Федотова З. Провели фотовыставку «Море здоровья», конкурс пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье». Конкурс рисунков  «Здоровье – это здорово!»

 Вместе с родителями была организована театральная мастерская по изготовлению кукол. Ребята сами придумали сказку «Последний Динозаврик», о том, как важно вести здоровый образ жизни. Кукольный спектакль по этой сказке они показали воспитанникам детского сада №2, детям Школы раннего развития. Подарили малышам свои рисунки по ЗОЖ.

Ребята участвовали в школьном  конкурсе работ «Все краски радуги против наркотиков».  Работа Гурина Руслана была представлена на муниципальный конкурс.

 Заботясь о духовном, нравственном, социальном здоровье учащихся моя работа не ограничивается рамками школы. Было проведено множество экскурсий в «ЮНИТЭР», «Пожарную часть», «Краеведческий музей» г.Саранск, типографию «Рузаевский печатник», Выставочный зал, Школу искусств, Центр молодежной политики и туризма, Ледовый дворец.

Благодаря поддержке родителей работа в данном направлении продолжалась и во время летних каникул в пришкольном лагере «Солнышко» Физкультура, спорт и туризм – это одно из центральных направлений в работе ДОЛ. Детям были созданы все условия для занятия спортом: спортивная площадка, игровые комнаты, городской стадион «Локомотив» Ребята принимали участие в олимпийских играх, которые включали в себя соревнования по различным видам спорта. Сбалансированное питание, медицинское обслуживание, спортивно-культурная программа способствовали полноценному отдыху детей после напряженного учебного года. Ребята получили заряд бодрости, отличного  настроения, нашли верных друзей и сохранили в памяти приятные воспоминания на всю жизнь.

Результативность опыта

Результаты своей деятельности я отслеживаю в различных тестах, мониторингах. Моя работа охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся, формируется начальное представление о ЗОЖ. Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволяет по некоторым показателям сохранять состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу, а по некоторым улучшить его. 

Диагностика здоровья  обучающихся

Учебный год, количество обучающихся

Физкультурная группа

Группа здоровья

Физическое развитие

Основная

Подготовительная

Специальная

Освобождены

I

II

III

IV

Нормальное

Дефицит массы тела

Избыток массы тела

Низкий рост

2014-2015

(24чел.)

12

121    10

2

-

5

17

2

-

10

3

8

3

2015-2016

(25 чел.)

16

8

1

-

7

16

2

-

16

2

4

3

2016-2017 (25чел.)

18

7

-

-

7

16

2

-

18

1

3

3

2017-2018

(26чел)

19

7

-

-

9

16

1

-

19

2

3

2

Дети стали гораздо меньше болеть, поэтому улучшается качество знаний учащихся. На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается  внимание и хорошая работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности.

                               Занятость детей во внеурочное время

            Название

2015-2016уч.г.

2016-2017уч.г.

2017-2018уч.г.

ЮНИТЭР

 Декоративно-прикладное творчество

6

5

5

Музыкальная школа

1

3

5

Студия бальных танцев

1

2

Секция «Карате»

1

2

Футбольная секция

1

3

Греко – римская борьба

1

3

Школа искусств. Хореография

2

5

ДЮСШ «БОКС»

1

BMX Велоспорт

1

Конный спорт  г. Саранск

1

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.

Я планирую продолжать работу по данной проблеме и внедрять в свою работу новые, наиболее эффективные формы и методы пропаганды ЗОЖ. Думаю, что такая система работы позволит мне сохранить здоровье учащихся и в будущем поможет вырастить физически, нравственно и духовно здоровых людей, осознающих необходимость ЗОЖ, проявляющих интерес к физкультуре и спорту.

Интересные дела класса находят отражение в фотопрезентациях и фотовыставках.

Возможность тиражирования:

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; заседаниях методических объединений учителей школы. Для родителей учащихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье.

Приложения:

1.Диагностика здоровьесберегающей деятельности учителя

Гигиенические критерии рациональной организации

урока (Смирнов Н. К.):

2.Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.

               Диагностика здоровьесберегающей деятельности учителя

Гигиенические критерии рациональной организации

урока (Смирнов Н. К.):

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно

рациональный

нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75 – 80%

85 – 90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4 – 7

2 – 3

1 – 2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

11 – 15 минут

Более 15 минут

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7 – 10 минут

Смена через 11 – 15 минут

Смена через 15 – 20 минут

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10 – 15 минут

Через 15 – 20 минут

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2 - 3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением  гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видами работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Физкультминутки

Две за урок, из 3 легких упражнений, по 3 – 5 повторений каждого

Одна физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индиферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)

Не ранее чем через 40 минут

Не ранее чем через 35 - 37 минут

Менее чем через 30 минут


Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент.

4. Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, потом синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

Упражнения для глаз.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. (Повторите 5 раз.)

       Вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом  медленно отодвиньте обратно.          (Повторите 5 раз.)

  1. Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.

3.  Движения зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

4.  Слегка поглаживаем себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).

5. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене 2 точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).

6.  Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд - один из йоговских приёмов отдыха.

7.  Сведём взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернётся в первоначальное положение. Несколько таких упражнений - появятся лёгкое головокружение и сонливость.

Упражнение с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий

Для периодической активизации чувства общей, в том числе и зрительной, координации используют схему зрительно-двигательных траекторий, которую рисуют в максимально возможную величину на одной из боковых стен или на потолке. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз,  влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке.

Упражнение выполнять только стоя.

Игра «Волшебная точка»

Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: «Подвигайте пальчиками ног... поиграйте пальчиками рук... пошевелите ушками... а теперь носиком, глазками... Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.

Наша волшебная точка может выполнять команды.

Задание:

1.  Глазками передвигаем точку по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, влево. Где, в каком окошке наша точка?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся с точкой.

3.  Управляем точкой молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученики соотносят жест учителя с местонахождением точки.)

Релаксационные упражнения для мимики лица

1.  Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2.  Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.

3.  Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).

4.  Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) -расслабление.

5.  Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).

6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.

7.  Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.

8. Оскалить зубы - расслабить щёки и рот.

9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

Литература.

1. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках. // Начальная школа. – 1997. № 6.-  с. 38-40.

2.Савинова С.В., Геручкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе.- Волгоград.- 2003.- 56с.

3.Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.

4.Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.

5.Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье.- Волгоград.-2002.

6. Гладышева О. С. Уроки здоровья: Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.- НИРО.-2008.

7. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.

8.  Москаленко  О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.

9. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.

10. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-М.,2002.

11.http://pedsovet.org

12.http://festival.1september.ru

13.http://www.ychitel.com

14.http://comp-doctor.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Обобщение опыта работы "Развитие познавательной деятельности учащихся путём использования технологии проблемного обучения".

Опыт работы по использованию  в учебном процессе технологии проблемного обучения. Фрагменты уроков с применением проблемного обучения .Приемы создания проблемных ситуаций. Структура проблемного у...

Обобщение опыта работы: "Организация учебной деятельности учащихся через групповую форму обучения с использованием ИКТ" .

Основная идея опыта связана с организацией учебной деятельности учащихся через групповую форму обучения с использованием ИКТ. Этому способствуют новые условия образовательной деятельности и оснащение ...

Обобщение опыта работы " Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики"

Каждый учитель должен учитывать индивидуальные особенности глухих и слабослышащих детей в процессе обучения. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся с недостатками слуха по разным показателям в зн...