Программа кружка "Хоровая студия"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

elviradambaeva

Современный мир меняется каждый день, каждый час. Люди должны ориентироваться в этом мире, успевать жить в его быстром темпе. Знания, когда-то полученные в школе, устаревают, т.к. объем информации постоянно увеличивается. Образование тоже «идет в ногу со временем», и теперь, результатами обучения являются не конкретные знания, а само умение учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования направлен на формирование личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий. УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая его культурную идентичность, социальную информированность и грамотность, толерантность, способность к самостоятельному получению и овладению новых знаний и умений. Проще говоря, в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех элементов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции). Именно эта система действий обеспечивают способность ребенка к организации самостоятельной учебной деятельности, что является важным в современном мире, идущим быстрыми шагами вперед. Очень важно закладывать это «умение учиться» еще в начальной школе, мотивировать детей к познавательной деятельности, сотрудничеству, формировать нравственные законы поведения. Потому что задача основного общего образования - развить и усовершенствовать универсальные учебные действия, заложенные в начальной школе. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные возможности для их формирования, связанные со спецификой и содержанием этого предмета. Особую роль в формировании личностных УУД играет внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей школе  есть хоровая студия. Считаю, пение в хоре достаточно интересным и нужным занятием для развития личности ребенка в целом. С помощью пения в хоре дети порой выражают эмоции, которые не решаются выразить в повседневной жизни, у них развиваются творческие способности иНапример, в разработанной мною программе «Хоровая студия» реализуемой в рамках внеурочной деятельности «умение учиться» формируется в процессе включения школьников в активную музыкально-исполнительскую деятельность, а также за счет расширения знаний о музыке и музыкантах в целом. Актуальность реализации данной программы внеурочной деятельности обусловлена тем, что происходит сближение результатов с требованиями жизни. Основная цель программы - приобщение через музыку и хоровое пение к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Занятия в хоровой студии, прежде всего, способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки и в частности, хорового пения, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, дают возможность для формирования первоначальных этических представлений, нравственности.  творческое мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_horovoy_studii_3d_na_attestatsiyu.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44»   

           

        

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок «Хоровая студия»

программа реализуется в течение 4 лет

для учащихся начальной школы (1 – 4 классы,  7 – 10 лет)

                       

 

                                                      Составитель: учитель начальных классов Дарханова Э.Д

Пояснительная записка

 Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности.

Современный мир меняется каждый день, каждый час. Люди должны ориентироваться в этом мире, успевать жить в его быстром темпе. Знания, когда-то полученные в школе, устаревают, т.к. объем информации постоянно увеличивается. Образование тоже «идет в ногу со временем», и теперь, результатами обучения являются не конкретные знания, а само умение учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования направлен на формирование личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий. УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая его культурную идентичность, социальную информированность и грамотность, толерантность, способность к самостоятельному получению и овладению новых знаний и умений. Проще говоря, в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех элементов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции). Именно эта система действий обеспечивают способность ребенка к организации самостоятельной учебной деятельности, что является важным в современном мире, идущим быстрыми шагами вперед. Очень важно закладывать это «умение учиться» еще в начальной школе, мотивировать детей к познавательной деятельности, сотрудничеству, формировать нравственные законы поведения. Потому что задача основного общего образования - развить и усовершенствовать универсальные учебные действия, заложенные в начальной школе. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные возможности для их формирования, связанные со спецификой и содержанием этого предмета. В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей школе  есть хоровая студия. Считаю, пение в хоре достаточно интересным и нужным занятием для развития личности ребенка в целом. С помощью пения в хоре дети порой выражают эмоции, которые не решаются выразить в повседневной жизни, у них развиваются творческие способности и творческое мышление. Хор - это коллектив, где каждый хорист - равноправный участник. В хоровом коллективе всех связывает одно - любовь к хоровому пению. Хоровое пение как вид искусства направлено на обращение к внутреннему миру человека, личности. Искусство – это область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие ребенка и его приобщение к высшим духовным ценностям. В рамках музыкально - хоровой деятельности – это осознание национальной принадлежности в процессе освоения образцов отечественной музыкальной культуры, формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями; представлений о нравственных нормах, развитие эмоциональной отзывчивости на основе восприятия произведений музыкальной классики, их коллективного обсуждения; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Например, в разработанной мною программе «Хоровая студия»,

реализуемой в рамках внеурочной деятельности «умение учиться» формируется в процессе включения школьников в активную музыкально-исполнительскую деятельность, а также за счет расширения знаний о музыке и музыкантах в целом. Актуальность реализации данной программы внеурочной деятельности обусловлена тем, что происходит сближение результатов с требованиями жизни.

Основная цель программы - приобщение через музыку и хоровое пение к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Занятия в хоровой студии, прежде всего, способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки и в частности, хорового пения, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, дают возможность для формирования первоначальных этических представлений, нравственности. Поэтому особое значение уделяется выбору музыкального репертуара для детей, занимающихся хоровой студии. Конечно, он должен соответствовать возрасту и пониманию детей, их исполнительским возможностям, учить чему-то новому, а самое главное – быть разнообразным и высокохудожественным. На занятиях хоровой студии использую народные песни, музыку русских композиторов.  В репертуаре хора есть как классические образцы музыки, так и эстрадные, но все они отражают различные жизненные темы – война, любовь к родине, труду, добро и зло. Например, в работе с детьми над песней В. Соловьева-Седого «Баллада о солдате», формируются личностные УУД через прослеживание судьбы солдата, его действий, поступков и мыслей. Дети сравнивают свое «Я» с героем этой песни, выражают отношение к музыкальному произведению. Естественно, это отражается в интерпретации исполнения данной музыки. Более распевно мы исполняли второй куплет, опираясь на слова песни «пел солдат, глотая слезы, пел про русские березы», третий куплет - чеканно и жестко, тем самым обозначая кульминацию музыки и сражение солдата с врагами, и последний куплет - затаенно, как первый, потому-то в нем повторяются слова «в серой шинели рядового шел солдат». В этой песне мы с детьми использовали выразительные жесты для передачи настроения музыки, жесты простые, но очень яркие. Для передачи значимости момента на словах «слуга отчизны» и «во имя жизни» в четвертом куплете поднимали правую руку вверх и вперед. Работая над образом, дети и внешне пытались передать облик солдата. Во время исполнения песни они стояли неподвижно, с прямой головой, смотрящей целеустремленно вперед. Создание образа музыки является очень важным моментом в работе с хором. Дети сами приходят к мысли о том, как надо петь ту или иную фразу, куплет, какую эмоцию донести до зрителя. Учитель лишь наталкивает их на правильный ответ. Продуктивности работы над выразительностью исполнения произведения, передаче его художественного замысла способствует использование эмоционально-художественных прикладных технологий. Это проявляется в том, что с первых уроков разбора хорового произведения начинается процесс по выявлению в нём музыкальных фраз, кульминационного момента. Выразительно читается текст, обсуждается его содержание. Всё это необходимо для выработки у детей музыкального мышления, позволяющего в дальнейшем наиболее точно и выразительно передать образный строй исполняемого произведения. Учащимся необходимо достаточное время, чтобы до конца «вжиться» в раскрываемый образ, понять самим и передать слушателям художественный замысел автора. Хор – это коллектив детей, детей разных, каждый из которых имеет свое мнение и точку зрения. В силу своего возраста многие дети обижаются, если их точку зрения не разделяют товарищи. В процессе обсуждения образа и работы над произведением мы учимся сотрудничать друг с другом и учителем, слушать и слышать друг друга, уважать мнение товарищей. Технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в субъективных отношениях педагога и ребёнка. Совместно с детьми мы вырабатываем цели, содержание, даем оценки нашей работе. В конце каждого занятия хор закрепляет полученные навыки в результате работы над произведением исполнением выученного отрывка или фрагментов музыки. После этого ребята оценивают свое исполнение: что получилось, а над чем еще предстоит работать. Оценивание работы хора в целом происходит и после каждого концертного выступления. На занятии часто использую прием, когда предоставляется заведомо хорошо интонирующему и поющему ученику возможность продемонстрировать выученный момент песни. Ребята оценивают его пение и закрепляют слуховые восприятия. Данная технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие умения видеть результат своих действий, контролировать себя и находить ошибки. Она формирует регулятивные универсальные учебные действия, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои выводы. В свою очередь, воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. Иногда использую в работе хорового коллектива профессионально- ролевые технологии. Их содержание сводится к тому, что учащимся (только по их личному желанию) предлагается выступить в роли дирижёра хора, как правило, это старшие дети. Им предлагается оценить пение какого-то фрагмента песни исполненного хором. Такая работа над образом в процессе разучивания произведения реализует технологию проблемного обучения, где ребята пытаются совместно с педагогом найти решение поставленных музыкальных задач. В процессе обучения искусству пения дети ищут музыкальные краски для создания образа произведения, подбирают движения для усиления эмоций, сравнивают и дают оценку своему пению и пению своих товарищей. Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, а именно - компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Использование ИКТ на занятиях хора расширяет интересы учащихся, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков. Эффективным является использование видеозаписей фрагментов разного рода постановок, исполнения разных коллективов и т.д.

Эстрадный репертуар хор исполняет на концертах под фонограмму (минус). Применение современных технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор, аудио и видеоаппаратура) позволяет сделать обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Эффективность воспитательного процесса повышает личностно - ориентированный подход к ученику. В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями: одни уравновешенные, другие легковозбудимые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, требующие большого внимания. Главная задача учителя – не только бережное воспитание голоса каждого учащегося, но и комплексное развитие музыкальных и не только музыкальных способностей, заложенных в человеке. Не каждый ученик обладает чутким слухом и чисто интонирует в хоре. Поэтому в концертах принимают участие не все дети хоровой студии, хотя посещают ее практически все. Выступать хотят большинство детей, особенно в таких мероприятиях, на которые приходят их родители.  Совместно с хореографом создаются комплексные номера, в которых одновременно поет хор, и танцуют дети, как хореографической студии, так и все желающие в принципе. На занятиях хоровой студии мы создаем своеобразные проекты. Работа над вокалом на занятии в хоровой студии плавно перерастает  в работу дома, где каждый ребенок создаёт для себя костюм совместно со своими родителями. В исполнении каждого  номера  используются  стилизованные движения, поэтому номера  яркие и запоминающиеся. Каждый ребенок здесь проявляет свою индивидуальность, творчество, получает массу положительных эмоций. В заключении хочу сказать, что хоровая деятельность - осмысленная, творческая духовная деятельность, которая развивает эстетический вкус. Она транслирует духовно-нравственный опыт общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов. Занятия в хоре творчески развивают детей, помогают проявиться индивидуальности, научиться самооценке, а интересные формы работы и сотрудничества с детьми открывают в них желание к познавательной деятельности, приобретению новых знаний и формируют положительное отношение к учению. Самое главное деятельности учителя в формировании личностных универсальных учебных действий, помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни.

Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Главная задача – добиться унисонного звучания.

Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.

Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух.Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.

Занятия проводятся в форме групповой работы.

1год обучения – 33 часа. (1 раз в неделю по 1 ч.)

2год обучения – 34 часов(1раз в неделю по 1 ч.)

3год обучения – 34 ч (1раз в неделю по 1 ч.)

4год обучения – 34 ч (1раз в неделю по 1 ч.)

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом

Цель программы: Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.        Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.

Задачи программы.

Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:

  • формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся.
  • воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
  • освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  • овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);

Программа предусматривает  связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.

 Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

 Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, индивидуального стиля  каждого композитора.

 Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

 Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

 Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

 Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной  деятельности. Имеет место варьирование.

  2. Учебно-тематический план

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеаудиторные

1.

2.

3.

4.

I  год обучения

Введение.

Вокально-хоровая работа.

Музыкально-теоретическая подготовка

Концертная деятельность

1

15

12

5

1

12

15

-

-

-

-

5

Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете. Выработка правильной осанки при пении. Распевания.

Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому  произведению.

Нахождение образа.

Концертные выступления.

Формирование культуры исполнительской деятельности.

Итого:

33

28

5

1.

2

3.

4.

5.

6.

II год обучения

Пение как вид искусства

Музыкальные термины и понятия.

Развитие ритмического слуха.

Развитие певческих способностей.

Средства музыкальной выразительности.

Концертная деятельность

5

3

4

6

10

6

5

3

4

6

10

-

-

-

-

-

-

6

Дыхательные упражнения для укрепления диафрагмы. Изучение музыкальных терминов и понятий. Ритмические упражнения. Определение длительностей.

Выполнение простых ритмических рисунков.

Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому  произведению.

Нахождение образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Концертные выступления.

Итого:

34

28

6

1.

2

3.

4.

5.

6.

III год обучения

Выработка певческих навыков.

Развитие чувства ритма.

Вокальная речь.

Музыкальная форма.

Развитие чувства лада.

Концертная деятельность

8

4

4

4

4

10

8

4

4

4

4

-

-

-

-

-

-

10

Упражнения на дыхание.

Изучение музыкальных терминов и понятий.

Формирование культуры исполнения произведений. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому  произведению.

Нахождение образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Концертные выступления.

Итого:

34

24

10

1.

2

3.

4..

5.

6.

IV год обучения

Выработка певческих навыков.

Развитие чувства ритма.

Вокальная речь.

Музыкальная форма.

Развитие звукового слуха и чувства лада.

Концертная деятельность

8

4

3

4

4

11

8

4

3

4

4

-

-

-

-

-

-

11

Созвучность голосов в групповом исполнении.

Упражнения на развитие вокальной техники Постановка голоса. Выработка певческих навыков. Развитие культуры вокальной речи.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание.

Формирование культуры исполнения произведений. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому  произведению.

Нахождение образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Творчество и импровизация.

Концертные выступления.

Итого:

34

23

11

5. Формы и виды контроля

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы  проверки:

-беседа по пройденному материалу;

- самостоятельная работа;

- выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)

- участие в итоговом отчетном концерте.

Занятия в хоровом классе проходят раз в неделю, продолжительностью 1 урок. Каждый урок следует проводить целенаправленно, при максимальной активности и внимании детей. Он должен включать в себя различные виды работы, развитие различных вокально-хоровых навыков.  И, хотя, работая со всем коллективом, очень трудно заниматься индивидуальной работой, следует практиковать исполнение отдельных отрывков маленькими группами и по одному, записывать на магнитофон пение, с дальнейшим прослушиванием.

На каждом занятии необходимо следить за правильной певческой установкой  и чередовать пение сидя с пением стоя, не допускать пения на связках, крика и следить за физическим состоянием детей, не допуская утомляемости.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Месяц

Название песни

Концертная деятельность

Сентябрь

 « Бескозырка белая»

« Раз морозною зимой»

 « Осень наступила»

Экскурсия для первоклассников

Октябрь

 « Бескозырка белая»

« Раз морозною зимой»

 « Осень наступила»

Ноябрь

 « Песня первоклассника»

« Гимн школы»

 « Замела метелица» «То берёзка, то рябина»

День открытых дверей для родителей

Декабрь

« Моя Россия»

« То ли ещё будет»

« Эх, путь дорожка

Новогодний концерт.

Январь

« Солнечный круг»

«Служить России»

«Раненая птица»

«Бой часов»

Концерт « Новый год»

Февраль

« Если с другом вышел в путь»

« Мир, который нужен мне»

«Баллада о солдате»

Концерт, посвященный мамам.

Март

«Крылатые качели»

«До чего дошёл прогресс»

Битва хоров.

Апрель

Постановка современных танцев

Выступление в школе

Май

Разучивание бурятского ёхора

Выступление – поздравление выпускников школы 25 мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированная программа театральной студии "Мини-театр"

Цель программы: развитие личности ребёнка путём интеграции содержания предмета "Литературное чтение " с содержанием занятий театральной студии.Задачи программы:-формирование духовно-ценностных ориента...

Вводное занятие в образовательную программу вокальной студии "Созвездие"

Занятие разработано в разделе авторской образовательной программы вокальной студии "Созвездие"  для учащихся 2-4 классов. Тема занятия "Путешествие в страну Звукляндию". К занятию прилагаются пам...

ПРОГРАММА театральной студии «Карусель»

Введение театрального искусства в начальную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышен...

Программа детской студии эстрадного пения "Вдохновение"

Программа написана для вокальных эстрадных ансамблей и солистов. В Программе подробно прописана диагностика. Отдельновыделенп работа с одаренными детьми и работа по сохранению и укреплению здоровья де...

Образовательная программа цирковой студии "Надежда"

Программа обучения детей от 6 до 16 лет цирковому искусству....

Учебно-методическое пособие к программе "Изобразительная студия"

Целью данной работы является ознакомление с историей возникновения игрушки, основными элементами ее росписи. Нравственно эстетическое воспитание личности, способной свободно ориентироваться в ку...