Выступление на семинаре по теме: "Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе".
консультация на тему

Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе.

Набирая первый класс, каждый учитель сталкивается с тем, что дети приходят разного уровня развития, подготовки к школе, с разными интересами. И перед учителем стоит цель учить ребенка так, что бы он работал в полную меру своих сил,  прочно усваивал программный материал, успешно развивался. В этом поможет дифференцированное обучение. Что же такое дифференцированное обучение – это подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

С чего же начинать работу учителю? Прежде всего, с диагностики.

Стартовая диагностика помогает выявить реальный запас умений и навыков ребенка, общий уровень развития. В своей работе я использую рабочую тетрадь «Школьный старт» автор: Битянова М.Р.

Представленные в ней методики позволяют установить:

- владение основными компонентами деятельности;
– интеллектуальную готовность;

– развитие устной речи;

– фонетический слух;

Но каждый учитель сталкивается с тем, что дети с одинаковой предметной подготовкой по-разному продолжают осваивать школьный курс. Почему? Кроме интеллектуального развития дети различаются  психологическим качествами.

Все дети отличаются особенностями своего поведения: одни - активны, подвижны, эмоциональны, другие – спокойны, медлительны, замкнуты, т.е. дети с разным темпераментом.

Как же учить таких разных с педагогической и психологической точки зрения детей?  На мой взгляд, одна из самых продуктивных форм организации обучения является технология парного и группового обучения.

Традиционно, учитель делит класс на три группы: «сильные», «средние», «слабые» давая разноуровневые задания. Но, бывают ситуации, когда в одной группе работают дети холерического и меланхолического  темперамента. Работу в этой группе не назовешь дружной, слаженной, т.к. у детей разная активность, эмоциональность и моторика.

Поэтому учителю, работая в сотрудничестве с психологом, необходимо составить психологический портрет каждого ученика своего класса. И при подготовке к уроку учитывать особенности психологического склада. Например: сангвиников нужно всегда держать «под контролем», так как ребёнок – сангвиник самостоятельно (без контрольно) заниматься не будет. Хотя эти дети быстро включаются в работу, могут справляться с несколькими заданиями одновременно, но нужно давать четкие дисциплинарные требования и временные рамки, чтобы положительные качества не переросли в поверхностность и непостоянство.

Для детей – холериков готовлю дополнительный материал, чтобы они постоянно были заняты работой. Стараюсь чаще чередовать виды деятельности. Хвалю за старание, терпение.

Давая задания детям флегматического темперамента, отпускаю больше времени на подготовку, настрой к работе, так как эти дети долго включаются в работу. Делают и запоминают медленно, но основательно. Таких учеников нельзя торопить «подталкиванием», окриком, так как от этого он будет работать еще медленнее, сомневаясь в своих силах. Но стимулировать к более быстрому темпу работы необходимо.  Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

И очень деликатно, бережно надо общаться с меланхоликами. Нужно поощрять устные ответы, просто рассказы ребенка, желание сказать о своих чувствах, переживаниях, проблеме. Зачастую это очень «закрытые» дети. Они переживают за допущенные ошибки, но в то же время обладают высоким уровнем самоконтроля. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому говорить им об их недостатках нужно очень мягко, деликатно, иначе они потеряют веру в себя.

Учитель не должен пытаться изменить темперамент ребенка, но он может способствовать развитию положительных сторон каждого темперамента. А так же корректировать отрицательные качества.

Дифференцированной должна быть и помощь ребёнку. Дозированная помощь – это один из наиболее эффективных способов включения учащихся в продуктивную учебную деятельность.

Среди видов помощи можно выделить три основных: стимулирующую, направляющую и обучающую.

Первый вид помощи: стимулирующая помощь. Необходимость в этом виде помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания, или когда работа завершена, но выполнена не верно. Если есть проблемы с началом выполнения задания, то помощь заключается в дополнительном стимулировании деятельности, которое может выражаться в зависимости от особенностей ребенка: в одобрении, разъяснении полученного задания, помощи в организации деятельности. Можно спросить, понял ли он задание, и если нет - разъяснить его.

А если работа выполнена неверно – это указание на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Учитывая особенности ребенка, учитель может сделать область поиска более широкой или наоборот узкой. Например, ученик допустил ошибку при списывании, можно указать в каком предложении допущена ошибка или сколько допущено ошибок,  а можно указать конкретно в каком слове. 

Второй вид помощи: направляющая помощь.

Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда стимулирующая оказалась неэффективной. Учитель указывает ребенку путь, который может привести к выполнению работы или исправлению ошибки, актуализирует те знания ребенка, которые позволяют достичь успеха. Например, допущена ошибка в правописании безударной гласной, учитель может предложить подобрать однокоренное слово.

 Третий вид помощи: обучающая помощь.

Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Если ребенок не знает как написать слово с безударной гласной или не видит свою ошибку вместе с ребенком обратиться к алгоритму проверки безударных гласных,  и проверить данное слово.

Реализуется и диагностическая функция дифференцированного подхода. Ставя перед ребенком учебные задачи, ориентированные на зону ближайшего развития и вводя при этом дозированную помощь, учитель получает возможность выявить, где находится эта зона у конкретного ребенка, позволяет обеспечить успех каждого ребенка на уроке, что само по себе является источником желания учиться.

Можно провести дополнительные тесты по выявлению особенностей памяти, внимания, мышления, восприятия. В этом мне помогает книга нейропсихолога  Еремеевой Валентины Дмитриевны «Мальчики и девочки. Учить по - разному, любить по- разному».

В заключении, хочется сказать, что дифференцированный поход в обучении – это многогранный процесс, который включает в себя интеллектуальные, психологические возможности ребенка и даже черты характера. Знание этих особенностей обеспечивает дальнейшее индивидуальное развитие ребёнка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе.

Набирая первый класс, каждый учитель сталкивается с тем, что дети приходят разного уровня развития, подготовки к школе, с разными интересами. И перед учителем стоит цель учить ребенка так, что бы он работал в полную меру своих сил,  прочно усваивал программный материал, успешно развивался. В этом поможет дифференцированное обучение. Что же такое дифференцированное обучение – это подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

С чего же начинать работу учителю? Прежде всего, с диагностики.

Стартовая диагностика помогает выявить реальный запас умений и навыков ребенка, общий уровень развития. В своей работе я использую рабочую тетрадь «Школьный старт» автор: Битянова М.Р.

Представленные в ней методики позволяют установить:

- владение основными компонентами деятельности;
– интеллектуальную готовность;

– развитие устной речи;

– фонетический слух;

Но каждый учитель сталкивается с тем, что дети с одинаковой предметной подготовкой по-разному продолжают осваивать школьный курс. Почему? Кроме интеллектуального развития дети различаются  психологическим качествами.

Все дети отличаются особенностями своего поведения: одни - активны, подвижны, эмоциональны, другие – спокойны, медлительны, замкнуты, т.е. дети с разным темпераментом.

Как же учить таких разных с педагогической и психологической точки зрения детей?  На мой взгляд, одна из самых продуктивных форм организации обучения является технология парного и группового обучения.

Традиционно, учитель делит класс на три группы: «сильные», «средние», «слабые» давая разноуровневые задания. Но, бывают ситуации, когда в одной группе работают дети холерического и меланхолического  темперамента. Работу в этой группе не назовешь дружной, слаженной, т.к. у детей разная активность, эмоциональность и моторика.

Поэтому учителю, работая в сотрудничестве с психологом, необходимо составить психологический портрет каждого ученика своего класса. И при подготовке к уроку учитывать особенности психологического склада. Например: сангвиников нужно всегда держать «под контролем», так как ребёнок – сангвиник самостоятельно (без контрольно) заниматься не будет. Хотя эти дети быстро включаются в работу, могут справляться с несколькими заданиями одновременно, но нужно давать четкие дисциплинарные требования и временные рамки, чтобы положительные качества не переросли в поверхностность и непостоянство.

Для детей – холериков готовлю дополнительный материал, чтобы они постоянно были заняты работой. Стараюсь чаще чередовать виды деятельности. Хвалю за старание, терпение.

Давая задания детям флегматического темперамента, отпускаю больше времени на подготовку, настрой к работе, так как эти дети долго включаются в работу. Делают и запоминают медленно, но основательно. Таких учеников нельзя торопить «подталкиванием», окриком, так как от этого он будет работать еще медленнее, сомневаясь в своих силах. Но стимулировать к более быстрому темпу работы необходимо.  Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

И очень деликатно, бережно надо общаться с меланхоликами. Нужно поощрять устные ответы, просто рассказы ребенка, желание сказать о своих чувствах, переживаниях, проблеме. Зачастую это очень «закрытые» дети. Они переживают за допущенные ошибки, но в то же время обладают высоким уровнем самоконтроля. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому говорить им об их недостатках нужно очень мягко, деликатно, иначе они потеряют веру в себя.

Учитель не должен пытаться изменить темперамент ребенка, но он может способствовать развитию положительных сторон каждого темперамента. А так же корректировать отрицательные качества.

Дифференцированной должна быть и помощь ребёнку. Дозированная помощь – это один из наиболее эффективных способов включения учащихся в продуктивную учебную деятельность.

Среди видов помощи можно выделить три основных: стимулирующую, направляющую и обучающую.

Первый вид помощи: стимулирующая помощь. Необходимость в этом виде помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания, или когда работа завершена, но выполнена не верно. Если есть проблемы с началом выполнения задания, то помощь заключается в дополнительном стимулировании деятельности, которое может выражаться в зависимости от особенностей ребенка: в одобрении, разъяснении полученного задания, помощи в организации деятельности. Можно спросить, понял ли он задание, и если нет - разъяснить его.

А если работа выполнена неверно – это указание на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Учитывая особенности ребенка, учитель может сделать область поиска более широкой или наоборот узкой. Например, ученик допустил ошибку при списывании, можно указать в каком предложении допущена ошибка или сколько допущено ошибок,  а можно указать конкретно в каком слове.

Второй вид помощи: направляющая помощь.

Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда стимулирующая оказалась неэффективной. Учитель указывает ребенку путь, который может привести к выполнению работы или исправлению ошибки, актуализирует те знания ребенка, которые позволяют достичь успеха. Например, допущена ошибка в правописании безударной гласной, учитель может предложить подобрать однокоренное слово.

Третий вид помощи: обучающая помощь.

Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Если ребенок не знает как написать слово с безударной гласной или не видит свою ошибку вместе с ребенком обратиться к алгоритму проверки безударных гласных,  и проверить данное слово.

Реализуется и диагностическая функция дифференцированного подхода. Ставя перед ребенком учебные задачи, ориентированные на зону ближайшего развития и вводя при этом дозированную помощь, учитель получает возможность выявить, где находится эта зона у конкретного ребенка, позволяет обеспечить успех каждого ребенка на уроке, что само по себе является источником желания учиться.

Можно провести дополнительные тесты по выявлению особенностей памяти, внимания, мышления, восприятия. В этом мне помогает книга нейропсихолога  Еремеевой Валентины Дмитриевны «Мальчики и девочки. Учить по - разному, любить по- разному».

В заключении, хочется сказать, что дифференцированный поход в обучении – это многогранный процесс, который включает в себя интеллектуальные, психологические возможности ребенка и даже черты характера. Знание этих особенностей обеспечивает дальнейшее индивидуальное развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика.

Статья. Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика....

Безотметочное оценивание в начальной школе- стимул для максимального развития каждого ученика в ссответствии со склонностями, интересами и возможностями

Безотметочное оценивание является одной из важных проблем при работе в 1 классе . Эта статья поможет учителю оценивать детей в соответствиями с требованиями ФГОС....

Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"

Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"...

Статья "Дифференцированный подход в обучении - способ развития каждого ученика"

Дифференцированный подход в обучении - это важнейший принцип воспитания и обучения.Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной систем...

СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни обучающихся, раскрывает содержание деятельности учителей начальных классов в данном направлении....